Понятие инновационного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 18:10, контрольная работа

Описание работы

Инновационный менеджмент - особое направление менеджмента, взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами. Инновационный менеджмент призван обеспечивать эндогенную гармонизацию - согласование всех внутренних структурных элементов, и экзогенную гармонизацию - согласование предприятия как целостной структуры с внешней средой. Вырабатывает способы, методы, механизмы управления, соответствующие виду инновации.

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

Понятие инновационного менеджмента.

    

     Инновационный менеджмент - особое направление менеджмента, взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами. Инновационный менеджмент призван обеспечивать эндогенную гармонизацию - согласование всех внутренних структурных элементов, и экзогенную гармонизацию - согласование предприятия как целостной структуры с внешней средой. Вырабатывает способы, методы, механизмы управления, соответствующие виду инновации.

     В состав системы инновационного менеджмента включены подсистемы: научного сопровождения, целевая, обеспечивающая, управляемая и управляющая, которые в свою очередь образуют внутреннюю среду фирмы.

     Подсистема научного сопровождения  будет состоять из таких частей, как:

     1) научные подходы к инновационному  менеджменту;

     2) функции и методы менеджмента. 

     Научный подход состоит из системного, структурного, маркетингового, функционального, воспроизводственного, нормативного, комплексного, интеграционного, динамического, процессного, количественного, административного, поведенческого, ситуационного подходов.

     Функции менеджмента:

1) планирование;

2) организация;

3) мотивация;

4) контроль.

     Методы менеджмента:

1) организационные;

2) административные;

3) экономические;

4) социально-психологические.

     Целевая подсистема состоит из формирования портфелей новшеств и инноваций.

     Формирование портфеля новшеств содержит научные разработки, изобретения, патенты, ноу-хау и другие новшества. Новшества бывают покупными, собственной разработки, могут накапливаться в собственном фонде, внедряться в собственном производстве или продаваться.

     Создание портфеля инноваций – это стратегический план реализации новшеств и инноваций (покупных и собственной разработки).

     Вслед за анализом параметров  целевой подсистемы надо определить  эффективность дальнейшего функционирования  фирмы. Следом за анализом окружения фирмы и образования целевой подсистемы нужно установить параметры обеспечивающей подсистемы.

     Обеспечивающая подсистема анализирует  количество, качество, сроки поставок, поставщиков сырья, материалов, комплектующих  изделий и иного, необходимых для решения задач целевой подсистемы. Для достижения конкурентоспособного «выхода» системы требуется найти конкурентоспособных поставщиков. Если используются неконкурентоспособные составляющие «входа» при любом уровне техники, технологии и организации процессов, нельзя произвести конкурентоспособный товар.

     Управляемая подсистема, входящая  в систему менеджмента инноваций,  состоит из определенных составляющих  по созданию и внедрению инноваций  по стадиям их жизненного цикла:  это стратегический маркетинг; НИОКР; организационно-технологическая подготовка производства и внедрения инноваций; производство инноваций; сервис инноваций.

     Управляющая подсистема несет  ответственность за все происходящие  процессы в системе инновационного  менеджмента. К составляющим подсистемы относят: управление персоналом, разработку управленческого решения, координацию выполнения инновационных проектов. Именно эти компоненты обусловливают качество всех остальных подсистем системы менеджмента инноваций.

     Инновационный менеджмент определяют как систему управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими и происходящими в процессе внедрения инноваций.

     Сущность инновационного  менеджмента заключается в том, что инновация является объектом, на который производит воздействие хозяйственный механизм. Хозяйственный механизм воздействует и на порядок создания, реализации, продвижения инноваций (нововведений), и на экономические отношения, происходящие между всеми участниками данного процесса: производителями, продавцами и покупателями инноваций.

     Влияние хозяйственного процесса  на инновации происходит на  основе и при помощи определенных  приемов и особой стратегии  управления. Вместе эти приемы  и стратегия создают своеобразный  механизм управления инновациями – инновационный менеджмент.

      Управление инновациями – это довольно новая отрасль в управленческой деятельности в таких сферах, как научно-техническая, производственно-технологическая и административная. Инновационный менеджмент базируется на следующих основополагающих моментах:

     1) в поиске идеи, служащей фундаментом для данной инновации. Отправными источниками инновационных идей являются потребители; ученые (разработки); конкуренты (изучение потребительского спроса); торговые агенты; дилеры; работники предприятия;

     2) в способе организации инновационного процесса для определенной инновации;

     3) в процессе продвижения и реализации нововведений на рынке.

     Инновационный менеджмент  содержит стратегию  и тактику управления.

     Стратегия дает возможность выбрать общую направленность и метод применения средств для достижения поставленной конечной цели. После достижения поставленной цели стратегия прекращает свое существование, на ее смену приходит тактика.

     Тактика – это определенные методы и приемы для претворения в жизнь намеченной цели уже в определенных конкретных условиях. Задачей тактики инновационного менеджмента можно назвать искусство выбора оптимального решения и приемов достижения этого решения, наиболее выгодных в данной ситуации.

     Инновационный менеджмент – это система управления предприятием. В этом ракурсе система инновационного менеджмента включает в себя две подсистемы: управляющую подсистему (субъект управления) и управляемую подсистему (объект управления).

     Субъектом управления могут быть  один или группа работников, проводящих  целенаправленное управление функционированием  объекта управления. Объектами управления  в данном случае будут инновации,  инновационный процесс и экономические  отношения между участниками рынка инноваций.

     Связь субъекта управления с  объектом будет происходить посредством  передачи информации. Именно эта  передача информации является  процессом управления.

     Инновационный менеджмент выполняет  функции, которые предопределяют  формирование структуры системы управления предприятием при осуществлении инновационного процесса.

     Существуют два  типа функций менеджмента  инноваций:

     I. функции субъекта управления, т. е. субъектом управления будет один или группа работников, проводящих целенаправленное управление функционированием объекта управления;

     II. функции объекта управления, т. е. объектом управления в этом конкретном случае будут и инновации, и инновационный процесс, и экономические отношения между всеми задействованными участниками рынка инноваций. Функции субъекта управления:

1) функция прогнозирования – предполагает разработку на длительную перспективу кардинальных изменений технико-технологического и экономического состояния объекта управления в целом и всех его различных систем и подсистем;

2) функция планирования – предполагает объединить в себе весь комплекс работ по выработке плановых заданий в инновационном процессе и по воплощению их в жизнь;

3) функция организации – предполагает объединить людей, совместно внедряющих инновационную и инвестиционную программы на базе каких-либо правил и процедур;

4) функция регулирования – воздействие на объект управления для получения состояния стабильности технико-технологической и экономической систем;

5) функция координации – предполагает координацию согласованности работ всех участков системы управления, аппарата управления и отдельных специалистов;

6) функция стимулирования – предполагает побуждение и стимуляцию работников;

7) функция контроля – предполагает проверку организации в момент внедрения процесса инноваций на разных его этапах, плана создания, реализации инноваций и т. п.

     Функции объекта  управления:

1) рисковое  вложение капитала в инновационный  проект;

2) организация  инновационного процесса при  внедрении инновационного проекта;

3) организация  продвижения инноваций на рынке  и ее диффузии.

     Функция рискового вложения капитала  отчетливо проявляется в организации  венчурного финансирования инвестиций  на рынке инноваций. Вложение  капитала в новый продукт или  в новую операцию всегда связано с неопределенностью, с огромным риском. Следовательно, оно всегда осуществляется через создание инновационных венчурных фондов. Содержанием функции организации инновационного процесса будет рациональная организация инновационной деятельности по созданию, реализации и распространению нового продукта или новой услуги.

     В мировой экономической литературе  инновация – это превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

     Термин инновация стал активно  использоваться в исследованиях  переходной экономики России  как самостоятельно, так и для  обозначения ряда родственных понятий: инновационная деятельность, инновационный процесс, инновационное решение и т. п.

     По признаку содержания или  внутренней структуры выделяют  инновации технические, экономические,  организационные, управленческие  и др.

    Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п.

     Методология системного описания  инноваций в условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах.

     В соответствии с ними под  инновационной деятельностью понимается вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технический достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности. Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям.

     В статистике выделяются следующие  основные виды инновационной деятельности:

• исследования и разработки;

• технологическая подготовка и организация производства, охватывающие приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества, необходимых для изготовления нового продукта или методов их производства (передачи);

• пуск производства и предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования, а также пробное производство, если предполагается дальнейшая доработка конструкции;

Информация о работе Понятие инновационного менеджмента