Понятие и виды конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 21:46, реферат

Описание работы

Конкуренция носит не только ценовой, когда покупатель привлекается более низкой ценой, но и неценовой характер, при котором она разворачивается на фоне гарантий, сервиса, повышения качества товаров, маркетинговых услуг.
Конкуренция может проявляться в двух видах:
совершенной конкуренции – системе свободного, никем и ничем не ограниченного ценообразования;
несовершенной конкуренции, при которой эти условия не соблюдаются.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
Понятие конкуренции………………………………………………4-5
Совершенная конкуренция………………………………………....6-7
Несовершенная конкуренция………………………………………...8
Монополистическая конкуренция………………………...9-10
Олигополия………………………………………………..11-12
Монополия………………………………………………...13-14
Заключение…………………………………………………………..15
Список литературы………………………………………………….16

Работа содержит 1 файл

Понятие и виды конкуренции Р..doc

— 130.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное учреждение высшего профессионального  образования

«Тамбовский Государственный университет им. Г. Д. Державина»

Академия  социальных и образовательных технологий 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему: « Понятие и виды конкуренции» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка 2 курса

Очной формы  обучения специальности психологии

Алейникова  Елена 

Проверила: кандидат экономических наук, доцент

 Какушкина  М. А. 
 
 
 
 
 
 
 

Тамбов 2011

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………….3
  2. Понятие конкуренции………………………………………………4-5
  3. Совершенная конкуренция………………………………………....6-7
  4. Несовершенная конкуренция………………………………………...8
    1. Монополистическая конкуренция………………………...9-10
    2. Олигополия………………………………………………..11-12
    3. Монополия………………………………………………...13-14
  5. Заключение…………………………………………………………..15
  6. Список литературы………………………………………………….16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

В основе взаимодействия продавцов и покупателей  лежит конкуренция. Конкуренция  – соперничество между участниками  рыночной экономики за лучшие результаты торговли и рынки сбыта.

     Конкуренция обеспечивает взаимодействие спроса и  предложения и уравновешивает рыночную цену. Она находится в прямой зависимости  от числа рыночных агентов: чем их больше, тем трудней отдельным  продавцам и покупателям влиять на цену.

     Конкуренция носит не только ценовой, когда покупатель привлекается более низкой ценой, но и неценовой характер, при котором  она разворачивается на фоне гарантий, сервиса, повышения качества товаров, маркетинговых услуг.

     Конкуренция может проявляться в двух видах:

  • совершенной конкуренции – системе свободного, никем и ничем не ограниченного ценообразования;
  • несовершенной конкуренции, при которой эти условия не соблюдаются.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие конкуренции

Конкуренция – это исходная категория, характеризующая сущность рыночной экономики. Имеется несколько определений этого понятия. Приведем некоторые из них:

  1. Конкуренция – состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (Закон о конкуренции на товарных рынках).

Соответственно, конкуренция на рынке финансовых услуг – состязательность между финансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг (За кон о конкуренции на финансовых рынках).

Такое определение конкуренции предполагает, что:

  • участниками рынка являются только хозяйствующие субъекты (предприятия, организации);
  • конкуренция присуща только совершенному рынку. Ни то, ни другое не является обоснованным, так как:
  • важнейшую роль в конкуренции играет рынок потребительских товаров (услуг), где активными участниками рынка на стороне покупателей выступают различные социальные группы населения;
  • наиболее интенсивная конкуренция реально имеет место в условиях достаточно «широкой» олигополии.

2. Конкуренция – борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.

Это определение  предполагает только конкуренцию продавцов (предложение превышает спрос), имеющую  место при олигополии в условиях развитой рыночной экономики.

3. Конкуренция – это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства. Продавцы и покупатели конкурируют между собой, чтобы добиться каждый своей цели за счет конкурентов (продавцы – более высокой прибыли; покупатели – более высокой полезности). Цена, установившаяся в ходе конкурентной борьбы, выполняет функцию регулирования спроса и предложения. В процессе соперничества на рынке заключаются сделки и изменяются доли участия в рыночной сфере.

В этом неформальном определении понятие конкуренции раскрывается более содержательно, так как оно предполагает как совершенный, так и несовершенный рынок и содержит указания о характере соперничества участников рынка, целевой направленности и функциях конкуренции. 
 
 
 
 
 
 

Совершенная конкуренция

Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

Признаки  совершенной конкуренции:

  • бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей
  • однородность и делимость продаваемой продукции
  • отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка
  • высокая мобильность факторов производства
  • равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров)

В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция.

В некоторых  странах одним из широко используемых видов недобросовестной конкуренции  является дача взяток в явном и неявном виде различным представителям государства в обмен на различного рода преференции.

Давид Рикардо выявил закономерную в условиях совершенной конкуренции тенденцию к снижению экономической прибыли каждого из продавцов.

В реальной экономике биржевой рынок наиболее походит на рынок совершенной конкуренции. В ходе наблюдения за явлениями экономических кризисов был сделан вывод, что подобная форма конкуренции обычно терпит фиаско, выйти из которого может лишь благодаря внешнему вмешательству. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Несовершенная конкуренция

     Несовершенная конкуренция предполагает контроль над ценообразованием на рынке, уровень которого может быть различным. Поэтому она имеет следующие формы (рис. 1):  

     

     Рис. 1 Формы несовершенной конкуренции  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.

Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено точной абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые практически невозможно, а также от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории.

Таким образом, большинство предприятий мира можно назвать монополистически конкурентными.

Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:

  • Наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей), но не большего, чем при совершенной конкуренции.
  • Невысокие барьеры для вступления в отрасль. Это не означает, что открыть монополистическую конкурентную фирму легко. Такие сложности, как проблемы с оформлением регистраций, патентов и лицензий имеют место.
  • Чтобы выжить на рынке в долгосрочном периоде, монополистически конкурентной фирме необходимо производить разнородную, дифференцированную продукцию, отличающуюся от той, предлагаемой фирмами-конкурентами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например по химическому составу);
  • Совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;
  • Преимущественно неценовая конкуренция, крайне незначительно может влиять на общий уровень цен. Рекламирование продукции важно для развития.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Олигополия

Олигополия — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ» и др. Другим определением олигополистического рынка может являться значение индекса Герфиндаля, превышающее 2000. Олигополия с двумя участниками носит название дуополии. Олигополистический рынок состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и не схожими (автомобили, компьютеры). Небольшое количество продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов. Например, если какая-то сталелитейная компания снизит цены на 10%, то покупатели быстро переключатся на этого поставщика. Другим производителям стали придется реагировать либо тоже снижением цен, либо предложением большего числа или объема услуг. Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-то долговременного результата за счет снижения цен. С другой стороны, если олигополист повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру. И тогда ему придется возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов.Современный капитализм характеризуется как олигополистический.

Информация о работе Понятие и виды конкуренции