Понятие и роль корпоративной культуры в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:22, контрольная работа

Описание работы

За последние несколько лет, вопросы культуры, и особенно культуры в больших организациях, все больше привлекает внимание теоретиков и исследователей. Действительно, мы живем в такое время, когда тысячи людей знают, чем характеризуется культурная обстановка в организации.
Все элементы культуры, которую мы хорошо знаем и которая нам ближе, представляются заманчивыми. Культурная информация не несет в себе ничего нового; фактически сама суть ее в том, что она не нова. Но придавая информации форму рассказа, можно сделать ее занимательной и интересной.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Понятие и роль корпоративной культуры в организации……………….5
Значение организационной культуры…………………………………….7
Содержание организационной культуры…………………………………9
Заключение………………………………………………………………....13
Список используемой литературы………………………………………..17

Работа содержит 1 файл

контролька по психологии менеджмента.docx

— 33.54 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение…………………………………………………………………….3

Понятие и роль корпоративной культуры в организации……………….5

Значение организационной  культуры…………………………………….7

Содержание организационной  культуры…………………………………9

Заключение………………………………………………………………....13

Список используемой литературы………………………………………..17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

       За  последние несколько лет, вопросы  культуры, и особенно культуры в  больших организациях, все больше привлекает внимание теоретиков и исследователей. Действительно, мы живем в такое  время, когда тысячи людей знают, чем характеризуется культурная обстановка в организации.

       Все элементы культуры, которую мы хорошо знаем и которая нам ближе, представляются заманчивыми. Культурная информация не несет в себе ничего нового; фактически сама суть ее в том, что она не нова. Но придавая информации форму рассказа, можно сделать  ее занимательной и интересной. Несмотря на то, что такая информация очень  впечатляющая и может вызвать  различные чувства, она все-таки не травмирует психику. Это означает, что можно сообщить группе сотрудников  такое о культуре их компании, что  имеет для них исключительно  личное значение, вещи серьезные и  отрезвляющие, а иногда даже опасные  и противозаконные. Пока внимание сосредоточено  на культуре и палец не указывает  на отдельные лица или поступки, само обсуждение природы культуры идет легко и доставляет радость своей  занимательностью. Разговоры о культуре еще раз подтверждают, что за культуру никто не отвечает, она существует сама по себе.

       Концепция культуры позволяет говорить об отношениях, ценностях и действиях людей, принадлежащих к данной культуре. Среди руководителей быстро растет интерес к "человеческому фактору".

       Суждение  о культуре позволяет руководителю или руководству почувствовать, что они действительно заботятся  о своих сотрудниках, уделяют  внимание людям. Но затем может произойти  странная перемена - становится все  яснее, что вся структура культуры в значительной степени определяет эффективность использования, в  которой заинтересовано руководство. Эта перемена представляет собой  постоянный переход от разговоров о  культуре к размышлениям о том, как  лучше направить энергию культуры в желательном для руководителей направлении - на повышение эффективности работы организации. Едва осознав это, руководство, подталкиваемое штатными сотрудниками, внештатными консультантами, книгами и рассказами о других организациях, а также острым ощущением необходимости, начинает рассматривать организационную культуру как инструмент управления и серьезно прислушиваться к планам изменения этой культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Понятие и роль корпоративной  культуры в организации. 
Понятие корпоративная культура вошло в обиход развитых стран в двадцатые годы прошлого столетия, когда возникла необходимость упорядочения взаимоотношений внутри крупных фирм и корпораций, а также осознания их места в инфраструктуре экономических, торговых и промышленных связей. 

       В современном бизнесе корпоративная  культура выступает важным условием успешной работы фирмы, фундаментом  ее динамичного роста, своего рода гарантом стремления к повышению эффективности. 
 
            Корпоративную (организационную) культуру можно определить как набор базовых ценностей, убеждений, негласных соглашений и норм, разделяемых всеми членами организации. Это своего рода система общих ценностей и предположений о том, что и как делается в фирме, которая познается  по мере того как приходится сталкиваться с внешними и внутренними проблемами. Она помогает предприятию выжить, победить в конкурентной борьбе, завоевать новые рынки и успешно развиваться. Корпоративную культуру определяет формула: общие ценности – взаимовыгодные отношения и сотрудничество – добросовестное организационное поведение.

       Идея  корпоративной культуры носит достаточно абстрактный характер, поскольку  мы не можем увидеть ее или прикоснуться к ней, но она присутствует и распространяется.  

       Несмотря  на то, каким образом формируется  культура организации,  сознательно ли создаваться ее ведущими членами или она складывается с течением времени, она не может быть заимствована. Заимствованы, по моему мнению, могут быть лишь некоторые структуры и механизмы связей, отражаемые в организационных проектах. Пересадка же с одной почвы на другую образа организационного поведения может оказаться   безуспешной. Так как, каждый коллектив уникален: половозрастной состав, профессионально-квалификационная структура кадров, отраслевая, географическая специфика – все это накладывает свой отпечаток. Поэтому у каждой организации должна быть своя культура. Организационная культура аналогична личностной характеристики человека: это некий нематериальный, но всегда присутствующий образ, который придает значение, направление и основу ее жизнедеятельности. Подобно тому, как характер влияет на поведение человека, организационная культура влияет на поведение, мнения и действия людей в компании. Корпоративная культура определяет, как служащие и менеджеры подходят к решению проблем, обслуживают заказчиков, ведут дела с поставщиками, реагируют на конкурентов и как они в целом осуществляют свою деятельность сейчас и в будущем. Она определяет место организации в окружающем мире, олицетворяет собой те неписаные законы, нормы и правила, которые объединяют членов организации и связывают их вместе. Благодаря сильной корпоративной культуре организация становится подобно большой семье, когда каждый сотрудник предпринимает только те действия, которые наилучшим образом служат ее благу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Значение  организационной  культуры

       Значение  организационной культуры определяется рядом обстоятельств. Она придает сотрудникам организационную идентичность, определяя представления о компании, является важным источником стабильности и преемственности, что создает у ее сотрудников чувство безопасности. В то же время знание организационной культуры помогает новым работникам правильно интерпретировать происходящие в организации события и понимать окружающих. Культура более чем, что - либо другое стимулирует высокую ответственность работника, выполняющего поставленные перед ним задачи. Она привлекает внимание, передает видение и отмечает заслуги творческих, эффективных сотрудников. Признавая и награждая таких людей, организационная культура идентифицирует их в качестве ролевых моделей.  

       Корпоративная культура являясь неотъемлемой частью жизнедеятельности компании, существенно  влияет на ее эффективность. Понимая  это, руководство компаний сегодня  стремится к созданию сильной  корпоративной культуры, которая  базируется на ином, чем прежде, понимании  человека и его роли в системе  общественного разделения труда.

       В целом эффективную корпоративную  культуры отличает следующее:

  • слаженность, взаимодействие, то, что называется  командный дух;
  • удовлетворение работой и гордость за ее результаты;
  • преданность организации и готовность соответствовать ее высоким стандартам;
  • высокая требовательность к качеству труда;
  • готовность к переменам, вызванным требованиями прогресса и конкурентной борьбой, невзирая на трудности и бюрократические препоны. 
     
    Одним из заметных результатов сильной корпоративной культуры является низкая текучесть кадров. Это объясняется единодушием в мнении сотрудников о том, что является целью организации и за что она выступает.  Это, в свою очередь, рождает сплоченность сотрудников, верность и преданность организации, а следовательно, желание покинуть такую организацию у работников пропадает.

       Таким образом корпоративная культура формирует определенный имидж организации, отличающий ее от любой другой; она  создает систему социальной стабильности в организации, являясь чем-то вроде  социального клея, который помогает сплачивать организацию, обеспечивая  присущие ей стандарты поведения. Ее нельзя рассматривать как нечто  данное, абсолютное: она постоянно  меняется по мере изменения людей  и событий в организации.

       Содержание  организационной культуры не является чем-то надуманным или случайным, а  вырабатывается в ходе практической предпринимательской деятельности, связей, взаимодействий и отношений, как ответ на проблемы, которые  ставит перед организацией внешняя  и внутренняя среда. Это содержание действует достаточно долго, оно  прошло испытание временем. Но для  каждого конкретного члена организации  они существуют как нечто данное. 

       Таким образом, культура предприятия выражает определенные коллективные представления  о целях и способе предпринимательской  деятельности предприятия.  
 
 
 
 
 

Содержание организационной культуры.

         Ведущую роль в культуре предприятий  играют организационные ценности. Организационные ценности - это предметы, явления и процессы, направленные  на удовлетворение потребностей  членов организации и признающиеся  в качестве таковых большинством  членов организации. Главные из  них: производство продукции,  оказание услуг; стабильные долговременные  устойчивые отношения с заказчиком; максимальная экономическая эффективность,  получение прибыли является важной  организационной ценностью в  условиях товарного производства; проведение определенной социальной  политики, направленной на удовлетворение  разнообразных потребностей работников предприятий.

       Организационная культура - это специфические для данной организации ценности, отношения, поведенческие нормы, сложившиеся в деловой практике и сознании работников. Она, как говорилось выше, опирается на систему ценностей организации. Поведенческие нормы - отношения - ценности.

       То, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни - таблички с именами на груди  персонала Макдональдса, фирменная  одежда персонала на многих предприятиях, в Японии - исполнение гимна в  начале рабочего дня, - это верхний  слой организационной культуры, который  основан на поведенческих нормах, вытекающих из базисных ценностей организации.  

       Очевидно, что процветающие компании имеют  определенную культуру, которая обусловливает  их способность сохранять лидирующие позиции в мире. Во многих таких  компаниях имеются подразделения  или специальные сотрудники, непосредственно  отвечающие за осознание работниками  высших ценностей фирмы. Но сами эти  ценности формируются высшим руководством компании и под его непосредственным контролем. Поскольку культура оказывает  значительное влияние на поведение  менеджеров, она может также существенно влиять а способность к смене стратегического курса. 

       В понятие корпоративной культуры может входить признание факта, что потребители и их нужды  – это центр, вокруг которого вращается  вся деятельность фирмы. Заинтересованность и самоотдача в работе рассматриваются  как критерии делового успеха, а  уважение к служащим – как путь к эффективному развитию организации. В культуре могут отражаться аспекты  внешности и поведения сотрудников, стиля работы с клиентами. Существует множество символов и символических  действий, характеризующих культуру предприятия: это ритуалы, оригинальная миссия, современные ролевые модели (например, пожизненный найм) призванные воспитать чувство общности, причастности персонала к общему делу компании.

       Корпоративная культура обычно отражает миссию фирмы  и определяет ее лицо, она также  включает доминирующую ориентацию компании. Развитая корпоративная культура может  таить угрозу в моменты, когда  необходимо изменение стратегического  курса или при слиянии сложившихся  организаций

       Организационная культура ориентирована на внутреннюю среду и проявляется главным  образом в организационном поведении  сотрудников. Сюда следует отнести  устойчивость, эффективность и надежность внутрисистемных организационных  связей; дисциплину и культуру их исполнения; динамизм и адаптивность к нововведениям  в организации; общепринятый (на всех уровнях) стиль управления, основанный на сотрудничестве; активные процессы позитивной самоорганизации и многое другое, что проявляется в организационном  поведении работников в соответствии с принятыми нормами и признанными  ценностями, объединяющими интересы отдельных людей, групп и организации  в целом. Важное значение имеет история  становления организации, формирования самого коллектива и сложившиеся традиции. На некоторых предприятиях основой для формирования особой культуры организационного поведения и воспитания в этом духе кадров провозглашается так называемое кредо фирмы.

       Кредо провозглашает основные ценности компании и отражает интересы всех сторон, задействованных  в организации. Таким образом, создается  база для формирования корпоративной  культуры. 

       Провозглашенное кредо, по сути является фирменной идеологией. Сама же организационная культура не внедряется, а прививается и формируется  посредствам множества организационно – управленческих мер и приемов, которые в основном складываются в следующие направления:

Информация о работе Понятие и роль корпоративной культуры в организации