Понятие и показатели качества и конкурентоспособности продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 10:09, контрольная работа

Описание работы

Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. В современных условиях конкуренция между предприятиями развертывается главным образом на поле качества выпускаемой продукции.

Работа содержит 1 файл

11.docx

— 103.98 Кб (Скачать)

Учитывая, что сумма «удельных весов» каждого  из рассматриваемых показателей  в общем объеме по каждому виду продукции не может превышать  единицы, или 100%, необходимым условием для коэффициента значимости а, является:

 
Коэффициент конкурентоспособности  учитывает лишь ту группу свойств  товара, которая служит базой для  расчета. Тем не менее, при его расчете рассматривается большая совокупность характеристик, которые в значительной мере определяют предпочтение покупателя: цена продажи, цена потребления, престиж фирмы, мощность, производительность, ресурс и др. Для перевода качественных показателей в количественные обычно принимается шкала перевода в баллах от 1 до 5.

Показатель  конкурентоспособности важен при  проектировании требуемых свойств  изделия, сравнении потенциальных  возможностей производства продукции, установления цены, а также при  решении других проблем.

Показатели  качества продукции важны для  определения всей совокупности свойств  и характеристик изделия. Будучи продуктом труда, качество товара неразрывно связано как со стоимостью, так  и с потребительной стоимостью. Потребителя  интересует не природа продукта, а  то, что продукт становится товаром, обладает потребительной стоимостью. В момент совершения акта купли-продажи  покупатель подтверждает соответствие данного товара условиям рынка. Чем  большее количество покупателей  подтвердило такое соответствие, тем выше будет конкурентоспособность  продукции.

Происходящий  в России переход к рынку заставляет по-новому взглянуть на проблему качества и конкурентоспособности продукции. Если не сегодня, то завтра развитой конкурентный рынок будет диктовать уровень  и динамику развития качества продукции. В связи с этим перед производителями  продукции возникают задачи планирования и управления качеством, учета затрат, выбора более экономичного варианта достижения определенного его уровня и наилучшего способа организации  процесса обеспечения качества. Все  эти проблемы могут успешно решаться лишь при едином подходе к понятию  качества, способов и методов его  измерения. Такой подход может быть обеспечен лишь через внедрение  системы стандартов качества на предприятии.   

    2.      ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА  

В новых  условиях решение проблемы качества в России во многом будет зависеть от формирования системы стандартов качества как основы нормативно-правовой базы организации и функционирования систем управления качеством. Повышение  их роли и значения в мировой практике вызвано стремлением выработки  единого подхода к понятию  «качественная продукция».  

    Понятие стандартов и стандартизации  

Стандартизация  – деятельность, направленная на достижение упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих и потенциальных задач. Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании и применении стандартов.

Стандарт  – нормативный документ, разработанный на основе соглашения большинства заинтересованных сторон и утвержденный признанным органом (иди предприятием), в котором устанавливаются общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, направленных на упорядочение и оптимизацию работы в определенной области.

Объектом  стандартизации могут быть продукция, услуги и процессы, имеющие перспективу  многократного воспроизведения  и (или) использования. В стандартах регламентируются методы измерения, контроля и испытания продукции. Стандартизации подлежит и сам порядок разработки, согласования, утверждения и регистрации  стандартов и технических условий. Именно в стандартах устанавливаются  требования к выпускаемой продукции, соблюдение которых позволяет считать  эту продукцию качественной. Положения  стандартов государственной системы  стандартизации Российской Федерации  применяются всеми предприятиями  и организациями независимо от форм собственности. Стандарты могут  носить как рекомендательный характер, так и обязательные требования ко всем объектам стандартизации.  

    Система стандартов в Российской Федерации  

С переходом  к рынку изменился сам подход к организации и использованию  системы стандартов. Организация  работ по стандартизации стала более  демократичной, проводится на добровольной основе (с участием всех заинтересованных сторон), а применение стандартов в  большей части носит рекомендательный характер. Однако требования государственных  стандартов РФ подлежат обязательному  выполнению, если это связано с  безопасностью жизни и здоровья людей, их имущества, охраны окружающей среды и т.д. Обязательными к  применению на предприятиях и в организациях России являются также требования стандартов, которые включены в договоры на производство и поставку проектируемой продукции, и требования, предусмотренные законодательными актами Российской Федерации.

В Российской Федерации существуют следующие  нормативные документы по стандартизации:

• государственные  стандарты РФ (ГОСТ);

• отраслевые стандарты (ОСТ);

• технические  условия (ТУ);

• стандарты  предприятий и объединений, ассоциаций, концернов;

• стандарты  научно-технических обществ и  инженерных союзов, ассоциаций и других общественных организаций.

Государственная система стандартизации регламентирует процессы построения, изложения, и распространения  стандартов в Российской Федерации  и включает пять основополагающих стандартов:

1) ГОСТ  Р 1.0-92 Г.С.С. РФ. Основные положения;

2) ГОСТ  Р 1.2-92 Г.С.С. РФ. Порядок разработки государственных стандартов;

3) ГОСТ 1.3-92 Г.С.С. РФ. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических  условий;

4) ГОСТ  Р. 1.4-92 Г.С.С. РФ. Стандарты предприятия.  Общие положения;

5) ГОСТ  Р. 1.5-92. Г.С.С. РФ. Общие требования  к построению, изложению, оформлению  и содержанию стандартов.

Существующая  система стандартов преследует правовые и социально-экономические цеди. Во-первых, в законодательном порядке обеспечивается защита интересов потребителя и государства в вопросах качества продукции, охраны окружающей среды, безопасности жизни и здоровья населения. Во-вторых, гарантируется техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции. В-третьих, система стандартов служит нормативно-технической базой социально-экономических программ и проектов.

Государственные стандарты обеспечивают также рациональное использование ресурсов за счет оптимизации  всех видов работ, проводимых в системе  качества, развития унификации, взаимозаменяемости продукции и процессов. Немаловажное значение имеет и дальнейшее развитие комплексности, которая предусматривает  охват всех стадий производства, процессов  и услуг системой стандартов в  целях обеспечения стабильного  выпуска продукции заранее определенного  уровня качества.

Создание  в России системы стандартов, соответствующих  требованиям рыночной экономики, позволяет:

• значительно  расширить круг заказчиков и потенциальных  пользователей стандартов, существенно  повысить заинтересованность и изменить мотивации их разработки, усиливая внимание к проблеме снижения издержек производства;

• превратить стандарты в практический инструмент борьбы за рынок потребителей;

• стимулировать  в интересах потребителей использование  стандартов для усиления конкуренции  между производителями за более  высокие потребительские свойства товаров;

• превратить стандарты в продукт демократического согласования (консенсуса) заинтересованных участников, что позволяет избегать диктата и обеспечивает заинтересованность в применении и соблюдении требований стандартов;

• создать  необходимые условия конкурентоспособности  и успешной работы на рынке.  

    Международные стандарты и системы  качества  

Развитие  внешнеэкономических связей привело  к необходимости выработки стандартного подхода к понятию «производство  качественной продукции». Международная  организация по стандартизации (ИСО) и Международная техническая  комиссия (МЭК) разработали международные  стандарты. Основное назначение международных  стандартов – это создание на международном  уровне единой методической основы для  разработки новых и совершенствования  действующих систем качества и их сертификации.

Система качества (МС ИСО 8402) представляет собой  совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых  для осуществления общего руководства  качеством (рис. 15.1).

Система качества создается и внедряется на предприятии как средство, обеспечивающее проведение политики в области качества – достижение поставленных стратегических целей.

Система качества охватывает все жизненные  циклы продукции. Типичные этапы  жизненного цикла в своей совокупности образуют «петлю качества» (рис. 15.2).

В соответствии с международными стандартами ИСО 900 выделяются основные направления деятельности в области качества:

• планирование качества;

• управление качеством;

• обеспечение  качества;

• улучшение  качества.

Рис. 15.1. Функциональная структура системы  качества  

Маркетинг и изучение рынка

Эти функции распространяются на каждый этап «петли качества» и имеют  свою специфику.

Так, например, планирование качества включает в себя: определение требований к  качеству продукции, ее оценку, выработки  положений по улучшению качества, подготовку программы качества, планирование затрат на достижение необходимого уровня качества, проверок системы качества и другое.

В состав процедур управления качеством входят: контроль качества, разработка и реализация мер корректирующего воздействия. Основная функция управления качеством  – выявлять каждое отклонение от установленных  требований к качеству, обусловленное  проектированием продукции, соответствием  продукции проекту и материально-техническим  обеспечением.

Обеспечение качества включает в себя деятельность по созданию уверенности в выполнении требований к качеству продукции у руководства предприятием и деятельность, направленную на обеспечение уверенности потребителей, что все элементы системы качества функционируют в управляемых условиях.

Международный опыт организации систем качества на предприятиях отражен в стандартах МС ИСО 9004 – «Общее руководство качеством  и элементы системы качества».

Стандарт  рекомендует выбор основных элементов  системы качества предприятия-изготовителя и определяет их место в общей  системе руководства качеством. В основе организации систем качества лежат шесть принципов:

• соответствия

• документирования

• единоначалия

• подконтрольности

• комплексности

• законности.

Хорошо  структурированная организационная  система качества является залогом  реализации функций и успешного  общего руководства системой качества.

В зарубежных фирмах ответственным руководителем  по общему руководству качеством  является вице-президент компании. Его главная задача состоит в  обеспечении требуемого уровня качества и поддержании уверенности потребителя  в том, что все условия контракта  на поставку продукции будут выполнены.

Принцип соответствия воплощается и в  организации самой системы качества, т.е. в эффективности ее организации.

Информация о работе Понятие и показатели качества и конкурентоспособности продукции