Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 10:09, контрольная работа
Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. В современных условиях конкуренция между предприятиями развертывается главным образом на поле качества выпускаемой продукции.
Учитывая, что сумма «удельных весов» каждого из рассматриваемых показателей в общем объеме по каждому виду продукции не может превышать единицы, или 100%, необходимым условием для коэффициента значимости а, является:
Коэффициент конкурентоспособности
учитывает лишь ту группу свойств
товара, которая служит базой для
расчета. Тем не менее, при его расчете
рассматривается большая совокупность
характеристик, которые в значительной
мере определяют предпочтение покупателя:
цена продажи, цена потребления, престиж
фирмы, мощность, производительность,
ресурс и др. Для перевода качественных
показателей в количественные обычно
принимается шкала перевода в баллах от
1 до 5.
Показатель
конкурентоспособности важен
Показатели
качества продукции важны для
определения всей совокупности свойств
и характеристик изделия. Будучи
продуктом труда, качество товара неразрывно
связано как со стоимостью, так
и с потребительной стоимостью. Потребителя
интересует не природа продукта, а
то, что продукт становится товаром,
обладает потребительной стоимостью.
В момент совершения акта купли-продажи
покупатель подтверждает соответствие
данного товара условиям рынка. Чем
большее количество покупателей
подтвердило такое
Происходящий
в России переход к рынку заставляет
по-новому взглянуть на проблему качества
и конкурентоспособности
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
И МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ
И СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА
В новых
условиях решение проблемы качества
в России во многом будет зависеть
от формирования системы стандартов
качества как основы нормативно-правовой
базы организации и функционирования
систем управления качеством. Повышение
их роли и значения в мировой практике
вызвано стремлением выработки
единого подхода к понятию
«качественная продукция».
Понятие
стандартов и стандартизации
Стандартизация – деятельность, направленная на достижение упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих и потенциальных задач. Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании и применении стандартов.
Стандарт – нормативный документ, разработанный на основе соглашения большинства заинтересованных сторон и утвержденный признанным органом (иди предприятием), в котором устанавливаются общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, направленных на упорядочение и оптимизацию работы в определенной области.
Объектом
стандартизации могут быть продукция,
услуги и процессы, имеющие перспективу
многократного воспроизведения
и (или) использования. В стандартах
регламентируются методы измерения, контроля
и испытания продукции. Стандартизации
подлежит и сам порядок разработки,
согласования, утверждения и регистрации
стандартов и технических условий.
Именно в стандартах устанавливаются
требования к выпускаемой продукции,
соблюдение которых позволяет считать
эту продукцию качественной. Положения
стандартов государственной системы
стандартизации Российской Федерации
применяются всеми
Система
стандартов в Российской
Федерации
С переходом
к рынку изменился сам подход
к организации и использованию
системы стандартов. Организация
работ по стандартизации стала более
демократичной, проводится на добровольной
основе (с участием всех заинтересованных
сторон), а применение стандартов в
большей части носит
В Российской Федерации существуют следующие нормативные документы по стандартизации:
• государственные стандарты РФ (ГОСТ);
• отраслевые стандарты (ОСТ);
• технические условия (ТУ);
• стандарты предприятий и объединений, ассоциаций, концернов;
• стандарты научно-технических обществ и инженерных союзов, ассоциаций и других общественных организаций.
Государственная система стандартизации регламентирует процессы построения, изложения, и распространения стандартов в Российской Федерации и включает пять основополагающих стандартов:
1) ГОСТ Р 1.0-92 Г.С.С. РФ. Основные положения;
2) ГОСТ Р 1.2-92 Г.С.С. РФ. Порядок разработки государственных стандартов;
3) ГОСТ
1.3-92 Г.С.С. РФ. Порядок согласования,
утверждения и регистрации
4) ГОСТ Р. 1.4-92 Г.С.С. РФ. Стандарты предприятия. Общие положения;
5) ГОСТ Р. 1.5-92. Г.С.С. РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.
Существующая система стандартов преследует правовые и социально-экономические цеди. Во-первых, в законодательном порядке обеспечивается защита интересов потребителя и государства в вопросах качества продукции, охраны окружающей среды, безопасности жизни и здоровья населения. Во-вторых, гарантируется техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции. В-третьих, система стандартов служит нормативно-технической базой социально-экономических программ и проектов.
Государственные
стандарты обеспечивают также рациональное
использование ресурсов за счет оптимизации
всех видов работ, проводимых в системе
качества, развития унификации, взаимозаменяемости
продукции и процессов. Немаловажное
значение имеет и дальнейшее развитие
комплексности, которая предусматривает
охват всех стадий производства, процессов
и услуг системой стандартов в
целях обеспечения стабильного
выпуска продукции заранее
Создание в России системы стандартов, соответствующих требованиям рыночной экономики, позволяет:
• значительно расширить круг заказчиков и потенциальных пользователей стандартов, существенно повысить заинтересованность и изменить мотивации их разработки, усиливая внимание к проблеме снижения издержек производства;
• превратить стандарты в практический инструмент борьбы за рынок потребителей;
• стимулировать
в интересах потребителей использование
стандартов для усиления конкуренции
между производителями за более
высокие потребительские
• превратить
стандарты в продукт
• создать
необходимые условия
Международные
стандарты и системы
качества
Развитие
внешнеэкономических связей привело
к необходимости выработки
Система качества (МС ИСО 8402) представляет собой совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством (рис. 15.1).
Система качества создается и внедряется на предприятии как средство, обеспечивающее проведение политики в области качества – достижение поставленных стратегических целей.
Система качества охватывает все жизненные циклы продукции. Типичные этапы жизненного цикла в своей совокупности образуют «петлю качества» (рис. 15.2).
В соответствии с международными стандартами ИСО 900 выделяются основные направления деятельности в области качества:
• планирование качества;
• управление качеством;
• обеспечение качества;
• улучшение качества.
Рис.
15.1. Функциональная структура системы
качества
Маркетинг и изучение рынка
Эти функции распространяются на каждый этап «петли качества» и имеют свою специфику.
Так, например, планирование качества включает в себя: определение требований к качеству продукции, ее оценку, выработки положений по улучшению качества, подготовку программы качества, планирование затрат на достижение необходимого уровня качества, проверок системы качества и другое.
В состав
процедур управления качеством входят:
контроль качества, разработка и реализация
мер корректирующего
Обеспечение качества включает в себя деятельность по созданию уверенности в выполнении требований к качеству продукции у руководства предприятием и деятельность, направленную на обеспечение уверенности потребителей, что все элементы системы качества функционируют в управляемых условиях.
Международный опыт организации систем качества на предприятиях отражен в стандартах МС ИСО 9004 – «Общее руководство качеством и элементы системы качества».
Стандарт рекомендует выбор основных элементов системы качества предприятия-изготовителя и определяет их место в общей системе руководства качеством. В основе организации систем качества лежат шесть принципов:
• соответствия
• документирования
• единоначалия
• подконтрольности
• комплексности
• законности.
Хорошо
структурированная
В зарубежных
фирмах ответственным руководителем
по общему руководству качеством
является вице-президент компании.
Его главная задача состоит в
обеспечении требуемого уровня качества
и поддержании уверенности
Принцип
соответствия воплощается и в
организации самой системы
Информация о работе Понятие и показатели качества и конкурентоспособности продукции