Понятие безработицы и ее виды.

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 15:47, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является экономический анализ занятости населения, а также механизм её регулирования.

Содержание

Введение………………………………………………….……………..…3
1. Безработица и занятость. Концепции занятости населения…………………………………………………………..…….……5
2. Государственное регулирование рынка труда: направления и методы……………………………………………………….………...….…..19
3. Формирование механизма регулирования занятости в России………………………………………………………………………....24
Заключение………..…………………………………………………...….34
Библиографический список…….……………………………………..…36

Работа содержит 1 файл

оригинал.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

     Осуществляя определённую совокупность мер (правовых, организационных, экономических, социальных) государство формирует и развивает, с одной стороны, количественные и качественные характеристики экономически активного населения и рабочих мест, а с другой стороны – особый механизм их соединения, в недавнем прошлом централизованно плановый, преобразуемый ныне в рыночный. Составные части системы занятости (экономически активное население и совокупность рабочих мест) при этом остаются прежними. В то же время качественно меняются условия, формы, и методы их движения, включение экономически пассивного населения в состав экономически активного.

     Регулирующее воздействие государства не должно ограничиваться организацией содействия в трудоустройстве незанятого населения, им следует охватить также внутрифирменный рынок труда и «самозанятость».

     Система регулирования занятости населения призвана обеспечивать для воспроизводства рабочей силы и рынка места, их первичное соединение и повторное воссоединение.    

 

     

     В переходный период формирования рынка рабочих мест и степень государственного воздействия на его ёмкость определяется следующими условиями и факторами:

     1. Заданной исходной базой, так как сложившаяся совокупность рабочих мест в стране создавалась всем предшествующим периодом развития экономики;

     2. Инвестиционным потенциалом, его воспроизводственной структурой и характером распределения инвестиций (направление: на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение, в капиталоёмкую сферу производства и в трудоёмкие отрасли);

     3. Структурными изменениями, обусловленные разрывом хозяйственных связей между бывшим СССР, конверсией производства и инвестиционной политикой;

     4. Экономическими факторами, в том числе банкротством государственных и иных предприятий.

     Совокупность рабочих мест в условиях перехода к рынку и, особенно в процессе разгосударствления и приватизации собственности, претерпевает определённые изменения количественного характера, и, как правило, в сторону сокращения.

     В государственном секторе экономики  только в 1993 г. суммарное количество рабочих мест снизилось на 8,6 млн., главным образом, в результате преобразования предприятий в арендные, акционерные, совместные.

     К концу 1994 г. число рабочих мест в народном хозяйстве России снизилось по сравнению с 1992 на 2 млн.  

 

 

 

     В 2006 г. объём капиталовложений по всем источникам финансирования снизился на 11% по сравнению с предыдущим годом. Спад продолжается по настоящее время, что не даёт основания рассчитывать на сохранение базовой совокупности рабочих мест.

     Твёрдое разграничение финансов государства и финансов государственных предприятий, характер прекращения бюджетных дотаций и предоставление кредитов, в конечном счёте, отразится на масштабах сокращения рабочих мест. То же самое можно отнести и к последствиям конверсии.

     Формирование национального рынка рабочей силы также определяет совокупность условий и факторов:

1.      Демографическими условиями и характером положения трудоспособного населения;

2.      Организации форм занятости (ненормативный рабочий день, работа на дому);

3.      Фондом жизненных средств и соотношением денежных доходов;

4.      Политикой в сферах строительства Военных сил России;

5.       Возможностью миграции трудоспособного населения за рубеж в поисках работы.   

     Выдвигаемое правительством положение о не сохранении пенсии работающим пенсионерам нацелено на экономическое принуждение пенсионеров «освободить» рабочие места для их замещения нуждающимися в трудоустройстве гражданам. В свою очередь это ведёт к социальной незащищённости пенсионеров.

     Национальные рынки рабочих мест и рабочей силы в своём органическом единстве образуют национальный рабочий труд, в котором функционирует рынок занятости, то есть удовлетворённый спрос на рабочую силу и рабочие места, рынок свободных рабочих мест и рынок незанятого трудового населения, ищущего работу. 

   

    Реализация политики занятости, включающей количественно-качественные характеристики экономически активного населения и совокупности рабочих мест в народном хозяйстве, требует создания адекватной системы регулирования каждой из составных частей и механизма их соединения.

     Экономически активное население охватывает лиц наемного труда, занятых на предприятиях различной формы государственного и негосударственного секторов экономики, предпринимателей, а также трудоспособное население, ищущее работу (включая безработных).

      Функция регулирования занятости, будучи частью формирующейся системы регулирования социально-экономических процессов в обществе, объективно требует комплексного подхода при разработке и реализации мер по созданию условий, обеспечивающих согласованное движение рабочей силы и рабочих мест как на уровне основного звена, первичного звена территории, так и на общероссийском уровне.

   

     Федеральная государственная служба занятости является основным органом исполнительной власти, призванным обеспечивать координационную работу в области занятости трудового населения:

1. регулировать спрос и предложение на рабочую силу;

2. содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организовывать их профессиональную подготовку и переподготовку;

3.  оказывать социальную поддержку безработных.


     В систему органов Федеральной государственной службы занятости входят:

1. Госкомитет РФ по занятости населения;
2. Госкомитеты в республиках;
3. Центры занятости в краях, областях;
4. Городские и районные центры занятости;

     В рамках формирования системы регулирования национального рынка труда важное место заняла инфраструктура этого рынка.

Основные ее звенья:

1. Система службы занятости и трудоустройства;
2. Система профессионального обучения и переподготовки; государственных и негосударственных учебных заведений;
3. Объединения профсоюзов;

4. Союзы и ассоциации работодателей;
5. Финансовая база;

     Правовую базу инфраструктуры рынка труда составляет закон о занятости населения, КЗОТ, другие законы и информативные акты.   

     Действенность инфраструктуры рынка труда в качестве инструмента регулирования занятости зависит от уровня развития каждого составляющего звена, степени взаимодействия между собой и координации усилий.

     Политику занятости предполагается реализовать посредством всеобъемлющей программы, которая до сих пор не разработана и не принята в известной мере по причине сложности и новизны решаемых социально-экономических задач.
     Структура такой программы должна состоять из трех блоков, охватывающих комплекс мер по регулированию рынка рабочей силы, рынка рабочих мест и системы материальной помощи безработным.

      Меры по регулированию рабочей силы призваны способствовать количественному и качественному развитию той части экономически активного населения, которое попадает на рынок труда.

      В условиях значительных снижений инвестиционной активности приоритетной подпрограммой могла бы стать помощь со стороны государства в организации малого бизнеса, поощрении самостоятельности, которая, в конечном счете, будет способствовать сужению работников наемного труда.

     Сокращение рынка рабочей силы способствовало стимулированию более раннего выхода на пенсию безработных.

     Меры по регулированию рынка рабочих мест имеют двоякую региональную направленность: в одних случаях их осуществление нацелено на создание рабочих мест для замещения ожидаемым приростом рабочей силы, а в других – на трансформацию рабочих мест применительно к такому режиму их функционирования, которое удовлетворяет и наемного работника и работодателя.

     Гибкие формы организации труда (неполный рабочий день, надомный труд, временная работа) позволяют решать проблему занятости женщин, пожилых людей предпенсионного возраста, молодежи, совмещающие работу на производстве с учебой.

 

 

 

                             5.  Заключение

Важнейшим элементом формирующейся рыночной экономики должно стать управление занятостью, которое состоит в органическом сочетании механизмов саморегуляции и государственного регулирования, которое обеспечивает условия для развития трудовых ресурсов и экономической активности. Такое представительство позволит координировать усилия разных ведомств по решению социально-экономических задач, объединяя их ограниченные финансовые ресурсы.

Формирование и эффективное функционирование системы регулирования занятости объективно требует наличия адекватной информационной базы. Для мониторинга движения рабочей силы и рабочих мест необходимо проведение статистических группировок предприятий с различной формой собственности.

     Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, соз­дающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увели­чить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населе­ния. При неполном ис­пользовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не дости­гая границы своих производственных возможностей.

В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство осуществляет:

 

        разработку мер финансово - кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда, и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;

 

        правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения;

 

        разработку и реализацию федеральных и территориальных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;

 

        создание федеральной государственной службы занятости населения;

 

        внедрение эффективных механизмов проведения активной политики занятости населения, включая организацию и проведение специальных мероприятий по профилированию (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально - демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан;

 

        оказание социальной поддержки гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              6. Библиографический список

 

1.        Государственное регулирование экономики, под ред. С.В.Пирогова, В.М.Иванченко, М., РАН институт экономики, 1994 г.

 

2.        Основы экономической теории, руководитель авторского коллектива проф. В.Д.Камаев. Изд-во «Владос», М., 1994г.

 

3.        Порадоксы рынка труда: спад производства и занятости // Человек и труд. Кашин В., Нещадин А., 1994.

 

4.        Формирование рынка труда и занятости в сельском хозяйстве, Михайлов О. // Российский экономический журнал, 1998. С. 

 

5.  "Экономикс", Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю, Москва, 1995 г.

 

 



Информация о работе Понятие безработицы и ее виды.