Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 15:47, курсовая работа
Целью исследования является экономический анализ занятости населения, а также механизм её регулирования.
Введение………………………………………………….……………..…3
1. Безработица и занятость. Концепции занятости населения…………………………………………………………..…….……5
2. Государственное регулирование рынка труда: направления и методы……………………………………………………….………...….…..19
3. Формирование механизма регулирования занятости в России………………………………………………………………………....24
Заключение………..…………………………………………………...….34
Библиографический список…….……………………………………..…36
Осуществляя определённую совокупность мер (правовых, организационных, экономических, социальных) государство формирует и развивает, с одной стороны, количественные и качественные характеристики экономически активного населения и рабочих мест, а с другой стороны – особый механизм их соединения, в недавнем прошлом централизованно плановый, преобразуемый ныне в рыночный. Составные части системы занятости (экономически активное население и совокупность рабочих мест) при этом остаются прежними. В то же время качественно меняются условия, формы, и методы их движения, включение экономически пассивного населения в состав экономически активного.
Регулирующее воздействие государства не должно ограничиваться организацией содействия в трудоустройстве незанятого населения, им следует охватить также внутрифирменный рынок труда и «самозанятость».
Система регулирования занятости населения призвана обеспечивать для воспроизводства рабочей силы и рынка места, их первичное соединение и повторное воссоединение.
В переходный период формирования рынка рабочих мест и степень государственного воздействия на его ёмкость определяется следующими условиями и факторами:
1. Заданной исходной базой, так как сложившаяся совокупность рабочих мест в стране создавалась всем предшествующим периодом развития экономики;
2. Инвестиционным потенциалом, его воспроизводственной структурой и характером распределения инвестиций (направление: на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение, в капиталоёмкую сферу производства и в трудоёмкие отрасли);
3. Структурными изменениями, обусловленные разрывом хозяйственных связей между бывшим СССР, конверсией производства и инвестиционной политикой;
4. Экономическими факторами, в том числе банкротством государственных и иных предприятий.
Совокупность рабочих мест в условиях перехода к рынку и, особенно в процессе разгосударствления и приватизации собственности, претерпевает определённые изменения количественного характера, и, как правило, в сторону сокращения.
В государственном секторе экономики только в 1993 г. суммарное количество рабочих мест снизилось на 8,6 млн., главным образом, в результате преобразования предприятий в арендные, акционерные, совместные.
К концу 1994 г. число рабочих мест в народном хозяйстве России снизилось по сравнению с 1992 на 2 млн.
В 2006 г. объём капиталовложений по всем источникам финансирования снизился на 11% по сравнению с предыдущим годом. Спад продолжается по настоящее время, что не даёт основания рассчитывать на сохранение базовой совокупности рабочих мест.
Твёрдое разграничение финансов государства и финансов государственных предприятий, характер прекращения бюджетных дотаций и предоставление кредитов, в конечном счёте, отразится на масштабах сокращения рабочих мест. То же самое можно отнести и к последствиям конверсии.
Формирование национального рынка рабочей силы также определяет совокупность условий и факторов:
1. Демографическими условиями и характером положения трудоспособного населения;
2. Организации форм занятости (ненормативный рабочий день, работа на дому);
3. Фондом жизненных средств и соотношением денежных доходов;
4. Политикой в сферах строительства Военных сил России;
5. Возможностью миграции трудоспособного населения за рубеж в поисках работы.
Выдвигаемое правительством положение о не сохранении пенсии работающим пенсионерам нацелено на экономическое принуждение пенсионеров «освободить» рабочие места для их замещения нуждающимися в трудоустройстве гражданам. В свою очередь это ведёт к социальной незащищённости пенсионеров.
Национальные рынки рабочих мест и рабочей силы в своём органическом единстве образуют национальный рабочий труд, в котором функционирует рынок занятости, то есть удовлетворённый спрос на рабочую силу и рабочие места, рынок свободных рабочих мест и рынок незанятого трудового населения, ищущего работу.
Реализация политики занятости, включающей количественно-качественные характеристики экономически активного населения и совокупности рабочих мест в народном хозяйстве, требует создания адекватной системы регулирования каждой из составных частей и механизма их соединения.
Экономически активное население охватывает лиц наемного труда, занятых на предприятиях различной формы государственного и негосударственного секторов экономики, предпринимателей, а также трудоспособное население, ищущее работу (включая безработных).
Функция регулирования занятости, будучи частью формирующейся системы регулирования социально-экономических процессов в обществе, объективно требует комплексного подхода при разработке и реализации мер по созданию условий, обеспечивающих согласованное движение рабочей силы и рабочих мест как на уровне основного звена, первичного звена территории, так и на общероссийском уровне.
Федеральная государственная служба занятости является основным органом исполнительной власти, призванным обеспечивать координационную работу в области занятости трудового населения:
1. регулировать спрос и предложение на рабочую силу;
2. содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организовывать их профессиональную подготовку и переподготовку;
3. оказывать социальную поддержку безработных.
В систему органов Федеральной государственной службы занятости входят:
1. Госкомитет РФ по занятости населения;
2. Госкомитеты в республиках;
3. Центры занятости в краях, областях;
4. Городские и районные центры занятости;
В рамках формирования системы регулирования национального рынка труда важное место заняла инфраструктура этого рынка.
Основные ее звенья:
1. Система службы занятости и трудоустройства;
2. Система профессионального обучения и переподготовки; государственных и негосударственных учебных заведений;
3. Объединения профсоюзов;
4. Союзы и ассоциации работодателей;
5. Финансовая база;
Правовую базу инфраструктуры рынка труда составляет закон о занятости населения, КЗОТ, другие законы и информативные акты.
Действенность инфраструктуры рынка труда в качестве инструмента регулирования занятости зависит от уровня развития каждого составляющего звена, степени взаимодействия между собой и координации усилий.
Политику занятости предполагается реализовать посредством всеобъемлющей программы, которая до сих пор не разработана и не принята в известной мере по причине сложности и новизны решаемых социально-экономических задач.
Структура такой программы должна состоять из трех блоков, охватывающих комплекс мер по регулированию рынка рабочей силы, рынка рабочих мест и системы материальной помощи безработным.
Меры по регулированию рабочей силы призваны способствовать количественному и качественному развитию той части экономически активного населения, которое попадает на рынок труда.
В условиях значительных снижений инвестиционной активности приоритетной подпрограммой могла бы стать помощь со стороны государства в организации малого бизнеса, поощрении самостоятельности, которая, в конечном счете, будет способствовать сужению работников наемного труда.
Сокращение рынка рабочей силы способствовало стимулированию более раннего выхода на пенсию безработных.
Меры по регулированию рынка рабочих мест имеют двоякую региональную направленность: в одних случаях их осуществление нацелено на создание рабочих мест для замещения ожидаемым приростом рабочей силы, а в других – на трансформацию рабочих мест применительно к такому режиму их функционирования, которое удовлетворяет и наемного работника и работодателя.
Гибкие формы организации труда (неполный рабочий день, надомный труд, временная работа) позволяют решать проблему занятости женщин, пожилых людей предпенсионного возраста, молодежи, совмещающие работу на производстве с учебой.
5. Заключение
Важнейшим элементом формирующейся рыночной экономики должно стать управление занятостью, которое состоит в органическом сочетании механизмов саморегуляции и государственного регулирования, которое обеспечивает условия для развития трудовых ресурсов и экономической активности. Такое представительство позволит координировать усилия разных ведомств по решению социально-экономических задач, объединяя их ограниченные финансовые ресурсы.
Формирование и эффективное функционирование системы регулирования занятости объективно требует наличия адекватной информационной базы. Для мониторинга движения рабочей силы и рабочих мест необходимо проведение статистических группировок предприятий с различной формой собственности.
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей.
В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство осуществляет:
разработку мер финансово - кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда, и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;
правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения;
разработку и реализацию федеральных и территориальных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;
создание федеральной государственной службы занятости населения;
внедрение эффективных механизмов проведения активной политики занятости населения, включая организацию и проведение специальных мероприятий по профилированию (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально - демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан;
оказание социальной поддержки гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
6. Библиографический список
1. Государственное регулирование экономики, под ред. С.В.Пирогова, В.М.Иванченко, М., РАН институт экономики, 1994 г.
2. Основы экономической теории, руководитель авторского коллектива проф. В.Д.Камаев. Изд-во «Владос», М., 1994г.
3. Порадоксы рынка труда: спад производства и занятости // Человек и труд. Кашин В., Нещадин А., 1994.
4. Формирование рынка труда и занятости в сельском хозяйстве, Михайлов О. // Российский экономический журнал, 1998. С.
5. "Экономикс", Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю, Москва, 1995 г.