Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 15:47, курсовая работа
Целью исследования является экономический анализ занятости населения, а также механизм её регулирования.
Введение………………………………………………….……………..…3
1. Безработица и занятость. Концепции занятости населения…………………………………………………………..…….……5
2. Государственное регулирование рынка труда: направления и методы……………………………………………………….………...….…..19
3. Формирование механизма регулирования занятости в России………………………………………………………………………....24
Заключение………..…………………………………………………...….34
Библиографический список…….……………………………………..…36
2
Содержание
Введение………………………………………………….……
1. Безработица и занятость. Концепции занятости населения………………………………………………………
2. Государственное регулирование рынка труда: направления и методы……………………………………………………….……
3. Формирование механизма регулирования занятости в России………………………………………………………………
Заключение………..………………………………………
Библиографический список…….……………………………………..…36
1. Введение
Предметом исследования курсовой работы являются теоретические и практические проблемы становления рынка труда, занятости и использования трудовых ресурсов, а также вопросы регулирования рынка труда в развитых странах.
Начавшийся процесс формирования рынка труда во все большей степени выявляет глубокие противоречия между современным состоянием занятости и сложившимися представлениями о рынке труда, товарной форме рабочей силы, ее стоимости и цене. Появился и ряд новых явлений в сфере занятости населения: сегментация рынка труда по формам собственности и статусу занятости, развитие неформального сектора, малого предпринимательства и другие. В связи с этим становится очевидной необходимость принципиально новых подходов к оценке рассматриваемых категорий и явлений.
Актуальность темы курсовой работы во многом обусловлена и тем, что она связана с важнейшим аспектом экономической жизни. В данной связи особую значимость приобретает изучение и обобщение накопленного мировой и отечественной практикой опыта регулирования рынка труда с учетом возможности его использования в условиях российской экономики.
Ориентация реформ в основном на общие макроэкономические преобразования без должного учета особенностей экономики привели к социальной напряжённости в обществе и нуждаются в специальных программах противодействия росту безработицы. Поэтому обращение к данной теме работы продиктовано стремлением исследовать формирование, распределение и использование трудовых ресурсов, а также механизм и формы регулирования рынка рабочей силы в развитых странах. Актуальность рассматриваемой темы объясняется также сохраняющейся на современном этапе не только организационной, но и психологической неготовностью общества к потенциальной возможности перерастания скрытых форм безработицы в явные и, следовательно, значительному росту ее масштабов.
Целью исследования является экономический анализ занятости населения, а также механизм её регулирования.
Осуществление поставленной цели предопределило необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть понятие занятости населения, ее сущности и формы проявления;
- изучить формирование механизма регулирования занятости в России;
- исследовать необходимость внедрения в сферу трудовых отношений новой системы реформирования;
2. Занятость и безработица. Концепции
занятости населения.
Развитие экономики характеризуется тем, на сколько эффективно используются имеющиеся ресурсы, и, прежде всего рабочая сила. Поддержание занятости - важнейшая цель экономической политики. Рыночной экономике соответствует определенный уровень безработицы, хотя количество безработных колеблется из года в год.
Рынок труда (рабочей силы) - важная и многоплановая сфера экономической и социально политической жизни общества. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе и величина заработной платы, условий труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантия занятости.
Рынок труда отражает некоторые тенденции в динамике занятости, ее основных структур: общественное разделение труда, мобильности рабочей силы, масштабы и динамика безработицы.
Неполная занятость - это такое положение, при котором выполняемая работа не требует полного использования квалификации и профессиональной подготовки индивида, не соответствует его ожиданиям и не позволяет получать такую зарплату, какую он мог бы иметь, выполняя ту работу (и в том объеме), на которую мог бы претендовать.
Занятость – одна из важнейших социально-экономических проблем рыночной экономики. Ее статистическое отражение неоднократно обсуждалось на международных конференциях статистиков труда, проводимых Международным бюро труда (г. Женева) – основным рабочим органом Международной организации труда (МОТ).
В соответствии с концепцией рабочей силы, отвечающей международным стандартам, занятость и безработица рассматриваются как две взаимодополняющие характеристики. Равновесию экономической системы соответствует определенный уровень занятости. При этом обычно спрос на труд превышает существующий объем занятости, что обусловливает наличие безработицы. Вместе с тем это превышение небеспредельное для обеспечения экономической и социальной стабильности общества. Поэтому в странах с рыночной экономикой занятость и безработица изучаются систематически. Статистические данные необходимы при регулировании рынка труда, обеспечении социальной защиты населения, организации своевременной профессиональной подготовки и переподготовки кадров.
Перед статистикой занятости и безработицы стоят следующие задачи:
- сбор данных о численности занятых и безработных как составных частях рабочей силы;
- измерение уровня занятости и безработицы с целью изучения состояния, тенденций на рынке труда;
- изучение трудоустройства населения для оценки ситуации на рынке труда и ее прогнозирования;
- изучение состава занятых и безработных с тем, чтобы разработать программу занятости;
- измерение взаимосвязи между занятостью, доходом, содержанием и другими мотивациями труда с целью разработки программы занятости.
Выполнение этих задач создает условия для измерения предложения рабочей силы и ее фактического использования. Их решение основывается на сочетании ряда источников информации.
В нашей стране для расчета общей по регионам численности занятых в течение года служат данные текущей отчетности по труду: форма 1-Т «Отчет по труду» (годовая), форма унифицированной отчетности № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» (месячная). По этим формам отчитываются все предприятия. Изучение состава занятых по отраслям народного хозяйства, секторам экономики производится по балансам трудовых ресурсов, составляемых на середину (1 июля), конец (начало – 1 января) года и в среднем за год. В них обобщается не только информация предприятий, получаемая в порядке текущей отчетности по труду, но и данные налоговой инспекции о численности занятых индивидуальным трудом, работающих по найму у отдельных граждан, а также численность работников, учитываемая в централизованном порядке.
Важным источником информации о численности безработицы являются данные служб занятости, объединивших в 1991 г. ранее действовавшие центры и бюро по трудоустройству граждан. Работники служб занятости ведут первичную учетную документацию по трудоустройству и занятости населения, в которую входят карточка персонального учета гражданина, ищущего работу № 1 и карточка обратившегося в службу занятости за консультацией № 2, а также ежемесячно представляют в органы государственной статистики «Отчет о трудоустройстве и занятости населения».
Однако не все нуждающиеся в работе обращаются к услугам служб занятости. В них фиксируется лишь численность официально зарегистрированных безработных (на конец периода: месяца, квартала, года).
Наряду с данными текущей отчетности, для оценки общей численности безработных начиная с 1992 г.; используются материалы выборочных исследований населения по проблемам занятости: с 1999 г. они проводятся ежеквартально на последней неделе второго месяца квартала. Обследованию в течение недели подлежат 60 тыс. граждан в возрасте 15-72 лет. Высокая верхняя возрастная граница позволяет уточнить возможное участие на рынке труда пенсионеров, а низкая – подростков.
Результаты обследования позволяют оценить численность безработных, их распределение по обстоятельствам незанятости, по способам поиска работы. Последнее особенно важно, так как рынок труда может функционировать как в организованной, так и в неорганизованной форме.
Под экономически активным населением (рабочей силой) подразумевается часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного населения измеряется по отношению к определенному периоду и включает занятых и безработных.
Экономически активное население, предлагающее свой труд для производства товаров и услуг, включено в Систему национальных счетов ООН. Численность экономически активного населения оценивают по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости. В международных стандартах рекомендуется указывать минимальный возраст, принятый при измерении экономически активного населения. Он может быть принят на уровне 6 лет (Египет), 10 лет (Бразилия) и повышается до 16 лет (США, Швеция). В большинстве стран он составляет 14-15 лет. В некоторых странах предусмотрены два минимальных предела: более низкий – для получения информации об экономической деятельности и несколько более высокий – для группировки экономически активного населения: например, в Канаде – 14 и 15 лет, Индии – 5 и 15, Венесуэле – 10 и 15, в России – 15 и 16 лет.
Помимо минимального в ряде стран установлен максимальный возраст. Это означает, что лица старше его исключаются из расчета численности экономически активного населения. Например, в Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии установлен верхний предел в 74 года. В России при проведении обследований населения по проблемам занятости ограничиваются возрастом в 72 года. Вместе с тем при дальнейшей группировке населения на занятых и безработных, как и в большинстве стран, максимальный возраст не установлен.
Чтобы иметь представление об уровне экономической активности населения страны (региона), определяется доля экономически активного населения в общей численности населения. В России в конце 2006 г. уровень экономической активности населения страны был равен 50,7 %. Это значит, что в общей численности населения страны 50,7 % составляют жители, обеспечивающие предложение рабочей силы. В их числе 65,6 млн. человек (88,3 %) были заняты всеми видами экономической деятельности и 8,7 млн. человек (11,7 %) не имели занятия, но активно искали его и в соответствии с методологией МОТ классифицировались как безработные.
Более точно уровень экономической активности населения определяется как отношение численности населения не ко всему населению, а к его численности в возрасте от 15 до 72 лет, потому что эта возрастная группа участвует в выборочных обследованиях. Так, на конец ноября 2006 г. по данным выборочного обследования населения по проблемам занятости из общей численности населения в возрасте 15-72 лет 109,4 млн. человек экономически активное составило 69,7 млн. человек.
Следовательно, уровень экономической активности населения окажется равным 63,7 % среди населения данной возрастной группы. Наибольшей трудовой активностью обладают люди трудоспособного возраста (в России женщины 16-54 лет и мужчины 16-59 лет). Поэтому рассчитывается также уровень экономической активности населения в трудоспособном возрасте (78,4 % на конец ноября 2006 г.) как отношение численности экономически активного населения трудоспособного возраста к численности населения в трудоспособном возрасте.
Для каждой возрастной группы характерен свой уровень экономической активности. Желание работать систематически возрастает до возраста 35-39 лет (в некоторые годы до 40-44 лет) и далее постепенно убывает.
Далее обратимся к понятию «безработица» и рассмотрим, как этот показатель влияет на уровень занятости в стране в целом.
В экономической и социальной литературе для определения понятия “безработица” используются различные термины:
Безработица - это социально экономическое явление, при которой часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны.
Безработица - явление в экономике, при котором часть экономически активного населения, желающая работать, не может применить свою рабочую силу.
К безработному по определению МОТ (Международная Организация Труда) относится индивид, который:
1) не имеет работы в данный момент;
2) предпринимает конкретные и активные попытки найти работу;
3) в данный момент готов приступить к работе.
Таким образом, на базе вышеизложенного можно сформулировать точку зрения по поводу трактовки понятии «безработица».
В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение рабочей силы над спросом на нее. К безработным, согласно статистике многих развитых стран, относятся лица, не занятые на момент проведения опроса о статусе их занятости, предпринимавшие попытки найти работу в течение предыдущих четырех недель и зарегистрированные на бирже труда.
Продолжительность безработицы - это показатель, характеризующий среднюю длительность поиска работы среди лиц, имеющих статус безработного на конец анализируемого периода.
Безработица различается по продолжительности: временная (до 4 месяцев) и хроническая (свыше года).
Уровень общей безработицы - отношение численности безработных к численности экономически активного населения (в %).