Положительные и отрицательные стороны рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:46, реферат

Описание работы

Отрицательные и положительные стороны рыночной экономики основываются на противоречии «безграничность потребностей - редкость ресурсов». Свойственное для любого типа экономической организации общества, это противоречие решается в условиях рыночной экономики путем рыночного распределения редких ресурсов между теми отраслями, которые производят продукцию востребованную потребителями, в ущерб тем отраслям, которые производят продукцию, не пользующуюся спросом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ, СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

Государственный комитет Российской федерации по высшему образованию.docx

— 43.07 Кб (Скачать)

 Что следует  производить? Какой набор товаров  и услуг наиболее полно удовлетворит  материальные потребности общества? 

 Как эту продукцию  следует производить? Как должно  быть организовано производство? Какие фирмы должны осуществлять  производство и какую применять  технологию? 

 Кто должен  получить эту продукцию? В частности,  как должна распределяться продукция  между индивидуальными потребителями? 

 Способна ли  система адаптироваться к изменениям? Может ли система добиться  надлежащих коррекций в связи  с изменениями в потребительском  спросе, в поставках ресурсов  и в технологии производства? 

 Представляет  ли собой рыночная экономика  наилучший способ нахождения  ответов на поставленные выше  вопросы, фундаментальные для  экономической организации любого  общества? Для ответа рассмотрим  основные положительные и отрицательные  стороны рыночной экономики. 

 К преимуществам  рынка относят: 

Эффективное распределение  ресурсов - рынок направляет ресурсы  на производство необходимых обществу товаров. Основной экономический аргумент в пользу рыночной экономики состоит  в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов. Согласно этому  тезису, конкурентная рыночная система  направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых  общество больше всего нуждается. Она  диктует применение наиболее эффективных  методов комбинирования ресурсов для  производства и способствует разработке и внедрению новых эффективных  технологий производства. «Невидимая рука» рынка, таким образом, управляет  личной выгодой, что она обеспечивает общество производством наибольшего  количества необходимых товаров из имеющихся ресурсов. Это, следовательно, предполагает максимальную рыночную эффективность. 

 Рассмотрим подробней,  каким образом в рыночной экономике  решается вопрос о том, какие  виды товаров и в каком количестве  следует производить? Памятуя,  что предприятия руководствуются  мотивом получения прибыли и  недопущения убытков, можно сделать  вывод, что производиться будут  лишь те товары. Производство  которых может принести прибыль,  а те товары, производство которых  влечет за собой убытки, выпускать  не будут. А что предопределяет  получение прибыли или ее отсутствие? Здесь можно выделить две вещи: 

 Общий доход,  который фирма получает от  продажи своего продукта; 

 Общие издержки  его производства. 

 Как общий доход,  так и общие издержки - это величины, образуемые соотношением «цены-время-количество  продукта». Общий доход исчисляется  умножением цены продукта на  количество проданного продукта. Общие издержки исчисляются умножением  цены каждого ресурса на количество  использованного в производстве, а затем суммированием затрат  на каждый ресурс. 

 Утверждение,  что будут производиться только  приносящие прибыль продукты  и не будут производиться не  приносящие прибыль, представляет  собой правильное обобщение только  в том случае. Если совершенной  ясно содержание понятия «экономические  издержки». Чтобы уяснить все  значения понятия «издержки», необходимо  представить предприятия в виде  простых организационных схем, отвлекаясь  от конкретных факторов - капитала, сырья, рабочей силы и предпринимательской  способности, - которые только и  делают их действующими предприятиями.  Чтобы стать действительно производящими  фирмами, эти предприятия должны  обеспечить себя всеми четырьмя  указанными видами ресурсов. Экономические  издержки - это платежи, которые  необходимо произвести, чтобы приобрести  и сохранить в своем распоряжении  нужные количества этих ресурсов. Затраты на каждую единицу  этих ресурсов, то есть цена  ресурсов, определяются соотношением  предложения и спроса на ресурсном  рынке. Здесь следует особо  подчеркнуть, что предпринимательская  способность - подобно земле, труду  и капиталу - это такой же редкий  ресурс и, следовательно, имеет  свою цену. Поэтому в издержки  производства должны входить  не только заработная плата,  жалование, процент за капитал  и рентные платежи за землю,  но также и платежи предпринимателю  за выполняемые им функции  организации производства какого-либо  товара и соединения всех других  ресурсов в процессе этого  производства. Плата за выполнение  этих функций предпринимателем  называется нормальной прибылью. Следовательно, продукт будет  производиться лишь тогда, когда  общий доход от его продажи  достаточно велик, чтобы можно  было выплатить заработную плату,  процент, ренту и нормальную  прибыль. 

 Следует особо  подчеркнуть роль потребительского  спроса в определении видов  и количества производимых продуктов.  Потребители, не подверженные  правительственным ограничениям  и обладающие денежным доходом  от реализации ресурсов расходуют  свои доллары на те товары, которые они главным образом  хотят и в состоянии покупать. Эти расходы фактически представляют  собой голосование долларом, посредством  которого потребители декларируют  свои потребности, предъявляя  спрос на рынке продуктов. Если  набирается достаточное количество  таких «голосов», предприятия  готовы производить данный продукт.  Увеличение потребительского спроса, то есть увеличение числа «долларовых  голосов», поданных за продукт,  означает экономическую прибыль  для отрасли, производящей этот  продукт. Такие прибыли служат  сигналом для расширения этой  отрасли и увеличения производства  ее продукта. И наоборот, сокращение  потребительского спроса, то есть  меньшее число «голосов», поданных  за продукт, приводит к убыткам  и со временем к сокращению  попавшей в трудное положение  отрасли. По мере выхода фирм  из отрасли производство продукта  уменьшается. По существу, отрасль  вообще может прекратить свое  существование. Короче, «долларовые  голоса» потребителей играют  ключевую роль в решении вопроса  о том, какие продукты станут  производить добивающиеся прибылей  предприятия. 

Свобода выбора и  действий потребителей и предпринимателей. Рыночная система четко выявляет значение свободы предпринимательства  и выбора. Потребители свободны покупать то, что они предпочитают; предприятия - производить и продавать то, что они считают целесообразным; поставщики ресурсов могут по собственному выбору находить место приложения имеющимся  у них материальным и людским  ресурсам. Можно поражаться, почему экономика не попадает в состояние  полного хаоса. Когда потребители  требуют кукурузные хлопья, предприятия  предпочитают производить спортивную обувь, а поставщики ресурсов хотят  предложить свои услуги для разработки средств программного обеспечения  компьютеров, весь процесс производства, казалось бы, должен зайти в тупик  вследствие явной несогласованности  этих свободно избранных решений. 

 Однако, две другие  черты рыночной экономики - система  рынков и мощный фактор конкуренции  - обеспечивают координирующие и  организационные механизмы, которые  исключают потенциальный хаос, какой  могли бы породить свобода  предпринимательства и выбора. 

 Как оказывается,  что с точки зрения предприятий,  они не совсем «свободны» производить  то, что они желают. Потребительские  решения о спросе, обуславливающие  прибыльность одних продуктов  и убыточность других, ограничивают  свободный выбор фирм пи решении  вопроса о том, что производить.  Предприятия должны согласовать  свой выбор продукта для производства  с выбором потребителей или  понести кару в виде убытков  или даже банкротства. 

 В большой мере  это справедливо также и в  отношении поставщиков ресурсов. Спрос на ресурсы - это производный  спрос, то есть производный  от спроса на товары и услуги, производству которых нужны ресурсы. Спрос на рабочих-автостроителей существует только потому, что есть спрос на автомобили. В более общем плане очевидно, что в стремлении максимизировать доход от продажи своих людских и материальных ресурсов поставщики ресурсов вынуждены следовать требованиям рыночной системы и делать свой выбор, руководствуясь потребительским спросом. Поскольку только те фирмы, которые производят товары, пользующиеся спросом потребителей, могут работать с прибылью, поскольку именно эти фирмы предъявляют спрос на ресурсы. Поставщики ресурсов отнюдь не «свободны» направлять свои ресурсы на производство товаров, которые далеко не удовлетворяют потребителей. Причина заключается в том, что не могут существовать фирмы, производящие именно такие товары, так как потребительский спрос на них недостаточно высок, чтобы сделать их производство прибыльным. Короче, потребители демонстрируют свои предпочтения в форме спроса, предъявляемого на рынке продуктов, а производители и поставщики ресурсов соответственно реагируют на спрос, чтобы обеспечить свои жизненные интересы. Рыночная система передает желания потребителей предприятиям и поставщикам ресурсов и добивается от них надлежащего ответа. 

Способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению  качества товаров и услуг, тенденция  к снижению цен. Чтобы поддерживать высокую прибыльность и конкурентоспособность  своей продукции фирмы стремятся  расширять ассортимент, повышать качество своих товаров. Таким образом  производители пытаются привлечь «долларовые  голоса» потенциальных потребителей. В погоне за удовлетворением постоянно  возрастающих и изменяющихся потребностей общества предприниматели должны отыскивать все новые и новые способы  удовлетворения этих потребностей. В  этой гонке на рынок выходят модифицированные и усовершенствованные товары, создаются  принципиально новые предметы потребления  и услуги. Одновременно с этим, устаревшие модели продуктов, а также услуги, актуальность или полезность которых  перестала удовлетворять потребителей, сходя со сцены конкурентной борьбы. Соответственно, ресурсы, которые ранее  были задействованы в производстве старых товаров, используются для получения  обновленных моделей. 

 Наряду с привлечением  внимания к обновленным моделям  товаров, у производителей есть  еще несколько весьма действенных  рычагов в привлечении «долларовых  голосов» потребителей. Прежде всего  это повышение качества и снижение  цены товара. Вполне естественно,  что из ряда аналогичных товаров,  предлагаемых конкурирующими фирмами,  потребитель стремится выбрать  наиболее качественный и доступный  в цене вариант. 

 Тенденция к  снижению цен основывается на  постоянном стремлении производителей  эффективней использовать имеющиеся  ресурсы. По мере совершенствования  технологии, снижения издержек производства  появляется возможность снижения  цены на товар. Отличной иллюстрацией  данного факта может служить  рынок персональных компьютеров.  Буквально за десятилетие вычислительная  мощность компьютеров повысилась  в тысячи и миллионы раз  от процессора 8008 с частотой 4.7 МГц  до процессоров Pentium II с частотой 400 МГц, современные машины используют  значительный объем оперативной  и дисковой памяти. Однако, цена  на современный компьютер всегда  оставалась на одном уровне - машина  средней конфигурации класса small office - home office стоит 1500$. Именно по  такой цене можно было купить  компьютер 80386DX-33 в 1993-94 году, столько стоит сейчас PentiumMMX-166. Технический прогресс, позволяющий быстро совершенствовать выпускаемый товар и позволяющий отвечать растущим потребностям пользователей, сделал возможным такое снижение цены. 

Гибкость, высокая  адаптивность к изменяющимся условиям. Индустриальные общества динамичны: меняются предпочтения потребителей, технологии производства, структура поставляемых ресурсов. Способна ли рыночная экономика  осуществлять корректировку использования  ресурсов, соответствующую этим неизбежным изменениям, и, таким образом, оставаться эффективной? 

 Предположим,  что происходит изменение потребительских  вкусов. Скажем, вследствие возросшего  осознания необходимости заботиться  о своем здоровье потребители  решили, что станут меньше курить  сигареты и больше ездить на  велосипедах, тогда как экономика  в настоящее время не обеспечивает  необходимого количества велосипедов.  Передаст ли рыночная система  сигнал об этом изменении предприятиям  и поставщикам ресурсов и подскажет  ли им необходимость надлежащей  корректировки производства? 

 Предположенное  изменение во вкусах потребителей  будет доведено до сведения  производителей в результате  увеличения спроса на велосипеды  и снижения спроса на сигареты. Это означает, что цены на велосипеды  повысятся, а цены на сигареты  упадут. Если предположить. Что до  этих изменений в потребительском  спросе обе отрасли получали  строго нормальную прибыль, то  теперь более высокие цены  на велосипеды создают экономическую  прибыль для производителей велосипедов,  а более низкие цены на сигареты  влекут за собой убытки для  табачной индустрии. Личная выгода  побуждает новых конкурентов  вступать в процветающую отрасль  производителей велосипедов. А  убытки со временем заставят  покинуть попавшую в кризисное  положение табачную промышленность. 

 Известно однако, что эти корректировки носят  самоограничительный характер для  обеих отраслей. Расширение производства  велосипедов будет продолжаться  лишь до того момента, когда  возникший рост рыночного предложения  велосипедов приведет к обратному  процессу, к снижению цен на  них до уровня, при котором  снова станет правилом нормальная  прибыль. Равным образом и сокращение  производства сигарет будет продолжаться  лишь до тех пор, пока возникшее  снижение их предложения снова  не поднимет цены до уровня, при котором фирмы смогут получать  нормальную прибыль. Или в самом  крайнем случае, фирмы, производящие  сигареты, перестанут существовать. Решающим здесь является то  обстоятельство, что эти процессы  корректировки в частном секторе  полностью соответствуют предположенным  изменениям вкусов потребителей. Общество (то есть потребители)  требует больше велосипедов и  меньше сигарет, именно это  его требование удовлетворяется  путем расширения производства  велосипедов и сокращения производства  сигарет. Кстати, эти корректировочные  процессы показывают на деле  правильность концепции суверенитета  потребителя. 

Информация о работе Положительные и отрицательные стороны рыночной экономики