Политика занятости в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 08:17, реферат

Описание работы

Актуальность данной проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества безработных.
Цель работы - изучить особенности и основные направления политики занятости России.
Задачи работы - обозначить приоритеты в политике занятости современной России; рассмотреть ситуацию в сфере занятости; изучить тенденции и перспективы политики занятости России.

Содержание

Введение.............................................................................................................3
1. Приоритеты в политике занятости современной России.....................4
1.1 Политика занятости и политика на рынке труда.................................4
1.2 Ситуация в сфере занятости....................................................................6
1.3 Краткосрочный прогноз занятости.........................................................9
2. Занятость России: тенденция и перспективы........................................12
Заключение.......................................................................................................23
Список литературы..........................................................................................24

Работа содержит 1 файл

рынок труда.docx

— 41.04 Кб (Скачать)

В этих условиях центр тяжести  должен быть перемещен на договорное регулирование трудовых отношений, сближение трудового права по ряду существенных аспектов с гражданским (при учете принципиального различия между двумя отраслями права, связанного со структурным неравенством сторон трудовых отношений, в отличие от отношений гражданско-правового характера). Задача законодательства должна сводиться к установлению процедур и предельных значений материальных норм, определяющих условия труда, права и обязанности работника и работодателя (минимально допустимые размеры оплаты труда и времени труда и отдыха, максимально допустимая продолжительность рабочего времени, требования и стандарты по охране труда, запреты на включение определенных условий в трудовые договоры и т.п.).

Одна из важных составляющих гибкости рынка труда - сохранение вариантности поиска работы (самостоятельно, через средства массовой информации, негосударственные фирмы по найму персонала, прямое обращение, службу занятости и т.д.). При этом государственные службы занятости должны работать в плотной конкурентной среде.

Предстоящие структурные  сдвиги в российской экономике, которые  будут сопровождаться высвобождением большого числа работников с предприятий, испытывающих экономические трудности, повышают значимость территориальных  аспектов политики занятости. Поэтому  в территориальном разрезе приоритетом  государственной политики занятости  становится содействие занятости и  обучению безработных в тех регионах и населенных пунктах, где происходит реструктурирование или ликвидация крупных градообразующих предприятий, влекущие массовое высвобождение работников. В силу ограниченной территориальной  мобильности работников даже те из них, кто вполне конкурентоспособен на общероссийском рынке труда, в  подобных случаях могут испытывать определенные трудности.

В этих условиях приоритетной задачей государственной политики занятости становится переориентация ресурсов на оказание эффективной помощи в трудоустройстве безработных, испытывающих серьезные трудности  в плане самостоятельного поиска работы. Такая переориентация должна затронуть все основные функции  службы занятости, к числу которых  относятся: посреднические услуги; аналитические  и информационные услуги; реализация активных программ содействия занятости и обучения безработных5.

Одним из ключевых элементов  нового подхода к политике занятости  является повседневное внедрение современных  методов профилирования безработных, которые получили широкое распространение  в практике служб занятости промышленно  развитых стран. Профилирование позволяет  с помощью специальных обследований выявить категории безработных, которые нуждаются в наибольшем внимании со стороны службы занятости, а также реализовать наиболее эффективные подходы к решению  проблем таких безработных, адаптированные с учетом их "профиля". Услуги службы занятости в части трудоустройства оказываются более результативными, если они становятся обязательным дополнением системы пособий по безработице. Это означает, что система критериев назначения пособий по безработице должна быть пересмотрена. Их выплату необходимо максимально увязать с результатами профилирования безработных с тем, чтобы право на получение пособий возникало преимущественно у тех категорий безработных, которые являются наиболее уязвимыми и нуждаются в активном содействии службы занятости населения. В силу того, что профиль уязвимых категорий безработных может сильно варьировать в территориальном разрезе, следует допустить возможность существенной дифференциации условий предоставления пособий по безработице в зависимости от состояния рынка труда. Такая дифференциация, в свою очередь, делает необходимым активное межрегиональное перераспределение финансовых ресурсов в пользу регионов с повышенным числом безработных, относящихся к уязвимым категориям по результатам профилирования.

С этой целью, начиная с 2007 года финансирование государственной политики занятости полностью переведено на бюджетную основу. При этом предполагается, что выплата пособий по безработице будет полностью осуществляться за счет средств федерального бюджета, а распределение этих средств по территориям будет осуществляться в строгом соответствии с числом зарегистрированных безработных, имеющих право на получение пособий. Максимальные размеры пособий должны быть ограничены величиной регионального прожиточного минимума при одновременном повышении минимальных размеров пособий.

Программы трудоустройства, реализуемые региональными службами занятости, будут в основном ориентированы  на наиболее уязвимые категории безработных, выявляемые по результатам профилирования. Каждая из реализуемых программ должна быть результативна в трех отношениях. Во-первых, программы должны быть полезны  на индивидуальном уровне, возвращая  конкретного безработного к занятости  или сохраняя его контакт с  рынком труда. Во-вторых, эффект от программ должен сказываться на профильной группе безработных. В-третьих, любые действия должны быть оправданны с точки зрения общественных затрат на них.

Таким образом, забота государства  о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости населения  и росте на этой основе его доходов  является важнейшим аспектом государственного регулирования рыночной экономики. Главное при этом: уже на предварительных  стадиях разработки различных программ и прогнозов обеспечить жесткую  координацию решения экономических  и социальных вопросов, встраивание  проблем занятости населения  в общую систему макроэкономических расчетов и обоснований как на федеральном, так и на региональном уровне. Механизм формирования и регулирования рынка труда населения должен постоянно совершенствоваться в увязке с системой других макроэкономических показателей применительно к новым рыночным условиям развития многоукладного хозяйства, структурной перестройки и институциональных преобразований в экономике6.

 

Заключение

 

Подводя итоги, можно сказать, что служба занятости России в  условиях ограниченности рабочих мест, высоких и жестких требований к уровню и квалификации наемного работника достаточно успешно осуществляет реализацию активной политики занятости. Взаимодействие с органами власти республики, работодателями и другими заинтересованными  структурами позволяет контролировать ситуацию на рынке труда.

Для повышения финансовой устойчивости предприятий, несущих  временные убытки на этапах реконструкции  производства, а также при поощряемом государством свертывании или реорганизации  рабочих мест, таким предприятиям нужно предоставлять право создавать  специальный страховой фонд за счет отчислений от прибыли. Отчисления должны быть освобождены от налогообложения, а размер годовых платежей целесообразно  привязать к валовой выручке  от реализации продукции. Наряду с этим социально значимому кругу предприятий, несущих временные финансовые потери на этапах перепрофилирования или создания новых рабочих мест, надо предоставлять  льготу на зачет временных убытков  в налогооблагаемой прибыли следующих  лет.

Предлагаемые на период до 2007 г. приоритеты в политике занятости призваны восстановить баланс интересов экономического и социального характера в практике регулирования рассматриваемой сферы. Естественно, в ближайшие два года можно сделать только первые шаги в этом направлении.

 

Список  литературы

 

  1. Амосова В.В. Экономическая теория. СПб: Питер, 2004.
  2. Ананьев А.Н. Занятость населения России // Вопросы экономики, 2005, № 3.
  3. Виноградов В.В. Безработица и политика занятости в современной России // Экономист, 2005 № 4.
  4. Журавлева Г.П. Экономика: Учебник. М.: Издательство журнала "Вопросы экономики", 2001.
  5. Семенов А. Приоритеты политики занятости России // Экономист, 2005, № 9.

1 Журавлева Г.П. Экономика: Учебник. М.: Издательство журнала «Вопросы экономики», 2001. С. 88.

2 Ананьев А.Н. Занятость населения России // Вопросы экономики, 2005, № 3. С. 41.

3 Амосова В.В. Экономическая теория. СПб: Питер, 2004. С. 114.

4 Виноградов В.В. Безработица и политика занятости в современной России // Экономист, 2005 № 4. С. 62.

5 Семенов А. Приоритеты политики занятости России // Экономист, 2005, № 9. С. 82.

6 Ананьев А.Н. Занятость населения России // Вопросы экономики, 2005, № 3. С. 41-44.

 


Информация о работе Политика занятости в России