Политика занятости в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 08:17, реферат

Описание работы

Актуальность данной проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества безработных.
Цель работы - изучить особенности и основные направления политики занятости России.
Задачи работы - обозначить приоритеты в политике занятости современной России; рассмотреть ситуацию в сфере занятости; изучить тенденции и перспективы политики занятости России.

Содержание

Введение.............................................................................................................3
1. Приоритеты в политике занятости современной России.....................4
1.1 Политика занятости и политика на рынке труда.................................4
1.2 Ситуация в сфере занятости....................................................................6
1.3 Краткосрочный прогноз занятости.........................................................9
2. Занятость России: тенденция и перспективы........................................12
Заключение.......................................................................................................23
Список литературы..........................................................................................24

Работа содержит 1 файл

рынок труда.docx

— 41.04 Кб (Скачать)

В целом, несмотря на то что деньги в стране есть, инвестиционная активность будет оставаться невысокой, а объективные предпосылки для ее оживления в ближайшие годы незначительны. Кроме того, сложившийся низкий уровень амортизационных отчислений не покрывает потребностей предприятий в финансовых средствах даже на простое воспроизводство основных фондов и существующих рабочих мест, не говоря уже о расширенном. Отсюда следует ожидать продолжения сворачивания производственного аппарата и сокращения числа рабочих мест даже в условиях стабилизации и роста производства;

во-вторых, четко оформилось стремление работодателей повысить эффективность производства и конкурентоспособность  продукции за счет снижения ее себестоимости, в первую очередь затрат на заработную плату.

Однако уровень издержек на заработную плату в экономике  в целом и большинстве ее отраслей и без того невелик по сравнению  с аналогичным показателем в  развитых странах. Известно, что дешевый  труд, как правило, менее эффективен, он не создает заинтересованности в  росте производительности труда  и качестве продукции, не стимулирует  профессионального совершенствования. На макроуровне низкая цена труда сокращает совокупный платежеспособный спрос на конечное потребление, деформирует его структуру в сторону примитивизации, препятствуя тем самым развитию производства и расширению занятости.

Поэтому совершенствование  управления процессами занятости предполагает усиление регулирующей роли государства  при формировании цены труда, причем сегодня проблема состоит в обеспечении  ее существенного роста4.

 

2. Занятость  России: тенденция и перспективы

 

В реализации среднесрочной  программы социально-экономического развития Российской Федерации на 2004-2006 годы среди основных задач в области социальной политики особое значение приобретают вопросы:

сокращения уровня бедности населения и связанного с этим роста платежеспособного спроса со стороны большинства категорий  граждан;

безусловной приоритетности инвестиций в человека, и прежде всего в образование, которое  является непременным условием конкурентоспособности  нашей страны в мировой экономике;

создания для трудоспособного  населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных  доходов обеспечить более высокий  уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования  и здравоохранения, достойный уровень  жизни в пожилом возрасте.

Успешное выполнение всех указанных задач, как можно заметить, комплексно связано с решением одной  очень важной социально-экономической  задачи - созданием условий для обеспечения в нашей стране наиболее полной и эффективной занятости населения.

Политика занятости как  важнейшая составляющая социальной политики должна быть сфокусирована  на проведении мер, способствующих созданию условий для возможно более полного  использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению  населения и массовой безработице.

В новых условиях государственная  политика занятости должна быть еще  более тесно взаимосвязана с  общими направлениями социально-экономического развития общества. В практической деятельности это означает обязательный учет интересов политики занятости  при принятии решений в области  инвестиционной, налоговой и финансово-кредитной  политики, реализации производительных, научно-технических и социальных программ. В ходе длительной эволюции рыночной экономики в промышленно развитых странах однозначно подтверждено, что ущемление прав человека в трудовой сфере экономически не выгодно для общества в целом. Важным принципом, с позиции занятости, который должен претворяться в жизнь в среднесрочной перспективе, является нахождение компромисса между экономическими и социальными результатами. На деле это означает, что варианты мер, направленных на развитие экономики, до их окончательного принятия должны оцениваться по их влиянию на рынок труда и корректироваться, если возникнет в этом необходимость. В частности, масштабы и сроки высвобождения рабочей силы, ускорение которого начинается при ужесточении финансово-кредитной политики, следует согласовывать с возможностями расширения спроса на рабочую силу в отдельных регионах с учетом поддержания имеющихся рабочих мест или ввода новых. Это позволит избежать хронической массовой безработицы.

Основные тенденции в  изменении ситуации на рынке труда  заключались в увеличении численности  занятых в экономике и в  сокращении в течение 2000 года как  общей численности безработных, рассчитанной по методологии Международной  организации труда (МОТ), так и численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости. Так, общая численность занятого населения увеличилась за прошедший год с 64 до 64,6 млн. человек, или на 0,6 млн. человек. Численность не имеющих работу, но активно ищущих ее, в соответствии с методологией МОТ, классифицируемых как безработные, уменьшилась за прошедший год с 9,3 до 7,6 млн. человек. Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, сократилась с 1,6 млн. человек до 1,1 млн. человек к 1 января 2006 года.

При определении основных направлений деятельности Правительства  Российской Федерации в области  занятости и рынка труда в  первую очередь необходимо учитывать  существенный рост в 2004-2005 годах численности населения в трудоспособном возрасте с 87,9 млн. до 89,3 млн. человек, или на 1,4 млн. человек. В связи с этим нельзя исключать возможность обострения в эти годы ситуации на рынке труда, где может возрасти конкуренция между молодежью, вступающей в трудоспособный возраст, и высвобождаемыми работниками среднего и старшего возраста. Учитывая это, в перспективе по-прежнему главной задачей остается недопущение массовой безработицы, особенно в тех регионах, где она уже в настоящее время близка к критической отметке.

Одновременно на рынке  труда, в силу обострения конкуренции, внедрения в производство современного оборудования, наукоемких технологий, международных требований к качеству будет иметь место существенный рост дефицита квалифицированных работников, особенно в промышленности, сельском хозяйстве, секторе услуг и др., что потребует значительных усилий для обеспечения необходимого качественного уровня работников, повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов, внедрения эффективных систем управления, организации и мотивации труда.

Значительную проблему составляет существенная дифференциация, сложившаяся  в настоящее время по уровню безработицы  на отдельных территориях Российской Федерации. Так, если в Оренбургской области уровень регистрируемой безработицы составляет всего 0,4%, то в Корякском автономном округе он достигает 8,8%, то есть разрыв между максимальным и минимальным уровнями безработицы достигает по регионам до 22 раз.

При этом, как показывает практика, возможности государства  по снижению отмеченной дифференциации довольно ограничены. В условиях низких доходов населения и недостаточно развитого рынка жилья основным инструментом снижения безработицы  в регионах с критической ситуацией  на рынке труда может являться механизм привлечения инвестиций в  те регионы, где ощущается большая  потребность в создании новых  рабочих мест, развитие новых форм занятости населения. В то же время отчетные данные за 2000 год по уровню инвестиций за счет всех источников финансирования, приходящихся на душу населения в разрезе отдельных регионов, показывают, что движение капитала по территории страны в настоящее время, к сожалению, не учитывает ситуацию на региональных рынках труда. Так, например, если в прошлом году на одного жителя Ямало-Ненецкого автономного округа приходилось 162 тыс. рублей инвестиций в экономику региона, Ханты-Мансийского автономного округа - 83 тыс. рублей, Ненецкого автономного округа - 78 тыс. рублей, то в регионах, где отмечается относительно высокий уровень безработицы, уровень инвестиций, приходящихся на душу населения, составил всего: в Ивановской области -1,3 тыс. рублей, Брянской области - 2 тыс. рублей, Усть-Ордынском Бурятском автономном округе - 0,5 тыс. рублей и т.д.

Складывающаяся территориальная  дифференциация по уровню инвестиций не позволяет рассчитывать в ближайшее  время на успешное развитие занятости  населения в регионах с высоким  уровнем безработицы, наоборот, будет  проявляться тенденция дальнейшего  увеличения разрыва между территориями по уровню безработицы. Такая ситуация, по всей видимости, продлится до 2010 года, когда в силу демографических  факторов сокращение численности населения  трудоспособного возраста может  привести к существенному уменьшению уровня безработицы как в целом  по Российской Федерации, так и по отдельным территориям.

Таким образом, в России в  настоящее время краткосрочные  экономические факторы развития в существенной степени нивелируют действие объективных рыночных закономерностей, что предполагает усиление роли государственного регулирования в решении социальных проблем. В частности, механизм формирования и движения инвестиций по территории Российской Федерации с учетом фактора  занятости населения в условиях недостаточно развитого рынка жилья (за исключением ряда крупных городов) нуждается в существенной корректировке и совершенствовании. Основные усилия государства в этой области должны быть главным образом сориентированы на совершенствование государственной финансово-кредитной и налоговой политики, обеспечивающей более высокую экономическую привлекательность вложений как отечественных, так и иностранных инвестиций в те регионы, где накоплены значительные резервы незанятой профессионально подготовленной рабочей силы, и в первую очередь в регионы центральных экономических районов России.

Особое внимание, на наш  взгляд, следует уделить вопросам оценки эффективности труда на предприятиях и в организациях различных форм собственности. В результате существенного  сокращения в 90-х годах числа показателей  официальной статистической отчетности по труду из их числа был исключен и показатель производительности труда. В связи с этим в настоящее  время крайне затруднена оценка эффективности  труда в отраслях экономики и  в отдельных регионах с учетом наличия в них неодинаковой структуры  организаций по формам собственности. Важно подчеркнуть, что отсутствие отчетного показателя производительности труда не позволяет в полной мере оценить плотность конкурентной среды, сложившейся в том или  ином виде деятельности или регионе. При уменьшении уровня конкуренции  у предприятий ослабляются стимулы  к снижению себестоимости продукции (в том числе и ее трудоемкости), что предопределяет выпуск им хотя и конкурентоспособной, пользующейся спросом продукции, но с относительно высокими (по мировым стандартам) удельными трудозатратами.

Учитывая изложенное, в  настоящее время активно обсуждается  вопрос о включении показателя производительности труда в перечень отчетных показателей  по труду. При этом предполагается разработку данного показателя производить  на принципиально новой методологической основе с учетом мирового опыта и  новых условий развития российской экономики.

Основные направления  государственной политики на рынке  труда в среднесрочной перспективе  предусматривают:

осуществление превентивных мер по предупреждению высвобождений  работников, смягчению последствий  массовых высвобождений на основе проведения предувольнительных консультаций по вопросам трудоустройства, широкого информирования о потребности работодателей в кадрах, возможности профессионального обучения и переподготовки с последующим трудоустройством;

дальнейшее развитие, повышение  качества и продуктивности системы  профессионального обучения и профессиональной ориентации безработных граждан  и незанятого населения в целях  обеспечения конкурентоспособности  и роста профессиональной мобильности  рабочей силы на рынке труда;

создание единой информационной системы о спросе на рабочую силу и ее предложении, расширение доступа  населения к информации о вакансиях  с целью сокращения времени поиска гражданами работы; оказание адресной поддержки при трудоустройстве  гражданам, особо нуждающимся в  социальной защите, на основе профилирования и развития эффективных технологий работы с данной категорией граждан;

проведение мероприятий  по внедрению эффективных механизмов профилирования безработных и повышение  адресности предоставления пособий по безработице. Осуществление мер в области активной политики занятости населения на основе внедрения современных методов оценки эффективности программ трудоустройства и их влияния на наиболее уязвимые категории безработных:

совершенствование механизма  организации общественных работ  на основе повышения их социального  статуса, расширения видов и масштабов  с учетом потребности регионов в  воссоздании социальной инфраструктуры и поддержки доходов беднейших  слоев населения;

повышение мобильности рабочей  силы посредством разработки эффективной  системы профессионального обучения и переобучения;

координацию и согласование объемов и профессионально-квалификационной структуры подготовки рабочих и  специалистов в образовательных  учреждениях профессионального  образования всех уровней с потребностью территориальных рынков труда;

содействие незанятой  молодежи в возрасте до 18 лет, не имеющей  профессии, специальности и впервые  вступающей на рынок труда, в направлении  в учреждения профессионального  образования для получения соответствующего образования до начала трудовой деятельности.

Реформа трудового права  должна быть направлена на повышение  гибкости трудовых отношений и механизмов их регулирования. Упор должен быть сделан на создание и стимулирование механизмов саморегулирования на рынке труда  при рациональном уровне государственного регулирования, с учетом реальных возможностей государства и выделением сфер, где  саморегулирование оказывается  недостаточным, неэффективным или  порождающим социально неприемлемые последствия.

Требуется переход от пассивного трудового законодательства, консервирующего  существующие рабочие места и  структуру занятости без учета  их экономической эффективности, к  трудовому законодательству, поощряющему  отраслевую и территориальную мобильность  рабочей силы, повышение ее качества и создание новых рабочих мест.

Информация о работе Политика занятости в России