Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 08:17, реферат
Актуальность данной проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества безработных.
Цель работы - изучить особенности и основные направления политики занятости России.
Задачи работы - обозначить приоритеты в политике занятости современной России; рассмотреть ситуацию в сфере занятости; изучить тенденции и перспективы политики занятости России.
Введение.............................................................................................................3
1. Приоритеты в политике занятости современной России.....................4
1.1 Политика занятости и политика на рынке труда.................................4
1.2 Ситуация в сфере занятости....................................................................6
1.3 Краткосрочный прогноз занятости.........................................................9
2. Занятость России: тенденция и перспективы........................................12
Заключение.......................................................................................................23
Список литературы..........................................................................................24
В целом, несмотря на то что деньги в стране есть, инвестиционная активность будет оставаться невысокой, а объективные предпосылки для ее оживления в ближайшие годы незначительны. Кроме того, сложившийся низкий уровень амортизационных отчислений не покрывает потребностей предприятий в финансовых средствах даже на простое воспроизводство основных фондов и существующих рабочих мест, не говоря уже о расширенном. Отсюда следует ожидать продолжения сворачивания производственного аппарата и сокращения числа рабочих мест даже в условиях стабилизации и роста производства;
во-вторых, четко оформилось стремление работодателей повысить эффективность производства и конкурентоспособность продукции за счет снижения ее себестоимости, в первую очередь затрат на заработную плату.
Однако уровень издержек
на заработную плату в экономике
в целом и большинстве ее отраслей
и без того невелик по сравнению
с аналогичным показателем в
развитых странах. Известно, что дешевый
труд, как правило, менее эффективен,
он не создает заинтересованности в
росте производительности труда
и качестве продукции, не стимулирует
профессионального
Поэтому совершенствование управления процессами занятости предполагает усиление регулирующей роли государства при формировании цены труда, причем сегодня проблема состоит в обеспечении ее существенного роста4.
В реализации среднесрочной
программы социально-
сокращения уровня бедности населения и связанного с этим роста платежеспособного спроса со стороны большинства категорий граждан;
безусловной приоритетности инвестиций в человека, и прежде всего в образование, которое является непременным условием конкурентоспособности нашей страны в мировой экономике;
создания для трудоспособного
населения экономических
Успешное выполнение всех указанных задач, как можно заметить, комплексно связано с решением одной очень важной социально-экономической задачи - созданием условий для обеспечения в нашей стране наиболее полной и эффективной занятости населения.
Политика занятости как важнейшая составляющая социальной политики должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих созданию условий для возможно более полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице.
В новых условиях государственная
политика занятости должна быть еще
более тесно взаимосвязана с
общими направлениями социально-
Основные тенденции в изменении ситуации на рынке труда заключались в увеличении численности занятых в экономике и в сокращении в течение 2000 года как общей численности безработных, рассчитанной по методологии Международной организации труда (МОТ), так и численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости. Так, общая численность занятого населения увеличилась за прошедший год с 64 до 64,6 млн. человек, или на 0,6 млн. человек. Численность не имеющих работу, но активно ищущих ее, в соответствии с методологией МОТ, классифицируемых как безработные, уменьшилась за прошедший год с 9,3 до 7,6 млн. человек. Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, сократилась с 1,6 млн. человек до 1,1 млн. человек к 1 января 2006 года.
При определении основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации в области занятости и рынка труда в первую очередь необходимо учитывать существенный рост в 2004-2005 годах численности населения в трудоспособном возрасте с 87,9 млн. до 89,3 млн. человек, или на 1,4 млн. человек. В связи с этим нельзя исключать возможность обострения в эти годы ситуации на рынке труда, где может возрасти конкуренция между молодежью, вступающей в трудоспособный возраст, и высвобождаемыми работниками среднего и старшего возраста. Учитывая это, в перспективе по-прежнему главной задачей остается недопущение массовой безработицы, особенно в тех регионах, где она уже в настоящее время близка к критической отметке.
Одновременно на рынке труда, в силу обострения конкуренции, внедрения в производство современного оборудования, наукоемких технологий, международных требований к качеству будет иметь место существенный рост дефицита квалифицированных работников, особенно в промышленности, сельском хозяйстве, секторе услуг и др., что потребует значительных усилий для обеспечения необходимого качественного уровня работников, повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов, внедрения эффективных систем управления, организации и мотивации труда.
Значительную проблему составляет
существенная дифференциация, сложившаяся
в настоящее время по уровню безработицы
на отдельных территориях
При этом, как показывает
практика, возможности государства
по снижению отмеченной дифференциации
довольно ограничены. В условиях низких
доходов населения и
Складывающаяся
Таким образом, в России в
настоящее время краткосрочные
экономические факторы развития
в существенной степени нивелируют
действие объективных рыночных закономерностей,
что предполагает усиление роли государственного
регулирования в решении
Особое внимание, на наш
взгляд, следует уделить вопросам
оценки эффективности труда на предприятиях
и в организациях различных форм
собственности. В результате существенного
сокращения в 90-х годах числа показателей
официальной статистической отчетности
по труду из их числа был исключен
и показатель производительности труда.
В связи с этим в настоящее
время крайне затруднена оценка эффективности
труда в отраслях экономики и
в отдельных регионах с учетом
наличия в них неодинаковой структуры
организаций по формам собственности.
Важно подчеркнуть, что отсутствие
отчетного показателя производительности
труда не позволяет в полной мере
оценить плотность конкурентной
среды, сложившейся в том или
ином виде деятельности или регионе.
При уменьшении уровня конкуренции
у предприятий ослабляются
Учитывая изложенное, в
настоящее время активно
Основные направления
государственной политики на рынке
труда в среднесрочной
осуществление превентивных мер по предупреждению высвобождений работников, смягчению последствий массовых высвобождений на основе проведения предувольнительных консультаций по вопросам трудоустройства, широкого информирования о потребности работодателей в кадрах, возможности профессионального обучения и переподготовки с последующим трудоустройством;
дальнейшее развитие, повышение
качества и продуктивности системы
профессионального обучения и профессиональной
ориентации безработных граждан
и незанятого населения в целях
обеспечения
создание единой информационной системы о спросе на рабочую силу и ее предложении, расширение доступа населения к информации о вакансиях с целью сокращения времени поиска гражданами работы; оказание адресной поддержки при трудоустройстве гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, на основе профилирования и развития эффективных технологий работы с данной категорией граждан;
проведение мероприятий
по внедрению эффективных
совершенствование механизма организации общественных работ на основе повышения их социального статуса, расширения видов и масштабов с учетом потребности регионов в воссоздании социальной инфраструктуры и поддержки доходов беднейших слоев населения;
повышение мобильности рабочей
силы посредством разработки эффективной
системы профессионального
координацию и согласование
объемов и профессионально-
содействие незанятой
молодежи в возрасте до 18 лет, не имеющей
профессии, специальности и впервые
вступающей на рынок труда, в направлении
в учреждения профессионального
образования для получения
Реформа трудового права
должна быть направлена на повышение
гибкости трудовых отношений и механизмов
их регулирования. Упор должен быть сделан
на создание и стимулирование механизмов
саморегулирования на рынке труда
при рациональном уровне государственного
регулирования, с учетом реальных возможностей
государства и выделением сфер, где
саморегулирование оказывается
недостаточным, неэффективным или
порождающим социально
Требуется переход от пассивного трудового законодательства, консервирующего существующие рабочие места и структуру занятости без учета их экономической эффективности, к трудовому законодательству, поощряющему отраслевую и территориальную мобильность рабочей силы, повышение ее качества и создание новых рабочих мест.