Показатели концентрации и монополизации на отраслевом рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 23:02, контрольная работа

Описание работы

Методы ценовой конкуренции основываются на свободном рыночном соперничестве, когда даже однородные товары предлагаются на рынке по самым разнообразным ценам. С помощью снижения цены продавец (производитель) выделяет свой товар, привлекает к себе внимание и в конечном счете завоевывает себе желаемую долю рынка.

Содержание

1. Тест.
2. Показатели концентрации и монополизации на отраслевом рынке.
2.1. Показатели концентрации на отраслевом рынке.
2.2. Показатели монополизации на отраслевом рынке.

Работа содержит 1 файл

Экономика отр рынков.docx

— 35.12 Кб (Скачать)
 

СОДЕРЖАНИЕ: 

1. Тест.

2. Показатели концентрации  и монополизации на отраслевом рынке.

2.1. Показатели концентрации  на отраслевом  рынке.

2.2. Показатели монополизации  на отраслевом  рынке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Тест.
 

    К методам  ценовой конкуренции относятся:

    • Проведение рекламных компаний (неценовая конкуренция)
    • Снижение издержек производства товара (скрытая ценовая конкуренция)
    • Внедрение системы послепродажного обслуживания (скрытая ценовая конкуренция)
    • Использование системы скидок к цене товара (ценовая конкуренция)
 

Методы  ценовой конкуренции основываются на свободном рыночном соперничестве, когда даже однородные товары предлагаются на рынке по самым разнообразным  ценам. С помощью снижения цены продавец (производитель) выделяет свой товар, привлекает к себе внимание и в конечном счете завоевывает себе желаемую долю рынка. Скрытую конкуренцию используют в случае, когда товар продается по такой же цене, как у конкурентов, но более высокого качества. К показателям скрытой ценовой конкуренции следует отнести сокращение издержек потребления за счет повышения экономичности товара в силу уменьшения энергопотребления, увеличения срока службы изделия, более широкого объема бесплатного послепродажного сервиса по доставке, сборке, наладке и обслуживанию. Однако в современном мире «война цен» в открытой форме возможна до того момента, пока фирма не исчерпает резервы снижения себестоимости товара, а подобная форма конкуренции приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния организаций и их разорению. Целесообразно применение ценовой конкуренции в случае проникновения на рынки с новыми товарами или для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта. 
Методы ценовой конкуренции могут быть разделены на три группы. 
♦ Первая группа – методы, основанные на понижении цен. 
♦ Вторая группа – методы, основанные на повышении цен.

♦ Третья группа – методы, основанные на поддержании  цен на неизменном уровне.  

  1. Показатели  концентрации и монополизации на отраслевом рынке.
 
    1. Показатели  концентрации на отраслевом рынке.

Концентрация  заключается в объединении рыночной доли n ведущих фирм, где 2 ≤ n ≤ 8.

их при  определении степени олигополии; различного уровня и качества взаимоотношений  между олигополистами; симметричности или несимметричности (неравенство взаимных прав) членов группы. Поэтому связь между концентрацией и рентабельностью может быть не сильной, а слабой или не существенной. Олигополия может преследовать различные цели, например, усиливать взаимодействие для групп олигополистов,

получающих  высокие доходы от выпускаемой продукции, или консолидировать усилия в повышении доходности от продажи других, низкодоходных товаров.

Таким образом, в качестве показателей  концентрации может быть введен индекс концентрации, характеризующий сумму долей n крупнейших фирм, действующих на рынке:

 
где n — текущее значение индекса;

k — количество фирм, для которых рассчитывается показатель;

Ym — рыночная доля m-ой фирмы. 

Индекс  Херфиндаля — Хиршмана (HHI).

Использование этого индекса показало его большую  популярность и полезность, чем предыдущего, он определяется как сумма квадратов долей

всех  фирм, действующих на рынке: 

В идеальном  случае, когда на рынке действует  бесконечное число фирм с бесконечно малой долей каждого участника, значение этого индекса равно нулю; равно единице, когда на рынке действует одна фирма. Если выражать доли рынка в процентах, то максимальное значение индекса составит 10000.

Принято считать, что значение HHI ≤ 1000 отражает слабую олигополию, HHI > 1800 тесную олигополию. Существует достаточно простое правило определения увеличения HHI при слиянии двух фирм: необходимо рыночные доли перемножить, а полученный результат удвоить. Действительно, если имеются две фирмы на рынке, у которых доли 20 и 10% соответственно,

тогда до слияния:

HHI1 = 20 2 + 10 2 = 500.

После слияния:

HHI2 = (20+10)2 = 400+400+100 = 900.

Δ HHI = 900 — 500 = 20*10*2 = 400.

В некоторых  случаях полезно использование  понятия числового эквивалента Q, который определяется из соотношения: 

Для N равных по размеру фирм HHI составляет: 

При N = 2000, Q = 5.

Анализ  показывает, что формализованный  индекс, не обладающий достаточно строгим экономическим содержанием, обладает познавательной способностью большей, чем индекс рыночной концентрации четырех фирм. Например, доминирующая фирма с долей 50% имеет HHI = 2500, т.е. такой же, как четыре олигополиста с равной долей 25%: 4*25*25 = 2500.

Таким образом, 50%-е рыночное доминирование  и 100% концентрация проявляются при одинаковой степени монополии, т.е. доминирование является значительно более серьезной проблемой, чем тесная олигополия.

Значение  индекса HHI прямо связано с показателями дисперсии долей фирм на рынке: 

где n — число фирм на рынке;

— показатель дисперсии  долей фирм на рынке; 

где - доля фирм на рынке;

 — средняя доля фирм на рынке.

При равенстве  долей фирм на рынке  = 0 и ННI = 1/n, если доля фирм на рынке существенно различна, значение индекса возрастает. 

Индекс  Энтропии.

Этот  индекс показывает среднюю долю фирм, действующих на рынке, взвешенную по натуральному логарифму обратной ей величины.

 
Это показатель, обратный концентрации: чем он выше, тем ниже уровень концентрации продавцов на рынке. Чем выше этот показатель, тем ниже возможности продавцов влиять на рыночные цены. Для сравнения показателей энтропии на разных рынках используют относительный показатель энтропии:

 ; , i = 1, … , n.

 , i = 1, … , n.

Дисперсия рыночных долей может быть использована для измерения степени неравенства размеров фирм на рынке. В ряде исследований по теории экономики отраслевых рынков используется показатель дисперсии логарифмов рыночных долей:

 , i = 1, … , n.

Необходимо  помнить, что дисперсия характеризует  не столько уровень концентрации (для двух одинаковых и для ста  одинаковых фирм она равна нулю), сколько степень неравенства фирм в размерах. 

Индекс  Джини.

Этот  показатель является статистическим и отражает неравномерность распределения какого-либо признака в соответствии с кривой Лоренца. Для случая концентрации продавцов на рынке он отражает взаимосвязь между процентом фирм на рынке и долей рынка, подсчитанной нарастающим итогом от самых малых, до самых крупных фирм. Индекс Джини представляет собой отношение площадей, ограниченных кривой Лоренца реального распределения и идеальной версией Лоренца, и треугольника абсолютно равномерного (идеального) распределения, ограниченного осями координат.

Таким образом, индекс Джини может быть определен из соотношения: 

Чем выше значение индекса Джини, тем больше неравномерность распределения рыночных долей между продавцами на рынке, и тем выше уровень концентрации на рынке. Важно учесть, что индекс Джини будет иметь практически равные значения при делении рынка между собой 10 тысячами продавцов и дуополией. Помимо этого необходимость точного подсчета индекса требует знания его долей даже малейших фирм рынка. 

    1. Показатели  монополизации на отраслевом рынке.
 

В качестве эффекта перехода от конкуренции  к монополии важнейшими последствиями  выступают сокращение выпуска продукции, повышение цены и создание сверхприбыли. Эти последствия взаимосвязаны, но некоторые из последствий не всегда очевидны.

Выбор, осуществляемый монополистом. Чистая монополия наблюдается на рынке одного продавца, когда рыночная кривая спроса есть одновременно кривая спроса монополиста с любой неэластичностью для его продукта. Неэластичность обусловливает для монополиста широкий размах цен и объем реализации (продаж) продукта.

            Цена

        А

        Pm 

         Предложение (предельные

         С    затраты монополиста)

         Pc

              В      Спрос

      MC1 

               Предельные доходы 

 Qm Qc Объем производства Q 

Рис.1 Следствие  господства монополии.

АВ —  разрыв между ценой и предельными  затратами, причина ценообразования  монополий;

В —  выбор монополистом максимизирующей прибыли;

C —  результат конкуренции (Р = МС). 

Кривая  предельного дохода всегда лежит ниже кривой спроса и всегда находится на половине пути между кривой спроса и вертикальной осью.

Графиком  предельных издержек монополиста является кривая предложения предшествующего  конкурирующего рынка, сумма всех кривых предельных издержек конкурирующих фирм.

Критические кривые монополиста — предельного  дохода и предельных издержек —  пересекаются в точке В, определяя максимально выгодный выпуск для монополиста Qm. Монополист нарушает эффективный результат путем сокращения выпуска продукции и взвинчивания цен выше предельных издержек, запрещая торговлю между Qm и Qс. Превышение цены над предельными издержками является признаком отклонения от эффективно конкурирующего уровня. Величина этого отклонения зависит от эластичности спроса и наклона кривой предельных затрат монополиста. Степень монополизации может быть измерена индексом Лернера, который определяют из соотношения  
 
 

или, используя  эластичность спроса, можно получить: 
 
 

При стремлении эластичности к бесконечности степень господства монополии исчезает (чистая конкуренция). Таким образом, господство конкуренции означает проникновение в область неэластичности кривой спроса фирмы. Поскольку измерение величины индекса — задача практически нереализуемая, его использование представляет скорее теоретический интерес при качественном анализе.

Рис. 2 иллюстрирует зависимость величины бремени нерационального распределения от спроса и предельных затрат. В случае (рис. 2а) цена существенно выше первоначальной и предельных затрат. В случае монополии на товары первой необходимости возможна жесткая эксплуатация потребителей; при этом индекс Лернера достаточно велик. Во втором случае (рис. 2б) вследствие очень пологого положения кривой предельных затрат спрос более эластичен и цена незначительно поднимается вверх, выпуск продукции повышается также незначительно. Индекс Лернера

Информация о работе Показатели концентрации и монополизации на отраслевом рынке