Показатели и результаты участия Турции в мировой экономике и международных отношениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

Одной из отличительных особенностей мирового хозяйства второй половины ХХ века является интенсивное развитие международных экономических отношений. Происходит расширение и углубление экономических связей между странами, группами стран, экономическими группировками, отдельными фирмами и организациями.

Содержание

Введение 3
Описание страны 4
Экономика Турции 6
Показатели участия Турции в мировой экономике 10
Межгосударственный региональный интеграционный блок 18
Международная организация 22

Работа содержит 1 файл

Курсовая по мировой экономике.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

Наличные  деньги в обращении

Турецкая  лира банкнот в обращении в  стране до 21,3 процентов в качестве от 14 декабря 2009. Он поднялся на 38,7 млрд. TL с 31,9 млрд. турецких лир.

 

Показатели  участия Турции в  мировой экономике

 

     Основными факторами, обеспечивающими рост турецкой экономики является  экспорт, строитстроительство и туризм. Это объясняется тем, что в социальной сфере последствия прошлогоднего финансово-экономического кризиса еще не преодолены и внутренний спрос на товары все еще остается слабым.

Следует отметить, что стратегичная линия  в отношении ориентации экономики  на экспорт намечена еще с 1980 года. Основной целью этой стратегии является создание специальных экономических  структур, ориентированных на экспорт  которые бы функционировали в  условиях свободного рынка и интегрировались с мировыми рынками товаров. Новая стратегия включает ряд стимулирующих мер с целью интенсификации экспорта, а также в отношении либерализации внешней торговли.

В дополнение к этим мерам реализиуется также  ряд целевых программ в отношении поддержки экспорта. Среди средств поддержки экспортеров: освобождение от корпоративного налога, возвращение уплаченных налогов, премии из специиального Фонда поддержки и использования ресурсов, субсидирование из Фонда стабилизации и поддержки цен. Правда, в связи с международными обязательствами ( в частности, перед МВФ) часть из обозначенных мер за последние годы была частично ограниченна.

     Начиная со второй половины 1995 г. Турция учредила государственную помощь экспортерам  в соответствии с правилами СОТ, но наибольшие изменения состоялись в 1996г., когда ТР стала членом Таможенного союза ЕС, поскольку это заставило правительство привести свою политику в этой сфере в соответствие с нормами и принципами ЕС. Новый режим экспорта, в частности предусматривает получение сырья и материалов по мировым ценам для изготовления экспортных товаров в ТР.

В целом принятый режим экспорта сответствует принципам СОТ и предусматривает свободный экспорт каких бы то ни было товаров, за исключением тех, что запрещаются законами, решениями правительства или международными договорами.

Среди конкретных мер, принимаемых в ТР с целью поддержки экспорта является прямое субсидирование экспорта некоторых  видов товаров. Следует заметить, что до 1977г. перечень товаров, экспорт которых субсидировался государством был более значимым, но в последующие годы, учитывая вышеуказанные причины, в нем была оставлена только с/х продукция.

В частности  правительство Турции приняло решение  о выделении субсидий на экспорт 1 тонны макаронных изделий в размере 72 долларов, оливкого масла – 180дол., фруктовых соков – 151 дол., куринного мяса – 192дол., сушеных овощей – 360 дол., свежих овощей – 90 дол. за тонну.

     В Турции используется также такая  форма поддержки экспортеров, как  возвращение НДС. При этом НДС возвращается как непосредственному производителю, экспортируемущему собственный товар, так и посредническим структурам, экспортирующим закупленный в стране товар. Как правило, возвращение НДС осуществляется на протяжении одного месяца, но для этого экспортер должен предоставить в один из уполномоченных Нацбанком коммерческих банков не только экспортную декларацию, но и решение независимого присяжного аудитора о достоверности заявленной к возвращению суммы. Кроме прямого возвращения экспортерам НДС, в Турции существует также взаимозачет НДС, то есть, соответствующий перерасчет налоговым органам по этой статье с учетом задолжностей предприятия.

Среди других инструментов поддержки экспортеров  следует отметить освобождение от ввозной  пошлины сырья и матреиалов, которые ввозятся компаниями с целью их переработки или использования для изготовления товаров и 100% экспорта.

Кроме этого, турецким компаниям оказывается  значительная информационная поддержка  через посольства в зарубежных странах, в частности через советника по экономическим вопросам, а также специально созданный в Турции госорган – Центр по развитию экспорта (IGEME).

Значительную  поддержку экспортерам оказывают  промышленные и торговые палаты, объединенные в Союз торговых и промышленных палат Турции, а также созданные государством 13 отраслевых Союзов экспортеров. Согласно с турецким законодательством, без членства в торговой палате и одному или нескольких таких Союзов ( в зависимости от перчня экспортных товаров, которые желает поставлять компания) какая бы то ни было фирма не может осуществлять экспортные поставки.

Кроме того, компании имеют право на получение  экспортных кредитов Ексимбанка, кредитов для поставок экспортных товаров морским транспортом, кредитов для покупателей турецких товаров, а также «револьверных» кредитов, которые предоставляются коммерческими банками Турции.

С целью  дальнейшего расширения рынков сбыта турецкое правительство всесторонне активизировало свою деятельность в отношении к вступлению в ЕС ( в настоящее время Турция является членом Единого таможенного союза ЕС, но преференции, предусмотренные этим Соглашением с ЕС не распространяются на продукцию металлургии, с/х и пищевой промышленности). Правда, ЕС определил лишь на декабрь 2004г дату начала переговоров в отношении вступления Турции в ЕС, что объясняется невыполнением ТР Копенгагенских критериев.

Большое внимание уделяется также перчню стран, с которыми ТР приняла соглашение о свободной торговле. В настоящее  время Турция имеет такие действующие  соглашения с Тунисом, Марокко, Египтом, Палестиной и Фарьерскими островами. Идет подготовка к переговорам по составлению Соглашения о свободной торговле с Мальтой, Иорданом, Мексикой, Южной Африкой, Алжиром, Ливаном и Албанией, а также исследуется оценка такой возможности с Сирией, Югославией, Чили и странами, входящими в южноамериканский торговый союз МЕРКОСУР.

Что касается политики в сфере регулирования  импорта, то она характеризуется  следующим образом.

В начале каждого года правительством принимается  решение в отношении таможенных тарифов с учетом требований СОТ, членства ТР в Едином таможенном союзе ЕС и соглашений о свободной торговле. При этом удаются преференции Боснии – Герцеговине, небольшому количеству развитых стран и стран, которые развиваются. А также учитываются потребности с/х и промышленного секторов экономики в соответствии с показателями, обозначенными ежегодными планами и программами.

Особенностью таможенного тарифа было то, что ТР начала давать преферениции по ряду сырья и полуфабрикатов ( ококло 2450 единиц) которые не проихводятся или производятся недостаточно в стране с целью их удешевления для местной промышленности.

С целью  повышения конкурентноспособности местных товаропроизводителей вместе с ЕС был подготовлен так называемый «временный список». Этот список дает возможность производителям ввозить опеределенные виды сырья и полуфабрикатов, в частности, специфическую химическую продукцию и комллектующие для электроники, по сниженным таможенным тарифам или вообще без тарифов.

Из 60 стран  основных торговых партнеров позитивное сальдо внешней торговли Турции достигнуто лишь с 20 странами. Среди них больше всего с Великобританией ( 577 млн. дол.), Грецией ( 191 млн. дол.), США (190 млн. дол.), Израилем ( 161 млн. дол.), Данией - (82 млн. дол.), Польшей – (77 млн, дол.), Гонконгом (17 млн. дол.), а также с Югославией, Тунисом, Мальтой, Македонией, Иорданией и т.д.

Наибольший  ощутимый вес в экспорте товаров  составляли товары легкой промышленности – 35% электрические машины и оборудование, грузовые и легковые автомобили – 13,6%, черные металлы и изделия из них – 10%, а также продукция пищевой промышленности – 8,7%.

Немало  делается и самими экспортерами с  целью увеличения производства конкурентноспособных товаров, снижения их стоимости, в т.ч. не совсем гуманными способами.

Если  посмотреть статистические данные за первые 10 месяцев 2008 г., то можно сделать выводы, что поставки потребительских товаров ( их удельный вес в экспорте около 52%) выросли на 16,8%, а промежуточных товаров (удельный вес – 40,4%) на 3,5%. В то же время поставки капитальных товаров сократились (7,4%) на 2%. ( за 10 мес 2002 года по сравнению с периодом 2007г. значительно выросли поставки: из хлебных злаков – на 20,7%, всевозможных пищевых смесей – на 27.2%, нефтепрдуктов – 21,7%, медпрепаратов – 11,5%, парфюмерии – 18,6%, изделия из искусственной кожи - - 41,3%, бумаги и изделий из нее – 28,6%, вязаной одежды – 19-20%, изделий из камня – 37,8%, керамики – 17%, из стали и железа – 46,7%,, бойлеров и оборудования – 18,2%, электромашин и оборудования – 21,4%, автомобилей – 28,9%, кораблей и яхт –28,4%, мебели – 40,1% и т.д.)

Согласно  географическому аспекту экспорта Турции за упомянутый период 65,6% ее экспорта приходилось на страны ОЕСР, в т.ч. страны ЕС – 51,3%, а также 9,6% страны ОЧЕС и 6,5% страны СНГ. По всем этим странам экспорт увеличился и лишь в некоторые американские страны поставки сократились ) на 34%) и в страны Среднего Запада – на 1,7%.

В связи  с этим не случайно, что новое  правительство Турции основное внимание уделяет разработке мер с целью дальнейшего развития торговли именно со странами ОЧЕС и СНГ, поскольку, по мнению экспертов, именно тут остаются не использованные ниши для турецкого экспорта. Что касается европейских стран, то тут в ближайшие годы достичь существенного прогресса не удасться.

Наибольшими потребителями экспортной продукции Турции были : Германия – 16,7% от общего объема экспорта, США – 9,4%, Великобритания – 8,4%, Италия – 6,4%, Франция – 6,1% и Россия – 3,4%.

В целом  выросли экспортные поставки товаров  в 39 стран из 50 стран наибольших потребителей турецких товаров ( объем поставок товаров свыше 50 млн. дол.), среди которых наиболший рост наблюдается в Великобританию ( рост по сравнению с периодом 10 мес 2001г.) – на 598,2млн. дол., Россию – на 326 млн. дол., Германию (211), Тайвань (141), Францию (120), Польшу (96), Данию (81), Нидерланды (77), Ливию (65), Испанию (64) Израиль (57), Швецию (56), Болгарию (52).

Следует выделить, что наряду с ростом экспорта товаров еще более быстрыми темпами в ТР ростет их импорт. За 10 мес. 2008 г. импорт товаров вырос по сравнению с таким же сроком 2007г. на 15,5% и составил 39,7 млрд. долларов

В импорте  наибольший удельный вес составляют бойлеры и оборудование – 32%, сырая  нефть, газ и дргие виды минерального топлива – 18%, черный металл и изделия из него – 6,1%, шерстяное, хлопоковое и синтетическое волокна – 7,1%, пластик, резина и изделия из них – 5,5%, автомобили, самолеты, локомотивы – 4,7%, товары органической и неорганической химии – 4,8%, скот, зерно, табак и другие с/х продукты – 3,2%, целлюлоза и бумага – 2,1%.

Из 50 стран  наибольших поставщиков товаров  в Турцию выросли их поставкииз 42 стран, среди которых наибольший рост импорта товаров наблюдается  с Германией ( на 862 млн. дол. Против соответствующего периода 2001г.), Италии (290), России (135), Швейцарии (771), Франции (436), Великобритании (220), Японии (111), Китая (298), Испании (203), Бельгии (123), Нидерландов (161), Индии (171), Тайваня (146) и т.д.

По данным Центробанка ТР, за январь – октябрь 2008г. объем внешней торговли ТР ( товары и услуги) составил 76млрд.740млн. долларов, в т.ч. экспорт – 38 млрд. 667млн. дол., а импорт – 38млрд. 73млн.дол.

Объем экспорта товаров за 10 мес. 2008г. (с учетом «челночной» торговли) составил 32 млрд.422млн. дол., а их импорт – 38млрд. 73млн. долларов. Вследствие этого дефицит внешней торговли товарами вырос по сравнению с периодом 2001г. на 44,3% и составил 5 млрд. 651 млн. долларов.

Вместе  с тем, чистые доходы от экспорта иных товаров и услуг, а также непогашенных трансфертов увеличился на 14,4% и  составили 6 млрд. 245млн. дол. В результате во внешней торговле получено позитивное сальдо в сумме

594млн.  долларов. ( за январь-февраль 2001г позитивное сальдо составляло 3,4 млрд. долларов, что было связано со значительным сокращением объемов импорта товаров из-за экономического кризиса.)

Очень позитивно повлияло на платежный  баланс ТР и то, что за период января- октября 2009г выросли доходы от туризма на 4,1% ( составили 7 млрд. 788млн. дол.), хотя сократились доходы от предоставления финансовых услуг на 13% ( сотавили 2млрд. 27 млн. дол.) и других товаров и услуг на 29,2% ( 4 млрд. 358 млн. дол).

В то же время затраты на оплату процентов  за пользование кредитами иностранных банков сократились на 14,4% (составили 5 млрд. 48млн. дол.), а на оплату других услуг на 8,1% (3 млрд. 989млн. дол.). Правда, затраты населения на зарубежный туризм возросли на 5% ( составили 1млрд.666млн. дол.)

За отчетный период сумма денежных переводов работников, что трудятся за границей и непогашенных трансфертов уменьшилась на 28,2% и составила всего лишь 1 млрд. 689млн. долларов.

Инвестиции  резидентов в экономику иностранных  государств тоже сократились и составили  всего 55 млн. дол.

Таким образом, за 2009 г период чистый приток иностранных инвестиций в турецкую экономику составил лишь 67'265 млн. доллар.

     Наиболее  значимыми факторами, которые определяют Турции экономической и торговой политики являются Всемирная Торговой организации (с 1995) и Таможенного союза (ТС) с Европейским Союз в 1996 году. Обязательства Турции этим организациям руководствоваться в своей экономических отношений с другими странами т. Турция также участвует в ряде других международных организаций в стремлении к дальнейшему развитию экономических и торговых связей с соседними странами и Исламскими странами. Более важными из них являются Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), Экономической Организация Сотрудничества (ОЭС), Постоянного комитета по торгово-экономическому Сотрудничество Организации Исламская конференция (КОМСЕК) и развивающихся Восемь Стран (D-8). Европейский союз (ЕС), имеющих долю около 50% в общем объеме торговли в стране, важных коммерческих Турции самым партнером. CU между ЕС и Турцией большой вклад в развитие двусторонней торговли сделал Турциу среди лучших 10 торговых партнеров ЕС. Хотя торговые отношения были в непрерывном прогресс в усилиях по согласованию с той же главы свода, политические отношения вступили в ожесточенный этап, в соответствии с решением октября 2005 года начать процесс официальных переговоров о полноправном членстве.

Информация о работе Показатели и результаты участия Турции в мировой экономике и международных отношениях