Подготовка финансовой информации

Автор: Алида Мурзагалиева, 09 Ноября 2010 в 19:53, доклад

Описание работы

Работа оценщика с финансовой документацией является важным этапом, целью которого является:
приведение ретроспективной финансовой документации к сопоставимому виду, учёт инфляционного изменения цен при составлении прогнозов денежных потоков, ставок дисконта и т. д.
нормализация отчётности с целью определения доходов и расходов типичных для оцениваемого бизнеса;
определение текущего финансового состояния оцениваемого предприятия;
выявление тенденций в развитии бизнеса на основе ретроспективной информации, текущего состояния и планов на будущее;
подготовка информации для подбора компаний-аналогов, расчёта величины рыночных мультипликаторов.

Содержание

Инфляционная корректировка отчетности

Нормализация бухгалтерской отчетности

Трансформация бухгалтерской отчетности

Расчеты финансовых коэффициентов

Выводы
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

подготовка фин инф в процессе оценки.docx

— 85.08 Кб (Скачать)

   Ретроспективная финансовая отчётность за последние 3—5 лет анализируется оценщиком с целью определения будущего потенциала бизнеса на основе его текущей и прошлой деятельности. Желательно использовать отчётность, которая прошла аудиторскую проверку. В любом случае (есть заключение аудитора или нет) в отчёте данная информация должна быть отражена. 
  
Вертикальный и горизонтальный анализ финансовой документации являются частью экспресс-анализа финансового состояния фирмы и позволяет увидеть в динамике происходящие изменения в структуре капитала компании, источниках финансирования , доходности и т. п. 
  
Вертикальный анализ — представление различных статей баланса, отчета о финансовых результатах и проч. в % от общей суммы средств компании и сопоставимых данных. Оперирование относительными показателями позволяет избежать инфляционной корректировки ретроспективной финансовой документации. Использование электронных таблиц позволит сократить время на проведение данной работы.  
  
Горизонтальный анализ — представление данный в виде индексов по отношению к базисному году или процентное изменение по статьям за анализируемый период и сопоставление полученных данных 
   Управление собственными оборотными средствами на предприятии осуществляется постоянно и от этого во многом зависит результат всей текущей деятельности фирмы.
Соотношение в структуре баланса между основными и оборотными активами меняется в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия. 
   Например, в сфере обслуживания основную долю активов составляют оборотные средства, наоборот, у предприятий с продолжительным операционным циклом, основную долю активов составляют основные средства.  
При снижении себестоимости в выручке от реализации, обращает на себя внимание сокращение прибыли после выплаты налогов за анализируемый период, что может свидетельствовать об увеличении операционных вне реализационных расходов, а также налоговых выплат. 
   При анализе структуры активов и пассивов предприятия особое внимание уделяется:

  • соотношению между собственными и заемными средствами;
  • обеспеченности запасов и затрат собственными источниками (анализ собственного оборотного капитала);
  • структуре кредиторской и дебиторской задолженности;
  • анализу ликвидности баланса (ликвидность определяется покрытием обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств);
  • удельному весу наиболее ликвидных активов (наиболее ликвидные активы — денежные средства и ликвидные ценные бумаги, — должны быть больше или равны наиболее срочным обязательствам).

При анализе Отчета о  финансовых результатах  особое внимание уделяется:

  • соотношению выручки от реализации, себестоимости и прибыли предприятия за анализируемый период;
  • выявляются тенденции в уровне доходов на предприятии. 

     
    4. Расчеты финансовых коэффициентов 
     
    С помощью анализа финансовых коэффициентов финансовых отчётов можно выявить:

  • сильные и слабые стороны данного бизнеса;
  • диспропорции в структуре капитала;
  • уровень риска при инвестировании средств в данный бизнес;
  • получить базу для сравнения с компаниями-аналогами.
Финансовый  коэффициент — отношение одного бухгалтерского показателя к другому

   В целях финансового анализа можно использовать большое количество коэффициентов, однако оценщик выбирает наиболее важные с его точки зрения пропорции, с учётом целей оценки. Важным требованием использования коэффициентов в сравнительном подходе является единая методика расчётов по сравнению с компаниями-аналогами. 
 
Рассмотрим наиболее важные группы показателей.

   Показатели  ликвидности

   Коэффициенты  ликвидности применяются для оценки способности фирмы выполнять свои краткосрочные обязательства. Все рассчитанные коэффициенты как правило сравниваются со среднеотраслевыми показателями, хотя существуют и общие нормативы. 
     Коэффициент покрытия — показывает, сколько тенге текущих активов предприятия приходится на 1 тг. текущих обязательств.  
 
 
В этом показателе не учитывается степень ликвидности отдельных компонентов оборотного капитала, поэтому необходимо рассчитать
коэффициенты быстрой и абсолютной ликвидности
    
Коэффициент быстрой ликвидности показывает, какие средства могут быть использованы, если срок погашения всех или некоторых текущих обязательств наступит немедленно. 
   При расчёте данного коэффициента не учитываются товарно-материальные запасы, так как их перевод в денежные средства осуществляется как правило значительно медленнее, чем других видов оборотных средств. К денежным средствам и дебиторской задолженности в числителе можно добавить легко реализуемые ценные бумаги.  
 
    
Коэффициент абсолютной ликвидности — показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена немедленно. 
 
Все значения рассчитанных показателей ликвидности ниже нормативных, что потребует анализа причин данного состояния. Однако более показательным было бы сравнение со среднеотраслевыми показателями.

   Показатели  оборачиваемости  активов (деловой  активности)

   Данные  показатели позволяют изучить отдельные  компоненты оборотных средств. Несмотря на то, что в отечественной практике они относятся к группе показателей деловой активности, они также отражают ликвидность предприятия
  
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности — показывает количество оборотов дебиторской задолженности за год. 
   Медленная оборачиваемость дебиторской задолженности ограничивает краткосрочную ликвидность компании, с другой стороны, короткий период сбора задолженности может указывать на кредитную политику, ограничивающую продажи.  
   Величина
дебиторской задолженности может рассчитываться на конец периода или как среднее на начало и конец периода ( в случае значительного изменения объёма продаж в течение года). 
   Можно рассчитать
средний период погашения дебиторской задолженности в днях: 
 
Период погашения дебиторской задолженности показывает среднее число дней, в течение которых счета кредиторов остаются неоплаченными. 
   Коэффициент оборачиваемости запасов — показывает скорость, с которой запасы переходят в разряд дебиторской задолженности в результате продажи готовой продукции. 
 
 
   Стоимость запасов рассчитывается как средняя на начало и конец периода или на конец периода (если нет значительного изменения запасов за год ). 
   Медленная оборачиваемость товарно-материальных запасов указывает на наличие устаревших запасов. В то же время высокий показатель оборачиваемости запасов может быть связан с их дефицитом.

   Коэффициент использования собственного оборотного капитала — показывает эффективность использования текущих активов. 
 
Высокое значение данного коэффициента свидетельствует об эффективном использовании текущих активов: быстрая оборачиваемость дебиторской задолженности и запасов.  
    В то же время повышение значения коэффициента связано с риском краткосрочной неплатёжеспособности. Если объём реализации растёт, при этом период сбора дебиторской задолженности и оборачиваемость запасов не меняются, то собственный оборотный капитал должен увеличиваться.

   Коэффициенты  структуры баланса

   С помощью коэффициентов структуры баланса анализируется ликвидность предприятия в долгосрочном периоде. 
  
Коэффициент концентрации привлечённого капитала - показывает процент заёмных средств от всей суммы активов. 
 
   Следующий коэффициент непосредственно связан с коэффициентом концентрации (1 — коэффициент концентрации) и в сводной таблице финансовых коэффициентов бывает достаточно рассчитать значение одного из показателей.  
  
Коэффициент автономии — показывает процент собственных средств от всей суммы активов. 
 
   По мере приближения значения коэффициента к 1, уменьшается риск невыполнения предприятием своих долговых обязательств.

Влияние структуры издержек предприятия  на доходность анализируется с помощью показателей ЛЕВЕРЕДЖА
   
Левередж (рычаг) — показатель качества управления активами, направленного на возрастание прибыли. 
 
    Операционный (производственный) рычаг — показатель операционного (производственного) риска. 
    Операционный риск — неопределённость, связанная с получением дохода и обусловленная двумя факторами: колебанием объёмов реализации и уровнем условно-постоянных издержек. 
    Любое изменение объёма продаж (выручки от реализации) вызывает ещё большее изменение прибыли. При снижении объёмов производства на 1%, убытки увеличиваются на несколько процентов, так как доля условно-постоянных затрат в составе издержек не меняется даже в случае остановки производства. 
 
Все расходы можно разделить на
условно-переменные и постоянные. 
  
Условно-переменные расходы — изменяются пропорционально объёмам производства; составляют технологическую себестоимость и учитываются как прямые расходы. 
  
Постоянные расходы — остаются постоянными в рамках отчётного периода или 
до определённых пределов роста объёмов продукции; составляют периодические накладные расходы и учитываются как косвенные расходы в себестоимости. 
   Таким образом,
постоянные расходы отражают эффективность управления хозяйственной деятельностью; к ним относятся: амортизация, оплата руководителей предприятия, реклама, расходы на НИОКР и т. д. 
   Расчёт
коэффициентов левереджа дополняет анализ расходов, начатый в предыдущих параграфах. Мы отмечали, что взаимозависимость между себестоимостью, объёмом продаж и прибылью является важной пропорцией, изучаемой в процессе оценки. 
 
Результат показывает, что изменение в объёме реализации на 1% приведёт к изменению прибыли до выплаты процентов и налогообложения на величину, равную коэффициенту операционного (производственного рычага) . 
Чем выше удельный вес постоянных затрат, тем выше левередж и риск. 
     Кроме
операционного (производственного) риска анализируется финансовый риск. 
    Финансовый риск — риск, связанный с возможным недостатком средств для выплаты по долгосрочным ссудам и займам. Возрастание финансового риска характеризуется повышением финансового левереджа
  
Финансовый левередж — потенциальная возможность влиять на прибыль предприятия путём изменения объёма и структуры долгосрочных обязательств; 
обусловлен риском, связанным с недостатком средств для выплаты акционерам в связи с необходимостью обслуживания долга. 
    Существует две концепции
финансового рычага
1. Финансовый рычаг рассчитывается как процентное изменение чистой прибыли на акцию, порождаемое процентным изменением прибыли до уплаты процента и налогообложения (коэффициент финансового рычага) 
2. Финансовый рычаг рассматривается как приращение к рентабельности собственных средств, получаемое за счёт использования заёмных средств. 
 
Чем выше
финансовый рычаг, тем выше риск, так как увеличивается вероятность получения меньших доходов для акционеров. 
    Изменение рентабельности собственных средств за счёт привлечения заёмных средств — изменение величины налогооблагаемой прибыли за счёт выплат по процентам. 
 

   Показатели  рентабельности
 

   Данная группа показателей даёт представление об эффективности хозяйственной деятельности предприятия.  
Можно выделить две группы показателей рентабельности:

  • показатели, характеризующие рентабельность продаж;
  • показатели, характеризующие рентабельность части активов или  
    совокупных активов.

Рентабельность  продаж — отношение прибыли к нетто-выручке от реализации. 
    В зависимости от целей оценки и данных по сопоставимым компаниям, можно рассчитывать
рентабельность продаж с меняющимся числителем. 
   
Рентабельность продукции — показывает удельный вес прибыли до выплаты процентов и налогов в каждом рубле оборота. 
 
Этот коэффициент свидетельствует об эффективности не только хозяйственной деятельности, но и ценообразования. 
 
   Рентабельность активов прямо пропорционально связана с деловой активностью и оборотом капитала. 
Если предприятие не пользуется кредитом, то рентабельность активов совпадает с рентабельностью собственных средств (рассматривается выше).

   Инвестиционные  показатели

   Цель  данного этапа  анализа в процессе оценки — предоставить сопоставимую информацию о рыночной цене акции в сравнении с номинальной, размере выплачиваемых дивидендов и т. д. Если оценивается компания закрытого типа, информация анализируется по сопоставимым компаниям. 
 
   Отношение рыночной цены акции к прибыли на акцию — отражает цену, которую инвесторы готовы заплатить за единицу доходов (мультипликатор цена/прибыль) 
 
   В процессе оценки рассчитываются и анализируются различные мультипликаторы. Если оценивается компания закрытого типа, то информация рассчитывается по аналогам. 
 
   Балансовая стоимость акции — показывает, сколько может получить держатель одной обыкновенной акции в случае ликвидации компании. 
 
   Мы рассмотрели группы финансовых коэффициентов, наиболее часто встречающиеся в отчётах об оценке. Этот перечень может быть продолжен и, как уже отмечалось выше, оценщик имеет право выбирать пропорции, наиболее точно характеризующие бизнес с учётом целей оценки.
 

Информация о работе Подготовка финансовой информации