Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 18:51, курсовая работа
В приоритетных направлениях развития общества, поставленных Президентом страны Н. Назарбаевым в своих Посланиях народу Казахстана, центральное место занимает экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике и реальной конкуренции с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений.
На новом этапе развития Казахстан решает широкий круг задач, связанных с повышением конкурентоспособности национальной экономики. Это, прежде всего, такие как реструктуризация экономики, развитие инфраструктуры и институтов рынка, а также преодоление недостатков, унаследованных от предыдущего этапа: несовершенство отраслевой и технологической структуры; слабая внутренняя интегрированность, недостаточная жизнеспособность производительных сил.
Введение
Глава 1 Сущность предпринимательства, его признаки и факторы развития
1.1 Сущность, функции и субъекты предпринимательства и бизнеса
1.2 Роль малого и среднего бизнеса в развитии национальной экономики на примере зарубежных стран
Глава 2 Тенденции и проблемы становления и развития предпринимательства в Казахстане
2.1 Этапы формирования предпринимательства в Республике Казахстан
2.2 Факторы, влияющие на развитие предпринимательства
Глава 3 Государственная и финансово-кредитная инфраструктура поддержки предпринимательства
3.1 Государственная политика в области поддержки предпринимательства
3.2 Развитие системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Так, банки второго уровня, к сожалению, не проявили особой активности в реализации программ.
Из 12 банков, утвержденных Комиссией, отказались от участия 6 банков второго уровня (АО «Казкоммерцбанк», АО «Народный Банк», АО «Нурбанк», АО «АТФ Банк», АО «ЦеснаБанк», АО «Каспийский Банк»).
Оставшиеся 6 БВУ (финансовая организация) участвующих в программе 28/28 по регионам представлены неравномерно. В Акмолинской области 5 банков, Алматинской области 1 банк, в остальных регионах по 2-3 банка. Причем 3 банка (финансовая организация) представлены лишь в одной области (АО «Альянсбанк», АО «Темірбанк», АО «Астана финанс»).
Кроме того, Фондом превышены лимиты кредитования на одного заемщика (БВУ), которые в соответствии с пруденциальными нормативами АФН, не должны превышать 25% от собственного капитала Фонда. Даная ситуация связана с активным участием банков (АО «БТА Банк», АО «Евразийский Банк» и др.) в освоении первого транша (48,8 млрд. тенге), и принимающих участие в освоении второго транша (50/50 млрд. тенге) стабилизационных программ.
Это означает, что задержка происходит не на стадии выделения денег в акиматах, а на более поздних этапах, связанных с БВУ.
Отказы банков связаны с условиями программ. С точки зрения банков одна из проблем - излишняя жесткость изначальных условий программы:
Другая проблема заключается в сложности процедур отбора проектов, текущей отчетности и контроля за их исполнением ввиду использования бюджетных средств.
Третья проблема –
это принципиальное несоответствие
значительной части проектов реального
сектора технологическим
В связи с этим, Правительство РК рассматривает ряд мер по улучшению ситуации.
25 августа 2008 года в г. Алматы АО «ФУР «Казына» и Фондом «Даму» было проведено совещание с участием представителей акиматов и банков второго уровня (далее - БВУ), где обсуждались проблемы реализации Программы Фонда по софинансированию проектов малого и среднего бизнеса (далее - МСБ) с местными исполнительными органами. В результате данного совещания были приняты решения по устранению всех препятствии мешающих эффективной реализации вышеназванной Программы.
В частности на сегодняшний день уже внесены изменения в Постановление Правительства № 1039 от 6 ноября 2007 года по включению субъектов среднего бизнеса в категорию претендентов на получение кредитных ресурсов по вышеназванной Программе. Данное Постановление Правительства подписано Главой Правительства 23 августа 2008 года.
Кроме того, внесены изменения в Программу Фонда по софинансированию проектов малого и среднего бизнеса с местными исполнительными органами по разрешению БВУ, участвующим в реализации данной программы рефинансирования ранее выданных займов в пределах до 50% средств выделенных БВУ. Данное изменение внесено в Программу решением Совета директоров Фонда от 10 сентября 2008 года.
Правительство намерено внести изменения в Закон Республики Казахстан «О частном предпринимательстве» (п.5 ст.19) касательно исключения пункта о запрете финансирования торгово-посреднических операций.
Работа по обеспечению субъектов МСБ в регионах доступными кредитными средствами продолжается.
Рисунок 1 – Динамика развития микрокредитных организаций 2007-2008 гг
По данным Агентства Республики Казахстан по статистике количество микрокредитных организаций за второй квартал 2008 года составило 1223 единицы. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года количество зарегистрированных МКО увеличилось на 35,1%. Из созданных микрокредитных организаций действующие составляют 1091 единиц, из которых 611 – наиболее активные. 80% или 982 единиц МКО зарегистрированы в городской местности, соответственно 20% или 241 – в сельской.
Распределение субъектов микрокредитного рынка по территории республики неоднородно, при этом наибольшее количество сосредоточено в Южно-Казахстанской области – 254 организации, 176 организаций зарегистрированы в г. Алматы, в Карагандинской области – 102. Наименьшее количество зарегистрировано в Атырауской области – 17 МКО, в Мангистауской области – 29. Данная тенденция обусловлена плотностью населения, уровнем предпринимательской активности и спросом на микрокредиты в регионе.
Как видно из графика, начиная с третьего квартала 2007 года и до 2 квартала 2008 года, произошло снижение объемов выданных кредитов МКО с 16,8 млрд. тенге до 8,8 млрд. тенге, т.е. почти в 2 раза. Данный факт свидетельствует об ухудшении положения субъектов малого предпринимательства, при том, что такая же ситуация складывалась и в отношении кредитования МСБ банками второго уровня.
Однако во 2 квартале 2008 года произошло увеличение объемов выданных кредитов до 8,8 млрд. тенге. По нашему мнению данная тенденция обусловлена реализацией в рамках постановления Правительства от 6 ноября 2007 года № 1039 антикризисных мер в части обеспечения кредитными ресурсами субъектов малого и среднего предпринимательства.
Показатели |
1 квартал 2007 года |
2 квартал 2007 года |
3 квартал 2007 года |
4 квартал 2007 года |
1 квартал 2008 года |
2 квартал 2008 года |
количество микрокредитов, выданных юр.лицам, ед. |
87 |
135 |
77 |
72 |
134 |
147 |
сумма микрокредитов, выданных юр. лицам, млн. тенге |
137,4 |
246,9 |
173,7 |
152,1 |
289,9 |
318,2 |
количество микрокредитов, выданных физ. лицам, ед. |
58465 |
90475 |
93633 |
78401 |
62068 |
61141 |
сумма микрокредитов, выданных физ. лицам, млн. тенге |
10523 |
16491 |
16670 |
11202 |
7998 |
8461 |
По количеству микрокредитов, выданных юридическим лицам произошло увеличение со 134 единиц в 1 квартале 2008 года до 147 единиц во 2 квартале 2008 года, с соответствующим увеличением сумм микрокредитов с 289,9 млн. тенге до 318,2 млн. тенге.
Показатели количества микрокредитов, выданных физическим лицам снизились с 62068 единиц в 1 квартале 2008 года до 61141 единиц во 2 квартале 2008 года, но возросли показатели в денежном выражении с 7998 млн.тенге до 8461 млн.тенге.
Данная ситуация объясняется тем, что экономический кризис затронувший разные слои предпринимательства ударил прежде всего по физическим лицам (индивидуальным предпринимателям), так как данная категория наименее защищена от подобных экономических явлений, что сделало проблемным их кредитование не только в банках второго уровня, но и в микрокредитных организациях.
По другому данный факт повлиял на заемщиков - юридических лиц, если им стало сложно получить кредиты в банках второго уровня, то более благоприятные условия кредитования в микрокредитных организациях позволили юридическим лицам выйти из ситуации и получить необходимые средства для дальнейшего развития в МКО.
Общая тенденция снижения объемов выданных микрокредитов сопровождается снижением микрокредитов, выданных на предпринимательские цели с 10,3 млрд. тенге в 3 квартале 2007 года до 4,2 млрд. тенге во 2 квартале текущего года.
Можно сказать, что микрокредитные организации наряду с субъектами предпринимательства невольно испытали на себе действие экономического кризиса и показали себя как устойчивые финансовые структуры третьего уровня финансового сектора страны.
Продолжением мероприятий государства по институциональному развитию системы микрокредитования в Республике Казахстан является Программа мер по развитию микрокредитных организаций в Республике Казахстан на 2008-2012 годы, которая разработана и утверждена Фондом «Даму».
Основными задачами данной Программы являются увеличение возможности активно действующих МКО по получению доступных по стоимости кредитных ресурсов на конкурсной основе; оказание технической поддержки МКО (программное обеспечение); разработка и внедрение стандартов по микрокредитованию; осуществление мероприятий по обучению и повышению квалификации участников системы микрокредитования и некоторые другие.
В соответствии с данной Программой поддержка МКО будет осуществляться в следующих основных направлениях: финансовая поддержка МКО и нефинансовая поддержка МКО.
Финансовая поддержка МКО будет осуществляться посредством кредитования активно действующих МКО на конкурсной основе, для чего Фондом «Даму» разработаны соответствующие Правила финансирования МКО на конкурсной основе.
С мая текущего года Фонд начал реализацию вышеуказанной Программы, которая предусматривает кредитование МКО на конкурсной основе. На осуществление данной Программы в 2008-2012 годах из собственных средств Фонда и республиканского бюджета будет выделено 26,1 млрд. тенге, из них – 5,1 млрд. тенге запланировано на 2008 год.
В настоящее время, Фондом проведен первый конкурс, по итогам которого профинансированы 43 проекта на сумму 3 755,6 млн. тенге.
Таким образом, наряду с решением экономических задач, микрокредитные и микрофинансовые организации параллельно задействованы в решении социальных задач, направленных на развитие предпринимательской инициативы, обеспечение самозанятости экономически активной части населения, увеличение его общего уровня жизни и приобщение к кредитной культуре. Также одной из задач развития сектора микрокредитования являются легализация и вывод из теневого сектора мелких финансовых посредников.
Переход к рыночной экономике - длительный, сложный и противоречивый процесс. Мировой опыт показывает, что все глобальные социально-экономические реформы, связанные с коренной ломкой ранее действующей хозяйственной системы, неизбежно сопровождаются значительным снижением уровня производства и, соответственно, потребления. Эта закономерность требует разработки действенной и эффективной экономической политики на основе выбора оптимального варианта стратегии и тактики осуществления экономической реформы.
С приобретением полного политического и экономического суверенитета перед Казахстаном стоит сложная задача разработки самостоятельного пути экономического развития с учетом мирового опыта и специфики республики.
Многочисленность
Исходя из проведенного анализа следует отметить, что в последние годы в Республике Казахстан предпринимательство получило динамичное развитие.
В настоящее время
предпринимательство в
Среди новых предпринимательских
структур резко увеличилось количество
акционерных обществ, созданных
в процессе реорганизации государственных
Подводя итог вышесказанному,
следует отметить, что отличительная
черта в развитии предпринимательства
в Республики Казахстан то, что
оно рассматривается как
Дальнейшее развитие малого бизнеса, использование инновационного потенциала малого предпринимательства, его стимулирование, развитие таких форм взаимодействия, как подрядное кооперирование, совместное производство, выполнение госзаказов, лизинг, франчайзинг и венчурное финансирование, должны обеспечить устойчивое функционирование либеральной экономической системы Республики Казахстан, главной опорой которой будет выступать сильный предпринимательский класс.
Роль малого бизнеса велика не только количественно, но и функционально, иными словами, по тем задачам, которые он решает в экономике, а именно формирование среднего класса — главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе, создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды.
Казахстанское предпринимательство пережило несколько этапов своего становления. В период «золотого века» малого предпринимательства в конце 80-х годов происходило очень быстрое и легкое накопление капиталов, развивались производство дефицитных товаров широкого потребления и сфера всевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли, общественного питания. В экономике Казахстана стала прослеживаться тенденция к началу новой, рыночной концентрации и централизации капиталов, а также самой хозяйственной деятельности.
Таким образом, многие малые
предприятия появлялись на свет не
в силу экономической
Информация о работе Поддержка малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан