Поддержка малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

В приоритетных направлениях развития общества, поставленных Президентом страны Н. Назарбаевым в своих Посланиях народу Казахстана, центральное место занимает экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике и реальной конкуренции с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений.
На новом этапе развития Казахстан решает широкий круг задач, связанных с повышением конкурентоспособности национальной экономики. Это, прежде всего, такие как реструктуризация экономики, развитие инфраструктуры и институтов рынка, а также преодоление недостатков, унаследованных от предыдущего этапа: несовершенство отраслевой и технологической структуры; слабая внутренняя интегрированность, недостаточная жизнеспособность производительных сил.

Содержание

Введение
Глава 1 Сущность предпринимательства, его признаки и факторы развития
1.1 Сущность, функции и субъекты предпринимательства и бизнеса
1.2 Роль малого и среднего бизнеса в развитии национальной экономики на примере зарубежных стран
Глава 2 Тенденции и проблемы становления и развития предпринимательства в Казахстане
2.1 Этапы формирования предпринимательства в Республике Казахстан
2.2 Факторы, влияющие на развитие предпринимательства
Глава 3 Государственная и финансово-кредитная инфраструктура поддержки предпринимательства
3.1 Государственная политика в области поддержки предпринимательства
3.2 Развитие системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Работа содержит 1 файл

Поддержка малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан.doc

— 858.50 Кб (Скачать)

Начиная с начала 90-х  годов, момента приобретения Казахстаном суверенитета, государство достаточно часто меняло правила игры, предоставляя налоговые льготы каждый раз разным категориям предпринимателей. В результате происходили постоянные массовые "перетоки" из одной формы малого предпринимательства в другую. Кооперативы перерегистрировались в товарищества с ограниченной ответственностью, а затем в индивидуальные частные предприятия, которые вновь, в связи с изменившейся нормативной базой и налоговыми льготами, становились частными предпринимателями и обществами с ограниченной ответственностью.

К сожалению, следует  констатировать, что и более чем  через десять лет реформ нельзя говорить о достаточно стабильной нормативно-правовой и организационной основе функционирования малого предпринимательства.

В приложении приведена  краткая характеристика основных этапов становления и развития "официального" малого бизнеса в Казахстане, начиная  с 1986 г. и вплоть до 2000 г. включительно.

Первый серьезный скачок предпринимательской активности наблюдался в период с 1991 по 1993 годы. Это можно объяснить развалом экономических связей между крупными предприятиями некогда союзных республик, когда в результате остановки предприятий высвободилось значительное количество рабочей силы. Бόльшая часть из этих людей были вынуждены искать себе применение в сфере частного предпринимательства, зачастую в торговле. Однако, первые предприниматели имели смутное представление о бизнесе, что вкупе с макроэкономическими потрясениями того времени и неподъемными налогами привело к банкротству многих из них. Очевидным свидетельством этому является резкое сокращение числа предприятий малого бизнеса в период с 1994 по 1996 годы.

Новый виток развития предпринимательства совпал с достижением  макроэкономической стабилизации в стране – снижение уровня инфляции, укрепление национальной банковской системы, приватизация ряда крупных предприятий, принятие основополагающего закона, регулирующего предпринимательскую деятельность. Именно в этот период наблюдается значительный рост количества малых предприятий и численности занятых на них.

На протяжении всех этапов несколько раз менялась нормативно-законодательная  база, регулирующая различные аспекты  хозяйственной деятельности малого бизнеса, и соответственно изменялись формы и методы его государственной поддержки.

При этом стоит отметить, что проблемы, препятствующие развитию рассматриваемого сектора экономики, усложнялись по мере развития самого малого бизнеса – от трудностей с доступом к сырью и производственным площадям в 1986 году и до недостаточной развитости объектов рыночной и производственной инфраструктуры в 2000 г.

Сложившаяся отраслевая структура малых предприятий  практически не меняется в последние  годы. Из общего количества действующих  субъектов малого бизнеса доминирующее положение занимают сферы торговли, ремонта автомобилей и изделий домашнего пользования 40,5% от общего количества, действующих в сфере малого бизнеса с суммарной численностью занятых 163,6 тыс.человек (31% от общей численности занятых в малом бизнесе).

Таким образом, до перехода к рыночным отношениям базовую основу экономики Казахстана составляли крупные промышленные гиганты; малый бизнес не входил в сферу государственных интересов. Однако в период трансформации плановой экономики малое предпринимательство явилось одним из главных инструментов реализации стратегического курса государства.

За годы рыночных реформ предпринимательский сектор занял  заметное место в обществе, таким  образом была достигнута главная  стратегическая цель: возможность заниматься предпринимательством стала реальной и неотъемлемой частью конституционных прав граждан республики, для чего государством созданы необходимые условия.

Если рассматривать  развитие предпринимательства на современном  этапе, то можно отметить следующее. В Республике Казахстан по состоянию  на 1 января 2008 года всего зарегистрировано 985 496 субъектов малого предпринимательства (СМП), на 1 апреля 2008 года – 996379 СМП, на 1 июля 2008 года - 958116 СМП, что на 9,9% больше показателя прошлого года. Из динамики видно, что в 1 квартале текущего года наблюдается рост зарегистрированных СМП на 1,1%, во 2 квартале имеет место снижение на 3,8 %.

Из зарегистрированных субъектов юридические лица составляют 198 594, индивидуальные предприниматели – 564 681, крестьянские хозяйства – 19 4841.

От общего числа зарегистрированных СМП, 77 6254 являются действующими, что  составляет 73,4 %.

Доля зарегистрированных субъектов малого предпринимательства в общем количестве хозяйствующих субъектов составляет 92%.

Наибольшее количество действующих СМП приходится на торговлю, ремонт автомобилей и бытовых изделий – 36,6 % и сельское хозяйство – 23,0%, данный показатель по промышленности составляет 3,1 %.

В разрезе регионов наибольшее количество действующих хозяйствующих  СМП приходится на Южно-Казахстанскую  область – 14,5 %, город Алматы – 12,4 % и Восточно-Казахстанскую область  – 8,8 %. Наименьшее – Кызылординская область – 2,5 %, Мангистауская область – 2,8 %. По г. Астана данный показатель составляет 5,4%.

При этом, анализируя показатели количества СМП с учетом плотности  населения регионов, следует отметить, что лидерами по количеству действующих  предприятий малого бизнеса и  индивидуальных предпринимателей на 1000 жителей являются города Алматы, Астана, Атырауская и Мангистауская области. По количеству крестьянских хозяйств, наибольшее число в Южно-Казахстанской и Алматинской областях.

Таблица 1 – Динамика развития малого и среднего бизнеса в 2008 году

 

1.01.2008 г.

1.04.2008 г.

1.07. 2008 г.

1.09.2008 г.

Численность занятых  в малом предпринимательстве (СМП) (человек)

1835 606

1851 181

1 920 476

1953 783

Количество субъектов (СМП) (активных), (един.)

680138

657520

648 363

666 098

Индекс физического  объема по выпуска продукции (в % к соответствующему периоду прошлого года)

 

январь-март 105,2%

январь-июнь 103,4%

январь-сентябрь 102,5 %

(оперативные данные  на 1 октября 2008 г. -100,1 %)


 

Из представленных данных таблицы 1 видно, что индекс физического объема по выпуску продукции СМП неуклонно снижается и по оперативным данным по состоянию на 1 октября 2008 года составил 100,1 % к соответствующему периоду прошлого года.

Кроме того, имеются регионы, у которых вышеназванный показатель гораздо ниже среднего по Республике Казахстан:

1) Западно-Казахстанская  – июль 94,4 %; август 97,3%; сентябрь 97,2%;

2) Жамбылская – июль 100,1%; август 95,4%; сентябрь 93,6%;

3) Кызылординская –  июль 88,3 %; август 88,6%; сентябрь 89,0%;

4) Мангистауская – июль 99,8 %; август 100,1%; сентябрь 98,9%;

5) Павлодарская – июль 97,6 %; август 97,8%; сентябрь 99%;

6) Южно-Казахстанская  – июль 96,9%; август 98,5%; сентябрь –  93,9%;

В региональном разрезе  наибольшая доля занятых в СМП  в общей численности занятых приходится на гг. Астана – 40,7% и Алматы – 42,9% и Жамбылскую область – 28,1%. Это говорит о высокой концентрации бизнеса и его активности в данных регионах. Доля малого предпринимательства в ВВП страны за 2007 год составила 30,9 %.

2.2 Факторы, влияющие на развитие предпринимательства

 

Можно выделить ряд факторов, негативно влияющих на развитие предпринимательства.

Одной из наиболее сложных  проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства, является отсутствие у большей части субъектов  достаточных финансовых ресурсов для обеспечения собственных инвестиционных и оборотных потребностей. Банки в силу низкой залогоспособности малого предпринимательства вынуждены переносить стоимость риска на кредиты путем увеличения процентной ставки по займам.

В то же время недостаточный уровень фондовооруженности предприятий малого бизнеса не способствует повышению экономической эффективности сектора малого предпринимательства из-за его низкой производительности труда и сдерживает кредитование малого предпринимательства под залог основных средств.

По этой причине на протяжении ряда лет торгово-посредническая деятельность для предпринимателей остается единственно доступным  методом накопления собственных  финансовых средств. Доход субъектов  малого предпринимательства от реализации товаров, услуг в сфере торговли составляет более 60% от общего объема полученного ими дохода.

Другим фактором, негативно  влияющим на развитие малого предпринимательства, является несовершенство существующих или отсутствие четких норм в законодательстве страны, регулирующих деятельность малого предпринимательства, что приводит к увеличению административных барьеров. Недостаточная скоординированность инфраструктуры поддержки малого предпринимательства привела к тому, что при входе на рынок предприниматель несет большие издержки, обусловленные необходимостью налаживания и поддержки отношений со всеми контрагентами во внешней и внутренней среде. Во внешней - это взаимоотношения с государственными органами, финансово-кредитными организациями, поставщиками, потребителями и конкурентами; во внутренней - выбор вида деятельности и организационно-правовой формы; формирование уставного капитала в необходимом размере; подбор кадров и управление персоналом; поиск команды партнеров и знание рынка [7].

Во многих регионах продолжают оставаться нерешенными проблемы квалификации предпринимателей и их обучения. Наблюдается острый дефицит квалифицированных кадров для малого бизнеса в области инженерно-технических и рабочих специальностей. В этой связи наиболее актуальным представляется необходимость углубления экономических, правовых и институционально-структурных реформ путем систематизации работы по поддержке малого предпринимательства на основе опыта предыдущих лет.

В целях дальнейшего  развития малого предпринимательства Главой государства определены основные направления поддержки малого бизнеса на ближайшую перспективу, в том числе формирование предпринимательского климата, конкурентной среды, системы общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор к созданию производств с высокой добавленной стоимостью. [9]

 Правительство проводит  углубленную политику по реформе  финансового сектора и комплексному  развитию инфраструктуры поддержки  малого предпринимательства: расширение  сети центров малого бизнеса, бизнес-инкубаторов, консалтинговых, лизинговых и других фирм, создание банков данных специализирующихся на обслуживании малых предприятий.

Также предусматриваются  меры по кооперации малого предпринимательства  с крупными предприятиями, а также  осуществление сегментации крупных малоэффективных производств и создания на их базе малых предприятий.

В целях привлечения  предпринимателей в процесс подготовки законодательных и нормативных  актов при центральных исполнительных органах созданы Экспертные советы по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, в состав которых вошли представители общественных объединений предпринимателей.

В целом в настоящее  время упрощен порядок регистрации  субъектов малого предпринимательства - введены типовые уставы, размер регистрационного сбора уменьшен в 4 раза, упрощена процедура сертификации продукции для субъектов малого предпринимательства, введены льготы по регистрации недвижимости и права на землю, сокращено число контролирующих и инспектирующих государственных органов и платных услуг, осуществляемых ими, проводятся тендеры по передаче субъектам малого предпринимательства, занимающимся производственной деятельностью, неиспользуемых площадей и земель, а также объектов незавершенного строительства, введена система упрощенного бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

В Казахстане произведен независимый мониторинг, в результате которого в законодательной базе Казахстана, касающейся малого и среднего бизнеса, выявлено 156 административных барьеров, 60 из которых ненепреодолимы.

Среди 150 административных барьеров - привлечение иностранной  рабочей силы, таможенные процедуры  для субъектов малого бизнеса, правила  по введению в эксплуатацию объектов недвижимости. В свое время не следовало расширять полномочия контрольно-надзорных органов, которых на сегодня в Казахстане насчитывается 57 (особо активных - более 3-х десятков). Каждый административный барьер для субъекта предпринимательства, не обладающего широкими связями и специальной юридической службой, является коррупционной схемой. На сегодняшний день HДС для казахстанских предприятий составляет 13%, тогда, как в США всего 5%.

Проведенный SWOT- анализ сектора  малого бизнеса показывает, что слабые стороны практически не изменились с 1997 года, когда готовилась Стратегия развития Республики Казахстан на период до 2030 года.

- Отсутствие четко  выраженных практических мер по проведению политики поддержки малого бизнеса и подготовки кадров.

- Противоречивость законодательных  и нормативных актов.

- Проблемы доступа  к финансовым источникам (отсутствие  стартового капитала, эффективного  залогового и страхового механизма).

Информация о работе Поддержка малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан