Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 16:08, реферат
Всемирная торговая организация возникла не на заре глобализации, а в период ее расцвета - в 1995 году, как продолжение ГАТТ. Создание ВТО - результат длительной работы по переделке старого экономического пространства и вытеснения стратегий, конкурирующих с неолиберальной доктриной.
После тяжелого кризисного периода в 1973-1982 годах мировое хозяйство вступило в качественно новую фазу развития. Для транснациональных корпораций было важно устранить преграды на пути к локальным рынкам.
Введение
1. Общая характеристика Всемирной торговой организации
2. Анализ проблем вступления России во Всемирную торговую организацию
3. Преимущества и перспективы России от вступления во Всемирную торговую организацию
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Список сокращений
Конечно, от таких жестких норм, в принципе, должны страдать и США, где государство оказывает поддержку корпорациям, работающим на военные цели и использующим «двойные» технологии.
Но США - хозяин в ВТО. США оговорили для себя особый режим - главенство национального законодательства над нормами ВТО.
В Конституции РФ установлено главенство международных договоров над законами РФ. Поэтому вступление к ВТО означает упразднение множества норм российского права и замену их на нормы ВТО. Это - особая проблема. Последствий этого никто не может предсказать, поскольку систематического сравнения правовых норм РФ и ВТО не проводилось, да для этого нет и возможности – с таким объемом работы правительство РФ справиться не в состоянии.
Нормы ВТО окажут прямое воздействие на научно-техническую деятельность в РФ. Это воздействие выходит далеко за рамки коммерции с наукоемкой продукцией. Нормы ВТО фактически определяют саму возможность производить в стране такую продукцию. Дело не только в запрете государству поддерживать ту или иную наукоемкую отрасль (например, авиастроение) с помощью субсидий, но и в обязательствах страны-члена ВТО привести свое патентное законодательство в соответствие с соглашением ВТО об интеллектуальной собственности (ТРИПС).
Если говорить попросту, выполнение норм ВТО в ситуации кризиса просто невозможно. Например, РФ не в состоянии обеспечить таможенный контроль на границах со странами СНГ, а также пресечь контрабанду и нелегальное использование рабочей силы иммигрантов. Все это будет в ВТО наказываться, и надеяться на снисхождение нет никаких оснований.
Наконец, нельзя же не видеть, что вступление в ВТО нанесет тяжелый удар по национально-государственной системе. РФ – сложное государственное образование с исключительно неравномерным размещением производительных сил по территории. Поддерживать равновесие в такой системе в принципе невозможно без государственного («внерыночного») перераспределения ресурсов.
Уход государства от этой функции сразу вызовет резкое и нарастающее расслоение регионов по экономическим и социальным показателям, которое и сейчас уже вышло за всякие разумные рамки.
В 1990 г. максимальная разница в среднедушевом доходе между регионами РСФСР составляла 3,5 раза. В 1995 г. она выросла до 14,2 раза, в 2000 г. была равна 15,6 раза, затем стала слегка снижаться, стабилизируясь на очень высоком уровне.
Правила ВТО запрещают государству избирательную поддержку географических зон и расположенных в них производств. Для РФ это может иметь фатальные последствия.
Никакие гипотетические выгоды от несколько более свободной внешней торговли, которые может дать вступление в ВТО, не компенсируют того риска дестабилизации, с которым будут сопряжены эти выгоды. Вступление в ВТО ставит крест на стратегической доктрине «интеграции стран СНГ и укрепления союза России и Белоруссии». Объективным условием такой интеграции являются привилегированные отношения России с этими странами как в области тарифов и пошлин, так и в ценах, особенно на сырье и энергоносители. Принятие норм ВТО резко и необратимо разрывает налаженные связи и рассыпает структуры взаимовыгодного сотрудничества.
Например, свободный доступ иностранных фирм на рынок услуг задушит почти все российские банки. Экономическая безопасность РФ будет окончательно утрачена, если управление ее финансовой системой полностью переместится на Уолл-Стрит.
всемирный торговый россия членство
Выгоды и преимущества России от вступления в ВТО состоят в следующем:
- Интеграция в мировую экономику. Современная экономика может эффективно развиваться только при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. И ВТО играет не последнюю роль при определении правил игры на этом рынке.
- РФ станет полноправным участником новых раундов переговоров и сможет или самостоятельно, или в коалиции с другими государствами отстаивать выгодные для себя позиции. В противном случае, так как переговоры и принятие решений в ВТО проходят постоянно, мы должны будем присоединяться к совершенно другой организации и не сможем повлиять на принимаемые решения.
- Разрешение споров. В качестве члена ВТО Россия сможет использовать специальный механизм для более эффективного разрешения торговых споров. Сегодня это практически единственный инструмент защиты торговых интересов стран-членов организации от их несправедливого ущемления.
- Создание благоприятных условий для развития торговли и прочих форм внешнеэкономической деятельности.
- Ослабление дискриминации РФ на международных рынках в связи с непризнанием статуса рыночной экономики, распространение принципа наибольшего благоприятствования. Сейчас по степени дискриминации мы находимся на втором месте в мире после Китая. В целом ряде государств Россию продолжают считать страной с нерыночной экономикой, это даже записано в некоторых законодательных актах (поправка Джексона-Вэника у американцев). Наиболее известны – антидемпинговые расследования, которые влияют на ряд отраслей – химическая, металлургическая; как следствие – морской, железнодорожный транспорт. Конечно, было бы наивно ожидать, что на следующий день после вступления в ВТО будут автоматически убраны все преграды, дискриминирующие Россию на мировых рынках. Однако вступление в немалой степени будет этому содействовать.
Статистика показывает, что ущерб российских экспортеров от антидемпинговых процедур и квотных ограничений на зарубежных рынках за последние годы составил более $2,5 млрд.
- Развитие цивилизованного бизнеса через внедрение в российское законодательство и соответствующую практику внешнеэкономической деятельности международного опыта в области регулирования торговли, норм и правил ВТО. Присоединение к ВТО позволит стабилизировать российское внешнеторговое законодательство, сделать правила игры постоянными и предсказуемыми, что в системном плане должно способствовать развитию внешней торговли. Кроме того, будет приведено в соответствие с федеральным законодательством законодательство субъектов федерации. Российские экспортеры и импортеры должны будут выучить новые правила игры на рынке. Это будет способствовать развитию нормальных форм участия во внешнеэкономической деятельности и в конечном итоге может снизить утечку капитала, повысить добросовестность участников ВЭД, облегчить деятельность государственных органов по реагированию на запросы отечественных производителей и потребителей.
- Стимулирование экономики: повышение конкуренции на внутреннем рынке заставит бизнес больше вкладывать в развитие и переоборудование производства, повышение конкурентоспособности своей продукции.
- Открывается доступ к рынкам. Россия получит выходы на новые рынки, которые сегодня фактически закрыты. Даже с учетом того, что эти рынки не будут полностью открыты на следующий день после вступления и некоторые из них нам могут быть пока «не по зубам», это послужит сильным стимулом развития производства. Это в первую очередь:
·среднее и тяжелое машиностроение,
·оборонная промышленность,
·интеллектуальные технологии – высокие технологии, инновации.
- Рост производства, в основном в конкурентных областях:
·энергетика,
·сырьевые отрасли,
·перерабатывающие отрасли,
·рыбная промышленность,
·сфера услуг,
·туризм.
- Приход новых технологий в Российскую экономику через увеличение объема импорта новой техники и технологий.
-Повышение деловой активности.
- Рост инвестиционной привлекательности России привлечет дополнительные инвестиции. Приход западных финансовых корпораций откроет источники получения дешевых и длинных кредитов.
- Будет разработан механизм допуска иностранного капитала в финансовую сферу. Вступление в ВТО – это возможность получить облегчить доступ к кредитам, привлечь инвесторов.
- Возможно улучшение наполняемости бюджета. Таможенные пошлины формируют до 37% федерального бюджета. При вступлении в ВТО России придется пойти на смягчение таможенного режима. Увеличившийся объем импорта, возможно, компенсирует снижение пошлин.
- Повышение прозрачности бизнеса за счет адаптации нашего законодательства к международным нормам повысит деловую активность в так называемом реальном секторе экономики.
- Расширение возможностей для развития производственной кооперации: создание совместных предприятий, проведение совместных исследований, обмен объектами интеллектуальной собственности и т.п.
Сопоставляя возможные выгоды и ущерб, описанный во 2 главе, можно заметить, что возможный ущерб более осязаем, в то время, как выгоды и преимущества не всегда очевидны и их сложнее оценить количественно.
В некотором смысле Россия вынуждена поменять«синицу в руках» на «журавля в небе».
С другой стороны, вступление в ВТО неизбежно по ряду вышеупомянутых причин.
К их числу относятся и политические причины, а также необходимость ослабления экономической изоляции России в будущем и снижение возможности закрепить окончательно статус сырьевого придатка Запада - поэтому именно сейчас российским предприятиям важно успеть как можно лучше подготовиться к грядущим переменам в экономике страны.
Кстати говоря, направленность на развитие энергетики представляется в этой связи более выгодной альтернативой. В настоящее время Россия пока обладает материальными и интеллектуальными ресурсами для того, чтобы закрепить за собой статус крупнейшей энергетической державы после окончания нефтяной эпохи цивилизации в середине этого века.
Рост инвестиционной привлекательности России и его формальное признание в виде повышения инвестиционного рейтинга повлечет за собой приход в Россию новых игроков из числа крупнейших транснациональных корпораций и их активные действия по захвату открывающихся российских рынков.
Основная причина превосходства развитых иностранных компаний (кроме цены, при выходе на новые рынки) - использование современных маркетинговых, производственных и управленческих технологий. Для сравнения: если на развитых рынках вся продукция качественная по умолчанию и Бренд – показатель признания потребителей, то у нас Бренд – это в первую очередь показатель качества.
Членство России в ВТО - не самоцель и не может быть достигнуто любой ценой. Это членство должно соответствовать задачам экономического развития страны, стимулировать продолжение реформ и более глубокую интеграцию России в мировую экономику и торговлю.
Поэтому участие России в ВТО возможно лишь при том, что:
• условия членства предоставят более выгодные, чем сейчас, условия для доступа российских товаров и услуг на внешние рынки;
• позволят устранить дискриминацию российских товаров на этих рынках, приведут к предоставлению России всех прав, которыми обладают другие члены ВТО.
Россия должна иметь одинаковые со странами ВТО возможности по защите своих торгово-экономических интересов с использованием многостороннего механизма разрешения торговых споров.
Россия собирается сохранить действующий торговый режим - без каких-либо ограничений - со странами СНГ и партнерами по таможенному союзу. Этот торговый режим должен попасть в российский перечень изъятий из общих принципов генерального соглашения о тарифах и торговле и должен быть принят ВТО. Основанием для этого - соглашения между Россией и странами СНГ «О свободной торговле» и «О таможенном союзе».
При присоединении к ВТО основным вопросом является необходимость соответствия условий формирования зон свободной торговли и Таможенного союза стран СНГ положениям ВТО. Подразумевается беспошлинная торговля внутри зон свободной торговли и единый внешний тариф для стран-участниц Таможенного союза.
Льготный режим работы на российском рынке услуг должны получить банковские и страховые организации из стран ЕС. Это закреплено заключенным несколько лет назад соглашением «О сотрудничестве и партнерстве» между Россией и Европейским союзом.
Распространять такой режим еще на кого-либо наше Правительство считает экономически нецелесообразным. ВТО пока вполне удовлетворится таким объяснением, если оно будет подтверждено расчетами.
Глоссарий
№ п/п | Понятие | Определение |
1 | Когниция | (от лат. cognitio) знание, познание, когнитивный – соответствующий когниции, или познанию, познаваемый |
2 | Евроцентризм (европоцентризм) | характерная научная тенденцияи политическая идеология, в явной или неявной форме провозглашающая превосходство европейских народов и западноевропейской цивилизации над другими народами и цивилизациями в культурной сфере, превосходства образа жизни европейских народов, атакже их особую роль в мировой истории. Исторический путь, пройденный западными странами, провозглашается единственно правильным или, по крайней мере, образцовым. |