Плюсы и минусы вступления России в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 16:08, реферат

Описание работы

Всемирная торговая организация возникла не на заре глобализации, а в период ее расцвета - в 1995 году, как продолжение ГАТТ. Создание ВТО - результат длительной работы по переделке старого экономического пространства и вытеснения стратегий, конкурирующих с неолиберальной доктриной.
После тяжелого кризисного периода в 1973-1982 годах мировое хозяйство вступило в качественно новую фазу развития. Для транснациональных корпораций было важно устранить преграды на пути к локальным рынкам.

Содержание

Введение
1. Общая характеристика Всемирной торговой организации
2. Анализ проблем вступления России во Всемирную торговую организацию
3. Преимущества и перспективы России от вступления во Всемирную торговую организацию
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Список сокращений

Работа содержит 1 файл

ВТО.doc

— 259.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение

1. Общая характеристика Всемирной торговой организации

2. Анализ проблем вступления России во Всемирную торговую организацию

3. Преимущества и перспективы России от вступления во Всемирную торговую организацию

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Список сокращений

 

Введение

 

Актуальность рассмотрения данной темы определяется следующими факторами:

ВТО возникла в результате развития неолиберальной глобализации.

Образование этой организации и быстрый рост числа ее членов были итогом поражения экономических стратегий, конкурирующих с неолиберализмом. Транснациональный капитал получил торговые правила, отвечающие его интересам.

Всемирная торговая организация возникла не на заре глобализации, а в период ее расцвета - в 1995 году, как продолжение ГАТТ. Создание ВТО - результат длительной работы по переделке старого экономического пространства и вытеснения стратегий, конкурирующих с неолиберальной доктриной.

После тяжелого кризисного периода в 1973-1982 годах мировое хозяйство вступило в качественно новую фазу развития. Для транснациональных корпораций было важно устранить преграды на пути к локальным рынкам. Должны были появиться не только новые торговые правила, но и их регулятор, контролируемый США и их ближайшими партнерами. Эта задача была успешно решена благодаря созданию ВТО.

МВФ, ВБ и ВТО (до 1995 года ГАТТ) стали «дьявольской троицей» (UnholyTrinity) глобальной экономики 1982-2008 годов. Они действовали в симбиозе. Сфера их влияния постоянно расширялась, а сторонников развития, независимого от норм ВТО, становилось среди правительств все меньше.

Цель данной работы состоит в рассмотрении теоретических аспектов экономических и социальных последствий вступления России в ВТО и понимании роли, которую сыграет такое вступление для экономики России.

Объект исследования – экономические и социальные процессы, которые могут иметь место после приема РФ в ВТО.

Из постсоветских государств к ВТО присоединились Грузия, Киргизия, Армения и Украина. Такое же решение приняли все прибалтийские республики. Вступление в ВТО было связано с большими ожиданиями, которые вряд ли сегодня можно назвать оправдавшимися. Но надежды все еще остаются. Их крах способен многому научить тех, кто еще стоит на пороге ВТО.

Официальные речи о взятом курсе на экономическую модернизацию России не согласуются со стремлением как можно скорее войти в ВТО. Для технологического и структурного обновления национального хозяйства необходима активная роль государства.

Полезно наращивание расходов на науку и образование. Необходимо множество работающих исследовательских центров. И крайне необходимо создание рынка для отечественной фабричной продукции внутри страны.

Экономическая история показывает, что такая политика бывает различной. США, например, создали базу для промышленности через раздачу земель иммигрантам. Это обеспечило экономику армией новых потребителей и ускорило рост коммуникаций. Фактически именно политика расширения внутреннего рынка вывела США в промышленные лидеры в конце ΧΙΧ столетия и позволила закрепить это в 1950-1960-е годы, когда значение приобрело кейнсианское регулирование.

Присоединение России к ВТО оставляет немного шансов даже сфере услуг. Туристическая отрасль может чрезвычайно пострадать. Торговля, вероятно, сократится и еще более монополизируется. Банкам придется конкурировать с иностранными кредитными институтами. В итоге сотни отечественных банков разорятся или будут поглощены. Цена кредитов снизится, что можно назвать одним из немногих позитивных результатов членства в ВТО.

Крах, вероятнее всего, ожидает авиастроение. Он может коснуться производств дорожной, строительной и сельскохозяйственной техники, электроприборов и промышленного оборудования. Тяжело придется химической промышленности. Общее сжатие реальной экономики негативно отразится на всех сферах производства. Столь плачевные последствия обеспечат не только подчинение правилам ВТО.

Огромное значение будет иметь утрата государством возможности поддерживать внутренний спрос в интересах местной индустрии и в условиях мирового кризиса.

Облегченный вывоз сырья и беззащитный рынок – таким будет общий итог от присоединения страны к ВТО. Негативные последствия не проявятся сразу, поскольку будет предусмотрен период адаптации. Если страна войдет в ВТО в 2011 году, то в 2012 году негативные последствия еще могут не сказаться.

Но затем, возможно в 2013-2015 годах, снижение таможенных пошлин, отмена налоговых льгот и субсидий (в том числе аграрному сектору) начнут быстро сказываться на экономике.

При этом период глобальной хозяйственной нестабильности к этому времени еще не завершится, поскольку имеет системные причины. Борьба за рынки сбыта на планете только обострится. Зарубежные корпорации не упустят возможностей открытого российского рынка.

Плохая экономическая конъюнктура соединится с наступлением более сильных конкурентов. Начнется быстрое схлопывание экономики. При таком сценарии власти должны будут пойти на немедленный выход из ВТО или столкнуться с радикальными политическими последствиями, направленными на исправление «ошибок». Ситуацию может осложнить повторный крах спекуляций на сырьевых и фондовых рынках планеты. Без этого невозможно перейти от нынешнего вялого спада к депрессии. Снижение мировых цен на газ, нефть и металлы способно крепче привязать сырьевые монополии к покупателям. В этом случае борьба против ВТО в России примет еще более глубокий общественный характер. Окажется, что жизненно необходимое экспортно-сырьевым секторам смертельно для остальной экономики.

Будущее России в случае вхождения в ВТО показывают такие первопроходцы как Киргизия, прибалтийские республики и Украина. Организация уже предупредила украинские власти, что страна будет наказана, если присоединится к Таможенному союзу соседей по его правилам.

Новый выбор Украины определят итоги сотрудничества с ВТО. Сельское хозяйство страны вряд ли добьется больших успехов на переполненных товарами западных рынках, на что делается расчет.

Сохраняется немалая вероятность, что Россию в очередной раз откажутся допустить в ВТО. Для экономики страны это наиболее благоприятный сценарий.

Между тем ВТО имеет реальную альтернативу, и развивать ее способна именно Россия. Эта альтернатива – объединение экономик-соседей с созданием общего правового поля. Аналогичные структуры уже складываются в Латинской Америке и Азии. Расширение общего хозяйственного пространства, соединяясь с политикой развития потребления и передовых отраслей, может захватить многие страны Восточной Европы и Средней Азии. Разочарование в ЕС, ВТО и МВФ возрастает. Сами эти структуры переживают глубокий кризис. Системные перемены ждут все мировое хозяйство. Приближается момент альтернативы.


1. Общая характеристика Всемирной торговой организации

 

Это - международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.

ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986—1994 годах в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раунды).

Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве, Швейцария.

На июль 2008 года в ВТО состояло 153 страны, на долю которых в сумме приходилось 97 % мирового торгового оборота.

Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны — члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее, в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки продукции высокого передела из развивающихся стран серьезно ограничен.

Правила ВТО регулируют только торгово-экономические вопросы.

Попытки США и ряда европейских стран начать дискуссию касательно условий труда (что позволило бы считать недостаточную законодательную работников в качестве «нелегитимного» конкурентного преимущества) были отвергнуты. Причина - протесты развивающихся стран, поскольку такие меры, в конечном счете, еще больше усугубят положение трудящихся в связи с сокращением рабочих мест, снижением доходов и уровня конкурентоспособности.

Структура ВТО видна на следующем рисунке.

 

Рисунок 1.1 Структура Всемирной торговой организации

 

Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года.

В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц.

В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.

Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.

Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

Совет по торговым проблемам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.

Наиболее важные провозглашенные принципы, на которых строится многосторонняя торговая система, следующие:

Торговля без дискриминации - страны не должны предоставлять кому-либо лучший торговый режим по сравнению с тем, какой они предоставляют всем остальным странам, и не должны предоставлять лучший режим своим национальным товарам по сравнению с иностранными товарами.

В рамках ВТО предусматривается взаимное предоставление всеми странами режима наибольшего благоприятствования, РНБ (most-favored-nation, MFN) - правило, означающее обязательство распространить на третьи страны все льготы и привилегии, предоставляемые одному из торговых партнеров.

Либерализация международной торговли - проведение многосторонних переговоров по снижению таможенных тарифов и устранению других препятствий на пути международной торговли.

Применение мер, ограничивающих, импорт, только на основе правил ВТО - отказ стран от использования протекционизма как средства торговой политики. Правилами ВТО, однако, предусматривается достаточно широкий набор инструментов, с помощью которых страна может при необходимости защитить свой внутренний рынок. Он включает: защитные меры (safeguards) – временное ограничение импорта определенного товара в случае, когда его масштабы наносят или угрожают нанести серьезный ущерб отечественным товаропроизводителям; антидемпинговые пошлины (antidumpingduties) - применяемые против конкретного источника демпинга защитные пошлины; компенсационные пошлины (countervailingduties) - применяемые против экспорта товара, экспорт которого субсидируется в явной или скрытой форме.

Предсказуемость торговой политики - проведение торговой политики в соответствии с установленными правилами и недопущение одностороннего нарушения принятых на себя обязательств. Главным механизмом обеспечения предсказуемости торговой политики является связывание тарифов (tariffbinding) - принимаемое страной обязательство не увеличивать ставку импортного тарифа сверх установленного предела.

Содействие конкуренции - отказ стран от использования несправедливых методов торговой политики, таких как демпинг, экспортные субсидии. Многосторонние соглашения в рамках ВТО предусматривают санкции, применяемые к экспортерам и странам, которые пользуются несправедливыми методами торговой политики.


Членство в ВТО дает странам следующие заявленные преимущества:

- защищает от дискриминации между торговыми партнерами;

- предполагает взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных, транзитных операций и связанных с ними таможенных пошлин и сборов. Этот принцип обеспечивает одинаковое отношение ко всем партнерам;

- предусматривает взаимное предоставление национального режима, т.е. равного подхода к товарам импортного и отечественного производства в отношении внутренних налогов и сборов, а также правил, регулирующих внутреннюю торговлю;

Информация о работе Плюсы и минусы вступления России в ВТО