Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 11:57, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение методов планирования и распределения прибыли на исследуемом предприятии
В данной работе поставлены и решены следующие задачи:
Изучены понятие, распределение и формирование прибыли;
Ознакомлены с факторами, влияющими на прибыль
Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты организации планирования прибыли
1.1. Прибыль предприятия: понятие, виды и функции…………………………5
1.2. Прибыль, её формирование и распределение в организации……………..8
1.3. Факторы, влияющие на прибыль…………………………………………..12
2. Организация планирования прибыли ЗАО «»
2.1.Организационная характеристика предприятия…………………………….14
2.2. Экономическая характеристика предприятия………………………………18
2.3. Анализ прибыли и рентабельности, как показателей планирования прибыли на предприятии ………………………………………………………………….21
3. Совершенствование организации планирования прибыли в деятельности ЗАО «»
3.1. Методы планирования прибыли на предприятии…………………………..26
3.2. Прогнозирование прибыли и пути повышения рентабельности на предприятии………………………………………………………………………..29
3.3. Аналитический метод планирования прибыли на предприятии……...……32
Заключение………………………………………………………………………….34
Список использованной литературы……………………………………………...37
Приложение…………………………………………………………………………39
За 2007 г. Rк = (24085000/81768000) х 100 = 29,5 %
За 2006 г. Rк = (20364000/127485000) х 100 = 43,9 %
Для подведения итогов оценки и большей их наглядности результаты выполненных расчетов валовой прибыли и рентабельности представим в виде таблицы. [31]
Результаты расчетов прибыли и рентабельности
№ п/п | Показатели | Ед.изм. | 2006 г. | 2007 г. |
1 | Валовая прибыль | тыс. руб. | 30396 | 32255 |
2 | Прибыль до налогообложения | тыс. руб. | 30005 | 31691 |
3 | Чистая прибыль | тыс. руб. | 20364 | 24085 |
4 | Рентабельность всех активов | % | 8,67 | 24,8 |
5 | Рентабельность продаж | % | 7,8 | 13,9 |
6 | Рентабельность собственного капитала | % | 29,5 | 43,9 |
По данным таблицы 2.3 видно, что рентабельность продаж имеет очень высокое значение, это говорит о высокой эффективности деятельности предприятия. В анализируемом периоде в ЗАО «завод ММК» произошли большие структурные изменения: появились новые отделы; начали существовать новые проекты. Уже в 2007 г. видны значительные приросты в объемах продаж. Все показатели рентабельности имеют тенденцию к увеличению. Поэтому в настоящее время можно говорить о повышении эффективности предприятия.
3. Совершенствование организации планирования прибыли в деятельности ЗАО «»
3.1. Методы планирования прибыли на предприятии
Прибыль является основным фактором экономического и социального развития не только для предприятия, но и для экономики страны в целом. Поэтому экономически обоснованное планирование прибыли на предприятиях имеет очень большое значение. [30]
Прибыль планируется раздельно по видам, а именно: прибыль от продажи продукции и товаров; прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера; прибыль от реализации основных средств; прибыль от реализации другого имущества и имущественных прав; прибыль от оплаты выполненных работ и оказанных услуг и т.д.; прибыль (убыток) от внереализационных операций. [25]
Основными методами планирования прибыли являются:
· метод прямого счета;
· аналитический метод;
· метод совмещенного расчета.
Метод прямого счета: данный метод наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах за вычетом НДС и акцизов и полной ее себестоимостью. Расчет плановой прибыли (П) ведется по формуле:
где О — объем выпуска продукции в планируемом периоде в натуральном выражении;
Ц — цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);
С — полная себестоимость единицы продукции.
Прибыль по товарному выпуску (Птп) планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, в которой определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:
где Цтп — стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);
Стп — полная себестоимость товарной продукции планируемого периода.
Данная методика расчета применима для укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.
Разновидностью метода прямого счета является метод поассортиментного планирования прибыли. При этом методе прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода. [10]
Аналитический метод: этот метод применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу, так как он позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Исчисление прибыли аналитическим методом включает три последовательных этапа:
1) определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;
2) исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;
3) учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижение себестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества и сортности, изменение ассортимента, цен и т.д.
После выполнения расчетов по всем трем этапам определяется прибыль от реализации товарной продукции.
Кроме прибыли от реализации товарной продукции в составе прибыли, как отмечено ранее, учитывается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, прибыль от реализации основных фондов и другого имущества, а также планируемые внереализационные доходы и расходы.
Прибыль от прочей реализации (продукции и услуг подсобного сельского хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного характера для капитального строительства, для капитального ремонта и т.д.) планируется методом прямого счета. Результат от прочей реализации может быть как положительным, так и отрицательным.
Прибыль (убытки) от традиционных статей внереализационных доходов и расходов (штрафы, пени, неустойки и пр.) определяется, как правило, на основе опыта прошлых лет. [16]
Метод совмещенного расчета: в этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.
Получение определенной массы прибыли определяет эффективность производства, однако сама масса прибыли не характеризует, насколько эффективно работает предприятие. Для этого необходимо массу прибыли «взвесить» на затраты предприятия. Этим целям отвечает показатель рентабельности.
Рентабельность — это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов, выраженный в процентах. В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчет показателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия. Таким образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности компании.
Наиболее часто используются показатели рентабельности активов (капитала), рентабельности чистых активов, рентабельности собственного капитала и рентабельности реализации. [27]
3.2. Прогнозирование прибыли и пути повышения
рентабельности на предприятии.
Целью планирования прибыли является обеспечение роста ее размера и повышения рентабельности на основе увеличения оборота и улучшения его структуры, наиболее эффективного использования материальных, трудовых и финансовых результатов при обязательном сокращении потерь времени населения.
При прогнозировании прибыли от реализации продукции (работ, услуг) используются среднегодовые темпы изменения рентабельности за 3 – 5 лет, предшествующих планируемому периоду. При изменении условий формирования доходов и затрат предприятия это темпы корректируются. Сумму прибыли можно определять как произведение прибыли от реализации текущего года на спрогнозированный темп ее изменения в плановом году, или как произведение запланированного товарооборота на проектируемую рентабельность деленное на 100. [9]
Оценивая возможный уровень рентабельности можно измерить величину прибыли с расходами и объемом товарооборота. Для этого определяют точку преломления прибыли и убытков или порог рентабельности.
После определения плановых величин прибыли из отдельных источников составляется сводный план прибыли. Затем разрабатываются и утверждаются администрацией предприятия, с одобрения трудового коллектива, сметы расходования фонда накопления и фонда потребления.
При планировании валового дохода необходим системный подход, то есть должна быть обеспечена взаимная увязка всех показателей плана предприятия. Он строго увязывается с рассчитанными на плановый период объемом товарооборота и прибыли.
В процессе составления плана валового дохода вносят небольшие коррективы в плановую структуру в целях повышения размера валового дохода, или пересматривается смета издержек обращения в целях изыскания возможностей по сокращению отдельных расходов для обеспечения рассчитанного размера прибыли.
Если в планируемом году структура товарооборота существенно не изменится, и не предполагаются большие изменения в условиях закупки, то валовые доходы по плану могут определяться исходя из установленного объема товарооборота на будущий год и среднего их уровня за текущий и прошлые годы, то есть экономико-статистическим методом.
Планируемая сумма прибыли находится в обратной зависимости от издержек обращения. Чем ниже издержки обращения, тем выше прибыль. Поэтому при планировании предприятия стремятся к получению оптимального размера издержек обращения.[29]
Планируя издержки обращения, предприятие самостоятельно утверждает план и доводит его до структурных подразделений. Планирование издержек обращения имеет связь с прибылью, валовым доходом, оборотными средствами, банковскими кредитами.
При планировании руководствуются различными методами:
1. С использованием технико-экономических нормативов, они применяются при определении затрат труда, расходов на транспорт, на содержание помещений и инвентаря, расходов по таре и другое. Если требуется определить расходы по перевозке грузов, необходимо учесть: объем грузооборота на норму тарифов за погрузоразгрузочные работы.
2. Экономико-математическое моделирование - осуществляется с помощью математических расчетов и персональных компьютеров. Устанавливаются определенные соотношения между объемом и структурой оборота и издержками обращения, транспортными расходами и другими затратами. Экономико-математическое моделирование позволяет использовать в комплексе методы возможных и технологических расчетов.
План по издержкам обращения представляет собой смету расходов, в которой указана общая сумма расходов и общий уровень издержек обращения, а также сумму и уровень расходов по каждой статье издержек обращения.
Прогнозирование товарооборота является главным показателем плана экономического и социального развития ЗАО «» и основывается на данных анализа его за ряд предшествующих лет.
При планировании товарооборота на предприятии используется опытно-статистический метод, основанный на изучении состояния выполнения плана товарооборота за предшествующие годы, с учетом перспектив развития в предстоящем периоде.
Информация о работе Планирование распределения прибыли на предприятии