Планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:51, реферат

Описание работы

Планирование – средство обоснования любого дела. В последние годы уровень планирования на предприятиях снизился. Такое положение обусловлено рядом обьективных и субьективных причин.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ 4
ГРАНИЦЫ ПЛАНИРОВАНИЯ 6
РОЛЬ И МЕСТО ПЛАНИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ 9
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ОБЪЕКТОВ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 12
ФОРМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ВИДЫ ПЛАНОВ 13
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 18
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
ВВЕДЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Рефератик.docx

— 60.64 Кб (Скачать)

д) координации частных планов во времени:

  • последовательное планирование, при котором процесс разработки различных планов представляет собой один долгий, согласованный, последовательно осуществляемый процесс, состоящий из 
нескольких этапов;

  • одновременное планирование, при котором параметры всех планов определяются одновременно в одном единственном акте планирования;

е) учету изменения данных:

  • жесткое планирование, которое не предусматривает возможность корректировки планов;
  • гибкое планирование, которое предусматривает такую возможность;

ж) очередности во времени:

  • упорядоченное (текущее) планирование, при котором по завершении одного плана разрабатывается другой;
  • скользящее планирование, при котором по истечении определенного запланированного срока план продлевается на следующий период;
  • внеочередное (эвентуальное) планирование, при котором планирование осуществляется по мере необходимости, например при реконструкции или санации предприятия.
 

Факторы, влияющие на выбор  формы планирования.

     В практической деятельности предприятия  используют различные виды планирования, а чаще всего их комбинацию. Совокупность различных видов планирования, применяемая одновременно на конкретном хозяйствующем субъекте, называется формой планирования.

  Среди множества факторов, влияющих на форму  планирования, можно выделить три основные группы:

  1. факторы, обусловленные спецификой фирмы

      - концентрация капитала,   

      - уровень механизации и автоматизации  управления,

      - географическое расположение предприятия;

  1. факторы внешней среды

      - характер государственного регулирования экономики,

      -  уровень и характер конкуренции;

  3) критерии, обусловленные спецификой самого процесса планирования

        - полнота планирования,

        - детализация планов,

        - точность планирования,

        -  ясность плановых заданий,

        - эластичность и гибкость задач,

        -  экономичность  и полезность планирования.

  ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

     Система планирования представляет собой сочетание  основных элементов:

• планового  персонала, сформированного в организационную  структуру;

  • механизма планирования;
  • процесса обоснования, принятия и реализации плановых решений (процесс планирования);
  • средств, обеспечивающих процесс планирования (информационное, техническое, математико-программное, организационное и лингвистическое обеспечение).

     1. Плановый персонал. В него входят все специалисты, которые в той или иной мере выполняют функции планирования.

     Аппарат плановых работников на предприятии  функционирует в форме соответствующей организационной структуры, которая устанавливает необходимое количество планового персонала и распределение его по подразделениям аппарата управления, определяет состав плановых органов, регламентирует связи между плановыми работниками и подразделениями, устанавливает права, обязанности и ответственность плановиков, определяет требования к их профессиональному уровню и т.п.

     2. Механизм планирования. Представляет собой совокупность средств и методов, с помощью которых принимаются плановые решения и обеспечивается их реализация.

В общем  виде в механизм планирования входят:

  • цели и задачи функционирования предприятия;
  • функции планирования;
  • методы планирования.

Рассмотрим  эти компоненты.

     а) Цели и задачи функционирования предприятия.

     Успешное  достижение конечных целей зависит  от того, как в процессе планирования они разбиты на подцели и задачи. В общем случае алгоритм планирования целей включает их конкретизацию в технико-экономических показателях работы предприятия и формулирование основных проблем, требующих своего решения для достижения целей.

    б) Функции планирования.

    В состав функций планирования можно  включить следующие.

    Уменьшение  сложности. Это преодоление реально существующей сложности планируемых объектов и процессов, при планировании необходимо выделить наиболее существенные связи и зависимости, разбить процесс планирования на отдельные плановые расчеты и упростить процесс разработки и реализации плана и контроля за его выполнением.

    Мотивация. С помощью процесса планирования должно инициироваться эффективное использование материального и интеллектуального потенциала предприятия.

     Прогнозирование. Одной из функций планирования является как можно более точное прогнозирование состояния внешней и внутренней среды предприятия путем систематического анализа всех факторов. Качество прогноза определяет и качество плана.

     Обеспечение безопасности. Планирование должно учитывать фактор риска, чтобы избежать или уменьшить его.

     Оптимизация. В соответствии с данной функцией планирование должно обеспечить выбор допустимых и наилучших с точки зрения ограничений альтернатив использования ресурсов.

     Функция координации и  интеграции. Планирование должно объединять людей как в процессе разработки плана, так и по ходу его реализации, предотвращать конфликты и учитывать интеграцию различных сфер деятельности предприятия

     Функция упорядочения. С помощью планирования создается единый порядок действий всех работников предприятия.

     Функция контроля. Планирование позволяет наладить эффективную систему контроля за производственно-хозяйственной деятельностью, анализ работы всех подразделений предприятия.

     Функция документирования. Планирование обеспечивает документированное представление хода производственно-хозяйственной деятельности.

     Функция воспитания и обучения. Планирование оказывает воспитательный эффект посредством образцов рациональных действий и позволяет учиться на ошибках.

  в) Методы планирования. Под ними понимается способ осуществления планирования, то есть способ реализации плановой идеи

     Наиболее  часто в планировании применяются  традиционные методы обоснования плановых решений (творчество, адаптивный поиск, система бухгалтерского учета, предельный анализ, норма прибыли на вложенный капитал, дисконтирование и компаудинг, анализ чувствительности и проверка устойчивости) и различные экономико-математические модели (модели, основанные на теории вероятности и математической статистике, методы математического программирования, имитации и теории графов).

3. Процесс планирования. Состоит из следующих этапов.

  Определение цели планирования. Цели планирования являются решающим фактором при выборе форм и методов планирования. Они обусловливают также критерии при принятии плановых решений и контроле за ходом их реализации.

  Анализ  проблемы. На этом этапе определяется исходная ситуация на момент составления плана и формируется конечная ситуация.

  Поиск альтернатив. Среди возможных путей разрешения проблемной ситуации отыскиваются подходящие действия.

  Прогнозирование. Формируется представление о развитии планируемой ситуации.

  Оценка. Проводятся оптимизирующие расчеты для выбора наилучшей альтернативы.

  Принятие  планового решения. Выбирается и оформляется единственное плановое решение.

  4. Средства, обеспечивающие процесс планирования. Позволяют автоматизировать технологический процесс разработки плана предприятия, от сбора информации до принятия и реализации плановых решений. Сюда входит методическое, техническое, информационное, программное, организационное и лингвистическое обеспечение. Комплексное использование этих средств позволяет создать автоматизированную систему плановых расчетов.

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

 

     Для осуществления эффективного стратегического  планирования необходимо иметь представление о сущности стратегического планирования в целом, его этапах и методах разработки стратегии.

      В литературе даются различные определения  стратегического планирования, что объясняется различными объектами анализа и аспектами рассмотрения, хотя сопоставление понятий свидетельствует, что принципиальных различий между ними нет.

      Исходным  для определения понятия стратегического  планирования является понятие стратегии. Оно имеет древнегреческое происхождение и означает искусство полководца находить правильные пути к достижению победы. Применительно к планированию развития социально-экономических систем стратегия - это совокупность генеральных целей и средств их достижения. Стратегия представляет собой процесс выработки целей, определение необходимых средств и направлений действий. Результатом стратегического планирования является совокупность планов развития предприятия, рассчитанных на длительную перспективу.

      Однако  наряду с понятием стратегического  планирования широкое хождение имеет и понятие долгосрочного планирования.

       Одни специалисты, отождествляя эти понятия, считают, что стратегическое планирование - это долгосрочное планирование, ориентированное на конечные результаты. Другие специалисты (мы разделяем эту точку зрения) различают эти понятия и считают, что долгосрочное планирование основывается преимущественно на экстраполяции сложившихся тенденцией и соответствующей оценке состояния объекта в будущем. Недостатком такого подхода является именно перенос прошлых тенденций и структурных характеристик на будущее. Стратегическое планирование же - это планирование от будущего к настоящему исходя из глобальных идей и поставленных целей развития. Стратегия не функция времени, а функция поставленной цели развития, специфическое, ориентированное на будущее направление развития.

      Нет необходимости и целесообразности стратегического планирования всех показателей работы предприятия, его  структурных подразделений. Объектами стратегических решений и, соответственно, разработки стратегических планов могут быть рыночная стратегия, новая продукция и услуги, темпы развития предприятия, совершенствование производственной структуры, повышение финансовой устойчивости, кадровое развитие и т. д.

      Из  рассмотренных стратегий в условиях рыночной экономики наиболее важной является рыночная стратегия, которая  характеризуется такими показателями, как доля рынка, занимаемая продукцией предприятия, и динамика изменения доли рынка. Не менее важное значение имеет и финансовая устойчивость предприятия.

      Стратегическое  планирование - еще молодое направление  экономической науки, пик его  популярности пришелся на конец 70-х - начало 80-х годов 20-го столетия, тогда оно  как панацея от многих бед.

      Стратегическое  планирование не имеет четкого алгоритма  разработки планов. Но в целом оно  укладывается в общую технологию принятия управленческих решений и состоит из следующих взаимосвязанных этапов: определение основных ориентиров развития; исследование внешней и внутренней среды организации; определение возможных вариантов стратегии; выбор одного из вариантов и определение собственной стратегии; разработка окончательного стратегического плана исходя из проведенных разработок и предложений нижестоящих уровней управления. 

Информация о работе Планирование на предприятии