Планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:51, реферат

Описание работы

Планирование – средство обоснования любого дела. В последние годы уровень планирования на предприятиях снизился. Такое положение обусловлено рядом обьективных и субьективных причин.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ 4
ГРАНИЦЫ ПЛАНИРОВАНИЯ 6
РОЛЬ И МЕСТО ПЛАНИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ 9
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ОБЪЕКТОВ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 12
ФОРМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ВИДЫ ПЛАНОВ 13
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 18
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
ВВЕДЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Рефератик.docx

— 60.64 Кб (Скачать)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ПОНЯТИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ 4

ГРАНИЦЫ ПЛАНИРОВАНИЯ 6

РОЛЬ И МЕСТО ПЛАНИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ 9

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ОБЪЕКТОВ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 12

ФОРМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ВИДЫ ПЛАНОВ 13

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 18

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

ВВЕДЕНИЕ

 

     Планирование  – средство обоснования любого дела. В последние годы уровень планирования на предприятиях снизился. Такое положение  обусловлено рядом обьективных  и субьективных причин.

     Основные  причины заключаются в недостатках  централизованной системы планирования, созданной в дореформенный период, которая оказалась неадекватной изменившимся условиям работы предприятий. Субьективные причины обусловлены  недостаточной квалификацией руководителей  и специалистов предприятий, противоречиями между экономической наукой и  практикой хозяйствования.

     Предприятие должно иметь рациональную стратегию  развития, а она зависит от факторов воздействия отраслевых рынков, на которых концентрируются закупки сырья и продажа готовой продукции потребителям.

     Для рационализации деятельности предприятия  на локальном рынке требуется решать ряд обязательных задач, а именно:

  • охарактеризовать возможные стратегии предприятия, виды и уровни их разработки;
  • провести анализ информационного обеспечения и финансовой деятельности предприятия;
  • выбрать методы разработки стратегии делового сотрудничества с поставщиками и покупателями;
  • исследовать внешнюю и внутреннюю среду предприятия;
  • разработать стратегии делового сотрудничества с поставщиками;
  • усовершенствовать процесс сбыта готовой продукции;
  • создать модель развития предприятия, ориентируясь на желаемый финансовый результат.

ПОНЯТИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ

 

     Практически вся система хозяйственного управления и регулирования деятельности предприятия  или организации строится на методах  планирования. Завершение одного этапа  работы предприятия служит началом  другого, и связать их без методики планирования практически невозможно. Поэтому планирование занимает центральное  место в механизме хозяйственного управления как способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения всех производственных операций. Это необходимое условие для  своевременной подготовки сырья, материалов, комплектующих изделий, инструментов, оборудования для изготовления конечной продукции или услуги, а также  создания запасов.

     В современных условиях необходимой  предпосылкой для обеспечения высоких  темпов развития экономики становится управление, а главным элементом  управления является процесс выработки  и принятия решений. Принятие решений  при этом, должно базироваться на анализе  ситуаций, выявлении противоречий в  развитии экономики и формулировании на этой основе проблем и целей  их развития. При решении вопроса  о выборе направлений развития сферы  сервиса первоначально субъект  планирования сталкивается с неопределенным множеством решений. Разработка прогноза уменьшает неопределенность и позволяет  сформулировать ограниченное множество  решений. То есть, важнейшим условием повышения эффективности управления в сфере сервиса является увеличение горизонта и оптимизация принимаемых  решений с учетом их ближайших  и долговременных последствий. Тесная органическая связь прогнозирования, планирования и принятия решений  обеспечивает оптимальность принимаемой  стратегии развития сферы сервиса, значительно ускоряет темпы развития.

     Основной  целью планирования является достижение желаемого результата финансово-хозяйственной  деятельности путем тщательного  анализа и прогнозирования, основанного  на внутренней и внешней информации. В зависимости от назначения результатом  может быть устойчивое экономическое  развитие отрасли в целом, обеспечений  темпов роста и структуры отрасли, привлечение инвестиций, производство новых видов услуг, финансовое оздоровление организации, составление бизнес-плана  ее реконструкции и развития и  т.д. Цель составления планов должна быть четко определена, результаты, получаемые при достижении цели должны быть измеримыми, а заданные ограничения  и требования должны быть реальны  для их выполнения. То есть, цели должны находиться в «области допустимых решений» проекта.

     Процесс планирования представляет собой разработку и корректировку совокупных планов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, включающую предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта  на ближайшую перспективу и отдаленный период. В технологическом отношении  финансовое планирование, как процесс  научной и практической деятельности в виде последовательности взаимосвязанных  действий, проходит в несколько взаимосвязанных  этапов:

  1. Определение целей планирования;
  2. Анализ проблем;
  3. Поиск альтернатив;
  4. Определение способов достижения целей и потребностей в ресурсах;
  5. Оценка;
  6. Оформление плана.

     Все процессы и этапы планирования на предприятии взаимосвязаны и  зависят друг от друга. В совокупности они составляют определенную систему планирования. Структуру планов предприятия классифицируют следующим образом:

  1. По степени определенности условий планирования: детерминированные и стохастические;
  2. По времени планирования: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;
  3. По типу целей: стратегические, текущие, оперативные, календарные;
  4. По временной ориентации: инактивные, реактивные, упреждающие, интерактивные;
  5. По уровню управления: общецеховые, цеховые, производственные.

     Организация планово-экономической работы предприятия  зависит от его размера и типа. На практике обычно применяются три  системы организации работ по составлению планов:

    • Линейная система планирования (планирование «снизу вверх»);
    • Иерархическая система планирования (планирование «сверху вниз»);
    • Система встречного планирования (круговое планирование).

ГРАНИЦЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

 

      Возможности планирования социально-экономических  систем ограничены рядом объективных  и субъективных причин. Основные из них:

      1) Неопределенность рыночной среды.  Любое предприятие в своей  деятельности сталкивается с  неопределенностью. Без оценки  настоящего и возможного будущего  трудно предугадать последствия  и предусмотреть соответствующие  действия. Планирование и является  одним из способов прояснения будущего. Но полностью устранить неопределенность в рыночных условиях нельзя, поэтому предприятие стремится упорядочить свои внешние отношения различными способами.

  • Первый способ - вертикальная интеграция. Означает, что планирующая организация присоединяет или поглощает предприятия-поставщики или предприятия-клиенты, то есть объединяет предприятия одной технологической цепочки. В результате внешние сделки превращаются во внутренние. Вертикальная интеграция давно известна, в том числе и в нашей экономике. Она принудительно проводилась в советский период, проводится и в настоящее время: фирменная торговля, присоединение колхозов к связанным с ними технологически предприятиям и т. д. Но возможности вертикальной интеграции ограничены, поскольку вертикальная интеграция предполагает крупные (для данного рынка) размеры предприятия, а также, устраняя конкуренцию, ухудшает состояние дел на рынке и положение предприятия. Вертикальная интеграция имеет свои эффективные границы применения.
  • Второй способ контроля над рынком - контроль над спросом. Возможны варианты такого контроля. Например, через установление монопольного влияния предприятия на рынке. Однако самый результативный контроль над спросом - проведение эффективной маркетинговой деятельности.
  • Третий способ контроля над рынком - использование контрактных отношений. В странах с рыночной экономикой этот способ развит очень широко - более 2/3 всех товарных сделок осуществляется по контракту. Смысл контрактных отношений заключается в том, что потенциальный производитель сначала находит покупателей продукции, а затем после соответствующей подготовки производит для них товар. Сделка оформляется контрактом, в котором устанавливаются цены и объем поставляемой продукции. Контракт выгоден для обеих сторон. Для производителя снижается риск произвести и не продать. Для потребителя - это возможность наиболее полно удовлетворить свои запросы.
  • Четвертый способ контроля над рынком - создание предпринимательских сетей. Предпринимательские сети объединяют фирмы, которые экономически заинтересованы в гибких взаимоотношениях и сотрудничестве, построенном на доверии, то есть участники таких сетей экономически независимы, свободны, их отношения подкрепляются не силами закона, а морально-этическими нормами, отношениями доверия. Основой образования сетей может быть единая технологическая или коммерческая цепочка. Предпринимательские сети обеспечивают те же преимущества, что и вертикальная интеграция, но в то же время они позволяют сохранить более гибкие организационно-экономические структуры.

      2) Издержки планирования. Это затраты  на оплату труда персонала,  плата за аренду помещений  (если помещение собственное - амортизационные отчисления), содержание  помещений, расходы на приобретение  канцелярских принадлежностей и  т. д. Издержки планирования  входят в состав совокупных  затрат на производство продукции.  Но нужны ли такие дополнительные  затраты? Здесь, как и в других  подобных случаях, необходимо  соблюдать правило: любые дополнительные  средства должны быть затрачены  только в то случае, если они  создают дополнительный положительный  эффект. Отсюда следует, что минимальными  затратами на планирование являются  такие, которые обеспечивают выживание  организации, а любые дополнительные  затраты должны обеспечить ее  развитие.

  1. Масштабы деятельности организации. Крупные организации имеют большие финансовые возможности, более квалифицированный персонал, соответствующий опыт, крупные плановые подразделения в своем составе. Но даже они иногда обращаются в специализированные консультационные фирмы, называемые в странах с рыночной экономикой салонами стратегии. Малые организации имеют меньшие возможности: стратегическое планирование, как правило, не осуществляют. Производится лишь текущее технико-экономическое и оперативное планирование. Их преимущество - более простая и обозримая внутренняя среда, что упрощает процесс принятия плановых решений.

РОЛЬ И МЕСТО ПЛАНИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ

 

     Процесс управления предприятием складывается из многих функций. В их число входят:

     - планирование и прогнозирование;

     - организация;

     - координация и регулирование;

     - учет, контроль и анализ;

     - активизация и стимулирование.

     Функция планирования представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления производством, а также определение путей реализации планов для достижения поставленных целей.

     Прогнозирование в управленческом цикле предшествует планированию и ставит своей задачей научное предвидение развития производства, а также поиск решений, которые обеспечивают развитие производства в оптимальном режиме. Поскольку прогнозирование всегда предшествует планированию, его можно рассматривать как подфункцию планирования.

     Организация как функция управления — это деятельность, направленная на создание или развитие структуры хозяйственной системы. В зависимости от объекта различают организацию производства, труда и управления. Организация управления включает регламентацию отдельных элементов процесса управления (стадий управленческого цикла, процедур и операций управления), установление времени выполнения работ, состава исполнителей, прав, ответственности, технического и информационного обеспечения и т.п.

     Координация заключается в обеспечении необходимой (предусмотренной проектом организации) согласованности действий работников. Цель координации — устранить параллелизм и дублирование в работе.                                                                         

Информация о работе Планирование на предприятии