Планирование как метод регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 08:12, контрольная работа

Описание работы

Необходимость планирования на государственном уровне в современных условиях не вызывает никакого сомнения. Планирование позволяет уменьшить степень неопределенности при принятии экономических и политических решений. Одобренные и утвержденные на соответствующем уровне прогнозные показатели, которые таким образом приобретают статус плановых, позволяют проводить анализ результативности принятых решений, осуществлять, в случае необходимости, корректировку траекторий экономического развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..
3
1.Понятие планирования………………………………………………….
5
2. Цели и задачи финансового планирования………………………………
8
3.Этапы и методы финансового планирования…………………………….
11
4.Виды финансовых планов…………………………………………………
17
5. Планирование федерального бюджета………………………………..
21
Заключение……………………………………………………………………
30
Список использованной литературы………………………………………..
32

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 232.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..

3

1.Понятие планирования………………………………………………….

5

2. Цели и задачи финансового планирования………………………………

8

3.Этапы и методы финансового планирования…………………………….

11

4.Виды финансовых планов…………………………………………………

17

5. Планирование федерального  бюджета………………………………..

21

Заключение……………………………………………………………………

30

Список использованной литературы………………………………………..

32


 

 

Введение

 

Необходимость планирования на государственном уровне в современных  условиях не вызывает никакого сомнения. Планирование позволяет уменьшить степень неопределенности при принятии экономических и политических решений. Одобренные и утвержденные на соответствующем уровне прогнозные показатели, которые таким образом приобретают статус плановых, позволяют проводить анализ результативности принятых решений, осуществлять, в случае необходимости, корректировку траекторий экономического развития. Вместе с тем, плановые показатели имеют еще одно очень интересное свойство. Они становятся целевыми ориентирами при проведении экономической и финансовой политики государства.

Любой план действий должен сопровождаться сметой расходов - составлением бюджета, который является количественным воплощением  плана, характеризуя доходы и расходы  на конкретный период и определяя потребность в ресурсах для достижения заданных планом целей. Бюджет создается до выполнения предполагаемых действий, что определяет его роль как основы для контроля и оценки эффективности деятельности предприятия.

В практической части контрольной работы был рассмотрен значимостью федеральный бюджет как основной финансовый план государства, который затрагивает каждого жителя страны. Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. Поэтому на первый план выдвигается бюджетное планирование, которое обеспечивает рациональное формирование и распределение финансовых ресурсов государства, особенно и переходе на долгосрочное планирование бюджета.

С 2000 года в России началась «эпоха» реформирования. На 2009 – 2012 годы в рамках реализации бюджетной  реформы поставлена задача реализации таких важных механизмов и принципов функционирования бюджетной системы страны, как обеспечение эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств, ориентация их использования на конечные результаты деятельности государственных учреждений, внедрение процедур внутреннего контроля аудита. Данная задача решается по следующим направлениям:

1. Организация перспективного бюджетного планирования. Начиная с 2008 года, федеральный бюджет, а также бюджеты большинства субъектов РФ планируется не только на текущий, но и на два последующего года.

2. Совершенствование бюджетного процесса в части составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, произведено детальное описание полномочий участников бюджетного процесса.

3. Внесение изменений в Бюджетную классификацию РФ (в том числе осуществлен переход на утверждение основных позиций бюджетной классификации не отдельным законом, а Бюджетным кодексом РФ).

4. Внедрение планирования бюджетных обязательств на основе разделения их на действующие и принимаемые обязательства.

Поэтому в рамках проводимой бюджетной реформы  и переходе на долгосрочное планирование бюджета проблема финансового планирования на уровне государства является в настоящее время одной из наиболее актуальных проблем.

 

 

 

 

 

1. Понятие планирования

 

Процесс финансового планирования, одного из функциональных элементов управления финансами, субъекты хозяйствования, органы государственной власти и местного самоуправления оценивают состав и структуру своих финансовых ресурсов, определяют возможность и способы увеличения их объема, направления наиболее эффективного использования. При этом задаются пропорции формирования, распределения и перераспределения финансовых ресурсов с целью достижения и поддержания сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, получения доходов, прибыли, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач. Таким образом реализуется воздействие органов управления на финансы, финансовые процессы, финансовую деятельность как на макро-, так и на микроэкономическом уровнях.

Необходимость финансового  планирования как особой сферы плановой деятельности обусловлена относительной  самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства. Обособленность движения денежных средств и обратное воздействие через распределение на процесс воспроизводства обусловливают необходимость планомерного управления процессами формирования, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов, которое и представляет собой содержание финансового планирования.

Его специфика состоит  в том, что объектом планирования выступает не производственная деятельность субъектов хозяйствования, органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, а их финансовая деятельность, формирование и использование финансовых ресурсов. Соответственно субъектами финансового планирования являются органы государственной власти и местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации [9, с.122].

В ходе планирования финансовых ресурсов и финансовой деятельности устанавливаются параметры финансовой системы, величина и источники финансовых ресурсов, направления их расходования, степень соответствия денежных доходов, накоплений и поступлений затратам, уровень дефицитности ресурсов. При этом информационной базой для финансового планирования являются прогнозы социально-экономического развития (страны, региона, муниципального образования), программы, бизнес-планы, бизнес-проекты. В то же время в процессе финансового планирования вносятся предложения по уточнению пропорций и темпов развития отраслей, территорий, организаций, их отдельных подразделений, принимаются меры к устранению выявляемых диспропорций.

В этой связи финансовое планирование можно рассматривать как осуществляемое субъектами власти и субъектами хозяйствования планомерное управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов. Оно направлено на достижение пропорционального и сбалансированного развития экономики, обеспечение устойчивых темпов экономического роста.

Следовательно, финансовое планирование создает условия для  реализации финансовой политики государства. Посредством финансового планирования намечаются пропорции распределения  финансовых ресурсов и их планомерного использования на цели, обеспечивающие стабильность экономики, определяются соотношение между объемом и темпами роста ВВП и консолидированного бюджета страны, между объемом финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении субъектов хозяйствования, и перераспределяемых средств. При помощи финансового планирования государство определяет потребность в финансовых ресурсах, необходимых для решения задач, предусматриваемых прогнозами социально-экономического развития страны, и устанавливает источники их покрытия; намечает количественные параметры формирования и использования бюджетов разных уровней, государственных внебюджетных фондов; создает предпосылки для обеспечения стабильности в масштабах государства [13, с.204].

Можно сделать вывод, что финансовое планирование представляет собой совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некомерческими организациями по планомерному формированию и использованию денежных доходов, накоплений, поступлений в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социально-экономического развития, бизнес-планах, документах, определяющих финансовую политику.

 

 

2. Цели и задачи финансового планирования

 

Цель финансового планирования - обеспечение финансовыми ресурсами (по объему, направлениям использования, объектам, во времени) воспроизводственных процессов в соответствии с прогнозами социально-экономического развития, бизнес-планами и с учетом рыночной конъюнктуры, тенденций развития [10, с.56]. Она реализуется на основе использования распределительной функции финансов, позволяющей устанавливать научно обоснованные пропорции при определении источников и планировании объемов финансовых ресурсов, направлений их использования. Данные пропорции находят выражение в конкретных финансовых показателях, объединяемых субъектами финансового планирования в единый документ - финансовый план. Необходимость расчета плановых финансовых показателей и составления финансовых планов связана с тем, что натуральные показатели не отражают экономической эффективности заданий бизнес-планов и социально-экономических прогнозов, не позволяют определить затраты на производство ВВП на всех уровнях хозяйственной деятельности, а также охарактеризовать все процессы производства, распределения и потребления. Решить эти задачи могут только показатели, полученные в процессе финансового планирования. Таким образом, его результатом являются составление и принятие финансовых планов, разработка и утверждение финансовых разделов целевых программ, бизнес-планов, бизнес-проектов.

Финансовый план —  это документ, представляющий собой  систему взаимоувязанных финансовых показателей, отражающих предполагаемый объем поступления и использования  финансовых ресурсов на планируемый период [17, с.102].

Финансовые планы служат инструментом экономической проверки внутренней сбалансированности и взаимоувязки материально-вещественных, трудовых и  стоимостных показателей различных  планов и прогнозов, оценки их экономической  эффективности. Сбалансированность источников и потребностей в финансовых ресурсах свидетельствует о принципиальной возможности достижения необходимой увязки производства и потребления в материально-вещественных и конкретно-адресных разделах прогнозов социально-экономического развития, производственных бизнес-планах.

Вместе с тем в  условиях динамично развивающейся  рыночной экономики в отдельные  конкретные периоды на первый план могут выдвигаться постоянно  меняющиеся задачи, решение которых  может потребовать дополнительных средств. Поэтому в рамках финансового планирования обеспечивается не только общее соответствие финансовых ресурсов потребности в них, но и определяются конкретные направления их использования. Такой подход создает условия для усиления воздействия финансового механизма на темпы, пропорции социально-экономического развития страны, отдельных территорий, субъектов хозяйствования.

Задачи, решаемые в процессе финансового планирования, сложны и  многообразны, они обусловлены особенностями  формирования и использования финансовых ресурсов. В этом процессе на всех уровнях должны обеспечиваться взаимная балансовая увязка доходов и расходов субъектов хозяйствования и субъектов власти, показателей производственных планов и прогнозов социально-экономического развития, соблюдение плановых пропорций между движением материальных и финансовых ресурсов.

К основным задачам финансового  планирования можно отнести [10, с.61]:

- определение объема финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объема финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования;

- определение объема и направлений использования финансовых ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств;

- обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного и эффективного использования финансовых ресурсов;

- создание условий для укрепления устойчивости организаций, а также бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- определение экономически обоснованного размера финансовых резервов, что позволяет предупреждать возникновение диспропорций при переходе от перспективного к текущему планированию, от прогнозов — к планам, а также маневрировать ресурсами.

Таким образом, финансовое планирование направлено на достижение устойчивого экономического роста, поддержание сбалансированности, создание условий для эффективного управления финансами как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях.

 

 

3. Этапы и методы финансового  планирования

 

Финансовое планирование охватывает ряд этапов [16, с.145]:

1. Анализ выполнения финансового плана в предыдущих и текущем плановых периодах.

2.  Расчет плановых  показателей.

3.  Составление финансового плана как документа.

На первом этапе финансового  планирования применяется метод экономического анализа. Он позволяет определить степень выполнения плановых показателей за истекший период путем сравнения их с фактическими данными. При этом упор делается на выявление резервов увеличения доходов, определение мероприятий по повышению эффективности использования финансовых ресурсов, расчете ожидаемого исполнения плана.

В рамках финансового  планирования применяются следующие  виды экономического анализа:

Информация о работе Планирование как метод регулирования экономики