Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 22:05, курсовая работа
Для изучения и решения данной проблемы в представленной курсовой использованы следующие методы: рассмотрение динамики доли промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг в производстве ВВП; анализ динамики валового внутреннего продукт на душу населения; сравнение данных за различные периоды времени; изучение способов государственного регулирования экономического роста.
Введение…………………………………………………………......…..4
1.Экономический рост: понятие, типы, источники, факторы и модели………6
1.1. Экономический рост: понятие, типы …….………..……………….....6
1.2. Рассмотрение источников, факторов и
Моделей экономического роста…………………..…………………….7
1.3.Разновидности методов расчета экономического роста…..……..…... 12
2. Проблемы и перспективы экономического роста
Республики Беларусь на современном этапе ……………………….............15
2.1. Изучение динамики доли промышленности,
сельского хозяйства и сферы услуг в производстве……………….15
2.2. Изучение динамики валового внутреннего продукта
на душу населения………………………………………….…….…17
3. Планирование и прогнозирование экономического развития и
экономического роста в Республике Беларусь………………….…………..19
3.1. Способы государственного регулирования
экономического роста……………………...……………….……….19
3.2 Экономический рост Республики Беларусь:
глобализация, инновационность, устойчивость……………..………21
Заключение…………………….………………………………………….….25
Список использованных источников……………………………….……....26
Приложение
Направления изменения и совершенствования структуры национальной экономики зависят от структурной политики государства, проявляющейся в современных условиях развития Республики Беларусь через структурную перестройку экономики. Для нашей республики в ближайшие 10–15 лет структурная перестройка экономики будет ключевым фактором возобновления экономического роста.
Разработка структурных прогнозов предполагает использование различных методов: моделирования, экстраполяции, экспертных оценок, верификации. Одним из широко используемых методов моделирования при прогнозировании структуры общественного производства является разработка межотраслевого баланса производства и распределения продукции. Структурный прогноз можно начать с предварительных расчетов межотраслевого баланса, на основе которого определяется объем продукции различных отраслей, соответствующий объему и структуре конечного продукта. Далее наступает цикл интеграционных расчетов, учитывающих действие нескольких групп зависимостей, к примеру, взаимозаменяемость ресурсов. Одним из этапов структурного прогноза на основе использования межотраслевого баланса является сопоставление исходной структуры конечного продукта с реальными возможностями при данных ресурсах и поиски их сближения.
Основные прогнозные направления структурной перестройки в Республике Беларусь отражены в Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь, Концепции социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 г., Программе структурной перестройки народного хозяйства республики, Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 годы, годовых прогнозах [5].
Стратегической целью на 2006-2010 годы является обеспечение экономического роста на уровне 146-155% на основе модернизации реального сектора экономики, повышения его конкурентоспособности, формирования прогрессивной структуры экономики, что позволит повысить уровень благосостояния населения и довести заработную плату до уровня не менее 500 долл.
Одним
из важнейших направлений
При этом акценты в оценке работы предприятий смещаются с количественных (валовых) производственных показателей на качественные - это, прежде всего, повышение эффективности производства, его диверсификация в сторону увеличения доли высокотехнологичных производств.
Развитию экономики необходимо придать инновационный характер, осуществить прогрессивные структурные сдвиги в направлении снижения удельного веса отраслей материального производства и ускоренного развития сферы услуг, информационных, телекоммуникационных и других отраслей.
Сохраняется практика подготовки и реализации:
- ежегодных прогнозов социально-экономического развития республики, направленных на обеспечение органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, облисполкомами и Минским горисполкомом выполнения параметров Программы социально-экономического развития на 2006-2010 годы;
- совместных планов действий Правительства республики и Национального банка по достижению параметров ежегодных прогнозов социально-экономического развития, бюджета и Основных направлений денежно-кредитной политики.
В то же время, по отдельным показателям запланированные на 2006-2008 годы количественные значения недовыполнены, что связано с действием ряда объективных факторов и ограничений [5].
Таким
образом, можно сделать вывод, что
государственные органы предпринимают
все возможные меры для решения
проблем экономического роста, такие
как попытки сбалансированности бюджетов,
разработка программ социально-экономического
развития, поддержание выгодного экономического
сотрудничества, стимулирование повышения
занятости населения и многие другие.
3.2
Экономический рост
Республики Беларусь:
глобализация, инновационность,
устойчивость
Белорусская экономика смогла адаптироваться к существенным шокам (прежде всего, значительному повышению цен на газ и изменению переработки российской нефти). Достигнуты значительные положительные результаты в развитии национальной экономики. При этом образовалась определенная консервация хозяйственной структуры. На фоне исчерпаемости экстенсивных факторов роста стали отчетливо проявляться структурные дисбалансы. Тотальная поддержка и дальнейшее развитие высокими темпами всей сложившейся структуры экономики привели к новому экономическому кризису с существенным снижением объемов производства. Возникла необходимость выборочной поддержки наиболее перспективных производств и создания новых. Это должны быть производства, имеющие корни в национальной экономике и подготовленные к интенсивному формированию всем ее предшествующим ходом развития. В первую очередь это касается электронной промышленности, вычислительной техники и программного обеспечения, телекоммуникаций, роботостроения, науки и образования.
Также следует активнее развивать сферу услуг (как для населения, так и для производства, как для внутреннего, так и внешнего рынков). Она эффективна, более восприимчива к малому и среднему бизнесу, частному капиталу, динамичным потребностям общества.
Во внешней торговле необходимо масштабно наращивать положительное сальдо торговли услугами, формировать положительное сальдо платежного баланса за счет привлечения иностранных инвестиций.
Важнейший источник
Экономика Республики Беларусь по показателю отношения внешнеторгового оборота к ВВП является самой открытой экономикой Европы и третьей страной в мире по данному параметру. Поэтому экономический рост Беларуси не может проходить вне контекста современных тенденций развития мировой экономики.
Как показывает анализ закономерностей и тенденций развития современной мировой экономики, глобальная экономика находится сегодня в процессе становления совершенно новой системы экономических и общественных отношений. Инновационная деятельность системно интегрирует экономику, законодательство, финансы, инфраструктуру.
Современные технологии формируют технологический суверенитет, который следует рассматривать в качестве главной составляющей национальной безопасности, но основные трудности современного этапа перехода Беларуси на инновационный путь развития заключаются в том, что при принятии управленческих решений «выпадают» отдельные вопросы, в результате разрушается инновационная система, резко снижается ее работоспособность. К числу таких «выпадающих» внутренних факторов относится недопустимо медленное совершенствование инновационного законодательства и организации финансирования и стимулирования инновационной деятельности.
Важнейшей стратегической
Чтобы
добиться высоких показателей
При этом необходимо совершенствовать налоговую политику государства с целью более эффективного использования регулирующей и стимулирующей функций налогов. Практика последних лет показала бесперспективность попыток устранения недостатков налоговой системы путем внесения «точечных» изменений в налоговое законодательство. Проблемы могут быть решены посредством долгосрочной и взвешенной налоговой политики, направленной на достижение баланса интересов государства и плательщиков налогов, сборов (пошлин) с ориентацией на целевые параметры инновационного развития Республики Беларусь[10].
В современных условиях экономический рост отождествляется прежде всего с научно-техническими нововведениями и интеллектуализацией основных факторов производства. Технологии и промышленные инновации, созданные с использованием результатов научно-технической деятельности, выступают основой обеспечения национальной безопасности. На долю новых знаний, которые внедряются в технологии, оборудование, организацию производства, в развитых странах приходится от 70 до 85% прироста ВВП.
В результате рассмотрения проблем экономического роста Республики Беларусь в контексте глобализации, инноваций и устойчивости можно отметить:
1)
инновационный характер
Главным двигателем экономического роста страны будут отрасли хозяйства и сферы деятельности, основанные на инновациях.
2)
в условиях глобализации
Глобализация способствует тому, что потоки капитала выходят из-под контроля государственных структур, интернационализация производства снижает возможности протекционизма, валютные системы стран все больше зависят от мировых финансовых рынков.
В
этих условиях прослеживается тенденция
к изменению экономической политики в
сторону отказа от методов прямого государственного
регулирования и активизации усилий по
повышению конкурентоспособности национального
производства за счет стимулирования
инновационного развития [2].
Заключение
Основной
финансовой проблемой экономики
стал хронический дефицит финансовых
средств у отечественных
Выходом из такой ситуации представляется модернизация и реструктуризация экономики, а также ориентация на прямые инвестиции как основной источник финансирования растущего внешнего дефицита. Реализация указанных направлений будет способствовать долгосрочному экономическому развитию страны, а следовательно и экономическому росту.
Таким образом, можно сказать, что объективными факторами, сдерживающими экономический рост в Беларуси, являются ограниченность собственной сырьевой и топливно-энергетической базы, высокая ресурсоемкость экономики, ее сильная зависимость от поставок сырья, материалов, топлива, комплектующих изделий из России, и других стран СНГ, а также неразвитость рыночной инфраструктуры. Это определяет необходимость проведения структурных преобразований, определения и реализация новых приоритетов, ускорение НТП, привлечения инвестиций в экономику страны.
Государственные
органы предпринимают все возможные
меры для решения проблем
Литература