Планирование и прогнозирование экономического развития и экономического роста в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Для изучения и решения данной проблемы в представленной курсовой использованы следующие методы: рассмотрение динамики доли промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг в производстве ВВП; анализ динамики валового внутреннего продукт на душу населения; сравнение данных за различные периоды времени; изучение способов государственного регулирования экономического роста.

Содержание

Введение…………………………………………………………......…..4
1.Экономический рост: понятие, типы, источники, факторы и модели………6
1.1. Экономический рост: понятие, типы …….………..……………….....6
1.2. Рассмотрение источников, факторов и
Моделей экономического роста…………………..…………………….7
1.3.Разновидности методов расчета экономического роста…..……..…... 12
2. Проблемы и перспективы экономического роста
Республики Беларусь на современном этапе ……………………….............15
2.1. Изучение динамики доли промышленности,
сельского хозяйства и сферы услуг в производстве……………….15
2.2. Изучение динамики валового внутреннего продукта
на душу населения………………………………………….…….…17
3. Планирование и прогнозирование экономического развития и
экономического роста в Республике Беларусь………………….…………..19
3.1. Способы государственного регулирования
экономического роста……………………...……………….……….19
3.2 Экономический рост Республики Беларусь:
глобализация, инновационность, устойчивость……………..………21

Заключение…………………….………………………………………….….25
Список использованных источников……………………………….……....26
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Грудницкой К.А.doc

— 295.50 Кб (Скачать)

Глава 2   Проблемы и перспективы экономического роста Республики Беларусь на современном этапе 

2.1 Изучение динамики  доли промышленности, сельского хозяйства  и сферы услуг  в производстве  ВВП 
 

       В современной высококонкурентной среде  мирового развития эффективная интеграция Беларуси предполагает устойчивый экономический рост на основе прогрессивных структурных сдвигов.

       Прежде  всего, имеются в виду развитие высокотехнологичного сектора, внедрение наукоемких и информационных технологий, существенный подъем уровня жизни населения, адекватный достижениям научно-технического прогресса, выравнивание с постиндустриальными странами качества жизни.

         По среднегодовым темпам прироста ВВП за 1996-2008 гг. (в среднем 7,3% ежегодно) Беларусь опережала страны Балтии, Польшу, Венгрию, Россию и ряд других европейских стран. В 2003 г. республике удалось превзойти уровень ВВП предкризисного 1990 г. Обеспечены повышение реальных доходов населения, снижение уровня бедности. В январе-сентябре 2009 г. объем денежных доходов населения составил 64,3 трлн. рублей и увеличился по сравнению с январем-сентябрем 2008 г. на 17,1%. Индекс потребительских цен на товары и услуги за этот период составил 113,9%. В результате реальные денежные доходы населения (с учетом индекса потребительских цен) увеличились на 2,8%.

       Денежные  доходы в расчете на душу населения  в республике составили в январе-сентябре 2009 г. 739,7 тыс. рублей в месяц и  по сравнению с январем-сентябрем 2008 г. увеличились на 17,3%, в реальном выражении – на 3%.

         В 2008 г. рост ВВП к уровню 2000г составил 188,3%; [9].Что было обусловлено подходящими экономическими и социальными условиями для развития промышленной, сельскохозяйственной и сферы услуг.

       Однако  в 2008 году мировая экономика столкнулась  с одним из самых серьёзных  экономических и финансовых кризисов со времён Великой депрессии 1930-х годов, что пошатнуло экономику многих стран. Но в Республике Беларусь благоприятные тенденции экономического развития в первое полугодие 2008 года позволили сохранить в целости положительную динамику основных макроэкономических показателей по итогам года, создали условия для сохранения относительной финансовой стабильности в 2008 году [15].

       Экономика Беларуси в 2009 г на фоне мирового финансового  и экономического кризиса сократится впервые с 1995 г, когда ВВП страны снизился в сопоставимых ценах сразу на 10,4 %. По прогнозу Международного валютного фонда, в 2009 г ВВП Беларуси сократится в реальном выражении на 4,3 %.

         По данным Национального статистического  комитета, валовой внутренний продукт  Беларуси в первом квартале 2009 г составил 29,095 трлн. бел руб /1 долл. – 2831 бел руб/ и возрос по сравнению с первым кварталом 2008 г всего лишь на 1,1%  против 11,2 % год назад.

         В этом контексте необходимо отметить, что сегодня ситуация во внешней торговле Беларуси продолжает стремительно ухудшаться. Так, в первом квартале 2009 г отрицательное сальдо внешней торговли товарами достигло рекордных минус 1,866 млрд. долл. против минус 753,9 млн. долл. год назад.

       Такая внешнеторговая динамика обусловлена, в первую очередь, более быстрым падением экспорта по сравнению с импортом. Так, если импорт товаров в первом квартале 2009 г по сравнению с первым кварталом 2008 г снизился на 31,9% до 5,970 млрд. долл., то экспорт сократился сразу в 2 раза до 4,103 млрд. долл.

       Двукратное  падение экспорта закономерно привело  к затовариванию складов белорусских  предприятий. По состоянию на 1 апреля 2009 г, запасы готовой продукции промышленных предприятий достигли рекордных 6,891 трлн бел руб, что на 69,9% больше, чем год назад. В процентах к среднемесячному объему промышленного производства запасы достигли отметки 91,8% на 1 апреля текущего года против 52,9% год назад [18].

       По  структуре ВВП белорусская экономика к  2008г. приблизилась к экономикам промышленно развитых стран Запада[Приложение А: таблица2.1]

       Несмотря  на глобальное распространение мирового финансового кризиса и ускорение  до 13,3% инфляционных процессов в  стране (дефлятор ВВП составил 120,6%), 2008 год в целом оказался успешным для экономики Беларуси: темпы роста сельскохозяйственного производства – 108,9% к уровню 2007 г.; реальные денежные доходы населения за январь-ноябрь 2008 г. возросли по отношению к аналогичному периоду предыдущего года на 12,3%, платные услуги соответственно – на 13,8%; темпы роста розничного товарооборота в целом за год составили 120,5%, инвестиций в основной капитал – 123,1%. [2]

       В январе-августе статистика зарегистрировала первое падение ВВП – на 0.5%  (хотя ВВП начал снижаться уже  во 2 кв. 2009 г. (-0.4% )). В отраслевом разрезе, это объяснялось резким замедлением роста в сельском хозяйстве – с 8.8% в январе-июле до 3.3%  в январе-августе – и продолжающимся сокращением промышленного производства. Выпуск в промышленности снизился на 4.6% . Наибольшее падение было зарегистрировано в отраслях, ориентированных преимущественно на российский рынок – машиностроении и металлообработке (на 28.6% ), деревообработке (на 24.3% ) и легкой промышленности (на 11.4% ). Более того, несмотря на столь значительный спад производства, в этих отраслях скопились наибольшие запасы готовой продукции.

       Пытаясь сократить издержки, предприятия  указанных отраслей фактически заморозили зарплату, сократили занятость и уменьшили рабочее время. В частности, в январе-июле реальная зарплата в машиностроении и металлообработке снизилась на 9.1% , в деревообработке – на 11.3%, в легкой промышленности – на 1.3% , при росте средней зарплаты в экономике на 1.6% . В данных отраслях также сократилась занятость и увеличились потери рабочего времени. Поэтому в случае дальнейшего падения или стагнации внешнего спроса реструктуризация в данных отраслях представляется неизбежной [19].

       Процесс сокращения доли производства товаров  на фоне роста доли сферы yслуг и ВВП оказался достаточно длительным, что способствовало сохранению высокого уровня занятости в экономике - 97-98% экономически активного населения [Приложение Б: рисунок 2.1]. Работники, уходившие из товаропроизводящих отраслей, находили работу в сфере услуг.

     Важным  положительным результатом расширения сферы услуг явилась экономия ресурсов (материалов, комплектующих изделий, топливно-энергетических), так необходимых для развития экономики в наше время.

     Таким образом можно сказать о том, что снижение промышленного, сельскохозяйственного и прочих производств ведет к уменьшению объемов ВВП в общей совокупности, и за счет увеличения издержек, снижения занятости и проблем выплаты долгов следует проблема снижения экономического роста Беларуси.    

2.2 Изучение динамики валового внутреннего продукта на душу населения 

       Рост  валового внутреннего продукта, заработной платы и приумножение денежных доходов  населения позволили увеличить  ВВП на душу населения за 7 лет (2000-2007 гг.) в 3,3 раза, с учетом паритета покупательной  способности (ППС)- в 4,5 раза и к 2008 году ВВП на душу населения составил 13308 тыс. руб. ВВП на душу населения в тыс. руб. представлены на диаграмме 3 [ПРИЛОЖЕНИЕ В: рисунок 2.2].

       Данные  о производстве ВВП на душу населения  представлены в таблице 3 [ПРИЛОЖЕНИЕ Г: таблица 2.2].

            По оценке Международного валютного фонда, Беларусь в 2007г. произвела ВВП на душу населения на 10 167 долл. США и среди стран СНГ находится на третьем месте после России и Казахстана [1].

       Использование валового внутреннего продукта на конечное потребление возросло в 2007г. в 2,8 раза по сравнению с 1995г. расходы домашних хозяйств и валовое накопление – в 3,9 раза.

       Если  рассмотреть ВВП на душу населения  на современном этапе, то можно отметить, что с 2007 года к 2008 ВВП на душу населения  увеличился на 1,4%. И денежные доходы в расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц, составили к 2008 г 648,2 тыс. руб.

       Следует отметить, что общий показатель заработной платы по совокупности отраслей, в 2008 году, после пика в 2005, приобрел тенденцию на снижение, что может быть обусловлено развивающимся экономическим кризисом .

       Потребительские товары и yслуги, приобретенные домашними хозяйствами, составляли в 2000-2008 гг. в среднем 72,7% конечного потребления ВВП.

        Во внешнеэкономической деятельности в 2006-2008 годах при существенном превышении определенных программой параметров по объему внешней торговли товарами и услугами (222,2% при задании по программе 128,2-131,8%) и экспорта (210% при задании 128,9-132,5%), не менее быстрыми темпами прирастает и импорт, уже существенно превышая установленные программой ограничения (234,4% при задании 127,1-130,7%).

       Как следствие в 2008 году сальдо внешней  торговли товарами и услугами (по методологии  платежного баланса) сложилось отрицательное  и по оценке составит 3675 млн. долларов (по программе +600-700 млн. долл.).

       Анализ  структуры фактического конечного потребления [ПРИЛОЖЕНИЕ Д: рисунок 2.3] позволяет отметить, что уровень потребности в товарах и услугах возрос у населения республики в 2007 г. на 18,2% по сравнению с уровнем 1990г.

       Бюджет  прожиточного минимума в расчете  на душу населения к 2008 году составил 220,0 тыс. руб., что на 35,7 тыс. руб. больше показателя 2007 года. 

       Можно с уверенностью сказать, что, если этот процесс будет происходить форсированными темпами, он может привести к повышению стоимости белорусской продукции (особенно с учетом значительных налогов на заработную плату) и cooтветственно к снижению ее ценовой конкурентоспособности в условиях укрепления белорусского рубля, к сокращению доли других элементов добавленной стоимости (прибыли, амортизационных отчислений и, как следствие, инвестиций за счет собственных средств), к еще большему увеличению складских запасов готовой продукции, росту инфляции. Все это отрицательно сказывается на финансовом состоянии экономики.

Глава 3 Планирование и прогнозирование экономического развития и экономического роста в Республике Беларусь

 

3.1 Способы государственного  регулирования экономического  роста 

       Согласившись  с тем, что в целом экономический  рост является желательным явлением, часто сталкиваются с проблемой: какие же меры государственного регулирования способны наилучшим образом стимулировать этот процесс.

       Основой государственного регулирования экономического развития и темпов экономического роста в Республике Беларусь являются формы и методы их опережающего отображения: прогнозы, долгосрочные концепции, генеральные схемы, проекты развития и т.д. При этом государственное регулирование экономического развития и экономического роста осуществляется в рамках общей концепции стратегического развития республики.

       Концепция стратегического развития Республики Беларусь на современном этапе была сформирована и представлена в Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь. Этот документ отразил научно-обоснованные направления устойчивого развития республики, исходя из принципов устойчивого развития, принятых ООН в «Повестке дня на ХХI век», и собственных национальных интересов, условий и особенностей развития.

       Национальная  стратегия устойчивого развития Республики Беларусь была разработана в целях обеспечения эффективного участия страны в решении вопросов устойчивого социально-экономического развития в рамках мирового хозяйства и создания необходимых предпосылок устойчивого развития в республике, способных обеспечить сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь вошла в систему государственных прогнозных и плановых документов социально-экономического развития на долгосрочную перспективу и разрабатывается каждые пять лет на 15-летний период.

       Структура экономики проявляется в системе  пропорций. Народнохозяйственная пропорция – это конкретная, объективно обусловленная уровнем развития общества и экономики пропорция между отдельными производствами, отраслями, территориями и сферами, при которой эти элементы соответствуют друг другу. На каждом этапе экономического развития это соответствие имеет относительно устойчивый характер. В случае несоответствия между элементами структуры экономики возникают диспропорции. Устанавливаемая государством система пропорций должна быть оптимальной применительно к конкретному этапу развития экономики, соответствовать выдвигаемым государством хозяйственным и политическим целями и задачам [4].

Информация о работе Планирование и прогнозирование экономического развития и экономического роста в Республике Беларусь