Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 11:08, курсовая работа
Целью данной курсовой работы: расчёт плана реализации продукции на различных рынках при условиях ограничений по ценам и объёмам продаж на них.
Введение……………………………………………………………………...3
1. Теоретический раздел
1.1. Понятие отрасли; основные категории и закономерности рынка; типы рыночных структур………………………………………………………….4-8
1.2. Отрасль в системе национального хозяйства………………………….8-9
1.3. Условия возникновения отрасли……………………………………….9-11
1.4. Структура отрасли………………………………………………………11-13
1.5. Отраслевые организационно-экономические процессы……………...13
1.6. Размещение предприятий отрасли……………………………………..13-14
1.7. Поведение фирм в отрасли……………………………………………...14-15
1.8. Функционирование отрасли…………………………………………….15-16
2. Расчетный раздел………………………………………………………….17-37
Заключение……………………………………………………………………38
Список используемой литературы…………………………………………..39
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия
(СибАДИ)»
Факультет «Экономика и управление»
Кафедра
«Экономики и управления
предприятиями»
Курсовая работа
по
дисциплине «Экономика
отрасли»
Омск 2010 г.
Содержание.
Содержание……………………………………………………
Введение…………………………………………………………
1. Теоретический раздел
1.1. Понятие
отрасли; основные категории и
закономерности рынка; типы рыночных структур…………………………………………………………
1.2. Отрасль в системе национального хозяйства………………………….8-9
1.3. Условия возникновения отрасли……………………………………….9-11
1.4. Структура
отрасли………………………………………………………
1.5. Отраслевые организационно-экономические процессы……………...13
1.6. Размещение
предприятий отрасли……………………………
1.7. Поведение
фирм в отрасли…………………………………………
1.8. Функционирование отрасли…………………………………………….15-16
2. Расчетный
раздел………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы…………………………………………..39
Введение.
Экономика
транспорта как отраслевая наука
изучает действия и формы проявления
экономических законов и
Целью
данной курсовой
работы: расчёт плана реализации продукции
на различных рынках при условиях ограничений
по ценам и объёмам продаж на них.
1. Теоретический раздел.
1.1. Понятие отрасли; основные категории и закономерности рынка; типы рыночных структур.
Отрасль экономики – это совокупность всех производственных единиц преимущественно одинаковой или сходный вид производственной деятельности. Отрасль представляет часть экономики, область производственно-экономической деятельности, в которую входят объекты, обладающие единством выполняемых функций, видов и назначений выпускаемой продукции, применяемых технологических процессов. Наличие трех разных признаков (целевая функция, вид продукции, технология) не позволяет выделить отрасли и входящие в них предприятия однозначным образом, поэтому состав объектов и видов деятельности, включаемых в определенную отрасль достаточно условно может измениться. В отраслевой структуре экономики принято выделять две группы отраслей – это отрасли материального производства и отрасли социально-культурной сферы. Как сфера материального производства, так и социально-культурная сфера расчленяются на ряд отраслей:
Ведущей отраслью материального производства является промышленность, в развитых странах на ее долю приходится до 50% промышленной продукции, тогда как на долю сельского хозяйства приходится от 10 до 20%, а строительство составляет 15% от общего объема материального производства. Отрасль экономики представляет собой совокупность предприятий характеризующихся:
Рынок – это экономические отношения, строящиеся на законах и рыночных принципах. Отличительная положительная черта рыночного механизма состоит в том, что признание полезности продукта производится в сфере обмена суть рыночных отношений характеризуется в закономерностях:
Рыночный механизм – это форма организации хозяйства, при которой индивидуальные потребители и производители взаимодействуют посредством рынка для решения трех вопросов (что производить? как производить? для кого производить?). Выделяется три типа экономики: административная, рыночная, смешанная. Рыночная экономика представляет собой чистый капитализм, характеризуется частной собственностью и использованием систем стоимости рынка и цен для координации экономической деятельности и управления ею. Одной из главных предпосылок капитализма выступает личная свобода всех участников экономического процесса не только капиталиста-предпринимателя, но и наемного работника. В такой системе поведение каждого ее участника мотивируется его личными, эгоистическими интересами, где каждая экономическая единица стремится максимизировать свой доход, на основе индивидуального принятия решений.
Выделяют четыре основных типа отраслевой рыночной структуры:
Совершенная конкуренция: Основной чертой рынка является наличие большого числа независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке. Примером служат рынки сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа, рынок иностранных валют. Конкурирующие фирмы производят стандартизированную или однородную продукцию. Вследствие стандартизации продукции отсутствуют основания для неценовой конкуренции, т.е. конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта. Основная характеристика данной отраслевой рыночной структуры – это отсутствие в отрасли предприятия, контролирующего цены, т.к. при такой структуре цены устанавливаются через стихийно действующие конкурентные силы. Предприятия также не могут влиять на цены потребляемых ими ресурсов. В компетенции предприятия остается только принять решение о том сколько и как ему производить продукции. В условиях чистой конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение или, следовательно, на цену продукта. Новые фирмы могут свободно входить, а существующие – свободно покидать чисто конкурентные отрасли. В частности, не существует никаких серьезных препятствий законодательных, технологических, финансовых и других, которые могли бы мешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках. Чистая конкуренция на практике встречается довольно редко;
Олигополия: Выдающаяся черта олигополии – это немногочисленность, когда относительно малое число фирм господствует на рынках товаров и услуг отрасль является олигополистической. В олигополистической отрасли могут производить стандартизированные или дифференцированные продукты. Обычно при такой структуре предприятия примерно равны по мощности, что порождает сильную взаимозависимость между ними. Каждое предприятие осуществляет собственную рыночную стратегию, т.е. устанавливает количество продаваемой продукции, ее цену, причем эта стратегия учитывается конкурентами. Появление новых предприятий на рынке олигополистической отрасли обычно затруднено из-за высоких входных барьеров;
Монополистическая конкуренция: Она характеризуется большим количеством предприятий-производителей, выпускающих широко дифференцируемую продукцию. Дифференциация продукции обычно связана либо с особенностями самого продукта (упаковка, качество и т.д.), либо с территориальной особенностью рынков, либо с условиями сопутствующими продаже. Таким образом продавец-производитель получает монопольную власть на мини-рынке данного продукта т.е. может в определенных пределах повысить цену продукта без сокращения объемов продаж, но так как каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка, она имеет ограниченный контроль над рыночной ценой. Кроме того наличие сравнительно большого числа фирм гарантирует, что тайный сговор – согласованные действия фирм, с целью ограничения объемов производства и искусственного повышения цен фактически невозможно. Вступление в отрасль при монополистической конкуренции относительно легкое, но по сравнению с чистой конкуренцией могут быть некоторые дополнительные финансовые барьеры порожденные потребностью получения продукта отличающегося от продукта конкурентов и обязательством рекламировать этот продукт;
Монополия: При монополии существует единственное предприятие производящее и продающее один или несколько товаров не выпускаемых никакими другими предприятиями, т.е. товаров для которых не существует близких заменителей. Теоретическая конструкция монополии подразумевает стопроцентную концентрацию, т.е. наличие одного товаропроизводителя на одном рынке. На практике такая ситуация встречается крайне редко и носит случайный характер. Следует выделить естественную монополию, возникающую при появлении совершенно нового товара и государственную монополию – исходя из своих интересов государство сосредотачивает весь выпуск необходимой ему продукции в своих руках.
1.2. Отрасль в системе национального хозяйства.
Разделение
труда – объективно-
Принято выделять следующие формы разделения труда: - технологическое (эта форма разделения труда определяется технологическим процессом и выражается разграничением производственного процесса по стадиям, фазам, видам работ ит.д.); -функциональное (определяет роль, место и взаимосвязь различных функциональных групп работников в процессе производства, т.е. деление работников предприятия на группы в зависимости от выполняемыми ими функциями на производстве); - профессиональное (осуществляется в зависимости от профессиональной специализации и предполагает выполнение на рабочем месте работ той или иной профессии). Изменившаяся экономическая ситуация и система хозяйствования требует разработки новых форм и методов управления хозяйственными процессами. Управленческие структуры должны способствовать формированию экономических отношений, обеспечивать нормальные предпосылки для функционирования хозяйственных объектов в сфере бизнеса.
1.3. Условия возникновения отрасли.
Появление новых конкурентов на рынке приводит к перераспределению (снижению) долей рынка принадлежавших ранее предприятиям работающим в отрасли. Ввод новых производственных мощностей влечет за собой обострение конкуренции и как следствие уменьшение цен и снижение рентабельности. Реальность такой угрозы зависит от уровня входного барьера в отрасль и реакции действующих предприятий на появление новых конкурентов. В сфере бизнеса понятие барьер используется как обозначение препятствий для проникновения на рынок новых конкурентов и попыток фирм действующих на рынке уйти с него. Если барьеры высоки в отрасли может остаться мало фирм, а также уменьшится действие конкурентных сил. Уровень входных барьеров, т.е. совокупность экономических, технических и организационных условий для создания нового производства определяется рядом факторов, среди которых необходимо выделить: