Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:04, реферат
Все типы рациональности мы будем объяснять, опираясь не только на факты и идеи естествознания, но и на философию, которая эти идеи оправдывала, аргументированно обосновывала или, наоборот, критически переосмысливала. Лишь взятые вместе естествознание и философия дают возможность реконструировать тот тип мышления и тот тип рациональности, которые складывались в ходе научных революций.
Как это ни печально, но вещественные и энергетические ресурсы иссякают. Уже есть обоснованные расчеты, на сколько сможет хватить в обозримом будущем не возобновляемых ресурсов. Но есть один ресурс, который стремительно возрастает - интеллектуальный, информационный и, прежде всего, ресурс научно-технического знания, образованности, информированности людей. Опираясь, главным образом, на этот ресурс, включая и духовно-нравственное богатство, человечество в состоянии преодолеть назревающую глобальную нестабильность и выйти к новым горизонтам истории [10].
Создавая "техносферу", человечество теснит природу, антропогенное воздействие на биосферу Земли становится губительным, прерываются естественные циклы возобновления природных ресурсов. Плата за удобства, комфорт, высокие урожаи оказывается непомерно высока. Видимо, не по всем параметрам и не во всех отношениях научно-технический прогресс есть благо.
4. Проблемы современного информационно-технического общества
Все, что уже сказано об обществе и его развитии, дает основание рассмотреть проблемы современного этапа эволюции этой глобальной системы. Как отмечалось выше его называют по-разному: научно-технической революцией, технологической революцией, информационной, компьютерной, теле-коммуникационной и т.д. Дело не в терминах, а в существе процесса, происходящего в обществе, которое 70-х гг. XX в. чаще всего называют постиндустриальным. Эти дефиниции относятся в основном к западной и японской цивилизациям, хотя определенные черты этих процессов просматриваются и в других общественных организмах. Главное здесь - рост значения информации в жизни общества в сравнении с веществом и энергией, которые до сих пор определяли темпы развития мировой цивилизации. Появление в 30-е гг. ХХ в. теории информации, а затем и кибернетики, как науке об управлении и связи в животном и машине резко стимулировало развитие компьютерной техники и технологии, что позволило в корне изменить производство.
Для философского анализа главное в данном процессе - то, что изменилось положение и роль человека в мире, его взаимоотношение с природой и техникой. Чаще всего это определяют как появление информационного общества и информационного человека, своеобразного коллективного интеллекта обитателей планеты. В то же время рядом современных мыслителей высказывается обеспокоенность нынешним положением, главным врагом человечества. Ортега-и-Гассет писал, что наш век глубоко уверен в своих творческих способностях, но и не знает, что ему творить. Хозяин всего мира, он не хозяин самому себе. Он растерян среди изобилия. Обладая большими средствами, большими знаниями, большей техникой, чем все предыдущие эпохи, наш век ведет себя, как самый убогий из всех, плывет по течению.
Нобелевский
лауреат К. Лоренц еще четверть века
назад обозначил восемь "смертных
грехов" цивилизованного человечества,
называя среди них
Все это по-новому заставляет взглянуть на понятие качества жизни человека как интегральный показатель уровня развития общества. При всех поражающих воображение успехах науки и техники, создании огромного по масштабам мира вещей и банков информации жизнь человека, в основном, не стала безопаснее и счастливее, здоровее и благополучнее. Более того, все более и более маячит призрак превращения человека в слугу роботизированных компьютерных систем, что волнует не только писателей-фантастов, но и серьезных ученых и политиков.
Рост числа техногенных катастроф, отказ, казалось бы самой надежной, космической техники и т.п., заставляет еще раз вернуться к оценке и переоценке системы ценностей современного мира. Не зря, практически во всех современных цивилизациях, набирают силы концепции фундаментализма, сутью которых является фанатичное стремление изменить личность и общество в соответствии с высшими метафизическими представлениями и заповедями. Многие философы, политологи и социологи не без оснований полагают, что фундаментализм являет собой наибольшую угрозу для развития мирового сообщества.
Сторонники фундаментализма готовы железной рукой загнать человечество в рай, устроенный по их представлениям на основе тоталитарной идеологии. Парадокс этого явления состоит еще и в том, что отвергая многие ценности современного мира: демократию, либерализм, автономию личности и т.д., фундаменталисты охотно воспринимают и берут на вооружение все технико-технологические достижения компьютерной революции.
Когда-то одного из величайших умов ХХ в. Альберта Эйнштейна спросили: чем будут сражаться в третьей мировой войне. Он ответил, что не знает, чем будут сражаться в третьей мировой войне, но точно знает, что в четвертой мировой войне будут сражаться дубинами. Реальности информационного общества, новые угрозы и опасности, которые оно несет человеку и человечеству, заставляют все более и более обращаться к познанию механизмов стабилизации, обеспечения устойчивого развития, минимизации возможности непредсказуемых процессов и явлений.
Пи всех успехах науки и техники, технологий - главная надежда все же связывается с самим человеком, с его способностью познать то, что раньше называли провидением, а сейчас законами истории и закономерностями развития общества.
Таким образом, общество - это сложная система, включенная в суперсистему Космоса и Земли и обладающая значительной спецификой в своем генезисе, функционировании и развитии. Источник ее развития столь же сложен и очевидно представляет вектор разных сил - природных, собственно социальных и духовных, соотношение которых меняется в ходе истории и не может быть предсказано с абсолютной точностью.
Общество - вероятностная система, в ходе развития которого реализуются далеко не все потенциальные возможности, а непредсказуемость многих событий является общей закономерностью. Есть основания полагать, что мировая цивилизация в целом находится на рубеже, когда необходимо определять новые горизонты развития с целью неотложного решения глобальных проблем современности. Это заставляет по-новому взглянуть на процессы взаимодействия культур и цивилизаций, религий и моральных учений, политических и экономических концепций. Человечество способно выжить, развиваться и эволюционировать при исключении насилия как пути решения всех проблем общества и обеспечения права каждого человека и биосферы в целом на существование в соответствие с их сущностью [2].
5. Возможные сценарии развития информационного общества
в России последствия информатизации общества, как и последствия предшествовавших великих социо-технологических революций, будут различными для разных регионов, стран и народов. Свободное движение и производство информации и информационных услуг, неограниченный доступ к информации и использование ее для стремительного научно-технологического и социального прогресса, для научных инноваций, развития знаний, решения экологических и демографических проблем возможны лишь в свободных обществах, обществах демократических, обществах, признающих права человека и предоставляющих каждому индивиду возможности для свободы социальной и экономической инициативы и деятельности. Конечно, при этом нужно ясно понимать, что демократия, свобода и т.д. варьируются от одной социальной системы к другой. Тем не менее, полный релятивизм в содержании этих понятий недопустим. Информатизация и медиатизация общества - сами есть продукт определенной социально-экономической системы, плохо прививаются в отсутствие рыночной экономики, демократического общественного строя, гарантированного законом свободного доступа к любой информации, необходимой для жизнедеятельности и свободного развития человека. С этой точки зрения перспективы информатизации и медиатизации нашей страны выглядят на сегодняшний день совсем не так, как перспективы развитых стран Европы, Америки и Юго-Восточной Азии, и даже не так, как перспективы некоторых латиноамериканских стран. В ноябре 1989 г. одной из подкомиссий Верховного Совета СССР была одобрена обобщенная концепция информатизации советского общества. Однако эта концепция не содержит ни четких целей, ни ясных механизмов, которые позволили бы перейти нашему обществу на стадию информационного. Наша страна находится сейчас в затяжном социально-экономическом, политическом и духовном кризисе. Не существует какого-либо единого и эффективного подхода к радикальному изменению этой ситуации. Огромное число хороших начинаний уже "ушло в песок". В сфере экономики и технологии результаты никак не ощущаются, точнее, ощущаются лишь в реальном ухудшении общего хода дел, снижении жизненного уровня, благосостояния, росте товарного дефицита, гигантского государственного долга и т.д.
Узаконение
различных форм собственности, робкий
курс на разгосударствление экономики
и некоторые другие мероприятия
дают шанс на развитие индивидуальной,
групповой и корпоративной
Сценарий 1-й
В относительно
сжатые сроки будет проведена
экономическая реформа, утвердятся
рыночные отношения, будут завершены
демократические
Сценарий 2-й
Экономическая реформа будет проводиться непоследовательно: демократизация будет половинчатой, вместо полной свободы информации сохранится урезанная гласность, дерегуляция и демонополизация будут частичными, господствующей формой собственности останется государственная, в основном сохранятся с большими косметическими поправками командно-административный аппарат, ведомственные структуры и централизованное планирование. В этом случае: настоящая информатизация и медиатизация будут подменены компьютеризацией, ее эффективность будет незначительная, отечественная информационная технология, включая коммуникационную технологию, будет отставать к 2000 г. - на 20-22 года, к 2005 г. отставание станет необратимым. Возникнет концептуально-культурная пропасть, которая окончательно превратит наше общество в информационно зависимое. Начнутся структурные деформации внутри страны при возможности относительно быстрого развития отдельных республик и, возможно, некоторых регионов. Безработица в этой ситуации будет устойчиво расти, охватывая также некоторые контингенты квалифицированных специалистов. Экономическая конкуренция в глобальном масштабе по всем видам промышленной продукции исключается. Устойчивой станет тенденция к снижению уровня научных исследований и образования. Это приведет к быстрому исчерпанию национальных информационных ресурсов. Общий итог: новый период застоя на 10-15 лет чреват последующим социальным взрывом и разрушением социальной структуры.
Сценарий 3-й
Экономическая
и политическая реформы в течение
нескольких лет захлебнутся. Нововведения
в промышленности и экономике будут носить
ограниченный характер. "Нефтяные"
и "деревянные" рубли позволят на
время отдалить продовольственную и ширпотребную
катастрофу. В этом случае восторжествует
командно-административная система, ограниченная
компьютеризация будет носить чисто ведомственный
или военный характер. Будет формироваться
роботизация и автоматизация отдельных
отраслей, но в силу технической отсталости
и неподготовленности трудящихся эти
процессы окажутся мало эффективными
и будут в течение четырех-пяти лет полностью
скомпрометированы. Медиатизация будет
ограниченна, деформирована, технологические
инновации зайдут в тупик. Следствием
указанного хода вещей будет гораздо более
быстрое отставание, чем в сценарии 2-м.
Информационный коллапс, нарастание серии
общественно-политических кризисов, усиление
всех перечисленных выше негативных процессов
и сильное общественное потрясение в ближайшем
будущем. Однако последующий переход на
стадию индустриально-информационного
или информационного общества вряд ли
состоится. Наиболее реалистичным следует
считать процесс перехода застоя в социально-экономическую
деградацию.
Возможны и промежуточные сценарии, но
на сегодняшний день бесспорно одно: отказ
от продуманной вневедомственной программы
информатизации и медиатизации общества,
учитывающей печальный опыт индустриализации
и опирающейся на рыночную экономику,
дерегуляцию и индивидуальную инициативу,
может привести к тяжелым последствиям
и необратимому социально-историческому
регрессу. Сейчас научная общественность
еще не может поднять свой голос и сыграть
позитивную роль. Если медлить с программой
информатизации, можно в конечном итоге
опоздать [1, 2].
Информация о работе Первая научная революция и формирование научного типа рациональности