Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:04, реферат
Все типы рациональности мы будем объяснять, опираясь не только на факты и идеи естествознания, но и на философию, которая эти идеи оправдывала, аргументированно обосновывала или, наоборот, критически переосмысливала. Лишь взятые вместе естествознание и философия дают возможность реконструировать тот тип мышления и тот тип рациональности, которые складывались в ходе научных революций.
Об относительной истине и условности научного знания писал американский физик Ричард Фейнман:
«Вот почему наука недостоверна. Как только вы скажете что-нибудь об области опыта, с которой непосредственно не соприкасались, вы сразу же лишаетесь уверенности. Но мы обязательно должны говорить о тех областях, которых никогда не видели, иначе от науки не будет проку. Поэтому, если мы хотим, чтобы от науки была какая-то польза, мы должны строить догадки. Чтобы науке не превратиться в простые протоколы проделанных опытов, мы должны выдвигать законы, простирающиеся на еще неизведанные области. Ничего дурного тут нет. Только наука из-за этого оказывается недостоверной, а если вы думали, что наука достоверна — вы ошибались».
Человек в информационном обществе
Человечество
неотвратимо вступает в информационную
эпоху. Вес информационной экономики
постоянно возрастает, и ее доля,
выраженная в суммарном рабочем
времени, для экономически развитых
стран уже сегодня составляет
40-60% и ожидается, что к концу века она
возрастет еще на 10-15%. Одним из критериев
перехода общества к постиндустриальной
и далее к информационной стадии развития
может служить процент населения, занятого
в сфере услуг:
если в обществе более 50% населения занято
в сфере услуг, наступила
постиндустриальная фаза его развития;
если в обществе более 50% населения занято
в сфере информационных услуг,
общество стало информационным.
В ряде публикаций отмечается, что США вступили в постиндустриальный период своего развития в 1956 году (штат Калифорния преодолел этот рубеж еще в 1910 году), а информационным обществом США стали в 1974 году.
Признавая несомненность достижений США и других стран в области информатизации, необходимо понимать, что определенная доля "информационности" этих стран создана за счет выноса ряда материальных, нередко экологически вредных, производств в другие страны мира, за счет так называемого "экологического колониализма".
По подсчетам
науковедов, с начала нашей эры
для удвоения знаний потребовалось
1750 лет, второе удвоение произошло в 1900
году, а третье - к 1950 году, т.е. уже за 50
лет, при росте объема информации за эти
полвека в 8-10 раз[1]. Причем эта тенденция
все более усиливается, так как объем знаний
в мире к концу ХХ века возрастет вдвое,
а объем информации увеличится более,
чем в 30 раз. Это явление, получившее название
"информационный взрыв", указывается
среди симптомов, свидетельствующих о
начале века информации и включающих:
- быстрое сокращение времени удвоения
объема накопленных научных знаний;
- превышение материальными затратами
на хранение, передачу и переработку информации
аналогичных расходов на энергетику;
- возможность впервые реально наблюдать
человечество из космоса (уровни радиоизлучения
Солнца и Земли на отдельных участках
радиодиапазона сблизились).
В основе современной
социотехнологической революции лежит
принципиально новая
Некоторые западные философы и социологи, а также специалисты по искусственному интеллекту склонны признать, что постоянный симбиоз человека с интеллектуальным компьютером и автономными роботами, обладающими человекоподобным поведением, приведет, в конечном счете, к возникновению человека нового вида - homo intellectus или homo informaticus. Хотя эти прогнозы и являются в значительной мере утопическими, однако, они все же о многом заставляют задуматься. Естественно, что в первую очередь речь должна идти об изменении образа жизни и мировоззрения человека.
1. Информационное общество и его концепция
Мы живем в мире, наполненном и даже перенасыщенном информацией. Научные учреждения создают и внедряют информацию. Она необходима для принятия политических решений, лежит в основе процессов обучения и образования, в основе любой творческой деятельности. Разумеется, что информация, рассматриваемая изолированно, сама по себе не может произвести коренных изменений в нашей жизни. Но информация, влияющая на деятельность человека, а через нее и на окружающий мир, становится гигантской технической, социально-экономической и культурной силой. Поэтому в современном мире при прочих равных условиях победит и выиграет историческое соревнование та общественная система, которая сможет производить больше информации, будет создавать информацию лучшего качества и сумеет внедрять ее быстрее во все сферы общественной жизни. Ясно, что делать это можно не традиционными методами, возможности которых ограничены, а лишь с помощью современной сверхсложной информационной технологии. Нынешняя борьба за социальное и физическое выживание человека и человечества все в большей степени зависит от уровня и качества такой технологии. Вследствие этого процесс, в котором осуществляется ускоренное развитие и внедрение информационной технологии, а также экспоненциально нарастающий прирост информации, представляет собой особый интерес с точки зрения философского осмысления общества. Данный процесс получил название информатизации общества. Информатизация, стало быть, есть особый социально-исторический процесс, в котором реализуется информационная революция и который ведет к новому состоянию общества. Это новое состояние называется информационным обществом или информационной цивилизацией [1].
Суммируя все сказанное, можно сформулировать концепцию современного информационного общества.
Общество
является информационным, если:
1) любой индивид, группа лиц, предприятие
или организация в любой точке страны
и в любое время могут получить за соответствующую
плату или бесплатно на основе автоматизированного
доступа и систем связи любые информацию
и знания, необходимые для их жизнедеятельности
и решения личных и социально значимых
задач;
2) в обществе производится, функционирует
и доступна любому индивиду, группе или
организации современная информационная
технология, обеспечивающая выполнимость
предыдущего пункта;
3) имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие
создание национальных информационных
ресурсов в объеме, необходимом для поддержания
постоянно убыстряющегося научно-технологического
и социально-исторического прогресса.
Общество в состоянии производить всю
необходимую для жизнедеятельности информацию,
и, прежде всего, научную. Последний пункт
особенно важен для понимания концепции
информационного общества, так как в настоящее
время имеется ряд стран, например, в азиатском
регионе, обладающих высоким уровнем информационной
технологии, выдерживающих конкурентную
борьбу на мировых компьютерных и информационных
рынках и обеспечивающих компьютерную
насыщенность в быту, производстве и управлении,
но получающих основную часть научной
информации и знаний главным образом из
США, а также из Западной Европы и Японии.
Поэтому в полном смысле слова они не являются
информационными обществами;
4) в обществе происходит процесс ускоренной
автоматизации и роботизации всех отраслей
производства и управления;
5) происходят радикальные изменения социальных
структур, следствием которых оказывается
расширение сферы информационной деятельности
и услуг. В этой сфере трудится большинство
работающего населения, по крайней мере
не менее 50 % общего числа занятых; число
занятых в традиционных сферах производства
неуклонно снижается при столь же неуклонном
повышении производительности труда и
качества продукции.
Учеными выделяются
два основных теоретико-методологических
подхода к информатизации общества:
1) технократический, когда информационные
технологии считаются средством повышения
производительности труда и их использование
ограничивается, в основном, сферами производства
и управления;
2) гуманитарный, когда информационная
технология рассматривается как важная
часть человеческой жизни, имеющая значение
не только для производства, но и для социальной
сферы.
Принятая
здесь концепция позволяет
Электронизация представляет собой, в общем и целом, инженерно-технический процесс, состоящий в производстве, конструировании и широком внедрении полупроводников, приборов и других электронных технологий и создании на их основе различных электронных устройств, включая интегральные схемы, микропроцессоры и т.д., применяемые в промышленности, научных исследованиях, бытовых приборах, транспорте и т.д. Электронная промышленность охватывает изготовление новых материалов с заданными свойствами, элементной базы для компьютеров, средств связи и т.д. Сама по себе электронизация общества еще не означает радикальных изменений в социальной сфере, хотя предполагает более или менее существенные изменения в сфере промышленного производства и экономики.
Компьютеризация как бы надстраивается над электронизацией, создающей различные элементы и компоненты современных компьютеров, качество которых зависит в первую очередь от электронных приборов и устройств, включая устройства для запоминания, интегральные микропроцессорные схемы и т.д. Разумеется, создание современных компьютеров и их широкое внедрение для контроля и автоматизации производства, для конструирования, производства и использования роботов и т.п. сами по себе играют революционизирующую роль, особенно при наличии высокой компьютерной насыщенности. Однако ни наличие, ни использование не делает общество информационным. Например, использование компьютеров для подсчета голосов депутатов в парламенте еще не повышает, как показывает наш собственный опыт, уровня информированности, осведомленности и компетентности последних. Электронизация и компьютеризация позволяют судить о техническом, технологическом и экономическом уровне развития общества. Но отождествлять их с процессом информатизации, в основе которого они лежат, и целиком редуцировать к ним этот последний было бы принципиальной ошибкой.
Как же может быть определен термин "информатизация"? От ответа на этот вопрос существенным образом зависят подходы к анализу реального состояния и перспектив развития процессов информатизации общества. Наиболее полным представляется взгляд на информатизацию как "системно-деятельностный процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на этой основе - дальнейшего продолжения прогресса цивилизации"[4].
По мнению
ряда авторов, процесс информатизации
включает в себя три взаимосвязанных
процесса:
- медиатизацию - процесс совершенствования
средств сбора, хранения и распространения
информации;
- компьютеризацию - процесс совершенствования
средств поиска и обработки информации;
- интеллектуализацию - процесс развития
способности восприятия и порождения
информации, т.е. повышения интеллектуального
потенциала общества, включая использование
средств искусственного интеллекта.
Информатизацию общества в принципе надо трактовать как развитие, качественное совершенствование, радикальное усиление с помощью современных информационно-технологических средств когнитивных социальных структур и процессов. Информатизация должна быть "слита" с процессами социальной интеллектуализации, существенно повышающей творческий потенциал личности и ее информационной среды.
Таким образом, информатизация общества - это процесс, в котором социальные, технологические, экономические, политические и культурные механизмы не просто связаны, а буквально сплавлены, слиты воедино. Она представляет собой процесс прогрессивно нарастающего использования информационных технологий для производства, переработки, хранения и распространения информации и особенно знаний. Результатом этого как раз и является возникновение информационного общества, знаменующего радикальные преобразования не только в сфере производственных структур и технологии, но главным образом в сфере социальных и экономических отношений в культуре, духовной жизни и быту.
Можно с уверенностью
утверждать, что в историческом соревновании
различных социально-
Информация о работе Первая научная революция и формирование научного типа рациональности