Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:36, курсовая работа
На современном этапе развития ни одна страна не может являться полноценным участником международных экономических отношений без членства во Всемирной торговой организации.
Вступление Республики Беларусь в ВТО представляется неизбежным, учитывая, что
на долю стран-участниц ВТО приходится более 94% всей мировой торговли товарами и услугами;
основные торгово-экономические партнеры Республики Беларусь являются членами ВТО.
Вместе с тем, вступление Республики Беларусь в ВТО будет иметь ряд негативных последствий для экономики, социальной сферы и окружающей среды. Выявление этого потенциально негативного влияния и его уменьшение является важной национальной задачей любой страны при вступлении ее в ВТО.
Введение............................................................................................................4-5
Всемирная торговая организация – основа системы международной торговли....................................................................6-15
Создание и развитие ВТО..............................................................6-8
Цели, функции, организационная структура, принятие
решений и членство ВТО...............................................................8-13
Принципы ВТО................................................................................13-15
Перспективы вступления Республики Беларусь в ВТО..............16-29
Процесс вступления Республики Беларусь в ВТО.....................16-18
Преимущества вступления Республики Беларусь в ВТО........19-23
Оценка негативных последствий вступления Республики Беларусь в ВТО................................................................................23-29
Заключение......................................................................................................30-31
Список литературы........................................................................................32
Среди преимуществ, позволяющих активизировать внешнеторговую деятельность республики, можно выделить следующие:
• возможность получения доступа к рынкам 134-х государств мира, внешнеторговые отношения с которыми основываются на долговременной стабильной основе;
• возможность отстаивать и защищать свои интересы в отношениях с внешнеторговыми партнерами в соответствии с общепринятыми в мировой практике нормами и правилами;
• получение режима наибольшего благоприятствования, позволяющего пользоваться постоянно снижающимися таможенными тарифами стран-участниц ВТО;
• снижение потерь от применения к белорусским товарам мер дискриминационного характера;
• получение доступа к механизму разрешения споров в рамках ВТО, обеспечивающему защиту торговых интересов страны в случае их ущемления торговыми партнерами;
• возможность проведения внешнеторговой экспансии путем участия в системе многосторонних торговых переговоров, которая заменит громоздкую систему многочисленных двусторонних соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве;
•.создается
предсказуемая и безопасная торговая
среда для белорусских
• откроется
возможность участия в
• появится реальная возможность содействовать совершенствованию многосторонней торговой системы посредством прямого участия в мероприятиях ВТО;
• откроется доступ к механизму разрешения споров с целью защиты экономических интересов страны в случае, если будут предприниматься попытки их ущемления со стороны торговых партнеров.
Также к основным плюсам можно отнести:
Членство
в ВТО уменьшит риск одностороннего
произвола в применении тех или
иных ограничительных мер
Беларусь уже в полной мере столкнулась с этой проблемой: две основные конкурентоспособные и валютоемкие статьи белорусского экспорта - калийные удобрения и химические волокна и ряд других товаров - в настоящее время находятся под действием антидемпинговых санкций на важнейшем для республики рынке Европейского Союза. При этом методика самих антидемпинговых разбирательств такова, что исполнительные органы ЕС произвольно присваивают Беларуси и другим государствам с переходной экономикой статус страны с государственной системой торговли и "нерыночной" экономикой, практически игнорируется заключенный между Республикой Беларусь и Европейским Союзом в 1995 году широкомасштабный договор о партнерстве и сотрудничестве, в котором переходный статус Беларуси оговорен. На этом основании производятся расчеты и принимаются решения, заведомо и полностью вытесняющие белорусские товары с рынка ЕС.
Республика
Беларусь заинтересована в использовании
четко сформулированных международных
норм и правил, регулирующих экономические
отношения стран и
Это, в свою
очередь, будет содействовать
Полноправное участие в ВТО предполагает принятие Республикой Беларусь нормативно-правовой базы и механизма государственного регулирования внешнеэкономических связей, основанных на принципах международной торговли, уже апробированных в экономике большинства стран мира и показавших на деле, насколько успешно международное право может способствовать промышленному росту посредством увеличения внешнеторгового оборота. Оно послужит дополнительным стимулом к осуществлению экономических реформ, а также позволит Беларуси использовать существующие международные правовые нормы в области внешнеэкономического сотрудничества для защиты и максимальной реализации национальных интересов.
Кроме того, можно с достаточной
уверенностью предположить, что будущее
присоединение Беларуси к ВТО
только в сфере инвестиций, благодаря
общей гармонизации внешнеэкономического
и инвестиционного режимов, их предсказуемости
и стабильности, принесет те самые
ежегодные сотни миллионов
В целом, можно сделать вывод, что
основным ориентиром внешнеэкономической
политики Республики Беларусь является
интеграция в мирохозяйственные
связи, способствующая реализации ее сравнительных
преимуществ в международном
разделении труда, что может стать
условием стабильного экономического
состояния. Этому будет способствовать
присоединение Республики Беларусь
к ВТО, которое должно быть не самоцелью,
а средством для обеспечения
ее экономических интересов в
условиях глобализации мировой экономики.
Полноценная интеграция Беларуси в
мировую экономику и
Хотя перечисленные выше выгоды и будут доминировать, необходимо учитывать и те издержки, которые понесет Республика Беларусь в случае присоединения к системе ГАТТ/ВТО в качестве полноправного участника. Это, прежде всего, издержки экономического и социального характера, с которыми столкнется экономика страны в период адаптации к правилам более острой международной конкуренции в условиях либерализации внешнеэкономических связей, а также материальные издержки, которые понесет страна вследствие необходимости приведения в соответствие национальной законодательной базы с международными нормами и правилами, а также создания институционального механизма контроля за выполнением взятых на себя многосторонних обязательств.
Оценка последствий вступления
Республики Беларусь в ВТО охватывает
различные аспекты, связанные с
правилами и нормами ВТО. Ожидание
немедленного (после получения
Помимо экономического фактора следует также рассматривать и социальный аспект затрагиваемой проблемы, так как стабильность экспорта данной товарной группы - это прежде всего необходимая загрузка мощностей предприятий, снижение социальной напряженности и угрозы безработицы.
Весьма сложной является проблемы,
сопутствующие вхождению
Необходимо отметить, что издержки, связанные с членством в ВТО, к сожалению, неизбежны, и вхождение Республики Беларусь в мировой рынок окажется достаточно трудным. Открытая конкуренция белорусских и иностранных товаропроизводителей может привести к частичному свертыванию и временному спаду отечественного производства, а также увеличению безработицы. Совершенно очевидно, что этот процесс приведет также к ухудшению финансового состояния неконкурентоспособных белорусских предприятий. А наличие в настоящее время в экономике страны убыточных производств усугубит ситуацию и неизбежно приведет к их ликвидации и росту безработицы в стране..
Опыт большинства
Работы в этом направлении выявили ряд отраслей ( а в дальнейшем - производств и конкретных товаров) наиболее зависимых от тех изменений, которые будут связаны с членством в ВТО.
В результате проведенных расчетов были выделены следующие отрасли, нуждающиеся в настоящее время в мерах протекционистской защиты:
Подобный перечень не является неизменным, поскольку в любой отрасли может возникнуть необходимость в создании новых или техническом перевооружении действующих производств, что может потребовать введения на определенное время мер протекционистской защиты.
По предварительным расчетам период до шести лет по различным товарам будет достаточным для снижения существующего уровня тарифной защиты до уровня, при котором возможно компенсирование трудностей, связанных с открытием внутреннего рынка.
Наиболее защищенным сектором экономики в странах-членах ВТО является аграрный. Продовольственная безопасность — коренная стратегическая проблема, с которой сталкивается любая страна. Не может быть стабильной экономика государства, которое не в состоянии обеспечить достаточного уровня потребления продуктов питания собственного производства, если для этого имеются все необходимые условия. Очень острой является проблема производства – транспортировки - продажи генетически измененных организмов (ГМО) в сельском хозяйстве, представляющих большую потенциальную опасность для окружающей среды и человека. Например, Евросоюз объявил 5-летний мораторий на ввоз и использование ГМО на своей территории, а в РБ до сих пор нет национального законодательства по проблеме ГМО. Проект закона "О безопасности продуктов питания" в редакции 2003 г, например, не содержит понятия "генетически модифицированный продукт", и не содержит других норм, гарантирующих защиту населения и окружающей среды, равно как и закон "О безопасности генно-инженерной деятельности", что является крайне опасным и превращает Беларусь в полигон для испытаний ГМО транснациональными корпорациями, базирующимися, в том числе, и на территории ЕС. Большую потенциальную угрозу для Республики Беларусь представляет введение "патентов на жизнь", проводимую не без участия ВТО и ряд других негативных глобализационных процессов.
Проблема защиты экономических
интересов приобретает
В связи с последним необходимо отметить, что главным фактором, определяющим условия присоединения Республики Беларусь к ВТО, будет системный аспект переговорного процесса, иными словами, вопрос о том, будет ли Беларусь рассматриваться как страна с рыночной экономикой или нет.
Дело в том, что для стран
с “нерыночной экономикой”
Информация о работе Перспективы вступления Республики Беларусь в ВТО