Перспективы вступления Республики Беларусь в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе развития ни одна страна не может являться полноценным участником международных экономических отношений без членства во Всемирной торговой организации.
Вступление Республики Беларусь в ВТО представляется неизбежным, учитывая, что
на долю стран-участниц ВТО приходится более 94% всей мировой торговли товарами и услугами;
основные торгово-экономические партнеры Республики Беларусь являются членами ВТО.
Вместе с тем, вступление Республики Беларусь в ВТО будет иметь ряд негативных последствий для экономики, социальной сферы и окружающей среды. Выявление этого потенциально негативного влияния и его уменьшение является важной национальной задачей любой страны при вступлении ее в ВТО.

Содержание

Введение............................................................................................................4-5
Всемирная торговая организация – основа системы международной торговли....................................................................6-15
Создание и развитие ВТО..............................................................6-8
Цели, функции, организационная структура, принятие
решений и членство ВТО...............................................................8-13
Принципы ВТО................................................................................13-15
Перспективы вступления Республики Беларусь в ВТО..............16-29
Процесс вступления Республики Беларусь в ВТО.....................16-18
Преимущества вступления Республики Беларусь в ВТО........19-23
Оценка негативных последствий вступления Республики Беларусь в ВТО................................................................................23-29
Заключение......................................................................................................30-31
Список литературы........................................................................................32

Работа содержит 1 файл

Конференция.docx

— 63.52 Кб (Скачать)

 

Содержание.

 

Введение............................................................................................................4-5

  1. Всемирная торговая организация – основа системы международной торговли....................................................................6-15
    1. Создание и развитие ВТО..............................................................6-8
    2. Цели, функции, организационная структура, принятие

решений и членство ВТО...............................................................8-13

    1. Принципы ВТО................................................................................13-15
  1. Перспективы вступления Республики Беларусь в ВТО..............16-29
    1. Процесс вступления Республики Беларусь в ВТО.....................16-18
    2. Преимущества вступления Республики Беларусь в ВТО........19-23
    3. Оценка негативных последствий вступления Республики Беларусь в ВТО................................................................................23-29

Заключение......................................................................................................30-31

Список литературы........................................................................................32

 

Введение.

Современная экономика  интегрирует в мировую торговлю, развивается мировой рынок и  каждая страна стремиться занять свою нишу в международных экономических  отношениях. Сегодня все больше именно экономический потенциал страны, степень ее экономического развития определяют положение этой страны в  мире, благосостояние граждан, взаимоотношения  с другими странами.

В условиях глобализации экономических отношений и развития интеграционных процессов на мировом рынке, важнейшим условием эффективной экономической политики на рынке является равноправное участие страны в торгово-экономических отношениях с зарубежными партнерами. Огромная роль в решении этой задачи отводится Всемирной торговой организации, а успех торговой политики во многом зависит от того, насколько эффективно страна может воспользоваться преимуществами этой организации и сгладить негативные последствия вступления в нее экономики страны.

На современном этапе развития ни одна страна не может являться полноценным  участником международных экономических  отношений без членства во Всемирной  торговой организации.

Вступление Республики Беларусь в ВТО представляется неизбежным, учитывая, что

    1. на долю стран-участниц ВТО приходится более 94% всей мировой торговли товарами и услугами;
    2. основные торгово-экономические партнеры Республики Беларусь являются членами ВТО.

Вместе  с тем, вступление Республики Беларусь в ВТО будет иметь ряд негативных последствий для экономики, социальной сферы и окружающей среды. Выявление  этого потенциально негативного  влияния и его уменьшение является важной национальной задачей любой  страны при вступлении ее в ВТО.

Выбор мною этой темы объясняется тем, что  в последнее время активизировались переговоры по присоединению Республики Беларусь к ВТО. В данной работе я изучила данную организацию, ее структуру, функции и, особенно, роль в международной торговле. Именно значимостью этой организации для мировой экономики и определяет актуальность данного вопроса. 

1. Всемирная торговая  организация – основа системы  международной торговли.

 

1.1 Создание и  развитие ВТО.

 

Всемирная торговая организация (ВТО) представляет собой организационно-правовую основу системы международной торговли. Ее документы определяют те ключевые договорные обязательства, которыми должны руководствоваться правительства при создании и практическом применении национальных законодательных и нормативных актов в сфере торговли. Кроме того, она является тем форумом, где формируются торговые отношения между странами в процессе коллективных обсуждений, переговоров и примирения разногласий.

ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.

Несмотря  на все свое влияние, ГАТТ было раздроблено  и с точки зрения статуса несовершенно еще на самом начальном этапе, когда попытки создания Международной  Торговой Организации потерпели  неудачу. Особенно явно этот недостаток Генерального Соглашения проявлялся при  возникновении проблем, связанных  с разрешением споров и соблюдением  обязательств странами-членами Соглашения.

Основной  целью создания ВТО стала замена старой, раздробленной системы ГАТТ новой, интегрированной международной  организацией, наделенной полномочиями для действенного проведения в жизнь  принципов и правил международной  торговли, согласованных в ходе торговых переговоров.

ВТО функционирует  с 1 января 1995 года, решение о ее создании было принято в конце многолетних  переговоров в рамках Уругвайского раунда ГАТТ, который завершился в  декабре 1993 года. Официально ВТО образована на конференции в Марракеше в апреле 1994 года, поэтому Соглашение об учреждении ВТО называют также Марракешским соглашением.

Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве, Швейцария. Главой ВТО является генеральный директор — Паскаль Лами. На июль 2008 года в ВТО состояло 153 страны, на долю которых в сумме приходилось 97 % мирового торгового оборота.

Соглашение  о ВТО и входящие в него договоренности предусматривают, что страны-члены  ВТО должны были провести взаимные переговоры о снижении барьеров в  торговле товарами и услугами. Перечни  этих обязательств также входят в  качестве составной части в общий  пакет договоренностей. Они составляют несколько десятков объемных томов  и носят сугубо конкретный характер.

Контура пакета договоренностей Уругвайского раунда в самом общем виде могут  быть очерчены перечнем документов, приложенных к Заключительному акту и составляющих его содержание. Одновременно этот перечень дает представление о своеобразной «архитектуре» пакета договоренностей, родившейся в итоге сложного компромисса, достигнутого буквально в последние дни и даже часы переговоров. Перечень дается в том виде, в котором пакет документов был представлен 15 апреля 1994 года Совещанию министров в городе Марракеше и затем передан странам-участницам переговоров для принятия.

Центральное место в пакете соглашений занимают следующие группы документов.

Соглашение  об учреждении ВТО, включающее три главных  правовых документа:

    • Соглашения, создающие новую редакцию ГАТТ как часть ВТО (ГАТТ-1994) и интегрирующие в это новое ГАТТ ряд договоренностей и соглашений (часть из которых имелась ранее, но в новой редакции);
    • Генеральное соглашение по Торговле Услугами (ГАТС), которое является второй составной частью ВТО;
    • Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности – третья составная часть ВТО.

Страна, становящаяся членом ВТО, должна взять  на себя обязательства всех договоренностей, входящих в этот пакет. Особым статусом обладают только четыре соглашения (Соглашение о торговле гражданской авиатехникой, Соглашение о правительственных закупках, Международное соглашение по молочным продуктам, Договоренность по говядине), обязательства по которым действительны только в отношении стран, их подписавших.

Теперь  соглашение о создании ВТО устанавливает  жесткий принцип, что все ее члены  принимают полностью весь пакет  договоренностей, прилагаемых к  Соглашению об учреждении ВТО, и должны привести в полное соответствие свое национальное законодательство (законы, постановления и административную практику) с обязательствами, содержащимися  в прилагаемых к Соглашению о  ВТО договоренностях.

 

1.2 Цели, функции,  организационная структура, принятие  решений и членство ВТО.

 

ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения  участников организации в сфере  международной торговли на основе пакета соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.).

Соглашение  об учреждении Всемирной торговой организации  предусматривает создание постоянно  действующего форума государств-членов для урегулирования проблем, оказывающих  влияние на их многосторонние торговые отношения, а также для осуществления  контроля для реализации соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений и имеет гораздо большие полномочия в связи с усовершенствованием ряда процедур принятия решений.

Главной задачей ВТО является либерализация  мировой торговли путем ее регулирования  преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий  в международном обмене товарами и услугами.

Все страны-члены  ВТО принимают обязательство  по выполнению порядка двадцати основных соглашений и юридических инструментов, объединенных термином «многосторонние  торговые соглашения» (МТС). Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется свыше 90% всей мировой  торговли товарами и услугами.

Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет примерно 50 многосторонних соглашений и других правовых документов.

Основные  функции ВТО:

    • контроль за выполнением требований базовых соглашений ВТО;
    • создание условий для переговоров между странами-участницами ВТО по поводу внешнеэкономических отношений;
    • урегулирование споров между государствами по проблемам внешнеэкономической торговой политики;
    • контроль за политикой государств-членов ВТО в области международной торговли;
    • оказание помощи развивающимся странам;
    • сотрудничество с другими международными организациями.

Органы  управления ВТО имеют три иерархических  уровня.

Стратегические  решения на высшем уровне в ВТО  принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум  один раз в два года.

В подчинении Министерской конференции находится  Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей стран-членов ВТО (обычно послов и глав делегаций стран-участниц). В ведении  Генерального совета находятся два  специальных органа – по анализу  торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны специальные комитеты:

    1. по торговле и развитию;
    2. по ограничениям, связанным с торговым балансом;
    3. по бюджету, финансам и административным вопросам.

Генеральный совет ВТО действует как орган  разрешения споров для урегулирования конфликтов, возникающих в связи  с выполнением базовых соглашений. Он обладает исключительными полномочиями создавать третейские группы для  рассмотрения конкретных споров, утверждать доклады, которые представляются такими группами, а также апелляционным  органом, следить за выполнением  решений и рекомендаций и санкционировать  применение ответных мер в случае невыполнения рекомендаций.

Генеральный совет частично делегирует свои функции  трем советам, находящимся на следующем  уровне иерархии ВТО, - Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает самостоятельных решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечить техническую поддержку различным советам и комитетам ВТО, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и СМИ. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО.

В ВТО  практикуется принятие решений на основе консенсуса. При его отсутствии решение  принимается большинством голосов, если другого не предусмотрено. Толкование положений соглашений по товарам, услугам, интеллектуальной собственности, освобождение от принятых обязательств принимаются ¾ голосов. Поправки, не затрагивающие прав и обязательств участников, а также принятие новых членов требует 2/3 голосов (на практике, как правило, консенсусом).

В соответствии с Соглашением об учреждении ВТО  странами-учредителями организации  стали участники ГАТТ, которые  представили списки обязательств по товарам и услугам и ратифицировали пакет соглашений ВТО до 1997 года. В настоящее время полноправными  участниками ВТО являются 153 государств. Более тридцати государств имеют статус наблюдателя в ВТО. Подавляющее большинство из них, в том числе Россия, Беларусь, Казахстан и некоторые другие государства СНГ находятся на различных стадиях присоединения к ВТО.

Информация о работе Перспективы вступления Республики Беларусь в ВТО