Перспективы вступления РБ в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 22:34, контрольная работа

Описание работы

Современная экономика интегрирует в мировую торговлю, развивается мировой рынок и каждая страна стремиться занять свою нишу в международных экономических отношениях. Сегодня все больше именно экономический потенциал страны, степень ее экономического развития определяют положение этой страны в мире, благосостояние граждан, взаимоотношения с другими странами.

Содержание

1. Перспективы вступления РБ в ВТО. 2
2. Международная коммерческая деятельность. 10
Список использованных источников 21

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

        Совет Министров  уже дал поручение Министерству финансов найти под это деньги. Потребуется где-то 20–30 млн. BYB. Предполагается, что автора исследования будут искать на основе открытого конкурса.

        В Министерстве промышленности полагают, что больших стрессов для национальной экономики в связи с вступлением Беларуси в ВТО быть не должно. Специалисты министерства проанализировали 1,5 тыс. видов продукции на предмет возможного установления защитных мер. Оказалось, что критических позиций всего 1–3, что потребует уточнений.

        В ряде же случаев  вступление в ВТО для белорусских экспортеров - это благо, как говорит начальник управления внешних связей Министерства промышленности Николай Стародынов, потому что это открывает для них европейские рынки. Сегодня они для отечественных производителей практически закрыты. Таможенные пошлины (от 35 до 50%) делают абсолютно неконкурентоспособным белорусский экспорт. Понятно, что тягаться с производителями, которые имеют беспошлинный ввоз или минимальную пошлину до 5%, невозможно.

        Учитывая особую позицию ВТО в отношении поддержки  сельского хозяйства, специалисты  прогнозируют негативные последствия, которые могут возникнуть для  предприятий отечественного сельхозмашиностроения. Выигрышная экспортная позиция – телевизоры, холодильники. А вот прогнозировать ситуацию для МАЗа сложнее, говорит Н. Стародынов. Если на рынке потребуются автомобили с двигателем «евро-3» и «евро-4», то предприятию пока будет проблематично осуществить такой переход. Правда, заметил он, МАЗ работает также с группой стран, которые не входят в ВТО.

        Однако самым чувствительным для белорусского экспорта станет вопрос, связанный со стоимостью российских энергоносителей. Некоторые страны – члены ВТО настаивают на унификации внутренних российских цен на энергоносители с мировыми. «Если это случится, то многие отрасли нашей промышленности станут неконкурентоспособными, а западные рынки будут для них закрыты», – подчеркнул Н. Стародынов.

        И хотя на недавнем заседании  правительство РФ приняло решение  не обсуждать вопрос унификации в рамках вступления в ВТО, Н. Стародынов считает, что поскольку это один из самых принципиальных вопросов для российской делегации, то нельзя исключить, что позиция России может измениться под давлением некоторых стран. В частности, этот вопрос усиленно лоббирует США.

        Несмотря на то, что такое требование не прописывается ни в одном соглашении (к примеру, Канада и некоторые другие страны – члены ВТО имеют внутренние цены на энергоносители), эксперты не исключают, что решение этого вопроса может перейти в политическую плоскость.

        Беларусь восстановила с ВТО полномасштабные переговоры, и теперь важно, чтобы этот процесс  был подтвержден реальными и  неотложными мерами, отмечает заместитель  министра иностранных дел Александр  Михневич. Прежде всего, требуется привести законодательство в соответствие с нормами ВТО. Поэтому нужно уходить от администрирования во внешней торговле, менять законодательство и нацеливать его на стимулирование экономического роста. В конечном итоге стоит задача включить отечественных производителей в конкурентные условия. Вступление в ВТО не означает автоматического снижения ввозных таможенных пошлин по всем товарным группам.

        ВТО обладает инструментами, которые позволяют точечно защищать ту или иную отрасль. Поэтому, подчеркивает А. Михневич, в условиях членства в ВТО можно проводить самую агрессивную промышленную политику, но «она должна выражаться не в распределении государственных льгот и кредитов, а в создании условий для предпринимательства и благоприятного инвестиционного климата».

        Если же вступление в ВТО ухудшит положение производителей (и если оно действительно будет  вызвано причинами, связанными с  внешней торговлей, а не следствием внутренних проблем), то эта организация  предоставляет возможность выхода из ВТО в течение 6 месяцев. Правда, за всю историю ВТО ни одна из 144 стран не воспользовалась этим правом.

        Начальник отдела ВТО  Департамента координации и внешнеэкономической  деятельности МИД Беларуси Антон  Кудасов считает сегодня одной  из основных задач согласование позиций России и Беларуси при вступлении в ВТО. Это крайне важно для национальной экономики, ибо если Россия вступает в ВТО раньше Беларуси, то Беларусь де-факто оказывается в ВТО, но без прав. Кроме того, для Беларуси может сложиться ситуация, подобная той, через которую прошла Россия в результате реформ в первой половине 90-х годов: они были проведены без координации с процессом присоединения к ВТО.

        Таким образом, проведя  либерализацию экономики в рамках интеграции с Россией, Беларусь впоследствии окажется перед необходимостью вторично открывать свой рынок, теперь уже под ВТО. А это также означает, что «придется дважды менять правила игры для белорусского бизнеса, деловых кругов, предприятий».

        Наконец, у Беларуси есть проблемы с Россией, которые  не удастся решить без ВТО. Прежде всего, это касается порядка взимания НДС во взаимной торговле. Но и обгонять Россию в процессе вступления в ВТО также не рекомендуется, говорит А. Кудасов. Ибо Россия на сегодняшний день – единственная страна, которая последовательно отстаивает «нормальные» – не дискриминационные со стороны ВТО – условия присоединения по сравнению с теми странами, которые уже вступили в организацию с момента ее образования.

        В противном случае, поясняет А. Кудасов, Беларусь не сможет воспользоваться правовыми механизмами ВТО для устранения тех дискриминационных мер, которые сегодня применяются против отечественных производителей на зарубежных рынках. В результате этих ограничительных мер Беларусь несет потери, оцениваемые в 100 млн. USD.

        Кроме того, доподлинно известно, что при вступлении в ВТО Россия намерена защищать свои приоритетные отрасли – легковую, пищевую, текстильную, металлургию и сельское хозяйство. Такой подход, отмечает А. Кудасов, абсолютно не противоречит сегодняшним белорусским приоритетам.

        Проблемными вопросами  у России с ВТО остаются переговоры по сельскохозяйственной, мясомолочной продукции, пошлинам на гражданскую  авиатехнику, легковые автомобили. В  этой связи, как отмечалось, Беларуси следует по-новому посмотреть как  на переговоры с ВТО по этим товарам, так и на проблему тарифной защиты отечественного рынка.

        И все же самым  принципиальным со стороны ВТО к  России на сегодняшний день является требование унифицировать внутренние и внешние тарифы на энергоносители. От позиции по этому вопросу, как известно, зависит и экономика Беларуси. «Но, тем не менее, присоединение Беларуси к ВТО надо скоординировать в первую очередь с проведением внутренних реформ, а уже потом с Россией», – подчеркивает А. Кудасов.

        Оценивая сложившуюся  ситуацию, один из экспертов заметил: «ВТО – это организация равных, куда принимают тех, кто умеет играть в гольф. Поэтому вступать в эту организацию, не умея играть, – пустая трата времени». Это означает, что вступление Беларуси в ВТО неразрывно с реформами. Если форсировать процесс и не проводить реформы, отрицательный результат гарантирован.

        В конечном итоге  эффект от вступления Беларуси в ВТО  зависит от того, насколько твердо и последовательно Беларусь будет  отстаивать свои интересы на переговорах. Насколько качественно проведет анализ последствий этого шага для различных отраслей и насколько полно учтет полученные выводы. Насколько оперативно будут проинформированы товаропроизводители о требованиях мировой торговли, насколько успешно предприниматели смогут адаптироваться к новым жестким стандартам.

        Всемирная торговая организация – самая значительная экономическая организация. Влияние ВТО на мировую экономику настолько велико, что любая страна, считающая себя развитой и цивилизованной, либо является членом ВТО, либо стремиться им стать. Членство в ВТО, по сути, необходимое условие полноправного участия государства в мировой торговле и международной экономике.

        Помимо того, что  ВТО является мощной источниковой базой, предоставляющей ценную информацию об экономических ситуациях во всех странах, об экономических преобразованиях и их последствиях, она оказывает непосредственное влияние на каждую страну в отдельности и на все страны вместе, не смотря на то, является страна членом ВТО или нет.

        Бесспорно, все прогнозы относительно цены, которую придется заплатить за «звездный час» достижения намеченной цели (а именно вступления в ВТО), весьма разнообразны, однако сегодня все больше осознается необходимость вступления Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию.

        Беларусь в настоящий момент решает практически ту же задачу, что и Россия.

        Проблемы, вставшие в связи с этим перед двумя  государствами, схожи.

        Вот почему анализ опыта отношений РФ с этой международной организацией, осмысление некоторых особенностей взаимодействия государственных и негосударственных структур, а также основанный на выводах авторитетных зарубежных и отечественных экспертов прогноз возможных последствий вступления России в ВТО могут быть полезны и для Республики Беларусь.

        Полноправное участие  в ВТО предполагает принятие нормативно-правововой базы и разработку механизма государственного регулирования внешнеэкономических связей. Как уже показал опыт, международное право способствует промышленному росту по средствам увеличения внешнеторгового оборота. Став полноправным членом ВТО, РБ сможет значительно увеличить доступ к рынкам других стран - членов ВТО, будет иметь право защищать свои интересы, будет пользоваться режимом наибольшего благоприятствования и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        2. Международная коммерческая деятельность. 

        Международная коммерческая деятельность представляет собой ряд

        взаимосвязанных операций, обслуживающих международный обмен  материальными ценностями и услугами. Для того чтобы совершить такой обмен, необходимо:

        • найти покупателя;

        • заключить с ним сделку-договор, в котором оговариваются все условия;

        • исполнить договор.

        Такие действия носят  коммерческий характер, а когда сделка осуществляется с иностранными контрагентами, то она рассматривается как внешнеэкономическая деятельность фирмы.

        Внешнеэкономический комплекс любой страны составляет совокупность отраслей, подотраслей, объединении, предприятий и организаций, систематически производящих и реализующих экспортные ресурсы всех пилон, потребляющих импортные товары (услуги) и осуществляющих все виды внешнехозяйственной деятельности. Внешнеэкономическая деятельность реализуется на уровне как государственных органов власти и управления, так и хозяйственных организаций. В первом случае она направлена на установление межгосударственных основ сотрудничества, создание правовых и торгово-политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности экономических связей; во втором — на заключение и исполнение контрактов и иных договоров и пределах гражданского права. Основными направлениями внешнеэкономической деятельности возмездного характера являются внешнеторговая деятельность, технико-экономическое и научно-техническое сотрудничество. Внешнеторговая деятельность представляет собой обмен товарами в вещественно-материальной форме и услугами, связанными с осуществлением товарооборота.

        Технико-экономическое  сотрудничество включает содействие в  области промышленного и гражданского строительства и предоставление услуг инженерно-технического характера. Внешнеэкономическая деятельность в сфере научно-технического сотрудничества представляет собой обмен достижениями науки и техники и совместное осуществление  научно-технических работ. Внешнеэкономическая деятельность может также осуществляться путем вывоза капитала за рубеж с целью получения предпринимательской прибыли, а также для участия в операциях на иностранных фондовых и валютных рынках.

        Экономические связи  с зарубежными фирмами и организациями  реализуются путем проведения коммерческих операций, т.е. определенных технических приемов по подготовке и проведению торгового сотрудничества. В соответствии с основными направлениями внешнеэкономической деятельности можно выделить операции по купле-продаже товаров, по технико-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

        Необходимой предпосылкой и обязательным условием внешнеторговой деятельности является выполнение целого ряда операций обеспечивающего характера, связанных с продвижением товара от продавца к покупателю, — транспортных, транспортно-экспедиторских и страховых, а также операций, связанных с ведением международных расчетов. Таким образом, внешнеторговые операции охватывают широкий комплекс взаимоотношении экономического, валютно-финансового и правового характера.

Информация о работе Перспективы вступления РБ в ВТО