Перспективы вступления РБ в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 22:34, контрольная работа

Описание работы

Современная экономика интегрирует в мировую торговлю, развивается мировой рынок и каждая страна стремиться занять свою нишу в международных экономических отношениях. Сегодня все больше именно экономический потенциал страны, степень ее экономического развития определяют положение этой страны в мире, благосостояние граждан, взаимоотношения с другими странами.

Содержание

1. Перспективы вступления РБ в ВТО. 2
2. Международная коммерческая деятельность. 10
Список использованных источников 21

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

        Содержание 

        1. Перспективы вступления РБ в  ВТО.                                                        2

        2. Международная коммерческая деятельность.                                      10

        Список  использованных источников                                                         21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        1. Перспективы вступления  РБ в ВТО. 

        На современном  этапе развития ни одна страна не может  являться полноценным участником международных экономических отношений без членства во Всемирной торговой организации.

        Современная экономика  интегрирует в мировую торговлю, развивается мировой рынок и каждая страна стремиться занять свою нишу в международных экономических отношениях. Сегодня все больше именно экономический потенциал страны, степень ее экономического развития определяют положение этой страны в мире, благосостояние граждан, взаимоотношения с другими странами.

        Всемирная торговая организация (ВТО) – это международная  экономическая организация, занимающаяся вопросами многостороннего регулирования  торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью.

        ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам  и торговле (ГАТТ, General Agreement on Tariffs and Trade — GATT), которое было подписано 23 странами в Женеве в октябре 1947 года и вступило в силу 1 января 1948 года.

        ГАТТ положило начало либерализации торговли товарами путем  снижения импортных таможенных пошлин. На протяжении 47 лет (до создания ВТО) основной юридический текст ГАТТ оставался  в том виде, в каком он был  принят в 1948 году. В дополнение к нему были приняты многосторонние соглашения с ограниченным кругом участников. Сегодня правила многосторонних торговых соглашений ГАТТ/ВТО используются как основа регулирования экспортно-импортных взаимоотношений более 150 стран. Правила ВТО являются также ориентиром для разработки и практического применения национальных законодательных и нормативных актов в области внешней торговли.

        Сама организация  является форумом, на котором в процессе коллективных обсуждений и переговоров  формируются правила международной торговли и рассматриваются вопросы сокращения барьеров на ее пути.

        Официальной датой  создания ВТО является 1 января 1995 года. В соответствии с Соглашением  об учреждении ВТО, которое было подписано 15 апреля 1994 года, странами - учредителями организации стали все договаривающиеся стороны — участники ГАТТ (на тот момент — 125 государств).

        На 1 января 2009 г. полноправными  участниками ВТО являлись 153 государства. Еще 27 государств имеют статус наблюдателя  ВТО. Подавляющее большинство из них, в том числе Республика Беларусь ведут переговоры о присоединении к данной организации.

        Переговоры по присоединению  страны-кандидата к ВТО ведутся  по 4-м направлениям:

        1) приведение законодательства  в соответствие с многосторонними  соглашениями ВТО;

        2) доступ на рынок товаров;

        3) доступ на рынок  услуг;

        4) государственная  поддержка сельского хозяйства.

        Вступление в ВТО  требует от страны-кандидата имплементации  в национальное законодательство и, тем самым, выполнения ряда системных  правил, обязательных для всех стран – членов организации. Рассмотрение вопросов о соответствии национального законодательства системным правилам ВТО осуществляется в ходе многосторонних заседаний Рабочей группы ВТО по присоединению к ВТО. По результатам заседания Рабочей группы страны - члены могут принять решение о переходе к очередному этапу переговоров исходя из достигнутых результатов по приведению национального законодательства присоединяющейся страны в соответствие с системными правилами ВТО. Этапы переговоров на данном направлении предусмотрены процедурой ВТО и представляют собой определенную последовательность принятия документов (Меморандум – Контрольный список – Сводный отчет – проект Доклада Рабочей группы).

        Переговоры по доступу  на рынки товаров и услуг проводятся на двусторонней основе с заинтересованными странами - членами Рабочей группы. В ходе переговоров по доступу на рынок товаров согласовываются максимальные ставки таможенного тарифа, которые присоединяющаяся страна не сможет превышать после вступления в ВТО. Переговоры по доступу на рынок услуг проводятся с целью определить максимальные уровни ограничений по доступу на рынок и изъятий из национального режима для иностранных услуг и поставщиков услуг, которые нельзя будет превышать после вступления в ВТО.

        Основным результатом стало подписание итоговых протоколов о завершении двусторонних переговоров по доступу на рынок с 10-ю членами ВТО: Молдовой, Китаем, Кубой, Арменией, Кыргызстаном, Турцией, Болгарией, Индией, Панамой, Доминиканской Республикой. Кроме того, с Китаем впервые в истории Беларуси подписан Меморандум о взаимопонимании, предусматривающий взаимное признание статуса страны с рыночной экономикой. С рядом других стран существенно сближены позиции относительно будущих обязательств Республики Беларусь по доступу на рынки товаров и услуг. Удалось сузить и конкретизировать объем тех запросных требований стран-членов ВТО, которые для Беларуси являются заведомо неприемлемыми.

        Переговоры по государственной  поддержке сельского хозяйства  проводятся в формате специальных многосторонних заседаний, на которых стороны должны зафиксировать на основании базового периода максимальный уровень поддержки сельского хозяйства, оказываемой в Республике Беларусь посредством всех применяемых инструментов, с их разбивкой по «корзинам». 

         

        Перед Беларусью  стоит сложнейшая задача: не отстать  от России и не поступиться национальными  интересами при вступлении во Всемирную  торговую организацию. Поскольку 60% внешней  торговли Беларуси связано с российским рынком, на высшем государственном уровне принято стратегическое решение о синхронизации вступления в ВТО нашего государства и России.

        С 1996 по 2000 год экспорт  товаров в развитых странах вырос  на 7%, услуг – на 4%, а прирост  капитальных вложений составил около 15% в год.

        Да, безусловное преимущество от вступления в ВТО получают развитые страны, «а в тех странах, где отсутствует рыночная среда, возникнут проблемы, поскольку придется по ходу осваивать законы рынка», отметил спикер, добавив при этом, что в долгосрочном плане глобализация открывает возможности для ускорения экономического роста менее развитых государств, помогает им подтягиваться к экономическим лидерам. Сможет ли Беларусь на пути в мировую торговлю не отстать от России, учитывая, что Россия на данном этапе обладает дополнительным политическим ресурсом, который позволяет ей гораздо быстрее влиться в мировую торговлю? Тем более что Беларусь не ставит задачу вступить в ВТО любой ценой. Страна намерена добиваться, чтобы предлагаемые условия вступления в эту организацию в первую очередь способствовали, а не затрудняли развитие национальной экономики.

        Хотя Россия провела  уже 14 официальных раундов переговоров  по присоединению к ВТО, а Беларусь – 3, эксперты считают, что обе страны находятся примерно на одинаковой стадии вступления. Это объясняется разницей в масштабе тех проблемных вопросов, с которыми сталкиваются в ходе переговоров с ВТО Россия и Беларусь.

        В первую очередь  Беларуси необходимо привести законодательство в соответствие с правилами ВТО. Фронт работы весьма обширен –  нетарифное регулирование, ценовая политика, государственная поддержка сельского хозяйства, налогообложение, порядок получения льгот и субсидий, лицензирование, стандартизация и техническое нормирование, таможенное регулирование, защита интеллектуальной собственности, сектор услуг.

        Во многих случаях, как отмечают эксперты, ломки не потребуется, вполне достаточно корректировки  существующих положений. Например, при  исчислении таможенной пошлины адвалорный эквивалент (процент от стоимости) нужно  заменить на фиксированную ставку.

        В частности, много  вопросов вызывает действующая система  мер нетарифного регулирования  и практика предоставления «индивидуальных» налоговых льгот (вплоть до полного  от них освобождения) и льгот по платежам. Согласно правилам ВТО преференции должны предоставляться либо по «горизонтали» – всем предприятиям данного сектора, либо – вообще всем без исключения, без деления на государственные и частные.

        На втором месте  в рейтинге ВТО – выработка  долгосрочной тарифной политики страны и ее закрепление в виде международных обязательств. В целом, по предварительным оценкам некоторых специалистов, для экономики Беларуси вполне безболезненным могло бы стать снижение пошлин примерно на 70% импорта. В любом случае единовременно это не произойдет: правила ВТО допускают определенный переходный период. Этот период может длиться 5–7 лет, а по отдельным позициям – и до 9 лет.

        В секторе услуг  основное требование ВТО – создание конкурентной среды на банковском, страховом и телекоммуникационном поле с открытием этих рынков для иностранных инвесторов. В банковском секторе на сегодняшний день квота участия иностранного капитала определяется правлением Нацбанка и согласовывается с президентом – такой порядок, по мнению экспертов, все же оставляет возможности для маневрирования. Квота рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных фондах банков с иностранными инвестициями, а также дочерних банков зарубежных кредитно-финансовых учреждений к совокупному уставному фонду банков, зарегистрированных на территории Беларуси.

        Куда более ухабисто белорусское страховое поле. Для  иностранных инвесторов здесь установлено  несколько барьеров: создание страховой  компании с участием иностранного капитала осложнено условиями и оговорками; создание страховой компании со стартовым 100%-ным иностранным капиталом невозможно, плюс действует дополнительный запрет для иностранцев на ключевые виды деятельности (страхование жизни и имущества). В отличие от банковского сектора квота иностранного участия определяется на сегодняшний день лишь декретом президента.

        Если в отношении  таможенно-тарифной политики, как отмечает первый секретарь Департамента координации  внешней экономической деятельности Министерства иностранных дел Беларуси Александр Кулинкович, уже можно говорить практически о полной унификации позиций Беларуси и России по тарифным обязательствам в рамках ВТО, то в области доступа зарубежных фирм на внутренний рынок услуг ситуация иная. Страны – члены ВТО как раз и указывают белорусской делегации на серьезные ограничения по доступу на рынок телекоммуникаций, банковских и страховых услуг.

        Дело в том, что  законодательство, регулирующее условия  работы иностранных инвесторов в  основных секторах услуг, в Беларуси и России разное. К тому же российские переговорщики ведут «конфиденциальные беседы» о либерализации до 2005 года рынка телекоммуникационных услуг. Предполагается, что к этому времени «Ростелеком» не будет монополистом на российском рынке связи. Аналогичное решение с белорусской стороны означает, что и «Белтелеком» к 2005 г. не должен оставаться единственным в стране оператором фиксированной связи. Однако вряд ли к этому готово белорусское правительство.

        Исходя из всего  этого можно сделать вывод: координация  переговорных усилий в этом направлении  продолжается. Недавно сторонам удалось договориться о том, что белорусский представитель войдет в состав российской переговорной команды. Это позволит Беларуси более эффективно отстаивать свою позицию при вступлении в ВТО.

        Сравнивая переговорные позиции делегаций России и Беларуси, представитель МИДа обращает внимание на следующее: «У нас с Россией должны быть идентичные «потолки» – тарифы, но это не запрещает нам иметь небольшую разницу в импортных пошлинах. Например, по шерстяным изделиям и автомобилям Беларусь может иметь ставку в 10%, а РФ – нулевую ставку».

        Предполагается, что  уже в будущем году аналитики  проведут углубленное независимое  исследование по вопросам присоединения  Беларуси к ВТО. Это позволит детально оценить все плюсы и минусы судьбоносного для страны решения.

Информация о работе Перспективы вступления РБ в ВТО