Перспективы развития внешнеэкономических связей России и Забайкальского края со странами АТР

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 06:33, курсовая работа

Описание работы

Сегодня Азиатско-Тихоокеанский регион отличается очень динамичным развитием, на его страны приходится порядка 50% мирового ВВП и 40% мировой торговли. Здесь расположены такие страны, как Япония, в послевоенный период удивившая мир своими необычайно высокими темпами экономического роста. Новые индустриальные страны (Республика Корея, Сингапур, Малайзия и др.), сумевшие в сравнительно короткие сроки построить современную экономику. И Китай, возглавивший новую волну индустриализации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1.ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИИ СО СТРАНАМИ АТР……5
1.1.Российско-китайские внешнеэкономические отношения…………………8
1.2.Российско-японские внешнеэкономические отношения…………………14
1.3.Внешнеэкономичекие отношения России и Республики Корея………..20
1.4.Российско-американские внешнеэкономические отношения……………25
2. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ СО СТРАНАМИ АТР………………………………………………………………..31
3.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ И ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ СО СТРАНАМИ АТР…………………………………………………………………..……………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 137.12 Кб (Скачать)

Российские эксперты отмечают, что наиболее успешно сотрудничество России в АТР осуществляется в  области безопасности и что одной  из основных задач РФ в АТР является формирование региональной системы  коллективной безопасности с участием максимального числа государств, включая США, Японию, Китай, Россию, Индию, Республику Корея и КНДР. После  подписания в июле 2004г. «Совместной  декларации о сотрудничестве в борьбе с международным терроризмом» систематически проводятся совещания по проблемам  транснациональной преступности. В  августе 2007г. было одобрено заявление  «О развитии межцивилизационного диалога», нацеленное на снижение религиозных  и межэтнических противоречий. Россию ценят и как партнера, готового прийти на помощь в случае стихийных  бедствий, нередких в этом регионе.

Основной стороной соприкосновения  России со странами АТР является нефтегазовая отрасль. Участвовавший в саммите 2008г. в Лиме президент Д. Медведев заявил о намерении России «содействовать созданию такой системы энергообеспечения  в АТР, которая позволит потребителям энергоресурсов диверсифицировать  географию импорта, обеспечить надежные и бесперебойные поставки». Сегодня  Россия заинтересована в том, чтобы  Сибирь и Дальний Восток были самым  непосредственным образом вовлечены  в региональную интеграцию, и готова предложить партнерам по АТЭС богатейшие запасы нефти, газа и других полезных ископаемых. Также напомнил, что  «конкурентоспособным активом является научно-технологический, производственный и интеллектуальный потенциал нашей  страны, в том числе её восточных  регионов»(22).

Если рассматривать перспективы  отношений России с ее основными  партнерами странами-участницами АТР, то складывается следующая ситуация.

 

 

Россия и Китай

Реализация долговременных российско-китайских проектов в  энергетической сфере, включая скорейшее  завершение строительства нефтепровода Сковородино-Дацин, а также сотрудничество в освоении угольных разрезов в Якутии. Подходы к реализации проекта  по созданию ОЭЗ в Приморском крае с включением портов Владивостока, находки и порта Восточный. Что  открыло бы прямой выход к регионам Северо-востока Китая, Автономного  района Внутренней Монголии КНР, а дальнейшем сюда могли бы присоединиться КНДР, РК, Япония и США.

Большие перспективы открывает  создание перерабатывающих производств  в лесной и горнодобывающей отрасли  на российской территории.

Очень важна область транспортного  сотрудничества, взаимодействия в сельскохозяйственной сфере и сфере высоких технологий, включая нанотехнологий, а также  создание и реализация наукоемкой продукции(43).

В России нарастают опасения, что по мере усиления своих международных  позиций Китай все больше будет  действовать в своих интересах. Экономика Китая в стратегическом плане поглощает российские ресурсы, превращая Россию в «сырьевой придаток». Здесь позиции двух стран кардинально расходятся. Россия – экспортер энергоресурсов и заинтересована в поддержании высоких цен на них, Китай – импортер энергоносителей и заинтересован в уменьшении цен.

Также КНР ведет себя эгоистически в вопросах структуры импорта, не желая закупать обработанную продукцию  и тем самым усиливая сырьевой характер российского экспорта. Рост экспорта дешевых китайских товаров  приводит к разорению мелкого  и среднего бизнеса.

В Китае в свою очередь  существует неоднородное восприятие России. Россия теряет свое мировое влияние. Сторонники этой точки зрения считают, что именно Китай в будущем  может занять место России в «Большой Восьмерке» и что РФ не имеет большого значения в странах АТР.

 

В долгосрочной перспективе  конкуренция в сфере энергетики России и Китая обострится за нефтегазовые ресурсы в Африке и на Ближнем  Востоке, в Азии, Латинской Америке.

Все это может способствовать тому, что в  будущем мы можем лишиться стратегического партнерства, что не выгодно ни одной, ни другой стороне(25). 

Россия и Япония

Предполагается, что Япония будет помогать модернизировать  экономику Дальнего Востока,   будет «участвовать в реализации крупных инфраструктурных проектов». Сегодня ставится задача сделать  Дальний Восток фасадом России в  АТР, при этом интеграция России со странами АТР пойдет через Дальний  Восток, который является «воротами» России в Азиатско-Тихоокеанский  регион.

Сотрудничество с Японией  имеет два направления - приобретение природных ресурсов и инновационная  составляющая(34).

В настоящее время созданы  благоприятные условия для дальнейшего  развития российско-японские отношений. По сути дела, сейчас между Москвой  и Токио остался один действительно  трудный нерешенный вопрос – территориальный. Здесь подразумевается вопрос о принадлежности Курильских Островов. Но и он благодаря усилиям обеих сторон переведен из источника противостояния в русло спокойных, взвешенных, конструктивных переговоров с целью нахождения взаимоприемлемого решения.  Очевидно, что решение столь сложной проблемы может быть найдено только в процессе действительно активного развития двусторонних отношений, осуществления контактов между широкими слоями общественности обеих стран, интенсивного взаимодействия России и Японии в решении актуальных проблем современности, то есть в условиях партнерства. В целом можно сказать, что для строительства новых российско-японских отношений двадцать первого века необходимо делать взаимные шаги навстречу друг другу с учетом взаимных интересов народов двух стран.

 

Россия и Республика Корея

Президентом Республики Корея  были предложены "Три шелковых пути" дальнейшего развития нашего взаимовыгодного  сотрудничества, а именно взаимодействия в области энергетики, грузоперевозок и в сфере сельского хозяйства.

Сотрудничество в области  энергетики является одним из важнейших. С 2009г. Корейская газовая корпорация (КОГАЗ) закупает на Сахалине 1,5 млн. тонн СПГ в год, то с 2015г. Корея будет  закупать 7,5 млн. тонн, благодаря чему доля российского газа в структуре  нашего импорта увеличится с нынешних 6% до 30%.

До недавнего времени  большая часть грузов из Республики Корея в Россию и страны Европы перевозилась морем через Суэцкий  канал. Время доставки составляло около 40 суток. В последнее время ситуация меняется: все больше грузов доставляется в Европу и Россию по Транссибирской магистрали. Это помогает корейским  грузоотправителям экономить деньги и время, а российской стороне  зарабатывать на транзитных перевозках.

Среди других совместных проектов можно назвать строительство  в Приморье судоверфи на базе Дальневосточного завода "Звезда", где будут строить  крупнотоннажные суда, а также  начатое в этом году производство корейских автомобилей на автозаводе "Соллерс-Дальний Восток".

Осенью 2010г. компания Hyundai Heavy Industries, администрация Приморского  края и ФСК ЕЭС подписали меморандум о взаимопонимании по реализации проекта строительства завода электротехнического  оборудования. Предполагается, что  продукция завода будет востребована и в других регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока(14).

Также России и Южной Корее  необходимо уделять особое внимание использованию российских наукоемких технологий и корейского опыта производства для достижения синергетического эффекта. Обеим странам следует сконцентрироваться на пяти направлениях модернизации российской экономики – повышение энергетической эффективности, ядерные технологии, космические исследования, медицинские и информационные технологии, а также на совместной реализации проекта создания инновационного центра Сколково.

В долгосрочной перспективе  обе страны должны также осуществлять строительство портов и логистических  центров, совместно развивать транспортную инфраструктуру Северного Ледовитого океана и либерализировать воздушные  перевозки между ними; активно  сотрудничать в реализации программ развития сельского хозяйства.

Однако, несмотря на значительные инвестиции корейских компаний в разные отрасли российской промышленности, складывается впечатление, что Россия недооценивает потенциал Кореи в качестве экономического партнера, поэтому сторонам необходимо укреплять взаимодоверие между партнерами внешнеэкономической деятельности (47).

Россия и США

Особый интерес здесь  вызывает сотрудничество в инновационной области, сфере перспективных научно-технических разработок и их коммерциализации. Это – космос, атомная сфера, подготовка пилотируемых экспедиций на Луну и Марс. Большую отдачу может дать осуществление совместных проектов в области нано- и биотехнологий.

США и Россия имеют перспективы  в области ядерного сотрудничества. Главами наших стран объявили о необходимости создания условий, обеспечивающих сохранность ядерных  материалов, с тем, чтобы до них  не смогли добраться террористы. Было объявлено о новых инициативах, касающихся сотрудничества между Россией  США в области мирного атома, а также в деле борьбы с распространением ядерного оружия. Как на США, так  и на РФ лежит особая миссия в  проявлении лидерства в ядерной  области.

Следующая область сотрудничества - это совместное содействие решению конфликтов во всем мире. О чем бы ни шла речь Россия и Соединенные Штаты, всегда была ключевой в решении конфликтов.

Затем - экономическое сотрудничество. Это вопросы расширения торговых и инвестиционных связей между нашими странами, а также содействие интеграции российской экономики в мировые экономические институты. Открылся ряд цехов российско-американских совместных предприятий, построенных компанией АЛКОА в Самаре и "Дженерал моторс" в Санкт-Петербурге(23).

В отношении проблем возникает  следующая ситуация. Еще при правительстве  Б. Ельцина и В. Путина, Россия в  лице этих двух лидеров стремилась к налаживанию связей с США, как  политических, так и экономических. Однако фаза «стремительного сближения» быстро сходила на нет. Россия рассматривалась  Вашингтоном как побежденная  страна, в сущности, не имеющая права  голоса. В связи с тем, что Америка  не знает себе равных, партнерство  в их понимании – это всегда отношения ведущего (Вашингтона) и  ведомого. И в результате через  несколько лет настойчивых попыток  и односторонних уступок Москвы, которые охотно клались американцами в карман, после чего о них быстро забывали. Сегодня, при правительстве  Д. Медведева Россия все же надеется на шанс установление прочных и отношений, основанных на взаимодоверии. Но особых результатов пока не наблюдается(40).

Таким образом, Россия в перспективе  отношений со странами АТР, имеет  как положительные стороны, так  и ряж отрицательных. Причем ответить на вопрос чего больше: проблем или  перспектив, крайне сложно. Это связано  с тем, что в различных областях и с различными странами, Россия устанавливает особые взаимоотношения. Немаловажную  роль здесь также  играет исторический фактор. Конечно, сегодня мы все живем в мире, однако последствия ранее присутствующих конфликтов все же дает о себе знать, т.к. многие моменты остаются в подсознании  нации. Все же стоит надеяться, что  Россия имеет большое будущее  в составе стран Азиатско-тихоокеанского региона, по причине наличии большого экономического потенциала к сотрудничеству.

У Забайкальского края среди  стран  АТР есть перспективы отношений  только с Китайской Народной  Республикой. Они заключаются в  улучшении внешней торговли, расширении торговой базы. Налаживании приграничного  сотрудничества.

Немаловажную роль играет совместная разработка имеющихся на территории края месторождений. Китайские инвесторы готовы вкладывать свои деньги в эту сферу, считая ее прибыльной и перспективной.

Особое значение имеет  сотрудничество в сфере леса. Т.к. этот товар занимает наибольшую долю в общей структуре   экспорта в Китай. Также развитие  на территории края лесоперерабатывающих комплексов. Все это может помочь укрепить внешнеэкономические отношения  ЗК с Китаем. Основной проблемой  в этой отрасли, является, то, что  Китай предпочитаем импортировать  необработанное сырье, в то время  как производители вынуждены  экспортировать древесину глубокой переработки. Это и является областью расхождения в торговле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для России очень важен  фактор сотрудничества со странами Азиатско-тихоокеанского региона. Это становится одной из важнейших предпосылок решения стратегической задачи ускоренного экономического развития российского Дальнего Востока. Проблема в том, что Дальний Восток – это огромная территория с неразвитой социально-экономической инфраструктурой. Это означает, что России потребуется расширить спрос за счет сотрудничества с приграничными районами Китая, Японии и Южной Кореи. Курс на дальнейшую нормализацию отношений с ведущими странами в этой части планеты будет способствовать реальному участию России в процессе региональной экономической интеграции. В случае успешного выполнения уже намеченных программ и заключенных договоров российское Приморье может стать крупнейшим торгово-промышленным и транспортно-транзитным центром перевалки товаров из Восточной Азии в Западное полушарие, Западную Европу и Центральную Азию.

Такой курс представляется залогом сохранения территориальной  целостности страны на Дальнем Востоке. Одна из важнейших задач в данной сфере состоит в формировании всеобъемлющей региональной системы коллективной безопасности с участием максимального числа государств, включая США, Японию, Китай, Россию, Республику Корея и КНДР. Важной предпосылкой реализации данной задачи является сохранение в регионе достаточного российского военного потенциала, в частности военно-морского.

В целом страны Восточной  Азии заинтересованы в политическом и военном

Информация о работе Перспективы развития внешнеэкономических связей России и Забайкальского края со странами АТР