Перспективы развития внешнеэкономических связей России и Забайкальского края со странами АТР

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 06:33, курсовая работа

Описание работы

Сегодня Азиатско-Тихоокеанский регион отличается очень динамичным развитием, на его страны приходится порядка 50% мирового ВВП и 40% мировой торговли. Здесь расположены такие страны, как Япония, в послевоенный период удивившая мир своими необычайно высокими темпами экономического роста. Новые индустриальные страны (Республика Корея, Сингапур, Малайзия и др.), сумевшие в сравнительно короткие сроки построить современную экономику. И Китай, возглавивший новую волну индустриализации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1.ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИИ СО СТРАНАМИ АТР……5
1.1.Российско-китайские внешнеэкономические отношения…………………8
1.2.Российско-японские внешнеэкономические отношения…………………14
1.3.Внешнеэкономичекие отношения России и Республики Корея………..20
1.4.Российско-американские внешнеэкономические отношения……………25
2. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ СО СТРАНАМИ АТР………………………………………………………………..31
3.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ И ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ СО СТРАНАМИ АТР…………………………………………………………………..……………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 137.12 Кб (Скачать)

2.Совместное строительство  нефтепровода «Сковородино-Мохэ-Дацин»  протяженностью 1030 км с перспективой  ежегодной поставки в КНР 15 млн. т сырой нефти. Строительные работы начаты в мае 2009г.

3.Экспорт российской электроэнергии  в КНР. С апреля 2009г. осуществляется  передача электроэнергии из Амурской  области по ЛЭП 220 кВ «Благовещенская»  на подстанцию «Айгунь» в г.  Хэйхэ провинции Хэйлунцзян. К  апрелю 2010 г. поставлено электроэнергии  на сумму 41,5 млн. долл.

4.Производство на территории  Китая обогащенного урана для  атомной энергетики. В конце 2008г. российской стороной начато строительство следующей очереди.

5.Совместное строительство  завода по производству титановой  продукции в г. Цзямусы провинции  Хэйлунцзян. Запланированный объем  российских инвестиций - 207 млн. долл. Строительные работы начаты в  сентябре 2008 г., объем накопленных  инвестиций к началу 2010 г. - 32,5 млн.  долл.

6.Строительство многофункционального  жилого комплекса «Балтийская  жемчужина» в Санкт-Петербурге  с участием концерна китайских  компаний. Данный объект является  крупнейшим зарубежным инвестиционным  проектом КНР в сфере недвижимости (запланированный объем китайских  инвестиций – 1,3 млрд. долл.). В конце 2008г. официально открыта продажа жилья в одном из построенных кварталов комплекса. Китайские накопленные инвестиции в проект к началу 2010 г. - 650 млн. долл.(19)

Однако, наибольшую привлекательность  для китайских инвесторов имеют проекты строительства нефте-  и газопроводов, направленные на переориентацию к 2020г. объемов экспорта газа и нефти России в страны АТР. К 2020г. объем запланированных китайских инвестиций составляет 12 млрд. долл.(36). Согласно «Программе создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР», в восточных регионах страны будут образованы четыре центра газодобычи: Сахалинский, Якутский, Иркутский и Красноярский. Первый из них пока осваивается наиболее интенсивно. Здесь уже идет добыча газа в рамках проекта СРП «Сахалин-1», который поставляется на внутренний рынок по газопроводу до Хабаровска. В 2008г. начал работать завод по сжижению газа в рамках «Сахалина-2»(14,15).

Не так давно китайское  правительство известило о своем  намерении выделить 6 млрд. долл. компаниям, которые займутся разработкой угольных месторождений в Тыве и на Сахалине, в частности звучит наименование компании  "Сахалинуголь".

Причиной является потребность  КНР в большом количестве энергоресурсов и потому того же угля он намерен  дополнительно брать до 15 млн. тонн ежегодно. К сведению, прогнозные запасы угля на Сахалине насчитывают около 14 млрд. тонн., а добывается 3,5 млн. в  год. Из-за  проблемы с транспортировкой угля, инвестиции будут также вкладываться в транспортную инфраструктуру(15).

На сегодняшний день вниманию китайских инвесторов предлагаются 16 проектов в Орловской, Ульяновской  и Рязанской областях, Чувашии  и на Алтае. В этих регионах будут рассмотрены проекты, связанные с агропромышленным комплексом, авиапромышленностью, строительным комплексом, туризмом и т.д. Для ознакомления с ситуацией более детально, китайская делегация посетит указанные регионы России и сделает их предварительную оценку(16).

Следующей стороной сотрудничества двух государств является  банковская сфера. Китайские банки, как правило, осторожно относятся к кредитованию российских. «Большая четверка» китайских  банков, государственные политические банки Китая (Государственный банк развития Китая (ГБРК) и Экспортно-импортный банк Китая) предоставляют кредиты только крупным российским банкам. Подписание таких двусторонних соглашений позволяет развивать систему финансирования взаимных поставок: закупка российскими импортерами товаров длительного пользования у китайских экспортеров, а также предэкспортное финансирование производства российской высокотехнологичной продукции для ее последующей поставки в Китай. В ноябре 2000г. была создана подкомиссия по межбанковскому сотрудничеству, задачей которой является благоприятных внутренних и внешних условий для развития межбанковского сотрудничества(36).

Россия и КНР, также  сотрудничают в научно-исследовательской  сфере. Среди приоритетных направлений  выделяют информационные технологии, биотехнологии, генную инженерию, атомную  энергетику, топливно-энергетический комплекс, космос, лесную промышленность и сельское хозяйство(27).

Основной продукцией двустороннего  сотрудничества являются, касающихся боевой и военно- транспортной авиации, военно-морской техники, систем ПВО  и послепродажного обслуживания техники российского производства, находящейся на вооружении Народно-освободительной  армии Китая(33).

Также улучшилось взаимодействие в экологической сфере. В феврале 2008г. в г. Пекин было подписано  соглашение об охране и рациональном использовании трансграничных вод(31).  

Сегодня, китайская сторона  подошла к началу формирования новой  системы организации ВЭД с  Россией. Ее участники ВЭД лучше  обеспечены экспортными ресурсами, текущей рыночной информацией, их деятельность достаточно четко контролируется и координируется. Власти КНР не допускают стихийного разрастания числа компаний, участвующих в ВЭД, стремясь поддерживать их общее количество на оптимальном уровне, позволяющем осуществлять оперативный контроль и регулирование их деятельности со стороны местной администрации. Все это позволяет китайской стороне быть более динамичной и инициативной в двусторонних отношениях с Россией, последовательно проводить единую торгово-экономическую политику, в конечном счете, направленную на использование Сибири и Дальнего Востока как источника промышленного сырья и крупного импортера промышленных товаров потребительского назначения из Китая(20).

Таким образом, мы видим, что  Россия и Китай находятся в  тесном сотрудничестве, причем сферы  их взаимодействия достаточно широки, имеются огромные перспективы. Китай  является основным партнером РФ среди  стран АТР. Государства постоянно  стремятся к развитию отношений. Однако, не смотря на большое количество положительных моментов, также существуют проблемы во взаимоотношении между  странами, которые будут рассмотрены  в Главе 3.

1.2.Российско-японские внешнеэкономические отношения

Современная Япония - крупнейший в мире экспортёр капитала, вторая промышленная держава. Она занимает третье место по экспорту продукции. Экономика Японии базируется на производстве. Весь мир знает высокое качество японских автомобилей и бытовой  техники, электронного оборудования и  систем связи. Быстрыми темпами развивается  непроизводственный сектор: сфера услуг, финансы, научно-исследовательская  деятельность. В настоящее время  Япония является вторым по значимости, после Китая, торговым партером России в АТР, в 2009г. ее доля во внешнеторговом обороте РФ составила 3,9%.

Товарооборот между странами представлен на Рисунке 5.

Рисунок 5. Товарооборот России и Японии в 2005-2010гг., млрд. долл.

 Динамика данного показателя демонстрирует рост до 2008г., однако затем последовало резкое сокращение, практически в 2,5 раза. Это связано с тем, что двусторонние торгово-экономические отношения испытывали на себе негативные последствия мирового финансово-экономического кризиса. В 2009г. сократился спрос на большинство товаров, поставляемых из России, в реальном секторе японской экономики. Также оказало влияние резкое снижение во II полугодии 2008г. мировых цен на энерго-сырьевые товары (их экспорт составляет значительную часть российского экспорта в Японию).

Товарная структура российского  экспорта в Японию представлена на Рисунке 6. Общий объем экспорта составил в 2009г. 9,1млрд. долл., что на 47% ниже соответствующего показателя 2008г.

Рисунок 6. Товарная структура экспорта из России в Японию, 2009г.,%

Наибольший удельный вес  занимает группа «Минеральное сырье и топливо» (68,2% против 58,9% в 2008г.). Стоимостной объем составил 6 млрд. долл., при сокращении физического объема экспорта энергетических и коксующихся углей (на 10-15%), и, несмотря на наращивание физического объема поставок сахалинской нефти (до 9,2 млн. т), а также реализацию в полном объеме плана поставок на японский рынок нового товара – сахалинского сжиженного природного газа (2,8 млн. т).

 Удельный вес группы  «Металлы и изделия из них»  в 2009г. сократился до 12,5 % (24,8% в 2008 г.). Стоимостной объем составил 1,1 млрд. долл.,  сократившись по сравнению с 2008г. на 66,0% вследствие резкого уменьшения поступлений от экспорта  основных статей этой группы – алюминия, никеля, платины и палладия (на 60-70%).

Объем поставок группы «Рыба и морепродукты» (11,4% стоимостного объема) сократился менее заметно: в физическом выражении – на 13,1%, в стоимостном – на 19,2% и составил примерно 1 млрд. долл., что произошло из-за сокращение физического объема поставок крабов в Японию.

Объем группы «Древесина и изделия из нее» составляет 1,1% (против 4,2% в 2008 г.). В 2009г. сокращение поставок составило около 65%. Весь объем российских поставок круглого леса оценивается в 100 млн. долл. Это объясняется снижением спроса японского импорта на продукцию лесной промышленности, и повышением в России экспортных пошлин на необработанный круглый лес в 2007-2008гг.

Рассмотри импорт товаров из Японии в РФ. (Рисунок 7) Общее снижение доходов населения, сокращение объемов потребительского и корпоративного кредитования вызвали ослабление внутреннего спроса в России в 2009г., а это, в свою очередь, обусловило сокращение импорта товаров из Японии. Общий объем импорта в 2009г. составил 9,2 млрд. долл.(53).

 

Рисунок 7. Товарная структура импорта из Японии в Россию, 2009г.,%

      В российском импорте из Японии в 2009г. преобладала машинотехническая продукция (2,5 млрд. долл.), удельный вес которой составил 75,8% стоимостного объема импорта. Сюда входят транспортные средства (1,6 млрд. долл.), в первую очередь легковые автомобили, импорт которых сократился на 88,3%, из-за введения в России высоких пошлин на ввоз подержанных автомобилей и составил примерно 1,5 млрд. долл. Второе место в группе машинотехнических товаров занимает продукция общего машиностроения (60 млн. долл.). В группе электротехнических товаров (265 млн. долл.), преобладают поставки средств связи (61 млн. долл.) и цифровых фото- и видеокамер (67 млн. долл.).

Удельный все продукции  химической промышленности, включая  резинотехнические изделия (шины и  автопокрышки), составил 3% общего объема российского импорта из Японии (98 млн. долл.), а продукции черной металлургии - 1,6% (58 млн. долл.)(53). Показатели 2009г. значительно ниже соответствующих значений 2008г., что объясняется влиянием финансового экономического кризиса на сотрудничество сторон.

Следующим аспектом российско-японского сотрудничества является инвестиционная деятельность. Основным элементов базы инвестиционного взаимодействия является Соглашение о поощрении и защите инвестиций, которое было подписано в ноябре 1998г.(42)

Япония является одним  из основных импортёров энергетических ресурсов, так как не располагает  обширными запасами в недрах собственной  земли. Поэтому ей нужны надежные поставщики в поставке данных ресурсов.

Один из главных пунктов Основного энергетического плана Японии 2007г. – укрепление отношений с ресурсодобывающими странами, а также международная кооперация в сфере энергетики и окружающей среды. С региональной точки зрения, Россия сейчас находится в нужном месте в нужное время, у неё есть ресурсы, а у Японии денежные средства.

Сахалин-I стал первым большим  проектом с участием Японии и России. Его инициаторами были крупные деловые корпорации (Эксон Мобил (30%), СОДЭКО, «ДЖНОК», «ДЖАПЕКС», «Иточу» и «Марубэни»(30%), Роснефть (20%), ONGC Videsh Ltd (20%)). Объём извлекаемых запасов по результатам разведки оценивается в 2,3 млрд. баррелей нефти (307 млн. т) и 17,1 трлн. куб. футов природного газа (485 млрд. куб. м). Сахалин стал крупнейшим после Москвы по величине получателем иностранных инвестиций в России.

Следующий проект — Сахалин-II — подтверждение успеха проекта Сахалин-I, его участниками стали: Royal Dutch Shell (62,5%), Мицуи(25%), Мицубиси (12,5%). С апреля 2007г. у Газпрома в проекте 50%, плюс одна акция, у Shell 27,5%, Мицуи — 12,5%, Мицубиси — 10% . Цена вложений составляет 1,1 млрд. долл. на первой стадии и 8,9 млрд. долл. на второй. В данный момент успешно завершается вторая стадия строительства.

Эти проекты  способствовали и способствуют укреплению российско-японских экономических связей.

Японская энергетическая промышленность в рамках Киотского  протокола по снижению вредных выбросов в атмосферу увеличивает долю использования природного газа. Поэтому сотрудничество между странами именно в области природного газа становится наиболее актуальным. Япония — главный объект для экспорта сахалинского сжиженного природного газа.

Несмотря на то, что Япония стремится уменьшить свою зависимость  от импорта нефти, нефтяная торговля пока является самой большой составляющей российско-японской торговли — это треть всего экспорта дальневосточного региона(45).

Отношения между Россией  и Японией имеют большой потенциал  в сфере транспорта. В 2009г. представительствами  стран был подписан межведомственный меморандум о сотрудничестве в сфере  транспорта. Особый интерес у японских предпринимателей вызвал проект строительства  железнодорожной линии Селихин-Ныш  с мостом на остров Сахалин, планы  расширения аэропорта Шереметьево  и Мурманского транспортного  узла. При подборе проектов разработчики исходили из того, что они могут  быть привлекательны японскому бизнесу, как в инвестиционном, так и в технологическом плане. Стороны выражают готовность оказывать содействие предприятиям в реализации проектов, направленных на развитие и модернизацию транспортной инфраструктуры России. При этом предусматривается возможность использования государственно-частного партнерства(21). Кроме того имеются перспективы участия Японии в соединении Транссибирской и Транскорейской магистралей(35).

На первой министерской встрече по продовольственной безопасности АТЭС отмечалось, что Россия заинтересована в развитии взаимовыгодного сотрудничества в области сельского хозяйства с Японией. Наши страны обладают значительным потенциалом для сотрудничества в агропромышленной сфере, особенно в области производства и торговли продовольственными товарами, обмена технологиями и оборудованием, подготовки квалифицированных кадров. При этом отношения России и Японии в агропродовольственном секторе должны выстраиваться на долгосрочной основе(26). Разрабатываемая Минсельхозом России Программа развития инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка, позволит, существенно увеличить глубоководные портовые мощности по перевалке зерновых грузов на Дальнем Востоке, что создаст необходимые условия для экспорта российского продовольствия в Японию. Обе страны готовы к сотрудничеству и стремятся к его скорейшему началу(10).

Информация о работе Перспективы развития внешнеэкономических связей России и Забайкальского края со странами АТР