Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 06:33, курсовая работа
Сегодня Азиатско-Тихоокеанский регион отличается очень динамичным развитием, на его страны приходится порядка 50% мирового ВВП и 40% мировой торговли. Здесь расположены такие страны, как Япония, в послевоенный период удивившая мир своими необычайно высокими темпами экономического роста. Новые индустриальные страны (Республика Корея, Сингапур, Малайзия и др.), сумевшие в сравнительно короткие сроки построить современную экономику. И Китай, возглавивший новую волну индустриализации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1.ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИИ СО СТРАНАМИ АТР……5
1.1.Российско-китайские внешнеэкономические отношения…………………8
1.2.Российско-японские внешнеэкономические отношения…………………14
1.3.Внешнеэкономичекие отношения России и Республики Корея………..20
1.4.Российско-американские внешнеэкономические отношения……………25
2. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ СО СТРАНАМИ АТР………………………………………………………………..31
3.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ И ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ СО СТРАНАМИ АТР…………………………………………………………………..……………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………
2.Совместное строительство
нефтепровода «Сковородино-
3.Экспорт российской
4.Производство на территории Китая обогащенного урана для атомной энергетики. В конце 2008г. российской стороной начато строительство следующей очереди.
5.Совместное строительство
завода по производству
6.Строительство
Однако, наибольшую привлекательность для китайских инвесторов имеют проекты строительства нефте- и газопроводов, направленные на переориентацию к 2020г. объемов экспорта газа и нефти России в страны АТР. К 2020г. объем запланированных китайских инвестиций составляет 12 млрд. долл.(36). Согласно «Программе создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР», в восточных регионах страны будут образованы четыре центра газодобычи: Сахалинский, Якутский, Иркутский и Красноярский. Первый из них пока осваивается наиболее интенсивно. Здесь уже идет добыча газа в рамках проекта СРП «Сахалин-1», который поставляется на внутренний рынок по газопроводу до Хабаровска. В 2008г. начал работать завод по сжижению газа в рамках «Сахалина-2»(14,15).
Не так давно китайское
правительство известило о
Причиной является потребность КНР в большом количестве энергоресурсов и потому того же угля он намерен дополнительно брать до 15 млн. тонн ежегодно. К сведению, прогнозные запасы угля на Сахалине насчитывают около 14 млрд. тонн., а добывается 3,5 млн. в год. Из-за проблемы с транспортировкой угля, инвестиции будут также вкладываться в транспортную инфраструктуру(15).
На сегодняшний день вниманию китайских инвесторов предлагаются 16 проектов в Орловской, Ульяновской и Рязанской областях, Чувашии и на Алтае. В этих регионах будут рассмотрены проекты, связанные с агропромышленным комплексом, авиапромышленностью, строительным комплексом, туризмом и т.д. Для ознакомления с ситуацией более детально, китайская делегация посетит указанные регионы России и сделает их предварительную оценку(16).
Следующей стороной сотрудничества
двух государств является банковская
сфера. Китайские банки, как правило,
осторожно относятся к
Россия и КНР, также сотрудничают в научно-исследовательской сфере. Среди приоритетных направлений выделяют информационные технологии, биотехнологии, генную инженерию, атомную энергетику, топливно-энергетический комплекс, космос, лесную промышленность и сельское хозяйство(27).
Основной продукцией двустороннего
сотрудничества являются, касающихся
боевой и военно- транспортной авиации,
военно-морской техники, систем ПВО
и послепродажного обслуживания
техники российского
Также улучшилось взаимодействие в экологической сфере. В феврале 2008г. в г. Пекин было подписано соглашение об охране и рациональном использовании трансграничных вод(31).
Сегодня, китайская сторона подошла к началу формирования новой системы организации ВЭД с Россией. Ее участники ВЭД лучше обеспечены экспортными ресурсами, текущей рыночной информацией, их деятельность достаточно четко контролируется и координируется. Власти КНР не допускают стихийного разрастания числа компаний, участвующих в ВЭД, стремясь поддерживать их общее количество на оптимальном уровне, позволяющем осуществлять оперативный контроль и регулирование их деятельности со стороны местной администрации. Все это позволяет китайской стороне быть более динамичной и инициативной в двусторонних отношениях с Россией, последовательно проводить единую торгово-экономическую политику, в конечном счете, направленную на использование Сибири и Дальнего Востока как источника промышленного сырья и крупного импортера промышленных товаров потребительского назначения из Китая(20).
Таким образом, мы видим, что Россия и Китай находятся в тесном сотрудничестве, причем сферы их взаимодействия достаточно широки, имеются огромные перспективы. Китай является основным партнером РФ среди стран АТР. Государства постоянно стремятся к развитию отношений. Однако, не смотря на большое количество положительных моментов, также существуют проблемы во взаимоотношении между странами, которые будут рассмотрены в Главе 3.
1.2.Российско-японские внешнеэкономические отношения
Современная Япония - крупнейший в мире экспортёр капитала, вторая промышленная держава. Она занимает третье место по экспорту продукции. Экономика Японии базируется на производстве. Весь мир знает высокое качество японских автомобилей и бытовой техники, электронного оборудования и систем связи. Быстрыми темпами развивается непроизводственный сектор: сфера услуг, финансы, научно-исследовательская деятельность. В настоящее время Япония является вторым по значимости, после Китая, торговым партером России в АТР, в 2009г. ее доля во внешнеторговом обороте РФ составила 3,9%.
Товарооборот между странами представлен на Рисунке 5.
Рисунок 5. Товарооборот России и Японии в 2005-2010гг., млрд. долл.
Динамика данного показателя демонстрирует рост до 2008г., однако затем последовало резкое сокращение, практически в 2,5 раза. Это связано с тем, что двусторонние торгово-экономические отношения испытывали на себе негативные последствия мирового финансово-экономического кризиса. В 2009г. сократился спрос на большинство товаров, поставляемых из России, в реальном секторе японской экономики. Также оказало влияние резкое снижение во II полугодии 2008г. мировых цен на энерго-сырьевые товары (их экспорт составляет значительную часть российского экспорта в Японию).
Товарная структура
Рисунок 6. Товарная структура экспорта из России в Японию, 2009г.,%
Наибольший удельный вес занимает группа «Минеральное сырье и топливо» (68,2% против 58,9% в 2008г.). Стоимостной объем составил 6 млрд. долл., при сокращении физического объема экспорта энергетических и коксующихся углей (на 10-15%), и, несмотря на наращивание физического объема поставок сахалинской нефти (до 9,2 млн. т), а также реализацию в полном объеме плана поставок на японский рынок нового товара – сахалинского сжиженного природного газа (2,8 млн. т).
Удельный вес группы «Металлы и изделия из них» в 2009г. сократился до 12,5 % (24,8% в 2008 г.). Стоимостной объем составил 1,1 млрд. долл., сократившись по сравнению с 2008г. на 66,0% вследствие резкого уменьшения поступлений от экспорта основных статей этой группы – алюминия, никеля, платины и палладия (на 60-70%).
Объем поставок группы «Рыба и морепродукты» (11,4% стоимостного объема) сократился менее заметно: в физическом выражении – на 13,1%, в стоимостном – на 19,2% и составил примерно 1 млрд. долл., что произошло из-за сокращение физического объема поставок крабов в Японию.
Объем группы «Древесина и изделия из нее» составляет 1,1% (против 4,2% в 2008 г.). В 2009г. сокращение поставок составило около 65%. Весь объем российских поставок круглого леса оценивается в 100 млн. долл. Это объясняется снижением спроса японского импорта на продукцию лесной промышленности, и повышением в России экспортных пошлин на необработанный круглый лес в 2007-2008гг.
Рассмотри импорт товаров из Японии в РФ. (Рисунок 7) Общее снижение доходов населения, сокращение объемов потребительского и корпоративного кредитования вызвали ослабление внутреннего спроса в России в 2009г., а это, в свою очередь, обусловило сокращение импорта товаров из Японии. Общий объем импорта в 2009г. составил 9,2 млрд. долл.(53).
Рисунок 7. Товарная структура импорта из Японии в Россию, 2009г.,%
В российском импорте из Японии в 2009г. преобладала машинотехническая продукция (2,5 млрд. долл.), удельный вес которой составил 75,8% стоимостного объема импорта. Сюда входят транспортные средства (1,6 млрд. долл.), в первую очередь легковые автомобили, импорт которых сократился на 88,3%, из-за введения в России высоких пошлин на ввоз подержанных автомобилей и составил примерно 1,5 млрд. долл. Второе место в группе машинотехнических товаров занимает продукция общего машиностроения (60 млн. долл.). В группе электротехнических товаров (265 млн. долл.), преобладают поставки средств связи (61 млн. долл.) и цифровых фото- и видеокамер (67 млн. долл.).
Удельный все продукции химической промышленности, включая резинотехнические изделия (шины и автопокрышки), составил 3% общего объема российского импорта из Японии (98 млн. долл.), а продукции черной металлургии - 1,6% (58 млн. долл.)(53). Показатели 2009г. значительно ниже соответствующих значений 2008г., что объясняется влиянием финансового экономического кризиса на сотрудничество сторон.
Следующим аспектом российско-японского сотрудничества является инвестиционная деятельность. Основным элементов базы инвестиционного взаимодействия является Соглашение о поощрении и защите инвестиций, которое было подписано в ноябре 1998г.(42)
Япония является одним из основных импортёров энергетических ресурсов, так как не располагает обширными запасами в недрах собственной земли. Поэтому ей нужны надежные поставщики в поставке данных ресурсов.
Один из главных пунктов Основного энергетического плана Японии 2007г. – укрепление отношений с ресурсодобывающими странами, а также международная кооперация в сфере энергетики и окружающей среды. С региональной точки зрения, Россия сейчас находится в нужном месте в нужное время, у неё есть ресурсы, а у Японии денежные средства.
Сахалин-I стал первым большим проектом с участием Японии и России. Его инициаторами были крупные деловые корпорации (Эксон Мобил (30%), СОДЭКО, «ДЖНОК», «ДЖАПЕКС», «Иточу» и «Марубэни»(30%), Роснефть (20%), ONGC Videsh Ltd (20%)). Объём извлекаемых запасов по результатам разведки оценивается в 2,3 млрд. баррелей нефти (307 млн. т) и 17,1 трлн. куб. футов природного газа (485 млрд. куб. м). Сахалин стал крупнейшим после Москвы по величине получателем иностранных инвестиций в России.
Следующий проект — Сахалин-II — подтверждение успеха проекта Сахалин-I, его участниками стали: Royal Dutch Shell (62,5%), Мицуи(25%), Мицубиси (12,5%). С апреля 2007г. у Газпрома в проекте 50%, плюс одна акция, у Shell 27,5%, Мицуи — 12,5%, Мицубиси — 10% . Цена вложений составляет 1,1 млрд. долл. на первой стадии и 8,9 млрд. долл. на второй. В данный момент успешно завершается вторая стадия строительства.
Эти проекты способствовали и способствуют укреплению российско-японских экономических связей.
Японская энергетическая промышленность в рамках Киотского протокола по снижению вредных выбросов в атмосферу увеличивает долю использования природного газа. Поэтому сотрудничество между странами именно в области природного газа становится наиболее актуальным. Япония — главный объект для экспорта сахалинского сжиженного природного газа.
Несмотря на то, что Япония стремится уменьшить свою зависимость от импорта нефти, нефтяная торговля пока является самой большой составляющей российско-японской торговли — это треть всего экспорта дальневосточного региона(45).
Отношения между Россией
и Японией имеют большой
На первой министерской встрече по продовольственной безопасности АТЭС отмечалось, что Россия заинтересована в развитии взаимовыгодного сотрудничества в области сельского хозяйства с Японией. Наши страны обладают значительным потенциалом для сотрудничества в агропромышленной сфере, особенно в области производства и торговли продовольственными товарами, обмена технологиями и оборудованием, подготовки квалифицированных кадров. При этом отношения России и Японии в агропродовольственном секторе должны выстраиваться на долгосрочной основе(26). Разрабатываемая Минсельхозом России Программа развития инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка, позволит, существенно увеличить глубоководные портовые мощности по перевалке зерновых грузов на Дальнем Востоке, что создаст необходимые условия для экспорта российского продовольствия в Японию. Обе страны готовы к сотрудничеству и стремятся к его скорейшему началу(10).