Перспективы развития российского машиностроения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 20:11, творческая работа

Описание работы

Машиностроительный комплекс включает в себя более двадцати подотраслей (металлообрабатывающую промышленность; производящую средства производства; транспорта; оборонную продукцию, а также предметы потребления) и при определенных условиях должен стать ключевым фактором, влияющим на эффективность инновационного сценария МСК.

Работа содержит 1 файл

главное.docx

— 27.57 Кб (Скачать)

Перспективы развития российского машиностроения

Машиностроительный  комплекс включает в себя более двадцати подотраслей (металлообрабатывающую промышленность; производящую средства производства; транспорта; оборонную продукцию, а также предметы потребления) и при определенных условиях должен стать ключевым фактором, влияющим на эффективность инновационного сценария МСК. Машиностроение призвано обеспечить производственным оборудованием ключевые сектора экономики и в первую очередь обрабатывающие отрасли промышленности и тем самым определяет состояние производственного потенциала Российской Федерации. От уровня развития машиностроения зависят материалоёмкость, энергоёмкость валового внутреннего продукта, производительность труда, промышленная безопасность и обороноспособность государства.

МСК должен сыграть ключевую роль в обеспечением перевода традиционных отраслей экономики на принципиально новую технологическую базу, в том числе за счет развертывания глобально ориентированных специализированных производств, где особую роль играет технологическое развитие станко-инструментальной промышленности.[131]

Стихийный переход к рынку в конце  прошлого века, безусловно, положительно повлиял на развитие добывающих отраслей – как наиболее доходных, но пагубно  сказался на обрабатывающих отраслях промышленности. В первую очередь  – машиностроительной. Нынешняя доля машиностроения в общем объёме промышленного производства РФ составляет около 20 %, уступая по меньшей степени в 2 раза показателям промышленно развитых стран. А по подавляющему большинству позиций в мировом экспорте машин, оборудования и транспортных средств вклад страны составляет десятые и сотые доли процента (относительное исключение представляет энергетическое оборудование – около 2,5 процентов).

Среди главных  проблем отечественного машиностроения:

Наличие избыточных производственных мощностей, как правило, устаревших, и, соответственно, крайне высокие издержки на их содержание.

Морально  устаревшая инфраструктура производственных мощностей.

Критический моральный и физический износ  оборудования и технологий.

Дефицит денежных ресурсов (низкая кредитная и инвестиционная привлекательность предприятий) для  реализации программ стратегических преобразований.

Неэффективная производственная кооперация промышленных предприятий.

дефицит квалифицированных  кадров.

Согласно  данным статистики, до 70% оборудования в отечественном машиностроении имеет средний возраст 20 и более  лет. Это означает, что подавляющая  часть основных фондов устарела не только морально, но и физически. В частности, в судостроении, радиоэлектронном комплексе, вертолетной индустрии износ оборудования превышает 65%.

В своем  сегодняшнем состоянии предприятия  российского машиностроения могут  осуществлять производство высокотехнологичной  конкурентоспособной продукции  только для сравнительно узких сегментов  мирового рынка. Современное состояние  отрасли не отвечает целям и задачам  повышения долгосрочной конкурентоспособности  экономики и занятия устойчивых рыночных ниш на мировых рынках наукоемкой продукции.

С учетом того, что машиностроение играет ведущую  роль в экономике страны (а также  присущего данному отраслевому  комплексу свойства давать импульс  для инновационного развития практически  всех отраслей), объективной и безотлагательной задачей является немедленное проведение реструктуризации и инновационного развития отечественного машиностроения.

Одной из основных задач государственной поддержки  в прогнозируемый период должно стать  преодоление импортозависимости машиностроительной продукции, которая приводит к экономическому отставанию всех секторов экономики.

В настоящее  время развитие машиностроительного  комплекса происходит на фоне следующих  положительных тенденций:

консолидации  активов производителей машиностроительной продукции и создании крупных  интегрированных структур в отраслях машиностроения;

увеличения  объемов государственной поддержки  высокотехнологичных секторов экономики (авиастроение, судостроение, транспортное машиностроение, энергетическое машиностроение и др.), а также развития производственной инфраструктуры.

Так, отечественные  производители железнодорожного оборудования в значительной степени находятся  под протекторатом государства, позиции импорта и присутствие  иностранных компаний на внутреннем рынке регулируются. Стратегия развития транспортного машиностроения в 2007-2010 годах и на период до 2015 года подразумевает  выделение государственных средств  на проведение НИОКР. Для обеспечения  долгосрочного планирования развития производства предусмотрено внедрение  практики долгосрочных договоров между потребителями и производителями на поставку подвижного состава и оборудования.

При этом негативными  тенденциями развития машиностроительного  комплекса являются:

агрессивная ценовая политика крупных транснациональных  компаний, выходящих на отечественный  рынок;

неблагоприятная макроэкономическая конъюнктура, сказывающаяся  на снижении рентабельности выпускаемой  продукции;

высокий уровень  использования импортных комплектующих  в производстве продукции отдельных  отраслей машиностроения.

Представляется  возможным выделить два возможных  варианта инновационного и технологического развития сектора:

«компенсация  предыдущего технологического отставания», когда российский рынок потребления  машиностроительной продукции может  опережать некоторое время мировые  темпы ввиду текущего отставания;

«торможение с формированием нового отставания», связанное с недостаточным внедрением новых технологий из-за различных  препятствий.

С учетом того, что машиностроение призвано играть ведущую роль в экономике страны (а также присущего данному  отраслевому комплексу свойства давать импульс для инновационного развития практически всех отраслей), объективной и безотлагательной задачей является немедленное проведение реструктуризации и инновационного развития отечественного машиностроения. При этом необходимо учитывать, что  исходя из текущего уровня технологического развития и существующих тенденций осуществить одновременный подъем всех отраслей отечественного машиностроения и технологическое перевооружение всех входящих в них ключевых производств является абсолютно нереальной целью.

Соответственно, задачей государства является содействие развитию отечественному машиностроению исходя из необходимости обеспечения  национальных приоритетов научно-технологического развития и той различной роли, которую играет государство в  реализации приоритетов различного рода[132]. При этом даже в рамках какого-либо конкретного приоритета полностью  обеспечить его реализацию исключительно  за счет отечественного машиностроения даже в среднесрочной перспективе  не представляется возможным[133]. Следовательно, речь идет о выборе в рамках кокретного приоритета ограниченного перечня ключевых компетенций, необходимых для его реализации и о развитии соответствующих машиностроительных производств для приобретения этих ключевых компетенций.

Исходя из такого подхода усилия государства  должны быть в первую очередь сосредоточены  на технологическом развитии ключевых производств в тех отраслях машиностроения, которые связаны с решением задачи достижения технологического лидерства в области ракетно-космической техники, гражданского авиастроения и атомной энергетике, так как в реализации данных приоритетов государство играет доминирующую роль.

Для России в качестве долгосрочных целей развития сектора машиностроения (на период до 2025 года) можно выделить следующие:

сохранить позиции на рынке по текущим технологиям  и оборудованию с постепенным  наращиванием доли собственного потребления;

увеличить долю собственного производства по двойным  технологиям для минимизации  рисков и повышения обороноспособности; 

создать новые  и развивать действующие совместные предприятия в Российской Федерации,

создать новые  рынки и новое оборудование и  производства гражданского назначения для перелома тенденции импорта;

занять значимую позицию на глобальном рынке в  статусе экспортера по ряду прорывных  технологий,

развитие  кадрового потенциала машиностроительного  комплекса.

Результатом реализации комплекса мер по развитию отрасли должно быть достижение к 2015 году следующих целей::

увеличение  внутреннего рынка машиностроения до 125-130 млрд. рублей (100 тыс. ед.) в год;

увеличение  производства механообрабатывающего  оборудования до 90 млрд руб. (до 75 тыс. ед.) и инструмента – до 30 млрд руб. в 2015 году (в ценах 2007 года);

достижение  положительного внешнеэкономического баланса по машиностроительной отрасли;

решение вопросов кадрового обеспечения предприятий, которые характерны для всей промышленности;

увеличение  абсолютных объемов инвестиций в  станкоинструментальную промышленность (до 10 млрд руб. в 2015 году, в ценах 2007 года), прежде всего, за счет прироста доли привлеченных средств. Предполагается также использование финансовых инструментов: лизинга, льготного кредитования.

Экспорт машиностроительной продукции по отношению к нынешнему  уровню должен увеличиться в два  раза к 2015 году и в пять раз к 2020 году. - с 17,5 млрд. долларов США в 2006 году до 92 млрд. долларов США в 2020 году (около 18% всего экспорта).

Исходя из расчета накапливающейся неудовлетворенной  внутренней потребности и реальных возможностей стимулирования рынка, цель – достигнуть к 2015 года годового объема внутреннего потребления в 125-130 млрд. рублей (это порядка 100 тыс. ед. механообрабатывающего  оборудования) с учетом собственного производства и импорта.

Среди основных направлений технологического развития машиностроительного комплекса:

1. Технологии, снижающие эксплуатационные расходы: 

новые технологии обработки материалов с повышенными  характеристиками (удельной твердости, продольной и поперечной жесткости  т.д.)[134];

технологии, повышающие энерго-, электроэффективность оборудования, снижающие расход вспомогательных материалов;

технологии, повышающие надежность, ремонтопригодность, ремонтоудобство, позволяющие снизить затраты на обслуживание;

модульность, возможность производства широким  спектром партий, разной продукции, разных операций (универсальность).

2. ИКТ-технологии для машиностроения:

соединение  информационных технологий и традиционного  машиностроения с получением "интеллектуального  машиностроения", станков, приборов, оборудования, оснащенных средствами контроля и управления;

сетевые технологии, интернетизация машиностроительных продуктов, комплексов, встраивание в глобальные сети.

Для отрасли "Производство машин и оборудования" важнейшими направлениями технологического развития должны стать:

реализация  имеющихся научно-технических заделов  в таких сферах, как энергомашиностроение, реакторостроение (переход к производству реакторов четвертого поколения) и др.;

снижение  металло- и энергоемкости продукции.

Для отрасли "Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования" важнейшими направлениями технологического развития должны стать:

конвергенция  с западными производителями, сопровождающаяся постепенным расширением использованием российских деталей, компонентов и  комплектующих;

переход к  производству радиоэлектронной продукции  нового поколения, ориентированной  на спрос со стороны российских Вооруженных  сил, включая поддержку собственных  разработок в сфере силовой и  сильноточной электронике (магнетроны, СВЧ-электроника, радиолокационные станции с ФАР нового поколения, новые системы разведки, связи и управления в реальном времени, загоризонтные РЛС и проч.).

Информация о работе Перспективы развития российского машиностроения