Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 20:11, творческая работа
Машиностроительный комплекс включает в себя более двадцати подотраслей (металлообрабатывающую промышленность; производящую средства производства; транспорта; оборонную продукцию, а также предметы потребления) и при определенных условиях должен стать ключевым фактором, влияющим на эффективность инновационного сценария МСК.
Перспективы развития российского машиностроения
Машиностроительный комплекс включает в себя более двадцати подотраслей (металлообрабатывающую промышленность; производящую средства производства; транспорта; оборонную продукцию, а также предметы потребления) и при определенных условиях должен стать ключевым фактором, влияющим на эффективность инновационного сценария МСК. Машиностроение призвано обеспечить производственным оборудованием ключевые сектора экономики и в первую очередь обрабатывающие отрасли промышленности и тем самым определяет состояние производственного потенциала Российской Федерации. От уровня развития машиностроения зависят материалоёмкость, энергоёмкость валового внутреннего продукта, производительность труда, промышленная безопасность и обороноспособность государства.
МСК должен сыграть ключевую роль в обеспечением перевода традиционных отраслей экономики на принципиально новую технологическую базу, в том числе за счет развертывания глобально ориентированных специализированных производств, где особую роль играет технологическое развитие станко-инструментальной промышленности.[131]
Стихийный переход к рынку в конце прошлого века, безусловно, положительно повлиял на развитие добывающих отраслей – как наиболее доходных, но пагубно сказался на обрабатывающих отраслях промышленности. В первую очередь – машиностроительной. Нынешняя доля машиностроения в общем объёме промышленного производства РФ составляет около 20 %, уступая по меньшей степени в 2 раза показателям промышленно развитых стран. А по подавляющему большинству позиций в мировом экспорте машин, оборудования и транспортных средств вклад страны составляет десятые и сотые доли процента (относительное исключение представляет энергетическое оборудование – около 2,5 процентов).
Среди главных проблем отечественного машиностроения:
Наличие избыточных производственных мощностей, как правило, устаревших, и, соответственно, крайне высокие издержки на их содержание.
Морально устаревшая инфраструктура производственных мощностей.
Критический моральный и физический износ оборудования и технологий.
Дефицит денежных ресурсов (низкая кредитная и инвестиционная привлекательность предприятий) для реализации программ стратегических преобразований.
Неэффективная производственная кооперация промышленных предприятий.
дефицит квалифицированных кадров.
Согласно данным статистики, до 70% оборудования в отечественном машиностроении имеет средний возраст 20 и более лет. Это означает, что подавляющая часть основных фондов устарела не только морально, но и физически. В частности, в судостроении, радиоэлектронном комплексе, вертолетной индустрии износ оборудования превышает 65%.
В своем
сегодняшнем состоянии
С учетом того, что машиностроение играет ведущую роль в экономике страны (а также присущего данному отраслевому комплексу свойства давать импульс для инновационного развития практически всех отраслей), объективной и безотлагательной задачей является немедленное проведение реструктуризации и инновационного развития отечественного машиностроения.
Одной из основных
задач государственной
В настоящее время развитие машиностроительного комплекса происходит на фоне следующих положительных тенденций:
консолидации активов производителей машиностроительной продукции и создании крупных интегрированных структур в отраслях машиностроения;
увеличения
объемов государственной
Так, отечественные
производители железнодорожного оборудования
в значительной степени находятся
под протекторатом государства,
позиции импорта и присутствие
иностранных компаний на внутреннем
рынке регулируются. Стратегия развития
транспортного машиностроения в 2007-2010
годах и на период до 2015 года подразумевает
выделение государственных
При этом негативными тенденциями развития машиностроительного комплекса являются:
агрессивная ценовая политика крупных транснациональных компаний, выходящих на отечественный рынок;
неблагоприятная макроэкономическая конъюнктура, сказывающаяся на снижении рентабельности выпускаемой продукции;
высокий уровень
использования импортных
Представляется возможным выделить два возможных варианта инновационного и технологического развития сектора:
«компенсация
предыдущего технологического отставания»,
когда российский рынок потребления
машиностроительной продукции может
опережать некоторое время
«торможение
с формированием нового отставания»,
связанное с недостаточным
С учетом того, что машиностроение призвано играть ведущую роль в экономике страны (а также присущего данному отраслевому комплексу свойства давать импульс для инновационного развития практически всех отраслей), объективной и безотлагательной задачей является немедленное проведение реструктуризации и инновационного развития отечественного машиностроения. При этом необходимо учитывать, что исходя из текущего уровня технологического развития и существующих тенденций осуществить одновременный подъем всех отраслей отечественного машиностроения и технологическое перевооружение всех входящих в них ключевых производств является абсолютно нереальной целью.
Соответственно,
задачей государства является содействие
развитию отечественному машиностроению
исходя из необходимости обеспечения
национальных приоритетов научно-
Исходя из такого подхода усилия государства должны быть в первую очередь сосредоточены на технологическом развитии ключевых производств в тех отраслях машиностроения, которые связаны с решением задачи достижения технологического лидерства в области ракетно-космической техники, гражданского авиастроения и атомной энергетике, так как в реализации данных приоритетов государство играет доминирующую роль.
Для России в качестве долгосрочных целей развития сектора машиностроения (на период до 2025 года) можно выделить следующие:
сохранить позиции на рынке по текущим технологиям и оборудованию с постепенным наращиванием доли собственного потребления;
увеличить
долю собственного производства по двойным
технологиям для минимизации
рисков и повышения
создать новые
и развивать действующие
создать новые рынки и новое оборудование и производства гражданского назначения для перелома тенденции импорта;
занять значимую позицию на глобальном рынке в статусе экспортера по ряду прорывных технологий,
развитие кадрового потенциала машиностроительного комплекса.
Результатом реализации комплекса мер по развитию отрасли должно быть достижение к 2015 году следующих целей::
увеличение
внутреннего рынка
увеличение производства механообрабатывающего оборудования до 90 млрд руб. (до 75 тыс. ед.) и инструмента – до 30 млрд руб. в 2015 году (в ценах 2007 года);
достижение положительного внешнеэкономического баланса по машиностроительной отрасли;
решение вопросов
кадрового обеспечения
увеличение абсолютных объемов инвестиций в станкоинструментальную промышленность (до 10 млрд руб. в 2015 году, в ценах 2007 года), прежде всего, за счет прироста доли привлеченных средств. Предполагается также использование финансовых инструментов: лизинга, льготного кредитования.
Экспорт машиностроительной продукции по отношению к нынешнему уровню должен увеличиться в два раза к 2015 году и в пять раз к 2020 году. - с 17,5 млрд. долларов США в 2006 году до 92 млрд. долларов США в 2020 году (около 18% всего экспорта).
Исходя из
расчета накапливающейся
Среди основных направлений технологического развития машиностроительного комплекса:
1. Технологии,
снижающие эксплуатационные
новые технологии обработки материалов с повышенными характеристиками (удельной твердости, продольной и поперечной жесткости т.д.)[134];
технологии, повышающие энерго-, электроэффективность оборудования, снижающие расход вспомогательных материалов;
технологии, повышающие надежность, ремонтопригодность, ремонтоудобство, позволяющие снизить затраты на обслуживание;
модульность, возможность производства широким спектром партий, разной продукции, разных операций (универсальность).
2. ИКТ-технологии для машиностроения:
соединение информационных технологий и традиционного машиностроения с получением "интеллектуального машиностроения", станков, приборов, оборудования, оснащенных средствами контроля и управления;
сетевые технологии, интернетизация машиностроительных продуктов, комплексов, встраивание в глобальные сети.
Для отрасли "Производство машин и оборудования" важнейшими направлениями технологического развития должны стать:
реализация
имеющихся научно-технических
снижение металло- и энергоемкости продукции.
Для отрасли "Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования" важнейшими направлениями технологического развития должны стать:
конвергенция
с западными производителями, сопровождающаяся
постепенным расширением
переход к производству радиоэлектронной продукции нового поколения, ориентированной на спрос со стороны российских Вооруженных сил, включая поддержку собственных разработок в сфере силовой и сильноточной электронике (магнетроны, СВЧ-электроника, радиолокационные станции с ФАР нового поколения, новые системы разведки, связи и управления в реальном времени, загоризонтные РЛС и проч.).
Информация о работе Перспективы развития российского машиностроения