Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2011 в 10:26, курсовая работа
Пенсионные фонды являются важным звеном сегодняшней накопительной пенсионной системы, во второй главе рассмотрены понятие, функции, назначение пенсионных фондов, источники формирования и направления использования средств пенсионных фондов и представлен анализ пенсионной системы РК в целом.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы пенсионной системы РК 4
Понятие пенсионной системы 4
1.2 Причины реформирования пенсионной системы РК 7
1.3 Основные положения действующего Закона «О пенсионном
обеспечении в РК» 9
Глава II. Анализ пенсионной системы РК 11
2.1 Пенсионный фонд: назначение и функции 11
2.2 Источники формирования и направления использования
средств пенсионных фондов 16
Глава III. Перспективы развития пенсионной системы РК 26
Заключение 30
Список литературы 31
Источник:
Агентство РК по регулированию
и надзору финансового
рынка и финансовых
организаций
Суммируя,
все выше сказанное, можно сделать
выводы, что характерной особенностью
рынка пенсионных активов является ограниченность
круга инструментов, в которые могут быть
инвестированы средства вкладчиков. В
первую очередь – это государственные
ценные бумаги. На сегодняшний день это
наименее рискованный инструмент в стране.
Однако из-за такого «перекоса» у фондов
отсутствует возможность диверсификации
рисков. В итоге судьба пенсионных вкладов
полностью зависит от «поведения» государственных
ценных бумаг. Очевидно, предпринимательская
деятельность фонда явилась бы выходом
из положения. Если учесть, что пенсионные
взносы долгосрочные, то нет опасности,
что накопительный пенсионный фонд не
сможет выплатить свои финансовые обязательства
перед вкладчиками. Поэтому необходимо
разрешить фондам заниматься предпринимательской
деятельностью хотя бы до стабилизации
экономики страны.
Глава
III. Перспективы развития
пенсионной системы
РК
Несмотря на то, что пенсионная реформа состоялась и признана Всемирным банком как одна из самых успешных в мире, никто не отрицает, что казахстанская накопительная пенсионная система еще далека от совершенства. Тому есть ряд причин. Одна из них заключается в том, что по данным Министерства труда и социальной защиты населения, значительная часть экономически активных казахстанцев не вовлечена в НПС. Прежде всего речь идет о самозанятых, работниках неформального сектора, мигрантах. Сегодня накопительные пенсионные системы регулярно перечисляют лишь около 5 миллионов человек при 8 миллионах экономически активного населения.
Не получили пока должного развития и добровольные профессиональные схемы пенсионных накоплений. Но здесь фонды сталкиваются с немотивированностью данных видов пенсионных отчислений. С января 2008 года проблема двойного налогообложения при внесении добровольного пенсионного взноса вкладчиком в свою пользу решен. Однако добровольные накопления неплохо бы освободить от налогообложения и при выплатах, только в этом случае они смогут стать привлекательными для населения. Пока же люди по-прежнему скептически относятся к данному виду инвестирования в свое будущее, предпочитая другие инвестиционные инструменты: покупку недвижимости, депозиты в банках, доверительное управлении активам, паи инвестиционных фондов.
Еще большие препятствия существуют в развитии добровольных профессиональных взносов, когда отчисления производит работодатель. Эти вопросы должны решаться на уровне правительства, в первую очередь, ввести льготное налогообложение таких пенсионных накоплений при выплатах, и снизить возраст, когда вкладчик получает право изымать часть своих накоплений, с 50 до 55 лет. При этом у части работодателей накопилась значительная задолженность по обязательным пенсионным взносам, которая , по некоторым данным, превышает 900 миллионов тенге.
По сей день остается актуальной проблема спектра финансовых инструментов для инвестирования пенсионных активов. АФН предлагает расширить перечень финансовых инструментов за счет производных и структурных ценных бумаг, но для этого необходимо повысить капитализацию фондового рынка. Предполагается что в ближайшее время в закон РК «О пенсионном обеспечении» будут внесены поправки, подразумевающие введение трех портфелей инвестирования пенсионных накоплений – консервативный, агрессивный, умеренный. Вкладчик пенсионного фонда сможет выбрать каким образом его накопления должны преумножаться – с риском для сбережений или «медленно, но верно».
На сегодняшний день пенсионные накопления составляют 1 трлн 893 млн тенге. И эти деньги, скажем так, немалые, не дают покоя всем. Каждый хочет направить их во всевозможные проекты. Например, пустить напрямую на строительство каких-то объектов или разрешить самим вкладчикам использовать свои накопления в качестве первого взноса для ипотечного кредита, или еще куда-нибудь.
Пенсионные деньги нужно вкладывать только в ценные бумаги, а столько и в какой доле, должен контролировать уполномоченный на то орган – агентство финансового надзора (АФН). Покупка ценных бумаг компаний, участвующих в реальном секторе экономики, и есть участие пенсионных накоплений в этой сфере. Это как раз тот случай, когда реальный сектор экономики через ценные бумаги инвестирует непосредственно пенсионные накопления. Одним из таких инструментов являются и инфраструктурные облигации.
Сегодня, спустя более десяти лет с момента создания, накопительная система страны имеет как ряд достижения, так и проблем. Являясь частью финансового рынка, пенсионный сектор ощущает на себе и недостаточное развитие фондового рынка, и влияние банковского сектора. Какой общий итог действия пенсионной системы можно подвести сегодня?
Начнем с того, что двенадцать лет – это небольшой срок для того, чтобы мы могли оценить результаты пенсионной системы. Но первые итоги достаточно оптимистичны и нельзя не признать, что за эти годы она добилась достаточно много. Уже создана инфраструктура пенсионного рынка, включая пенсионные фонды, банки – кастодианы, регулятора в лице АФН (Агентство по регулированию финансового рынка и финансовых организаций), а также государственный центр по выплате пенсий (ГЦВП). Все эти участники активно функционируют. Что касается итогов, то количество вкладчиков в пенсионной системе выросло, выросли их накопления, увеличился инвестиционный доход.
Проведена большая работа по персонифицированному учету вкладчиков, поскольку в период начала пенсионной реформы огромное количество ошибок. Последствия тех недоработок имеют место и сегодня. Это касается двойных ошибочных счетов. Статистика показывает в системе 9 миллионов счетов, именно счетов, и при этом не все трудоспособное население, составляющее свыше 7 миллионов, участвует в НПС, отсюда можно предположить, что одна треть вкладчиков имеет двойные и даже тройные счета в нескольких фондах.
Таким образом первый эта существования накопительной пенсионный системы решал задачи построения самой системы и механизма взаимоотношений между участниками. Мы постепенно перешли к более упорядоченной схеме, когда вкладчик сам выбирает пенсионный фонд и устраняет элемент административного давления со стороны работодателя.
За прошедшие двенадцать лет можно отметить рост самосознания вкладчиков, но, к сожалению, оно еще не на том уровне, которого требует современное развитие пенсионной системы.
На
сегодняшний день пенсионная система
находится на втором этапе развития
– оптимизации бизнес-
Что касается инвестиционного управления, то до 2007 года существовали определенные нормы, ограничивающие инвестиционную деятельность НПФ. Либерализация портфелей позволила снять большую часть лимитов по инвестированию пенсионных активов, но при этом предусмотрена ответственность НПФ по выполнению норматива достаточности собственного капитала. Также введена оценка портфеля по процентным, кредитным, валютным и прочим рискам. Снятие ограничений, собственно говоря, не означает вседозволенность. Фонды контролируются по нормативу достаточности собственного капитала и по рискам. Ежедневно фондами рассчитываются определенные коэффициенты, которые отражают степень увеличения рисков по тем или другим инструментам, за несоблюдение установленных предельных уровней этих коэффициентов следует ответственность пенсионного фонда.
Пенсионная система движется по пути своего дальнейшего совершенствования, когда фонды смогут перейти к мультипортфельной схеме. Сегодня соответствующий проект изменений в пенсионное законодательство рассматривается в парламенте РК. Если эти изменения будут приняты, это даст возможность фондам управлять не одним портфелем, как это происходит сегодня, а несколькими: агрессивным, умеренным (или либеральным) и консервативным. Структура портфелей будет отличаться удельным весом тех или иных финансовых инструментов. Например, если это умеренный портфель, то он предположительно будет содержать до 30 % акций, если агрессивный, то удельный вес долевых инструментов в нем не должны превышать 80 %. При этом подход к вкладчикам будет дифференцирован. Людям более пожилого возраста, которые в скором времени могут выйти на пенсию, будет рекомендовано находиться в консервативном портфеле. Следует отметить, чтобы дробить портфель на три части будет достаточно сложно, если объем активов под управлением незначителен. Чем больше объем активов, тем больше возможности обеспечить полноценный портфель.
Однако некоторые фонды, которые уже сегодня говорят о том, что могут предложить мультипортфели, тем самым вводят вкладчиков в некоторое заблуждение, потому что законодательно это еще не закреплено. Сегодня портфели всех фондов в целом можно охарактеризовать как умеренно-консервативные. И если фонд предлагает три портфеля, то возникает вопрос: каким образом он сегодня может обеспечить агрессивный? Элементы этих трех портфелей присутствуют почти в каждом фонде, но в чистом виде таких структурированных отдельных портфелей нет. Фонд в таком случае должен вести раздельный учет каждого портфеля, сам механизм которого до конца не отработан. Более того, четко не определено, как будет осуществляться выбор портфелей: будет ли позволено одному вкладчику иметь накопления в трех портфелях одновременно, или только в одном. А поскольку эти вопросы все еще не урегулированы, то имеет место не совсем верная трактовка мультипортфельной концепции фондами, которые пытаются опередить события. Безусловно, к будущей трехпортфельной модели управления можно готовиться уже сейчас. Для этого следует провести актуарные исследования, проанализировать половозрастную категорию вкладчиков, сумму их накоплений сегодня, через два года и на более продолжительный срок, выявить, какой процент из них потенциально может присутствовать в агрессивном портфеле, а какой в консервативном. Отсюда можно вывести примерный удельный вес каждого портфеля и уже сегодня продумывать инвестиционную политику на эти портфели в ближайшие 3, 5, 8 лет. Внедрение будет поэтапным, в первую очередь планируется сформировать консервативный и умеренный портфели (с 2012 г), после – агрессивный (с 2015 г) (проект).
Во
многих странах пенсионная система
в свое время сыграла важную роль в популяризации
фондового рынка у населения. В Казахстане
для формирования инвестиционной культуры
у населения необходима программа по повышению
финансовой грамотности, которая должна
реализовываться не в коротком промежутке
времени, а в горизонте 5-10 лет. Мы должны
постепенно менять менталитет людей, учить
их правильно относиться к своим деньгам,
воспитывать в них чувство собственника,
чтобы они осознавали себя инвесторами,
умеющими выбирать ориентиры в таком непростом
финансовом мире.
Заключение
Пенсионная реформа в Казахстане состоялась. В то же время сегодня в накопительной пенсионной системе имеются проблемы, которые необходимо решать. Думается, что сегодня у нас есть все необходимые условия для такого кардинального совершенствования существующей модели пенсионного обеспечения, в результате которого будет обеспечено дальнейшее существенное укрепление материального положения пенсионеров. При этом государство должно взять на себя лишь часть задачи в виде поэтапного увеличения базовой пенсии.
Для воплощения предлагаемой модели целесообразно создать при Президенте постоянно действующий Национальный совет по пенсионной реформе, предоставив ему право организовывать рабочие группы по подготовке основных направлений модернизации пенсионного законодательства и иных нормативно-правовых актов. Также следует создать самостоятельный единый центр "Пенсионное агентство Республики Казахстан" (ПАРК), подотчетный только Главе государства, что соответствует принципам президентской республики. Полномочия пенсионного обеспечения населения должны быть переданы этому органу, который обязан эффективно использовать финансовые и трудовые ресурсы пенсионных фондов.
Безусловно,
в ходе дальнейшего совершенствования
пенсионного законодательства должны
быть изучены и учтены мировой
опыт, а также мнения ведущих отечественных
научно-исследовательских
Для
дальнейшего успешного развития
накопительной пенсионной системы
Казахстана многое уже сделано, в общем
и целом, есть весомые основания считать
отечественную модель пенсионного обеспечения
состоявшейся. Однако нельзя останавливаться
на достигнутом, так как перед участниками
пенсионного рынка все еще стоят непростые
задачи, правильное решение которых будет
только способствовать совершенствованию
системы, а значит, посредством различных
факторов и росту уровня благосостояния
казахстанцев
Информация о работе Перспективы развития пенсионной системы РК