Перспективы развития пенсионной системы РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2011 в 10:26, курсовая работа

Описание работы

Пенсионные фонды являются важным звеном сегодняшней накопительной пенсионной системы, во второй главе рассмотрены понятие, функции, назначение пенсионных фондов, источники формирования и направления использования средств пенсионных фондов и представлен анализ пенсионной системы РК в целом.

Содержание

Введение 3


Глава I. Теоретические основы пенсионной системы РК 4

Понятие пенсионной системы 4
1.2 Причины реформирования пенсионной системы РК 7

1.3 Основные положения действующего Закона «О пенсионном

обеспечении в РК» 9

Глава II. Анализ пенсионной системы РК 11

2.1 Пенсионный фонд: назначение и функции 11

2.2 Источники формирования и направления использования

средств пенсионных фондов 16


Глава III. Перспективы развития пенсионной системы РК 26


Заключение 30


Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая-Пенсионный фонд.doc

— 534.00 Кб (Скачать)

       Содержание 

Введение            3 

Глава I. Теоретические основы пенсионной системы РК    4

    1. Понятие пенсионной системы        4

1.2 Причины реформирования пенсионной системы РК     7

1.3 Основные положения действующего Закона «О пенсионном

  обеспечении в РК»          9           

Глава II. Анализ пенсионной системы РК       11

2.1 Пенсионный фонд: назначение и функции      11

2.2 Источники формирования и направления использования

средств пенсионных фондов         16 

Глава III. Перспективы развития пенсионной системы РК    26 

Заключение           30 

Список  литературы          31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       Казахстан первым среди стран СНГ начал  реформировать старую солидарную систему  пенсионного обеспечения граждан  с переходом на накопительную  систему. Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», принятый 20 июня 1997 года положил начало строительству в стране накопительной пенсионной системы.

       Изначально  реформа была задумана и реализована, чтобы снять бюджетную нагрузку и создать более справедливую систему пенсионного обеспечения. Пенсионные накопления позволили осуществить массу государственных программ, реализовать уйму инвестиционных проектов. Но, несмотря на значительные и положительные результаты реформирования накопительных пенсионной системы, многие её проблемы остаются до сих пор нерешенными.

       Предметом исследования являются пенсионные реформы  и система РК; целью - изучение и рассмотрение проблемы пенсионной системы республики; объектом – структура пенсионных фондов.

       В первой главе раскрыты такие вопросы, как понятие накопительной пенсионной системы, её недостатки и преимущества, причины реформирования пенсионной системы,  а также некоторые из положений действующего Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан».

       Пенсионные фонды являются важным звеном сегодняшней накопительной пенсионной системы, во второй главе рассмотрены понятие, функции, назначение пенсионных фондов, источники формирования и направления использования средств пенсионных фондов и представлен анализ пенсионной системы РК в целом.  
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава I. Теоретические основы пенсионной системы РК

       1.1. Понятие накопительной пенсионной системы РК

       Решение о реформировании пенсионной сферы, принятое правительством несколько лет назад, имело историческое значение для всей страны. Казахстан первым среди стран СНГ начал преобразование старой солидарной системы пенсионного обеспечения гражданина с планомерным переходом к накопительной пенсионной системе. Казахская реформа системы пенсионного обеспечения была обусловлена требованиями рыночной экономики и стремлением заложить основы благосостояния населения. Основным стимулом реформы было стремление государства к минимизации своего участия в расходах на пенсионное обеспечение населения. Особенностью казахстанской реформы стало то, что накопительная система была введена не в качестве дополнительного, а в качестве основного элемента нового негосударственного пенсионного обеспечения. 

       Реформа проведена в сжатые сроки (по сравнению с другими странами)

Основные  этапы развития накопительной пенсионной системы: 
1997 год: 
Разрабатывается и утверждается постановлением Правительства Республики Казахстан Концепция реформирования системы пенсионного обеспечения в Республике Казахстан.

Вступает  в силу Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан».

Принято постановление Правительства РК «О создании закрытого акционерного общества «Государственный накопительный пенсионный фонд». ГНПФ была отведена особая стратегическая роль: стимулирование развития НПС, обеспечение максимального вовлечения населения в накопительную пенсионную систему и формированию базы вкладчиков накопительной пенсионной системы, формирование доверия к новой пенсионной системе со стороны населения, созданию основ пенсионного рынка и конкурентной среды. 

1998 год: 
Старт накопительной пенсионной системы и создание инфраструктуры пенсионного рынка.

19 января в ГНПФ поступил первый в истории накопительной пенсионной системы Казахстана пенсионный взнос.

1998 — 2002 годы:

ГНПФ  осуществляет деятельность в режиме «Фонд по умолчанию»: обязательные пенсионные взносы перечисляются работодателем в ГНПФ, если работник не определился с выбором и не заключил договор с другим пенсионным фондом. 

1999 год: 
ГНПФ первый среди пенсионных фондов в истории накопительной пенсионной ГНПФ первый среди пенсионных фондов в истории накопительной пенсионной системы получил лицензию на самостоятельное управление пенсионными активами.

2003 - 2004 года: 
Предоставление государственных гарантии вкладчикам в размере фактически внесенных обязательных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции на момент приобретения получателем права на пенсионные выплаты.

Определены  схемы пенсионных выплат и создана возможность получения пенсий через страховые организации;

Изменены  размер и структура ставок вознаграждения накопительных пенсионных фондов;

Усилена ответственность агентов по уплате обязательных пенсионных взносов;

введены добровольные профессиональные пенсионные взносы;

разработана и принята Программа развития накопительной пенсионной системы на 2005 — 2007 годы. 

2006 год: 
Создан единый учетный центр в целях оптимизации платежей в накопительной пенсионной системе на базе РГКП «Государственного центра по выплате пенсий»;

Установлена внесудебная ответственность пенсионных фондов и организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами, по поддержанию номинальной доходности накоплений вкладчиков;

Осуществление переводов пенсионных накоплений вкладчиков между пенсионными фондами через  Государственный центр по выплате пенсий.

2007 год: 
Организация и проведение по инициативе ГНПФ международной конференции «Пенсионный рынок Казахстана — 10 лет системным реформам», посвященной 10-летию накопительной пенсионной системы Казахстана.

       В июне 2009 года исполнилось двенадцать лет подписанию Закона "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан". В соответствии с этим законом с 1 января 1998 года все работающие граждане в обязательном порядке отчисляют 10% своих доходов в накопительный пенсионный фонд на индивидуальные пенсионные счета. При этом граждане имеют право производить также и добровольные пенсионные отчисления. Накопленные средства инвестируются в экономику, а после прекращения трудовой деятельности работника идут на его личное пенсионное обеспечение.

       Одна из основных сложностей на этапе проведения реформы - двойное бремя, ложащееся на работников и работодателей: обеспечить сегодняшних пенсионеров и позаботиться о собственном будущем. В соответствии с законодательством Республики Казахстан, пенсионная система переходного периода совмещает одновременно два метода финансирования: распределительную - для нынешних пенсионеров, и накопительную на личных счетах - для будущих, причем доля собственных пенсионных накоплений в финансировании пенсий будет постепенно возрастать и к 2045-2050 году элемент распределительной пенсионной системы будет полностью ликвидирован.  

       В части сохранения пенсионных накоплений государство создало мощный механизм трёхступенчатой защиты посредством:

     1)установления строгого надзора за накопительной пенсионной системой с помощью государственных институтов – Комитета по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (раньше этот комитет назывался Национальным пенсионным агентством), уполномоченного органа по регулированию рынка ценных бумаг в лице Национального Банка Р.К. (до середины 2001 года уполномоченным органом являлась Национальная комиссия) и Государственного центра по выплате пенсий;

     2)четкого законодательного разграничения функций и установления системы взаимоконтроля между тремя основными группами участников новой пенсионной системы – накопительными пенсионными фондами, компаниями по управлению пенсионными активами и банками кастодианами;

     3)законодательного установления пруденциальных нормативов и строгого определения перечня финансовых инструментов для инвестирования пенсионных активов.

     Главным же звеном накопительной пенсионной системы являются фонды. и их сегодня 14, один из которых государственный (ГНПФ), 2 – корпоративных («Казахмыс» и «Филип Моррис Казахстан») и 12 – открытых негосударственных (НПФ). Это означает, что фонды работают в условиях конкуренции.

     К прямым участникам пенсионной системы относятся три общественных объединения – Союз участников пенсионной системы РК, объединяющую негосударственные пенсионные фонды, банки кастодианы, компании по управлению пенсионными активами (КУПА), и разработчиков программного продукта для пенсионной сферы, Ассоциацию пенсионных фондов, а также Ассоциацию управляющих активами. Следует отметить ключевую позицию Ассоциации финансистов Р.К., полноправными членами которой являются фонды и КУПА. С системой работают также компании, предоставляющие коммуникационные услуги, различные поставщики, клиенты.

     Суть накопительной пенсионной системы – это сохранение и преумножение средств вкладчиков, т.е. инвестиции в реальное производство. Механизм её функционирования заключается в следующем: работодатели ежемесячно перечисляют в форме обязательных пенсионных взносов 10% от оплаты труда, включая все виды заработной платы, различные премии, доплаты, надбавки. За счет данного источника формируются пенсионные накопления вкладчиков накопительных пенсионных фондов. Вкладчики или их работодатели могут вносить в дополнение к обязательным пенсионным взносам добровольные пенсионные взносы, размер которых не ограничен; они вносятся единовременно или многократно, регулярно или нерегулярно, наличными деньгами или перечисленными.

     Пенсионные взносы направляются в Государственный накопительный пенсионный фонд или негосударственный накопительный пенсионный фонд по выбору вкладчика, которому на основании пенсионного договора открывается индивидуальный пенсионный счет и личный номер – социальный индивидуальный код (СИК).

     Накапливаемые взносы вкладчиков пенсионные фонды передают через уполномоченный банк (кастодиан) КУПА, которая размещает средства в ценные бумаги, депозиты банков и другие финансовые инструменты. Полученный при размещении доход называется инвестиционным доходом, распределяется по индивидуальным счетам вкладчиков в соответствии с суммой накопленных средств. Таким образом, формируется индивидуальные пенсионные накопления вкладчиков, выплачиваемые им при наступлении пенсионного возраста.  

1.2 Причины реформирования пенсионной системы РК 

     Старая система — традиционная накопительная, с установленными выплатами.  
— Выплаты определялись формулой на основе заработка и количества лет отчислений.

       — Пенсионные активы не инвестировались.

       Ее характеристики:

       — Большой охват.

       — Низкий пенсионный возраст (55/60).

       — Низкие пенсии (ставка замещения 38%).

       — Льготы по раннему выходу на пенсию для определенных социальных групп привели к несправедливому распределению ресурсов (средний фактический возраст выхода на пенсию — 52 года).

       Реформа в Казахстане вызвана:

  • Крайней чувствительностью к экономическим спадам.
  • Сокращением занятости в официальном секторе.
  • Быстрым старением населения.
  • Уклонением от налогов и пенсионных отчислений в неофициальном секторе.
  • Отсутствием связи между взносами и выплатами.
  • Неизбежным крахом пенсионной системы.

Информация о работе Перспективы развития пенсионной системы РК