Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2011 в 10:26, курсовая работа
Пенсионные фонды являются важным звеном сегодняшней накопительной пенсионной системы, во второй главе рассмотрены понятие, функции, назначение пенсионных фондов, источники формирования и направления использования средств пенсионных фондов и представлен анализ пенсионной системы РК в целом.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы пенсионной системы РК 4
Понятие пенсионной системы 4
1.2 Причины реформирования пенсионной системы РК 7
1.3 Основные положения действующего Закона «О пенсионном
обеспечении в РК» 9
Глава II. Анализ пенсионной системы РК 11
2.1 Пенсионный фонд: назначение и функции 11
2.2 Источники формирования и направления использования
средств пенсионных фондов 16
Глава III. Перспективы развития пенсионной системы РК 26
Заключение 30
Список литературы 31
Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретические основы пенсионной системы РК 4
1.2 Причины реформирования пенсионной системы РК 7
1.3 Основные положения действующего Закона «О пенсионном
обеспечении в РК» 9
Глава II. Анализ пенсионной системы РК 11
2.1 Пенсионный фонд: назначение и функции 11
2.2 Источники формирования и направления использования
средств
пенсионных фондов 16
Глава
III. Перспективы развития
пенсионной системы
РК 26
Заключение 30
Список
литературы 31
Введение
Изначально реформа была задумана и реализована, чтобы снять бюджетную нагрузку и создать более справедливую систему пенсионного обеспечения. Пенсионные накопления позволили осуществить массу государственных программ, реализовать уйму инвестиционных проектов. Но, несмотря на значительные и положительные результаты реформирования накопительных пенсионной системы, многие её проблемы остаются до сих пор нерешенными.
Предметом исследования являются пенсионные реформы и система РК; целью - изучение и рассмотрение проблемы пенсионной системы республики; объектом – структура пенсионных фондов.
В первой главе раскрыты такие вопросы, как понятие накопительной пенсионной системы, её недостатки и преимущества, причины реформирования пенсионной системы, а также некоторые из положений действующего Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан».
Пенсионные
фонды являются важным звеном сегодняшней
накопительной пенсионной системы, во
второй главе рассмотрены понятие, функции,
назначение пенсионных фондов, источники
формирования и направления использования
средств пенсионных фондов и представлен
анализ пенсионной системы РК в целом.
Глава I. Теоретические основы пенсионной системы РК
1.1. Понятие накопительной пенсионной системы РК
Решение
о реформировании пенсионной сферы, принятое
правительством несколько лет назад, имело
историческое значение для всей страны.
Казахстан первым среди стран СНГ начал
преобразование старой солидарной системы
пенсионного обеспечения гражданина с
планомерным переходом к накопительной
пенсионной системе. Казахская реформа
системы пенсионного обеспечения была
обусловлена требованиями рыночной экономики
и стремлением заложить основы благосостояния
населения. Основным стимулом реформы
было стремление государства к минимизации
своего участия в расходах на пенсионное
обеспечение населения. Особенностью
казахстанской реформы стало то, что накопительная
система была введена не в качестве дополнительного,
а в качестве основного элемента нового
негосударственного пенсионного обеспечения.
Реформа проведена в сжатые сроки (по сравнению с другими странами)
Основные
этапы развития накопительной пенсионной
системы:
1997 год:
Разрабатывается и утверждается постановлением
Правительства Республики Казахстан Концепция
реформирования системы пенсионного обеспечения
в Республике Казахстан.
Вступает в силу Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан».
Принято
постановление Правительства
1998 год:
Старт накопительной пенсионной системы
и создание инфраструктуры пенсионного
рынка.
19 января в ГНПФ поступил первый в истории накопительной пенсионной системы Казахстана пенсионный взнос.
1998 — 2002 годы:
ГНПФ
осуществляет деятельность в режиме «Фонд
по умолчанию»: обязательные пенсионные
взносы перечисляются работодателем в ГНПФ,
если работник не определился с выбором
и не заключил договор с другим пенсионным
фондом.
1999 год:
ГНПФ первый среди пенсионных фондов в истории
накопительной пенсионной ГНПФ первый
среди пенсионных фондов в истории накопительной
пенсионной системы получил лицензию
на самостоятельное управление пенсионными
активами.
2003 - 2004 года:
Предоставление государственных гарантии
вкладчикам в размере фактически внесенных
обязательных пенсионных взносов с учетом
уровня инфляции на момент приобретения
получателем права на пенсионные выплаты.
Определены схемы пенсионных выплат и создана возможность получения пенсий через страховые организации;
Изменены размер и структура ставок вознаграждения накопительных пенсионных фондов;
Усилена
ответственность агентов по
введены добровольные профессиональные пенсионные взносы;
разработана
и принята Программа развития накопительной
пенсионной системы на 2005 — 2007 годы.
2006 год:
Создан единый учетный центр в целях оптимизации
платежей в накопительной пенсионной системе
на базе РГКП «Государственного центра
по выплате пенсий»;
Установлена
внесудебная ответственность
Осуществление
переводов пенсионных накоплений вкладчиков
между пенсионными фондами
2007 год:
Организация и проведение по инициативе
ГНПФ международной конференции «Пенсионный
рынок Казахстана — 10 лет системным реформам»,
посвященной 10-летию накопительной пенсионной
системы Казахстана.
В июне 2009 года исполнилось двенадцать лет подписанию Закона "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан". В соответствии с этим законом с 1 января 1998 года все работающие граждане в обязательном порядке отчисляют 10% своих доходов в накопительный пенсионный фонд на индивидуальные пенсионные счета. При этом граждане имеют право производить также и добровольные пенсионные отчисления. Накопленные средства инвестируются в экономику, а после прекращения трудовой деятельности работника идут на его личное пенсионное обеспечение.
Одна
из основных сложностей на этапе проведения
реформы - двойное бремя, ложащееся на
работников и работодателей: обеспечить
сегодняшних пенсионеров и позаботиться
о собственном будущем. В соответствии
с законодательством Республики Казахстан,
пенсионная система переходного периода
совмещает одновременно два метода финансирования:
распределительную - для нынешних пенсионеров,
и накопительную на личных счетах - для
будущих, причем доля собственных пенсионных
накоплений в финансировании пенсий будет
постепенно возрастать и к 2045-2050 году элемент
распределительной пенсионной системы
будет полностью ликвидирован.
В части сохранения пенсионных накоплений государство создало мощный механизм трёхступенчатой защиты посредством:
1)установления строгого надзора за накопительной пенсионной системой с помощью государственных институтов – Комитета по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (раньше этот комитет назывался Национальным пенсионным агентством), уполномоченного органа по регулированию рынка ценных бумаг в лице Национального Банка Р.К. (до середины 2001 года уполномоченным органом являлась Национальная комиссия) и Государственного центра по выплате пенсий;
2)четкого законодательного разграничения функций и установления системы взаимоконтроля между тремя основными группами участников новой пенсионной системы – накопительными пенсионными фондами, компаниями по управлению пенсионными активами и банками кастодианами;
3)законодательного установления пруденциальных нормативов и строгого определения перечня финансовых инструментов для инвестирования пенсионных активов.
Главным же звеном накопительной пенсионной системы являются фонды. и их сегодня 14, один из которых государственный (ГНПФ), 2 – корпоративных («Казахмыс» и «Филип Моррис Казахстан») и 12 – открытых негосударственных (НПФ). Это означает, что фонды работают в условиях конкуренции.
К прямым участникам пенсионной системы относятся три общественных объединения – Союз участников пенсионной системы РК, объединяющую негосударственные пенсионные фонды, банки кастодианы, компании по управлению пенсионными активами (КУПА), и разработчиков программного продукта для пенсионной сферы, Ассоциацию пенсионных фондов, а также Ассоциацию управляющих активами. Следует отметить ключевую позицию Ассоциации финансистов Р.К., полноправными членами которой являются фонды и КУПА. С системой работают также компании, предоставляющие коммуникационные услуги, различные поставщики, клиенты.
Суть накопительной пенсионной системы – это сохранение и преумножение средств вкладчиков, т.е. инвестиции в реальное производство. Механизм её функционирования заключается в следующем: работодатели ежемесячно перечисляют в форме обязательных пенсионных взносов 10% от оплаты труда, включая все виды заработной платы, различные премии, доплаты, надбавки. За счет данного источника формируются пенсионные накопления вкладчиков накопительных пенсионных фондов. Вкладчики или их работодатели могут вносить в дополнение к обязательным пенсионным взносам добровольные пенсионные взносы, размер которых не ограничен; они вносятся единовременно или многократно, регулярно или нерегулярно, наличными деньгами или перечисленными.
Пенсионные взносы направляются в Государственный накопительный пенсионный фонд или негосударственный накопительный пенсионный фонд по выбору вкладчика, которому на основании пенсионного договора открывается индивидуальный пенсионный счет и личный номер – социальный индивидуальный код (СИК).
Накапливаемые
взносы вкладчиков пенсионные фонды передают
через уполномоченный банк (кастодиан)
КУПА, которая размещает средства в ценные
бумаги, депозиты банков и другие финансовые
инструменты. Полученный при размещении
доход называется инвестиционным доходом,
распределяется по индивидуальным счетам
вкладчиков в соответствии с суммой накопленных
средств. Таким образом, формируется индивидуальные
пенсионные накопления вкладчиков, выплачиваемые
им при наступлении пенсионного возраста.
1.2
Причины реформирования
пенсионной системы
РК
Старая
система — традиционная накопительная,
с установленными выплатами.
— Выплаты определялись формулой на основе
заработка и количества лет отчислений.
— Пенсионные активы не инвестировались.
Ее характеристики:
— Большой охват.
— Низкий пенсионный возраст (55/60).
— Низкие пенсии (ставка замещения 38%).
— Льготы по раннему выходу на пенсию для определенных социальных групп привели к несправедливому распределению ресурсов (средний фактический возраст выхода на пенсию — 52 года).
Реформа в Казахстане вызвана:
Информация о работе Перспективы развития пенсионной системы РК