Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:44, курсовая работа
Развитие малого и среднего предпринимательства имеет ряд преимуществ в сравнении с крупным производством, а именно: активизирует структурную перестройку экономики, предоставляет широкую свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивает быструю окупаемость затрат, оперативно реагирует на изменение потребительского спроса. Малый бизнес помогает насытить рынок товарами и услугами, преодолевать отраслевой и территориальный монополизм, расширить конкуренцию.
Введение………………………………………………………………………….2
1.Понятие малого бизнеса……………………………………………………….3
1.2Краткая характеристика развития малого бизнеса в РФ…………………………………………………………………………………6
1.3Особенности развития малого бизнеса в современной России……………………………………………………………………………10
1.4 Государственная поддержка малого бизнеса…………………………………………………………………………...12
2.Анализ развития малого бизнеса в нефтяной и газовой промышленности………………………………………………………………..14
2.1 Малый бизнес в зарубежных странах……………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………20
Литература……………………………………………………………………….21
При этом подразумевается не просто существование в России этих рынков и наличие соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей их эффективную работу, но и возможность доступа на них малых предприятий, повышения их роли в формировании спроса, а также полной и достоверной информации о состоянии рынков, причем в национальном масштабе.
Большим недостатком я считаю, что экономика России продолжает оставаться высокомонополизированной: 4% промышленных компаний с числом работников более тысячи человек реализовали около всей промышленной продукции.
1.4 Государственная поддержка малого бизнеса
За последнее десятилетие в
России сформировались основные общепринятые
в странах с развитой рыночной
экономикой элементы системы государственной
поддержки малого предпринимательства.
Учитывая современные условия и
проблемы развития малого предпринимательства,
а также недостаточную
Систему государственной поддержки
малого предпринимательства в
- государственные нормативно-
-государственный аппарат,
-государственная
1.Основным инструментом
Руководство реализацией государственной
политики в сфере поддержки малого
предпринимательства
2. Анализ развития малого бизнеса в нефтяной и газовой промышленности
Мировая практика промышленно развитых стран показывает, что малый бизнес — важный и необходимый сегмент нефтяной промышленности. Согласно наиболее известному методу классификации предприятий — оно определяется как малое, среднее или крупное в соответствии с абсолютной величиной какого-либо показателя или группы показателей. В качестве таких показателей берутся количество занятых на фирме, размер ее активов и годовой оборот (валовая выручка за год).
В мировой практике встречаются
весьма разнообразные варианты использования
количественного метода в целях
классификации компаний.
В классификации разных стран предусматривается
более детальная разбивка торгового оборота
или количество занятых внутри отрасли
в зависимости от конкретного вида основной
деятельности компании (рис.1).
Нефтяная промышленность США — представляет
пример сосуществования вертикально-интегрированных
нефтяных компаний (ВИНК) и малых нефтедобывающих
предприятий. Если первым подконтролен
весь производственный цикл от геологоразведочных
работ до реализации нефти и нефтепродуктов,
то вторые занимаются исключительно разведкой
и добычей нефти.
Малые нефтяные компании многочисленны, их насчитывается порядка 7400. Большинство из них работают в глубине континента на низкорентабельных скважинах, однако в общей сложности на малые компании приходится около 40% американской нефтедобычи. Часть из них добывает менее 10 баррелей в сутки. В то же время лидеры среди «малых» (производящие 20–320 тыс. баррелей в сутки) обладают разветвленной сетью зарубежных активов, добыча нефти с которых, правда, не достигает значительных объемов.
Среднестатистическая малая нефтяная компания в РФ молода — 24 года и в ее штате трудятся 12 человек; валовой доход такой компании в 2000 г. составил 4,6 млн долл., чистая прибыль — 0,6 млн долл., объем капиталовложений — около 2 млн долл.
Малая компания в среднем
эксплуатирует 50 скважин, из которых 25
относится к малодебитным (0,5 т в
сутки, т.е. 3,5 барреля), при этом 60% общего
количества добываемой нефти добывается
из малодебитных скважин.
Различия между ВИНК и малыми нефтедобывающими
компаниями особенно ярко проявились
в период низких мировых цен на нефть.
Крупные компании начали снижать уровень
добычи, консервировать скважины, свертывать
разведку и разработку новых месторождений.
Уровень их запасов снизился почти на
20%. Сокращение запасов также произошло
из-за массовой продажи месторождений.
Крупные компании предпочли переместить
капитал в другие сектора бизнеса. Малые
компании не так остро прореагировали
на изменение мировой конъюнктуры. Их
доля в нефтедобыче росла и в 1997– 1998гг.
даже превысила долю крупных компаний.
Переместить капитал из одной отрасли
в другую они не могли, поэтому покупали,
разведывали и разрабатывали новые месторождения,
их запасы увеличились в 2 раза.
Рис.1 Критерии отнесения предприятий к категории малого бизнеса
Резкое падение мировых цен на нефть в 2008 году поставило в очень неудобное положение нефтедобывающие компании. Наиболее серьезно в период кризиса пострадали малые нефтепромысловики, не имеющие ни сколько-нибудь значительных запасов нефти, ни финансовых возможностей для маневра. Тогда почти все малые нефтедобытчики приостановили промысел, поскольку он стал нерентабельным. Сегодня мировые цены почти достигли уровня докризисных, государство всячески пытается поддержать малый нефтепромысловый бизнес, однако проблем в отрасли по-прежнему хватает.
В 2008-м, первом кризисном году, цена на нефть марки Brent буквально за несколько месяцев упала в несколько раз – со 134,6 $ за баррель в июне до 43,6 $ в декабре. Так начинался мировой кризис. И если крупные нефтепромысловики, пусть и с потерями, перенесли такое падение, то малым компаниям пришлось не сладко. К 2009 году почти все малые нефтедобывающие компании приостановили добычу. Тогда промысловики винили во всем не только низкие мировые цены, но и высокую пошлину, а также единый для всех налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Как ни странно, с тех пор количество нефтедобытчиков не только не сократилось, но еще и увеличилось. По статистике, с 2004 года по сегодняшний день количество юридических лиц, осуществляющих добычу нефти и газа, увеличилось с десяти до 31-го. Причем три кризисных года – с 2008 по 2010 их количество не менялось (28 нефтедобывающих компаний), а с 2011 года число недропользователей снова начинает расти. Однако значительная часть из них испытывает финансовые трудности, некоторые уже банкроты.
Из 26-ти малых нефтедобытчиков в данный момент добычу ведут только 12 компаний, то есть, меньше половины. Впрочем, это не обязательно связано с какими-то проблемами у бизнеса, возможно, что, например, еще не завершен этап разведки.
Всего в 2012 выдано 176 лицензий на добычу нефти и газа. Из них 77 принадлежит ООО «ЛУКойл», 51 – его дочкам. У остальных – от одной до четырех лицензий.
На налоговые отчисления нефтедобытчики сейчас тратят 60–70 % дохода. Причем рентабельность бизнеса от мировых цен на нефть, по его мнению, напрямую не зависит: налог изменяется вместе с изменением биржевых цен. А сейчас, к тому же, для мелких месторождений действует пониженная ставка налога на добычу полезных ископаемых – за месторождения-малыши можно платить вдвое меньше.
В кризисные годы, когда цены на нефть падали, проблема заключалась в том, что предприятия добывали и продавали нефть условно в этом месяце, а налоги платили в следующем. То есть, цена сырья уже упала, а налоги приходится платить со вчерашней, более высокой цены. Именно с этой ситуацией связывают проблемы нефтедобытчиков 3–4 летней давности.
Снижение интереса к новым месторождениям связывают со «слегка завышенной» стоимостью лицензии на добычу нефти и газа.
Другая проблема нефтедобытчиков-малышей – завышенные требования к утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ). В лицензионных соглашениях говорится о том, что 95 % ПНГ должны быть переработаны – то есть, направлены на собственные нужды (отопление, электрогенерацию и т.д.) или проданы населению. Однако переработка и доставка газа требуют дополнительных производственных мощностей. При этом доставка газа до других потребителей с удаленных малых месторождений зачастую просто нерентабельна, а использовать 95 % ПНГ прямо на участке добычи просто некуда. Отсюда и газовые факелы. По мнению Омера Дельгадо норма переработки ПНГ должна быть дифференцирована для крупных и малых месторождений, поскольку для мелких предприятий это зачастую «слишком большая финансовая нагрузка».
Проблема также в том,
что малые и средние нефтяные
компании имеют меньше финансовых возможностей
для маневра, и кризис переживают
тяжелее, чем крупные. Всего в
России по различным оценкам
Согласно данным Росстата рентабельность добычи сырой нефти в РФ сегодня превышает докризисные показатели. В 2008 году рентабельность составляла 36,72 %, в 2009 году – 24,94 %, в 2010 году – 39,01 %, в 2011 году – 41,08 %, в 2012 году – 37,69 %.
2.1 Малый бизнес в зарубежных странах
Там есть традиция и своя история. Например, в Польше именно малый бизнес владеет частными магазинами, ресторанами, кафе. Значительна его доля и в сфере услуг. Однако, как и в России, частные предприниматели постоянно испытывают налоговый пресс. Плюс возникшие новые обстоятельства - введение визового режима для соседних стран, после того как Польша вступила в Евросоюз.
В Болгарии существует программа поддержки государством малого предпринимательства. Практически сегодня 90 % предприятий - это малые и средние. Наибольший интерес для нас представляет развитие малого бизнеса в Германии. Здесь процветает так называемый малый семейный бизнес. Сегодня работают уже более 2290 тысяч таких предприятий, а число занятого в них населения превысило цифру 19 млн человек. Это 70 % от всего активного населения.
Такому положению
Заключение
Рядовому россиянину нефтедобывающая отрасль видится пятью-десятью корпорациями-гигантами. На деле же, помимо них, в этом секторе работают более 150 предприятий малого и среднего бизнеса, на чью долю приходится свыше 10 % от общероссийских объемов добычи. Освоение недр малыми и средними предприятиями может вестись еще активнее и эффективнее.Как показывает мировой опыт, присутствие на рынке наряду с большими компаниями малых и средних недропользователей приносит положительные результаты. Скажем, в нефтегазовой отрасли США и Канады уже давно существует статус независимой (то есть неинтегрированной) компании, и такие фирмы обеспечивают добычу около 40 % извлекаемой в этих странах нефти. Наличие таких предприятий гарантирует многоукладность экономики, защищает государство от возможной монополизации, а также ведет к более полному и рациональному использованию минерально-сырьевого потенциала. Месторождения очень разнообразны по своим запасам, географическому расположению и сложности добычи полезных ископаемых. Разрабатывать некоторые из них для больших нефтяных холдингов - дело слишком хлопотное: не те объемы, не та рентабельность, при этом нужны особенные, подчас разработанные под конкретное месторождение, технологии добычи и специфические навыки персонала. В таких случаях опыт малых и средних предприятий незаменим.
Информация о работе Перспективы малого бизнеса в нефтегазовой промышленности