Перспективы малого бизнеса в нефтегазовой промышленности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:44, курсовая работа

Описание работы

Развитие малого и среднего предпринимательства имеет ряд преимуществ в сравнении с крупным производством, а именно: активизирует структурную перестройку экономики, предоставляет широкую свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивает быструю окупаемость затрат, оперативно реагирует на изменение потребительского спроса. Малый бизнес помогает насытить рынок товарами и услугами, преодолевать отраслевой и территориальный монополизм, расширить конкуренцию.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
1.Понятие малого бизнеса……………………………………………………….3
1.2Краткая характеристика развития малого бизнеса в РФ…………………………………………………………………………………6
1.3Особенности развития малого бизнеса в современной России……………………………………………………………………………10
1.4 Государственная поддержка малого бизнеса…………………………………………………………………………...12
2.Анализ развития малого бизнеса в нефтяной и газовой промышленности………………………………………………………………..14
2.1 Малый бизнес в зарубежных странах……………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………20
Литература……………………………………………………………………….21

Работа содержит 1 файл

ОТРАСЛЬ.docx

— 77.77 Кб (Скачать)

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………….2

1.Понятие малого бизнеса……………………………………………………….3

  1.2Краткая характеристика развития малого бизнеса в РФ…………………………………………………………………………………6

  1.3Особенности развития малого бизнеса в современной России……………………………………………………………………………10

  1.4 Государственная поддержка  малого бизнеса…………………………………………………………………………...12

2.Анализ развития малого бизнеса в нефтяной и газовой промышленности………………………………………………………………..14

  2.1 Малый бизнес в зарубежных странах……………………………………..19

Заключение………………………………………………………………………20

Литература……………………………………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Малый и средний бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру  и качество валового национального  продукта (ВНП). Во всех развитых странах  на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП.

В большинстве стран, таких как  США. Япония, Германия, Франция, Великобритания, подавляющую долю — 99,3-99,7% от количества предприятий составляют так называемые малые и средние предприятия. Как правило, такие предприятия дают 75—80% новых рабочих мест в отличие от крупных производств, где наблюдается сокращение занятости.

Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры.

Развитие малого и среднего предпринимательства  имеет ряд преимуществ в сравнении с крупным производством, а именно: активизирует структурную перестройку экономики, предоставляет широкую свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивает быструю окупаемость затрат, оперативно реагирует на изменение потребительского спроса. Малый бизнес помогает насытить рынок товарами и услугами, преодолевать отраслевой и территориальный монополизм, расширить конкуренцию.

Он обладает значительным потенциалом  в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут  быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного  рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов.Целью данной работы является раскрытие понятия малого бизнеса,его развития в РФ и нефтегазовой промышленности.

 

1.Понятие малого бизнеса

Малый бизнес –  это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики  при определенных установленных  законами, государственными органами или другими представительными  организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:

А)численность персонала;

Б)размер уставного капитала;

В)величина активов;

Г)объем оборота (прибыли, дохода).

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся  к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически  во всех странах определяющим критерием  является численность работников за отчетный период.

На сегодняшний  день, в России под субъектами малого бизнеса понимают коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных  и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в  которых средняя численность  работников за отчетный период на превышает  предельных уровней:

1)в промышленности - 100 человек;

2)в строительстве - 100 человек;

3)на транспорте - 100 человек;

4)в сельском хозяйстве - 60 человек;

5)в научно технической сфере - 60 человек;

6)в оптовой торговле - 50 человек;

7)в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

8)в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

9)А также под субъектами малого бизнеса понимаются физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень  велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться  не в состоянии. Становление и  развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной  экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определюящий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП. Поэтому абссолютное большинство развитых государств всемерно поощеряет деятельность малого бизнеса.Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость.Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомнополизированной экономики имеет первостепенное значение.Нельзя также забывать, что малые предприятия оказывают меньше воздействие и на экологическую обстановку.Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление пророрыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики.Стимулирующим фактором в развитии малого бизнеса является налоговая политика государства.Суть налоговой политики заключается в поэтапном уменьшении предельных ставок налогов и снижении прогрессивности налогооблажения при достаточно узкой налоговой базе и широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия является одним из методов налогооблажения малых предприятий. Например, в США действуют льготные ставки налога на доходы до 16 тыс. долларов, 15-процентный налог на первые 50 тыс. долларов и 25-процентный на следующие 25 тыс. Сверх этой суммы действует максимальная ставка - 34 процента.

 

 

 

 

 

 

 

1.2Краткая характеристика развития малого бизнеса РФ

История малого предпринимательства  в России связана с широким  распространением кооперативов и трудовых артелей. На начало 1917 года действовало около 50 тысяч кооперативов, причем коллективная собственность распространялась на все этапы - от закупки средств и предметов труда до продажи изготовленного продукта. Артели обладали особой мобильностью, их состав постоянно менялся, сохранялось лишь ядро из четырех-пяти человек.

В период военного коммунизма предпринимательская деятельность переместилась в теневую сферу. В середине 1920-х годов в условиях НЭПа (1921-1928 гг.) 73% торговцев приобрели патенты на торговлю с лотков и киосков, на их долю приходилась треть всего частного товарооборота; 23% торговцев открыли магазины, где были заняты главным образом сами владельцы и члены их семей, доля наемного труда не превышала 25%; и лишь 4% торговых заведений основывались на наемном труде.

В 1930-е годы малый  бизнес снова был вытеснен в теневую  сферу. В российской экономической  литературе утвердилась концепция, согласно которой крупное производство имело абсолютное преимущество перед  мелким, а мелкие производители неизбежно  расслаивались и превращались в  наемных рабочих. Однако действительность не подтвердила этих выводов. Малый  бизнес доказал свою конкурентоспособность  в сфере мелкосерийного и индивидуального  производства товаров и услуг, особенно инновационных, а также в качестве поставщика комплектующих изделий и услуг для крупного бизнеса.

В то же время не подтвердились и выводы ряда российских экономистов 1990-х годов о том, что рыночная экономика опирается  только на малый бизнес, поскольку  его доля в валовом внутреннем продукте и общем числе занятых  в развитых странах достигает 40-60%. Большинство формально независимых  малых предприятий работает по заказам  крупных корпораций, получая от них  не только заказы, но и технологии, регламенты управления качеством продукции, кредиты на формирование оборотных средств.

Российское малое предпринимательство  с 1990-х годов прошло четыре этапа  развития. Первый из них начался  в конце 1980-х годов, когда огромные льготы всех видов, в том числе  за счет средств госбюджета, обусловили быстрое накопление капиталов, организацию  производства дефицитных товаров широкого потребления и бытовых услуг, развитие розничной торговли, общественного  питания и прочее. Однако на этом этапе ресурсы государственных  предприятий перекачивались в теневую  экономику и в основном не реинвестировались, а уходили за рубеж и на непроизводственное потребление. "Аренда с правом выкупа" означала, как правило, присвоение государственного имущества неэффективными собственниками (формально она была отменена в 2002 году).

 Второй этап экстенсивного  развития малого предпринимательства  начался в 1991-1992 годах с либерализацией  цен, массовой приватизацией11 и  отменой монополии внешней торговли. В 1991-1994 годах число малых предприятий  выросло с 268 до 897 тысяч, а занятость  на них - с 5,4 до 8,8 миллионов  человек. Число малых научно-технических  фирм за один 1993 год выросло  в 1,8 раза, несмотря на высокую  инфляцию и утрату оборотных  средств из-за отсутствия их  индексации. Малый бизнес наладил  производство многих потребительских  товаров (крупные предприятия  нередко выдавали их работникам вместо зарплаты). К 1996 году число малых фирм достигло максимума (1040 тысяч).

 Третий этап развития  малого предпринимательства (с  1996-1997 годов до 2003 года) сопровождался  сокращением числа малых предприятий  из-за резкого снижения доходности  самостоятельной предпринимательской  деятельности. Налоги стали отнимать  до 80% легального дохода предпринимателей. В итоге в 1990-е годы число  малых фирм сократилось до 840 тысяч.  Из-за финансового кризиса и  потери средств, в банках от  трети до половины фирм ушли  с легального рынка.

Правительство не имело  реальной стратегии поддержки малого бизнеса, особенно в инновационной  и производственной сферах. Созданные в рамках принятого в 1995 году закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" фонды практически не функционировали. Кредиты малому бизнесу выдавались в основном "Европейским банком реконструкции и развития" и другими зарубежными структурами под высокий процент. Не развивался лизинг.

В 2001-2002 годах число  малых предприятий выросло с 842 до 878 тысяч, а их доля в валовом  внутреннем продукте - с 9,6 до 10,4%. Это  позволило увеличить занятость  с 7,23 до 7,78 миллионов человек, то есть создать 550 тысяч рабочих мест. Однако, как подтвердили исследования Российского центра малого предпринимательства, Центра экономических и финансовых исследований и разработок, Института исследований проблем предпринимательства, существенных улучшений в положении малого и среднего бизнеса не произошло. Большая часть малого и среднего бизнеса остается в теневой экономике. В ряде регионов до половины малых предприятий существует не более одного квартала и не ведет реальной хозяйственной деятельности. Число занятых в малом бизнесе даже с учетом индивидуальных предпринимателей составляет всего 17% экономически активного населения. На эту сферу в 2002 году приходилось всего 2,6% инвестиций. С 2003 года российский малый бизнес начал качественно новый, четвёртый, этап своего развития, который продолжается до наших дней. 

6 июля 2007 года Государственной  Думой принят Федеральный закон  РФ. N 209-ФЗ "О развитии малого  и среднего предпринимательства  в Российской Федерации"

Новый закон (2007 года), в отличие от старого (1995 года), предусматривает  финансовую, имущественную и налоговую  поддержку малых и средних  компаний, а также оказание помощи в области внешнеэкономической  деятельности. Принятие этого закона привело к необходимости внесения изменений в целый ряд нормативных  актов, а именно в законы "О  бухгалтерском учете", "О финансовой аренде (лизинге)", "О применении контрольно-кассовой техники при  осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных  карт".

Это не единственный способ поддержки малого и среднего бизнеса. Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2008-2010 годы, подготовленному Министерством  экономического развития РФ, из бюджета  Российской Федерации на финансирование программы малого предпринимательства  ежегодно будет направляться около 4 млрд руб. Средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию государственной поддержки малого предпринимательства, будут предоставляться субъектам Российской Федерации на конкурсной основе при условии финансирования расходов по их реализации из региональных бюджетов. Это позволит привлекать для реализации программы финансовые средства регионов и стимулировать их к принятию новых, более эффективных, программ поддержки и развития малого предпринимательства.

 

 

 

1.3 Особенности развития  малого бизнеса современной в  России

 
Малый бизнес в России обладает некоторыми отличающими его  от малого бизнеса большинства зарубежных стран особенностями.

К ним относятся:

А)совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности;

Б)отсутствие четкой специализации, стремление к максимальной самостоятельности;

В)низкий технической уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом;

Г)относительно высокий уровень квалификации кадров и низкий уровень менеджмента, высокая приспособляемость к сложной экономической обстановке;

Д)неразвитость инфраструктуры поддержки малых предприятий, препятствующая стремлению успешно функционирующих малых предприятий выйти на международные рынки, отсутствие полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных, консультационных услуг

Важным экономическим  условием становления малого бизнеса, которое во многом зависит от эффективности  методов государственного управления, регулирования и контроля, является наличие и степень развитости рынков факторов производства, таких  как рынок капитала, рынок труда, рынок инвестиционных товаров, включая  землю и иные объекты недвижимости.

Информация о работе Перспективы малого бизнеса в нефтегазовой промышленности