Перспективы экономического развития стран Содружества

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 18:24, реферат

Описание работы

За 20 лет своей деятельности Содружество Независимых Государств доказало свою важную историческую роль в мировых и региональных политических и экономических процессах.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 27.64 Кб (Скачать)

3 Перспективы экономического развития стран Содружества

 

3.1 Общая  оценка деятельности СНГ

 

За 20 лет  своей деятельности Содружество  Независимых Государств доказало свою важную историческую роль в мировых  и региональных политических и экономических  процессах.

Содружество прошло сложный путь становления, включающий отказ от завышенных ожиданий, преодоление  центробежных тенденций, поиск оптимальных  форм сотрудничества, адаптацию его  институтов и механизмов к потребностям многостороннего взаимодействия. В  итоге сформирована работоспособная  система уставных и отраслевых органов, базовых организаций в различных  отраслях взаимодействия, создана Межпарламентская Ассамблея. Проведена инвентаризация обширной договорно-правовой базы, создан Единый реестр правовых актов Содружества, отработаны необходимые процедуры. Отлажен механизм наблюдения за выборами и референдумами. Сложилась модель разноформатного и разноуровневого сотрудничества, предполагающая гибкость и избирательное участие в нем государств при стремлении к достижению консенсуса.

Во многом благодаря Содружеству торгово-экономические  отношения были переведены на рыночную основу, налажены постоянный политический диалог, сотрудничество в укреплении безопасности и стабильности, в гуманитарной сфере.

СНГ стало  единственной в своем роде платформой многостороннего взаимодействия его  участников практически во всех областях.

В целом  за 20 лет Содружество состоялось как уникальная региональная межгосударственная организация и механизм взаимодействия в решении ключевых вопросов развития входящих в него государств, включая  экономику, безопасность, политическое и гуманитарное сотрудничество, миграцию и развитие контактов между гражданами государств – участников Содружества.

Вместе  с тем ряд проблем в течение  прошедших лет не получил приемлемого  разрешения для всех государств –  участников СНГ. Поэтому сохраняется  необходимость проведения ряда взаимосогласованных  институциональных и структурных  реформ в целях совершенствования  рыночных инфраструктуры и механизмов.

 

 

 

3.2 Стратегия  развития стран СНГ: цели и  задачи

 

В настоящее  время основополагающим документом, нацеленным на поиск взаимоприемлемых решений всего спектра экономических  проблем, является Стратегия экономического развития Содружества Независимых  Государств на период до 2020 г.

Стратегия – это комплексный документ, представляющий собой систему согласованных  государствами – участниками  СНГ взглядов на общие цели, приоритеты и перспективы социально-экономического развития для углубления межгосударственных экономических отношений и превращения  Содружества Независимых Государств в полноправного значимого участника системы международных экономических отношений. Это прежде всего торговля, топливно-энергетический и агропромышленный комплексы, транспорт, сфера инноваций. Конкретная реализация положений Стратегии осуществляется в рамках планов, в которых отражаются качественные особенности каждого ее этапа.

Чтобы лучше  понять значимость перспективы нужно  определить цели и задачи этой стратегии.

Целью Стратегии  являются придание дополнительных импульсов  экономическому взаимодействию государств – участников СНГ, обеспечение устойчивого  развития, экономической безопасности, повышение благосостояния и качества жизни населения, конкурентоспособности  национальной экономики государств – участников СНГ и укрепления их позиций в мировой хозяйственной  системе.

Реализация  Стратегии отвечает жизненно важным интересам каждого государства  – участника СНГ, является для  них приоритетом и призвана содействовать  гармоничному развитию хозяйственной  жизни.

Развитие  экономического сотрудничества в рамках СНГ не противоречит развитию отношений  с другими государствами, не ограничивает и не ущемляет их взаимодействие.

Основой Стратегии являются добровольность и самостоятельность государств – участников СНГ в определении  направлений и глубины участия  в интеграционных процессах, последовательность и этапность реализации мероприятий по развитию экономического сотрудничества.

Новые перспективы  развития Содружества связаны с  решением ряда важнейших задач. Постараемся  выделить главные экономические  задачи:

    1. завершение формирования и обеспечение полномасштабного функционирования режима свободной торговли на пространстве          Содружества;
    2. создание эффективных платежно-расчетных механизмов во взаимной торговле, организация в перспективе интегрированного валютного рынка;
    3. повышение глобальной конкурентоспособности национальной экономики;
    4. развитие финансовых институтов и повышение инвестиционной привлекательности;
    5. углубление сотрудничества в области энергетики в целях повышения надежности энергоснабжения и оптимизации использования топливно-энергетических ресурсов, формирование общего электроэнергетического рынка Содружества;
    6. формирование сети межгосударственных транспортных коридоров на пространстве Содружества, развитие железнодорожного, автомобильного, авиационного транспорта и повышение уровня взаимодействия между различными видами транспорта при осуществлении международных перевозок;
    7. взаимодействие в социальной сфере, создание условий для интеграции систем образования государств – участников СНГ, их согласованное развитие и сотрудничество.

Эти и  многие другие задачи отражают главную  сущность стратегии экономического развития стран Содружества.[1]

 

 

3.3 Этапы  реализации стратегии и их  сущность

 

Чтобы реализовать  все будущие планы, выделили два  основных этапа реализации стратегии:

1) 2012-2015 годы;

2) 2016-2020 годы.

На первом  этапе предполагается ускорение  социально-экономического развития государств – участников СНГ путем формирования межгосударственного инновационного пространства на базе основных направлений долгосрочного сотрудничества в научно-технической и инновационной сферах, межгосударственных целевых программ инновационного сотрудничества, межгосударственных отраслевых научно-технических программ, обеспечивающих активизацию научно-технической и инновационной деятельности, концентрацию финансовых и материальных ресурсов.

На втором этапе предусматривается формирование регионального рынка нано- и пикоиндустрии, что будет способствовать сохранению и развитию наукоемких отраслей экономики, реализации научно-технического и образовательного потенциала государств – участников СНГ для обеспечения к 2020 году их ведущих позиций на мировом рынке по некоторым видам высокотехнологичной продукции. Предполагаются развитие в режиме инновационной социально ориентированной экономики, разработка новых инфраструктурных проектов, направленных на развитие атомной энергетики и использование альтернативных и возобновляемых видов топлива и энергии, а также высокотехнологичных транспортных систем.

Рассмотрев  этапы реализации, хотелось бы ближе  ознакомиться с будущими планами  и действиями стран Содружества. Также выявить перспективы дальнейшего  социально-экономического развития в  таких главных областях как торговли, топливно-энергетического и агропромышленного  комплексов, транспорта, сферы инноваций.

Рассмотрим  сначала область торговли. Ведь определяющим критерием экономической интеграции является рост взаимной торговли. В  этой области совместные усилия будут  направлены на создание необходимых  условий для всемерного наращивания  взаимного товарооборота, равных условий  конкуренции и на обеспечение  преимущественного действия рыночных факторов. Государства – участники  СНГ признают необходимым в целях  расширения взаимной торговли создать  условия для обеспечения в  рамках Содружества Независимых  Государств свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Страны Содружества примут меры по совершенствованию тарифного и нетарифного регулирования, анализу практики применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, применяемых государствами – участниками СНГ во взаимной торговле, подготовке предложений по их минимизации.

  Что  касается топливно-энергетического  комплекса, в этой сфере взаимодействие  государств – участников СНГ  будет осуществляться по следующим  направлениям:

– сотрудничество государств – участников СНГ в  области производства, транзита и  реализации энергоресурсов путем проведения согласованных мер;

– развитие и укрепление технологической основы функционирования электроэнергетики  на базе параллельно работающих энергосистем государств – участников СНГ;

– формирование общего электроэнергетического рынка  государств – участников СНГ;

– развитие транснациональных транспортных энергетических сетей;

– развитие малой гидроэнергетики с учетом мирового опыта;

–совершенствование  производственной базы топливно-энергетического  комплекса, создание новых энергетических мощностей.

Эти и  другие меры, будут направлены на достижение экономического роста в этой сфере.

В агропромышленной сфере государства – участники  СНГ активизируют работу по формированию общего аграрного рынка в целях  обеспечения населения продовольствием, дальнейшего развития взаимной торговли продовольствием, сельскохозяйственным сырьем, техникой и оборудованием.

Это будет  обеспечиваться реализацией следующих  мер:

– развитие производственной базы агропромышленного  комплекса государств – участников СНГ, улучшение обеспечения сельскохозяйственной техникой, машинами и оборудованием  сельских товаропроизводителей за счет широкого внедрения лизинговых операций;

– последовательная интеграция рынков зерна, сахара, мясомолочной и плодоовощной продукции;

– реализация согласованной аграрной политики большинства  государств – участников СНГ, направленной на расширение и развитие взаимной торговли продовольствием;

– формирование балансов производства и потребления  основных видов продовольствия;

– реализация высокотехнологичных проектов, позволяющих  ускоренными темпами обеспечить значительный прирост производства важнейших видов продовольствия;

– создание взаимовыгодного таможенного режима между государствами – участниками  СНГ, позволяющего создать благоприятные  условия для развития национальных сельскохозяйственных рынков.

Если  в будущем придерживаться этих основных мер, перспектива развития в этой области достигнет больших результатов.

Необходимым условием стратегического развития взаимодействия в сфере транспорта является системное и последовательное совершенствование проводимой государствами  – участниками СНГ согласованной  транспортной политики путем осуществления  следующих приоритетных направлений:

– формирование на пространстве СНГ сети транзитных транспортных магистралей континентального значения, транс- и евроазиатских транспортных коридоров;

– повышение  эффективности тарифной политики;

– разработка концепции стратегического развития железнодорожного транспорта государств – участников СНГ;

– устранение негативного влияния фискально-административных барьеров при осуществлении международных  автомобильных грузовых перевозок;

– формирование согласованной политики в области  транспортной безопасности и защиты окружающей среды.

Эти и  другие меры помогут оказать положительное  влияние на одну из главных сфер экономики.

Приоритетной  задачей стран СНГ становится активизация сотрудничества в сфере  инноваций, снижение энерго- и материалоемкости национальной экономики и повышение ее конкурентоспособности.

В сфере  валютно-финансового сотрудничества дальнейшее поддержание позитивных тенденций во многом будет определяться результатами формирования фондового  рынка СНГ, а также создания интегрированного валютного рынка, основная цель которого – построение эффективной инфраструктуры для проведения конверсионных операций с национальными валютами и в конечном счете для значительного увеличения их использования во взаимных расчетах.[2]

При разработке и реализации национальной стратегии  экономического развития государства  – участники СНГ будут учитывать  направления, предусмотренные Стратегией, а также другие направления, обеспечивающие развитие человеческого капитала, энергетическую, продовольственную, демографическую, экологическую безопасность.

Реализация  Стратегии позволит: более полно  использовать социально-экономический  потенциал каждого государства  – участника СНГ и Содружества в целом, расширить их равноправное, взаимовыгодное и многоплановое сотрудничество, устойчиво наращивать взаимные экономические связи; повысить конкурентоспособность экономики каждого государства – участника СНГ,          противостоять рискам и угрозам финансовых кризисов; обеспечить выход на качественно новый уровень развития, усилить позиции государств – участников СНГ в мировой экономике, способствовать приближению уровня благосостояния граждан к стандартам развитых стран.

Информация о работе Перспективы экономического развития стран Содружества