Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:21, реферат
Переходная экономика -- переходное состояние от одной экономической системы к другой экономической системе. В результате этого перехода осуществляется принципиальное преобразование основ данной системы, которые обусловливают генезис и развитие, как новых черт переходной экономики, так и ее особенности Вечканов Г.С.Экономическая теория.- М., 2008.- С.423.
Не менее
значимы и способствовавшие трансформационному
спаду обстоятельства, порожденные
самим переходным периодом.
Среди
них отметим наиболее существенные:
- дезинтеграционный
кризис, которым сопровождалась гибель
социализма, а это распад мировой социалистической
системы, Совета экономической взаимопомощи
(СЭВ) и даже ряда стран (СССР, ЧССР, СФРЮ);
- длительность
процесса формирования нового
класса собственников как
- отсутствие
денежного капитала, накопление
которого уже в переходный
период удлиняло образование
промышленного;
- массовый
отток накопленного в стране
денежного капитала за рубеж;
- повсеместная
всеобщая криминализация
Дезинтеграционный
кризис выразился в распаде мировой
социалистической системы и Совета
экономической взаимопомощи, а вместе
с тем и традиционных экономических
связей, сложившихся в течение десятилетий
внутри этих образований, что не могло
не стать фактором снижения темпов роста
во входивших в них странах. Однако наиболее
разрушительным по своим последствиям
был распад СССР, а вместе с ним -- единого
народно-хозяйственного комплекса, сформировавшегося
за три четверти века, единого экономического
пространства. Так, по экспертным оценкам,
на долю этого обстоятельства приходится
одна треть спада в российской экономике.
Приостановка
экономического роста неизбежна
и вследствие коренного преобразования
отношений государственной собственности.
С разрушением старой системы экономических
отношений покидает историческую арену
класс прежних собственников, новый же
отнюдь не мгновенно нарождается. Между
тем, как известно, инвестиционная деятельность,
обеспечивающая экономический рост, образует
функцию именно собственника объектов
реального сектора экономики, позволяющую
ему сохранить свой социальный статус
приумножением и качественным совершенствованием
этих объектов, используя в этих целях
различные доступные ему источники инвестиционных
средств, собственных и заемных, внутренних
и внешних. Формирование класса собственников
протекает в процессе первичного капиталообразования.
При этом исторически и логически исходной
формой капитала выступает денежная. Денежный
капитал не только по определению не мог
появиться в советский период, но и вынужденные
сбережения населения, исчислявшиеся
накануне рыночной трансформации в миллиардах
рублей, не успели принять форму денежного
капитала. Это произошло вследствие их
полного обесценения в условиях гиперинфляции,
явившейся следствием либерализации цен
в январе 1992 г. в хронически дефицитной
и сверхмонополизированной советской
экономике. Но без денежного капитала
исключается участие в денежном этапе
приватизации, тем более что в индустриальной,
к тому же чрезвычайно богатой природными
ресурсами стране речь шла о присвоении
в огромных масштабах. Так, национальное
богатство СССР на 1985 г. исчислялось астрономической
суммой в 3,6 трлн. руб. -- без стоимости земли,
недр, лесов. Стоимость основных производственных
фондов в том числе составляла 2,34 трлн.
руб.
Раздел
и передел такого богатства сами
по себе требуют не только немалого
времени, но и наличия сопоставимых
размеров денежного капитала. Отсутствие
такового в исходном пункте явилось одной
из основных экономических причин проведения
на первом этапе бесплатной приватизации,
хотя ей подлежала отнюдь не большая и
не лучшая часть государственного имущества.
Но уже вскоре за ней последовала денежная.
К тому же практически сразу начался постваучерный
передел собственности, участие в котором
также немыслимо без денежного капитала.
Острая и настоятельная потребность в
денежном капитале в немалой мере питала
криминальные способы борьбы с конкурентами
за объекты присвоения.
Отметим,
что, с данной точки зрения, и спонтанная
приватизация носила вынужденный характер,
тем более что осуществлена была
-- еще до официального провозглашения
рыночных преобразований -- в тех
или иных масштабах во всех постсоциалистических
странах. Денежного капитала как такового
не было, но вместе с тем можно было в полной
мере и безнаказанно использовать административный
ресурс в условиях начавшегося хаоса.
Поэтому вполне объяснимо то, что ее субъектами
стали прежде всего представители власть
имущей номенклатуры, а также представители
крупного теневого бизнеса, получившие
к тому времени возможность легализовать
свой капитал на основе вновь принятых
в тот период прорыночных по существу
законов.
Итак, требуется
длительное время для появления
новых собственников. К тому же первые
из них, появившиеся в годы ваучерной
приватизации, весьма часто оказывались
временщиками, терявшими в силу тех
или иных причин приобретенные объекты
в ходе начавшегося постваучерного
передела собственности. Потребовалось
время и для накопления денежного капитала.
И хотя победу на аукционах и тендерах
обеспечивали не только деньги, но и множество
привходящих обстоятельств, как, например,
степень близости претендентов к властным
структурам, подкуп государственных чиновников
разного уровня, способность успешно лоббировать
конфликтные сделки и пр., -- все же их участникам
пришлось выкладывать сотни миллионов
долларов, а в начале нового века счет
пошел и вовсе на миллиарды. Но их надо
было накопить, начиная, по существу, с
нуля. Многообразные способы такого накопления
наработаны историей становления капитализма
и весьма приумножены российской практикой
первичного капиталообразования в лихие
90-е годы. Но в любом случае между образованием
денежного и промышленного капитала неизбежен
временной лаг, что уже само по себе выступает
фактором трансформационного спада.
Продолжительность
трансформационного спада тем более
возрастает, если накопленный в стране
денежный капитал устремляется за рубеж.
А это вполне естественно в условиях экономической,
политической и прочей нестабильности,
свойственной всякой переходной экономике,
в условиях, когда за прозрачными и легко
преодолимыми границами давно сформировался
благоприятный инвестиционный климат.
По экспертным оценкам, за 90-е годы из России
было вывезено порядка 200--300 млрд. долл.
Накопленного в стране капитала, не говоря
уже об ущербе, причиненном экономике
так называемой утечкой мозгов, потери
от которой не менее значительны.
Как видим,
множество внутренне присущих переходной
экономике обстоятельств не только ограничивают
экономический рост, но и порождают прямо
противоположное явление -- трансформационный
спад разной продолжительности и разрушительной
силы в зависимости от конкретно-исторических
условий той или иной постсоциалистической
страны. Переход от спада к росту происходит
по мере овладения капиталом реальным
сектором экономики, по мере формирования
благоприятного инвестиционного климата
в стране, не только приостанавливающего
отток отечественного капитала за рубеж,
но и стимулирующего приток иностранного
капитала. Такой процесс отчетливо наметился
в российской экономике в последние годы,
начиная с 1999 г. Вместе с тем любое обострение
взаимоотношений властных структур с
крупнейшими российскими компаниями без
убедительных для представителей крупного
бизнеса причин чревато опасностью ухудшения
ситуации для национальной экономики
с точки зрения притока иностранного капитала
и оттока отечественного. И уж во всяком
случае сдерживается переход от восстановительного
экономического роста к инвестиционному.
Все эти
процессы и явления, порождающие
и питающие трансформационный спад,
отчетливо просматриваются не только
в переходной российской экономике,
но и экономике в других постсоциалистических
стран, хотя в силу специфики каждой из
них они протекают в них по-разному. Но
в любом случае по мере появления критической
массы подлинных собственников, способных
перейти от первоначального, то есть вневоспроизводственного,
накопления капитала к воспроизводственному,
трансформационный след становится отправной
точкой экономического роста.
Различные
страны с переходной экономикой характеризуются
крайне неравномерной динамикой
макроэкономических показателей. Их с
определенной условностью можно
разделить на следующие типы:
1)страны,
для которых на первом этапе
трансформации была характерна
своеобразная "макроэкономическая
яма": значительное (кризисное) снижение
объемов производства и ВВП
в 1990-92 гг. с последующим резким
замедлением спада и выходом
в 1993-1994 гг. (а в Польше - уже в 1992 г.) на
траекторию роста. К этой группе относятся
Польша, Чехия, Словакия, Словения, Хорватия,
Венгрия, с несколько менее уверенным
выходом из "ямы" - Болгария, Румыния,
Албания, Эстония, Литва, Латвия и Армения.
В Болгарии в 1996-97 гг. экономический рост
вновь сменился катастрофическим спадом,
в Албании жесточайший политический кризис
привел к полному распаду государственности,
в Латвии и Румынии рост так и остался
весьма медленным и неустойчивым.
2)страны,
экономики которых находятся в состоянии
непрерывного не-равномерно замедляющегося
спада.
Государства
Восточной Европы прошли «дно» экономического
спада в первой половине 90-х гг.
В середине 90-х гг. почти все
они вошли в стадию роста, кроме
Болгарии, где в 1996-1997 гг. экономическая
ситуация вновь резко ухудшилась. В конце
90-х гг. Восточная Европа в целом, и особенно
те государства, где энергично и последовательно
проводились рыночные реформы, приблизились
к докризисному уровню и даже превзошли
его (Польша, Словакия и Словения). Особенно
высокими темпами развивается польская
экономика, которая уже значительно превысила
уровень конца 80-х гг.
В отличие
от России, где самыми устойчивыми
оказались предприятия
Почти
полностью рост обеспечивается расширением
«нового частного сектора», т. е. частных
фирм, созданных в последние годы «с нуля»
и не обремененных типичными проблемами
государственных и приватизированных
предприятий (устаревшее оборудование,
излишки рабочей силы, наличие объектов
социальной сферы и т. д.). Частные предприятия
быстро появились именно в вышеперечисленных
отраслях, продемонстрировавших относительную
устойчивость в трудных условиях переходного
периода.
Например,
в Польше в начале 90-х гг., когда
страна переживала «шоковую терапию»,
частный сектор был единственной растущей
сферой экономики. В 1993 г. объем производства
в этом секторе, включая компании с иностранным
участием, по официальным данным, увеличился
на 35%, тогда как на государственных предприятиях
производство сократилось на 6%. Надолго
частных предприятий приходилось более
50% ВВП Польши, причем речь идет о «новом
частном секторе», потому что приватизации
в Польше тогда фактически не было. На
самом деле доля частного сектора была
еще выше, потому что результаты его деятельности
не полностью отражаются в статистике.
В Венгрии доля частного сектора в 1993 г.
оценивалась в 30% ВВП.
Быстро
увеличивается производство и на
новых предприятиях, построенных
иностранными компаниями (они обычно
предпочитают новое строительство
приобретению старых заводов, требующих
дорогостоящей модернизации, урегулирования
отношений с другими собственниками и
улаживания трудовых конфликтов).
Примечательно,
что экономическая политика восточноевропейских
стран весьма прагматична и мало
связана политической идеологией новых
правительств, сменивших радикальных
либералов в 1993--1995 гг. Для укрепления денежной
системы, развития рыночных институтов
и решения острейших бюджетных проблем
новые руководители обычно вынуждены
сокращать государственные расходы и
приватизировать государственную собственность
не менее энергично, чем реформаторы начала
90-х гг.
Такое
положение особенно характерно для
Болгарии, Венгрии и Польши. Именно
«левые» правительства этих стран
в середине 90-х гг. приступили к
«приватизации» системы социального
обеспечения и блокировали попытки ортодоксальных
политических групп восстановить элементы
административно-командной экономики
(в Болгарии -- путем воссоздания аграрных
кооперативов, в Польше -- путем ренационализации
банков).
Опыт
Восточной Европы показал, что, несмотря
на быстрое развитие «нового частного
сектора» и приток иностранного капитала,
динамика экономического роста в огромной
степени зависит от состояния основной
массы государственных и приватизированных
предприятий. Эта зависимость проявляется
двояко:
во-первых,
без улучшения финансового
во-вторых,
кризис в реальном секторе лишает
государство налоговых доходов и, напротив,
вынуждает его отвлекать огромные средства
на субсидии, дотации к ценам, пособия
по безработице и иные формы поддержки
предприятий и рабочих. Из-за этого государство
не в состоянии выполнить свои бюджетные
обязательства по другим статьям расходов,
что оборачивается дефицитом бюджета
и ростом инфляции.