Переходная экономика: сущность, закономерности, этапы и противоречия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 18:47, контрольная работа

Описание работы

Российская Федерация и другие постсоциалистические страны осуществляют переход от плановой (административно-командной) системы к современной социально-ориентированной рыночной экономике. Вначале преобладала точка зрения, что этот переход займет годы. Теперь становится ясно, что этот переход растянется на десятилетия. В постсоциалистических странах еще долгое время будет существовать своеобразная, так называемая переходная экономическая система, или экономика переходного периода. Это некий конгломерат элементов плановой и современной рыночной системы.

Содержание

Введение
2

2. Сущность переходной экономики

3. Закономерности переходной экономики России

4. Этапы переходной экономики России и их характеристика

5. Противоречия переходной экономики
3

5



7

11

6. Заключение
15

7. Список литературы

8. Основные понятия и термины
16

16

Работа содержит 1 файл

К.р. по переходной экономике.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

В структуре собственности для административно-командной системы характерным являлся государственный монополизм со свойственной ему избыточной занятостью. Реализация процедуры приватизации перевела значительную часть государственной собственности в частную. Однако она не привела к передаче средств производства эффективным хозяевам или стратегическим инвесторам. С начала экономической реформы в результате воздействия факторов переходного периода характер монополизации российской экономики, институциональные характеристики народного хозяйства и структура рынков претерпели существенные изменения.

На развитие российской экономики оказывают воздействие не только социальные, экономические и правовые, но и культурные, исторические, национальные факторы. Вследствие этого, а также учитывая новую регионализацию экономического пространства России в рамках теории пространственного неравновесия, следует выделить ряд характерных противоречий.

Пространственные противоречия, которые возникают между "бедными" и "богатыми" субъектами Федерации; между муниципальными образованьями и субъектами Федерации за право стать площадкой для "сборки" новых "культурно-экономических" регионов; внутри новых регионов, как "центр - периферия"; между субъектами Федерации и Федеральным центром (в зависимости от реализуемой последним концепции региональной политики).

Структурные противоречия связанны с выделением в экономике секторов, отраслей и технологических комплексов, способных стать ядром формирования новых экономических сообществ. Это повлечет перераспределение в пользу "новой индустрии" инвестиций, прибылей, человеческого капитала, материальных ресурсов и т.п.

Противоречия внутри системы государственного управления – противоречия между традиционными подходами к реализации властных полномочий государства и новыми методами управления общественными процессами. Государство, органы власти должны зафиксировать новые культурно-экономические сообщества и научиться взаимодействовать с ними.

Появление новых полюсов роста приводит к формированию новой структуры противоречий в российской экономике переходного периода. Можно выделить два основных типа.

Во-первых, региональные противоречия. Обогащение и усиление наиболее преуспевающих регионов и бедствие других сопровождается усиливающейся дифференциацией населения по уровню жизни. Приток инвестиционных ресурсов в богатые регионы способствует дальнейшему их развитию, в то время как положение бедных регионов все продолжает относительно ухудшаться. В долгосрочном периоде это приводит к трансформации рынка труда, миграции человеческого капитала и увеличению уровня безработицы. У Федерального правительства возникает более сложная задача при принятии стратегических решений. Цели региональной социально-экономической политики при всем разнообразии формулировок в разных странах выражают компромисс между экономической эффективностью и социальной справедливостью.

Объектом региональной политики являются взаимосвязи и отношения между элементами пространственно локализованной среды. В зависимости от реализуемой региональной политики возможно возникновение противоречия между Федеральным центром и субъектами Федерации.

Наряду с этим возрастает роль человеческого фактора в организации производства. Регионы, не способные обеспечить необходимый уровень образования населения, развития науки и качества информационной среды, будут обречены на углубление зависимости от внешних финансовых и информационных центров и сохранят за собой главным образом функции источника природного сырья для корпораций из развитых регионов, концентрирующих интеллектуальный потенциал.

Во-вторых, отраслевые противоречия. Появление на региональном рынке «чужих» крупных корпораций встречает определенное противодействие со стороны предприятий, функционировавших в рамках данной территории. Часто эта конкурентная борьба приводит к потерям прибылей, клиентов, рабочей силы и значительной части рынков для региональных предприятий.

Усиление, укрепление позиций и расширение сфер влияния в регионе корпораций, оперирующих большими, динамично растущими капиталами, негативно отражается на развитии других отраслей, сегментов рынка, в значительной степени “консервируя” сложившиеся структурные пропорции.Кроме того, неадекватная реакция со стороны местных властей, неприспособленных и не готовых к взаимодействию с корпорациями вызывает ряд новых противоречий.

Наконец, новая регионализация ведет к смене институционального доминирования. Происходит систематическое расхождение в развитии институциональной структуры, усиливающее социально-экономическую неоднородность регионов. В развивающихся регионах наблюдается уменьшение доминирования институтов власти над институтами собственности, сопровождаемое развитием денежных институтов. В бедных регионах происходит ослабление положения институтов власти, но в то же время усиливается их доминирование над институтами собственности.

Все это обуславливает неоднозначность и известную разнонаправленность в развитии процессов структурной трансформации российской экономики в целом.

Все перечисленные противоречия следует рассматривать как систему взаимосвязанных и взаимопроникающих противоречий различных сфер и сторон хозяйственно-экономического развития, образующих органическую целостность. Только на этой основе возможно осуществлять систематическую целенаправленную деятельность по их эффективному разрешению.

Заключение

Переходный период – это исторически непродолжительный отрезок времени, в течение которого завершается демонтаж административно-командной системы и формируется система основных рыночных институтов. Одной из относительно простых форм демонтажа выступает либерализация экономики. Но рыночное поведение экономических субъектов может опираться только на рыночные институты. Поэтому институциональная трансформация первична по отношению к другим направлениям реформ.

На раннем этапе реформ центральная задача состояла в подавлении инфляции, обеспечении макроэкономической стабилизации и либерализации экономики. В ходе реформ большинство стран были вынуждены пойти на резкие и болезненные для народного хозяйства и населения меры «шоковой терапии». Успешная финансовая стабилизация наряду с формированием рыночных институтов позволяет перейти к этапу экономического роста. На завершающем этапе реформ должна сложиться современная структура экономики.

Теория и практика трансформации позволяют выделить несколько закономерностей переходного периода. Это изменение роли государства, макроэкономическая стабилизация, приватизация, трансформационный спад и интеграция в мировое хозяйство. Исторический путь нашей страны в сочетании с универсальными социально-экономическими тенденциями свидетельствует о том, что конечной целью постсоциалистической трансформации для России является социальная рыночная экономика.

Российская экономика относится к экономической модели переходного периода или трансформационной модели. Если даже не брать во внимание политические аспекты трансформационного перехода, то уникальность экономических факторов развития России преломляет общемировые тенденции формирования рыночной модели в российский вариант не из-за особенностей «русской души», а хотя бы из-за масштабов и климатических условий ее территории. Независимо от эффективности транспортной системы и характера энергообеспечения экономики и населения издержки на эти составляющие часто резко отличаются от подобных затрат в других странах. Все это лишь количественные параметры, которые не влияют на суть модели. Однако и эти обстоятельства не только модифицируют инфраструктурную составляющую российской модели, но и в значительной мере формируют пути включения экономики страны в мировое рыночное хозяйство. При этом не следует забывать, что и развитые страны, и мировая экономика в целом не застыли, а двигаются вперед, в известном смысле находясь в состоянии перехода к современной стадии рыночного развития. Поэтому и Россия должна ориентироваться не на промежуточную, середины прошлого века, а на формирующуюся в XXI веке стадию рыночного развития мирового сообщества.

Список литературы

1. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Экономическая теория: учебное пособие. - М.: Эксмо, 2008. - 448 с.

2. Красникова Е.В. Экономика переходного периода: Учеб. Пособие. - М.: Омега-Л, 2005. - 296 с.

3. Экономика: учебник /под ред. А.И. Архипова, А.К. Большакова.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 840 с.

4. Ясин Е.Г. Российская экономика: Истоки и панорама рыночных реформ.- М.: ГУ ВШЭ, 2003. - 437 с.

5. Вахрушев С.Д. Система противоречий переходной экономики России.- М. - 2005. - 235с.

6. Сёмина Т.А. Проблемы дезинтеграции экономического пространства страны и дифференциации социально-экономического положения регионов.- М. - 2004. - 168 с.

 

 

Основные понятия и термины

Антиинфляционная политика – система мер по предупреждению и преодолению инфляции. Антимонополизм – система экономических и законодательных мер, препятствующих монополистической деятельности и способствующих развитию цивилизованных форм конкуренции.

Базис экономический – экономический строй общества на данном этапе его развития.

Банкротство – установленная судом неспособность должника платить по своим долговым обязательствам.

Бартер – прямой безденежный обмен товарами и услугами.

Безработица – ситуация в экономике, при которой часть трудоспособного населения становится относительно избыточной (резервной армией труда).

Безработица фрикционная – состояние, при котором краткие периоды незанятости обусловлены переходом с одного места работы на другое.

Безработица циклическая – безработица, обусловленная тем или иным состоянием делового цикла и отличающаяся по своей норме от естественного уровня. Бизнес – инициативная предпринимательская деятельность в условиях рыночных отношений, приносящая доход или иные выгоды.

Богатство национальное – совокупность материальных благ, созданных трудом предшествовавших накоплений и вовлеченных в производство природных ресурсов, которыми располагает общество.

Валовой национальный продукт (ВНП) – наиболее общий показатель экономического развития страны, он определяется разными методами, в частности, как сумма доходов всех предприятий и населения, занятых производством материальных благ и оказанием услуг.

Ваучер – целевое платежное средство; документ, удостоверяющий право граждан на получение доли (суммы) приватизируемой государственной собственности (приватизационные чеки).

Вывоз капитала – экспорт капитала в другие страны частными корпорациями и государством. Может осуществляться как в предпринимательской форме (прямые и портфельные вложения капитала), так и в виде ссудного капитала (займа, кредита, помещения денег в иностранные банки).

Гарантирование цен – установление национальными или наднациональными органами единой гарантированной для всех производителей цены, по которой закупается данный вид товара, что создает благоприятные условия для его производства.

Гибкость цен – определяется как величина, обратная эластичности. Она измеряет влияние данного изменения спроса и предложения на цену.

Гиперинфляция – чрезвычайно высокая инфляция, которая оказывает разрушительное воздействие на общественное производство и угрожает экономической стабильности страны. Девальвация – уменьшение металлического содержания денежной единицы или снижение курса валюты данной страны по отношению к золоту, серебру или валюте других стран.

Декларирование цен – средство контроля за установлением цен на продукцию, реализуемую предприятиями-монополистами с целью предупреждения их неоправданного завышения. Демонетизация – уход золота из обращения и прекращение выполнения им функций денег. Демонополизация – политика государства, направленная на преодоление монополизированной структуры производства и развитие конкуренции.

Деноминация – государственное мероприятие, проводимое с целью упорядочения денежного обращения в условиях значительного обесценивания денег. Сущность деноминации состоит в том, что выпускаемые бумажные деньги нового образца приравниваются в определенном кратном отношении к соответствующему количеству обращающихся денег старых образцов. Дефицит бюджетный – превышение расходов бюджета над его доходами.

Зона свободной торговли – форма экономической интеграции, в рамках которой отменяются торговые ограничения между участниками, и прежде всего таможенные пошлины.

Инвестирование – процесс производства и накопления средств производства и увеличение материальных запасов; увеличение капитала в экономике.

Инвестиции – затраты на производство и накопление средств производства и увеличения материальных запасов; увеличение капитала в экономике.

Инвестиционные льготы – льготы, предоставляемые преимущественно в виде субсидий, снижения и отсрочки уплаты налогов инвесторам в случае соответствия их капиталовложений целям и условиям государственных экономических программ.

Индексация доходов – увеличение номинальных доходов (заработной платы, социальных выплат) в зависимости от уровня инфляции.

Интенсивный тип экономического роста – экономический рост, при котором прирост производства осуществляется за счет применения более совершенных факторов производства, технологий.

Инфляционный разрыв – величина превышения спроса на инвестиции над инвестиционным предложением в национальной экономике.

Инфляция – процесс переполнения каналов денежного обращения, выражающийся в обесценивании денег, росте цен на товары и услуги и снижении реального жизненного уровня трудящихся.

Информация о работе Переходная экономика: сущность, закономерности, этапы и противоречия