Переходная экономика: сущность, закономерности, этапы и противоречия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 18:47, контрольная работа

Описание работы

Российская Федерация и другие постсоциалистические страны осуществляют переход от плановой (административно-командной) системы к современной социально-ориентированной рыночной экономике. Вначале преобладала точка зрения, что этот переход займет годы. Теперь становится ясно, что этот переход растянется на десятилетия. В постсоциалистических странах еще долгое время будет существовать своеобразная, так называемая переходная экономическая система, или экономика переходного периода. Это некий конгломерат элементов плановой и современной рыночной системы.

Содержание

Введение
2

2. Сущность переходной экономики

3. Закономерности переходной экономики России

4. Этапы переходной экономики России и их характеристика

5. Противоречия переходной экономики
3

5



7

11

6. Заключение
15

7. Список литературы

8. Основные понятия и термины
16

16

Работа содержит 1 файл

К.р. по переходной экономике.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

создание политических и институциональных предпосылок (1991);

либерализация экономики (1992);

приватизация (1992-1994);

этап инфляционистской, протекционистской политики (1994-1995);

реструктуризация предприятий, остановка падения производства (1996-1997);

финансовый кризис и его последствия (1998-1999);

выход на траекторию экономического роста (2000 – по настоящее время).

Особо остановимся на наиболее проблемных этапах переходного периода.

Либерализация цен – обязательный и неизбежный этап переходной эконо-мики. Вполне оправдано, что цены на энергоресурсы, коммунальные услуги, транспорт и многое другое не освобождены полностью и по сей день. Неконтролируемый отпуск цен, ранее абсурдно низких, привѐл бы к параличу рос-ийской экономики и российской жизни. Намеренное отставание темпов роста цены рабочей силы (заработной платы и пенсий) логически увязывается с политикой финансовой стабилизации. Но отказ властей индексировать сбережения населения и финансовые средства предприятий в соответствии с динамикой цен – серьѐзная стратегическая ошибка. Многолетние сбережения, накопленные в стране, были конфискованы государством и просто испарились.

«Приватизация по-российски» – наиболее болезненная в экономическом и моральном плане стратегическая ошибка. Она вылилась в ускоренную раздачу государственной (общенародной) собственности лицам, приближѐнным к власти, директорскому корпусу и предприимчивым авантюристам. В начале 1992 г. основные фонды российской экономики оценивались примерно в 2 трлн. руб. Во всех кредитных учреждениях страны на тот момент находилось на счетах предприятий около 600 млрд. руб. и на счетах физических лиц – около 300 млрд. руб. Этих денег в качестве «стартовых» было достаточно для начала постепенной приватизации «за выкуп», т.е. естественным путѐм. Дополнительно предпринимались меры по искусственному созданию тончайшего слоя крупных собственников:

административная раздача квот на экспорт, в основе которой лежала разница внутренних и внешних цен на товар, достигавшая десятки раз;

выборочное освобождение привилегированных структур от таможенных пошлин (табак, лекарства, автомобили и т.п.);

выдача государственных кредитов частным банкам под нулевой, а с учѐтом инфляции – под отрицательный процент;

проведение «залоговых аукционов», в результате которых крупные прибыльные государственные предприятия переходили к частным владельцам по символическим ценам или бесплатно;

передача спиртового оборота в руки подпольных производителей.

Анархия и тотальный произвол, опасения конфискаций, криминализация, сопровождавшие переход российской экономики к рынку, привели к бегству капиталов из страны. Начиная с 1990 г. до сегодняшнего дня на 1 долл. притока всех ресурсов из-за рубежа, включая государственную и международную помощь, приходится 3-4 долл. оттока российских средств за границу.

Финансовая стабилизация предусматривала в первую очередь борьбу с галопирующей инфляцией, которая перерастала в гиперинфляцию. Генеральным направлением финансовой политики было всемерное сокращение денежной массы. На практике это означало – не платить никому (по выполненным государственным заказам, по бюджетным обязательствам, трансфертам). В период 1992-1999 гг. обеспеченность потребностей российской экономики деньгами снизилась в 12 раз. Только 20% хозяйственных операций осуществлялось посредством живых денег, остальные – посредством денежных суррогатов (бартер, взаимозачѐты). По экспертным оценкам 1 руб., невыплаченный из консолидированного бюджета, порождал 6-7 руб. неплатежей по всей цепи экономических отношений: неуплата налогов, невозврат кредитов, взаимные неплатежи предприятий и т.д. Всеобщий кризис неплатежей почти парализовал российскую экономику вплоть до 1999 г. За это время в два раза ВВП сократился. Негативную роль сыграло и сверхвысокое налогообложение, которое вытолкнуло до 50% производства «в теневую» экономику.

Сокрушительное действие на экономику оказали две специфические акции. Первая – это строительство с середины 1990-х гг. государственной финансовой пирамиды. Государственные краткосрочные обязательства (ГКО) предназначались для замены денежной эмиссии на менее инфляционный государственный долг. Фактически ГКО создали мощный источник быстрого обогащения владельцев крупных денежных средств. Следствием этого стал уход из реального сектора основной массы потенциальных инвестиций. Вторая длительная акция – искусственное поддержание курса рубля на неизменном, резко завышенном уровне по отношению к доллару. Десятки млрд. долл., занятых у МВФ и других зарубежных источников, были потрачены на поддержание нереального курса. Число российских предприятий и отраслей, задушенных искусственно дешевым импортом, невозможно подсчитать.

Итогом этих акций стал государственный дефолт в августе 1998 г. Ущерб выражается в массовом разорении отечественных фирм, компаний и банков, очередной потере сбережений, во внезапном резком падении доходов населения. Самым существенным и долгосрочным фактором российской экономической действительности стала утрата доверия населения и инвесторов к властям. При потребности страны в производственных инвестициях порядка 100 млрд. долл. в год, покрываемых сегодня лишь на 40 %, население продолжает хранить вне банковского оборота не менее 60 млрд. наличных долл. Уже более десятка лет происходит бегство капитала за границу в масштабах 20-25 млрд. долл. в год. В этих условиях может вызвать удивление лишь та быстрота, с которой экономика России преодолевает последствия кризиса:

ежегодный прирост ВВП на 5-6%;

оживление перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства;

ликвидация бюджетного дефицита (правда, не столько за счет роста его доходов, сколько за счет сокращения расходов);

более или менее своевременные выплаты зарплаты и пенсий, скромное опережение темпов их роста над темпами инфляции;

рост валютных резервов страны;

нормализация обслуживания внешнего долга (за три года выплачено около 25 млрд. долл. или почти 1/6 всей внешней задолженности);

возрождение инвестиционной активности.

Все это признаки того, что Россия прошла нижнюю точку своего падения. Принято считать, что позитивные результаты последних лет обеспечены главным образом действием двух факторов:

во-первых, резкий взлет мировых цен на нефть и газ;

во-вторых, эффект от овальной (в 4 раза) девальвации рубля, которая ощутимо повысила доходы российских экспортѐров и защитила отечественных производителей от чрезмерной иностранной конкуренции.

 

Улучшение экономической ситуации во многом связано с деятельностью послекризисного правительства Е. Примакова. Отказ от режима валютного управления и проведение расширенной денежной эмиссии создали необходимые предпосылки для скорого преодоления всеобщего кризиса платежей. После дефолта количество денег в обращении увеличилось более чем вдвое, денежная масса в стране выросла до 21-22% ВВП, соотношения квазиденег (включая бартер) и нормальных денег приближается сегодня к соотношению 20:80. Среди позитивных послекризисных действий необходимо отметить:

далеко идущую по своим последствиям налоговую реформу;

повышение внимания к нуждам мелкого и среднего бизнеса – главного средства оживления российской экономики и решения проблемы занятости;

принятие Трудового Кодекса и ряда других законодательных актов, сокращение видов деятельности, подлежащих лицензированию;

попытки обуздать коррупцию и криминалитет.

Отдельный политический и экономический вопрос огромной важности – возможность возвращения в казну ренты на природные ресурсы и основных доходов спиртового оборота, которые остаются сегодня преимущественно у частных компаний и в совокупности превышают по своим размерам всю современную доходную часть консолидированного бюджета. Ни деньги, ни рынок не могут быть объективным ориентиром в движении ресурсов, если основные ценовые пропорции в экономике резко деформированы. В настоящее время активно обсуждается проблема дальнейшего исправления ценовых диспропорций, оставшихся от прошлых времен. Сегодня внутренние цены в отдельных секторах не только приблизились, но и превзошли мировые цены. Производители других секторов стремятся «подогнать» свои цены к мировому уровню, прежде всего, в таких высокомонополизированных отраслях как электроэнергетика, газоснабжение, транспорт, коммунальные услуги, связь.

Устойчивость институтов или «правил игры» является важнейшим фактором роста. Необходимо укрепить нормативно – регулирующие функции государства, поскольку неисполняемость законов и безвластие – одна из главных причин неудовлетворительного функционирования в России. Скудная финансовая основа для производственных инвестиций повышает значение мер институционально-организационного характера, требующих сравнительно небольших финансовых вложений: реструктуризация предприятий, проведение антимонопольной политики, создание экспортных картелей, защита малого бизнеса, совершенствование правовых основ корпоративного управления.

Особо важную роль в сбалансированном росте играет промышленная или структурная политика. Еѐ долгосрочная цель – структурная перестройка экономики, формирование субъектов рынка, создание высокотехнологичных и конкурентоспособных производств и переход к устойчивому росту. Острая нехватка частных и государственных капиталов заставляет концентрировать инвестиции на небольшом числе наукоемких производств, способных выпускать конкурентоспособную экспортную продукцию. Для этого необходимо развивать банковскую систему, которая послужит инструментом перераспределения ресурсов на приоритетные, с точки зрения общества, проекты и программы. Промышленную политику надо сочетать с реформами налогово-бюджетной, банковской систем, использованием кредитно-денежных, валютных и других рычагов. Если развитие в указанных направлениях будет успешным, то можно ожидать перехода к устойчивому росту в ближайшем обозримом будущем. Именно экономической рост является основой для повышения благосостояния населения. В результате сложатся условия для усиления социальной направленности российской экономики, финансирования накопления человеческого капитала и создания механизмов социального партнерства с тем, чтобы к концу первого десятилетия XXI века сформировать основы социальной рыночной экономики и завершить тем самым переходный период.

4. Противоречия переходной экономики

Особенности переходной системы заключаются в том, что в ее рамках взаимодействуют и старые отношения, присущие административно-командной экономике, и новые отношения, свойственные рыночному хозяйству. На процессы формирования рыночной экономики в России влияют унаследованные от планового хозяйства значительные макроэкономические “несоответствия”.

Все макроэкономические диспропорции, характерные административно-командной системе, можно разделить на две группы:

- институциональные – доминирование институтов власти над институтами собственности, ценовые диспропорции;

- структурные – доминирование тяжелой промышленности, сверхмилитаризация и государственная монополизация.

Структура переходной экономики характеризуется сегментарностью, т.е. взаимным переплетением и взаимным влиянием сегментов и подсистем, присущих административно-командной экономике, и новых сегментов и подсистем, свойственных рыночному хозяйству.

Макроэкономические диспропорции, проявлявшиеся в структурных и институциональных характеристиках народного хозяйства, трансформировались в результате проводимых реформ в переходный период.

Доминирование институтов власти над институтами собственности в плановой экономике сопровождалось выравниванием социально-экономического положения регионов посредством трансфертов и субсидий. Предприятия были защищены от конкуренции и функционировали в условиях дефицита, когда вся производимая продукция мгновенно реализовывалась. В процессе перехода к рыночной экономике основные структуры и формы контроля экономики, присущие планово-распределительной системе, были демонтированы, а институты государственной власти серьезно ослаблены. Институциональные преобразования привели к ослаблению институтов власти без формирования развитых форм рыночного и государственного регулирования. В результате появилась значительная асимметрия в развитии регионов, и как следствие – дифференциация населения по доходам и уровню жизни, повышение уровня бедности, рост безработицы.

За последние время осуществлены серьезные меры по преодолению образовавшегося правового и организационного вакуума, по формированию правовых и государственно-властных институтов, необходимых для функционирования рыночной экономики.

Ценовые диспропорции в плановой экономике объясняли тот факт, что цены, установленные сверху, не отражают истинную рыночную цену товара. Структура цен, отличная от рыночной, означала значительное, как прямое, так и косвенное, субсидирование отдельных отраслей. Либерализация цен, внешней торговли существенно изменила структуру экономики, цен и финансовых потоков, привела к увеличению доли добывающих отраслей и топливно-энергетического комплекса, неразвитости рыночной инфраструктуры и сферы услуг, сокращению наукоемких производств, сферы НИОКР.

Структурные диспропорции, выраженные в преобладании крупных предприятий и доминировании тяжелой промышленности (гипертрофия тяжелой индустрии сочетается с неразвитостью сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности), привели к образованию «социалистической черной дыры» и депрессивных отраслей народного хозяйства. Снижение мягких бюджетных ограничений, снижение льгот и субсидий, прекращение межотраслевого перелива капитала, а также развитие малого предпринимательства, порожденного реформами переходной экономики, привели к кардинальным структурным изменениям. На начальном этапе стали развиваться отрасли с высоким уровнем рентабельности. В первую очередь это отрасли сырьевой специализации, работающие на внешний рынок, а среди отраслей внутреннего рынка - это торговля.

Информация о работе Переходная экономика: сущность, закономерности, этапы и противоречия