Пенсионная реформа- главная социальная программа РФ на период до 2010 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:17, реферат

Описание работы

Целью реферата является анализ пенсионной реформы РФ как главной социальной программы до 2010г.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические аспекты пенсионной реформы в РФ;
рассмотреть современные проблемы и перспективы пенсионной реформы в России;

Работа содержит 1 файл

пенсионная реформа.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

     Подводя итог первой главе необходимо отметить тот факт, что реформирование пенсионной системы после распада СССР стало  весьма сложным процессом, постоянно  находящимся в поле зрения государственной власти и рядовых граждан. Тем не менее, не смотря на все сложности необходимо отметить, что в данном направлении наметился существенный прогресс, но при этом остались нерешенными и многие проблемы.   
 

     2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ В РФ 

     Главным вызовом и трудноразрешимой проблемой  для российской пенсионной системы  является деформация структуры расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, вследствие значительного  количества пенсий, назначающихся до наступления общеустановленного пенсионного возраста.

     Кроме того, необходимо учитывать, что с 01.01.2010 г. в Российской Федерации действует  эквивалентная формула исчисления размера трудовой пенсии, не применяемая  в странах, принявших решение об увеличении пенсионного возраста.

     Данная  формула основана на принципе прямого, ничем не ограниченного роста  пенсионных обязательств перед застрахованным лицом, исходя из объема уплаченных за него страховых взносов в ПФР. Это, по своей сути, аналог банковского депозита – сколько страховых взносов перевел работодатель на индивидуальный счет работника в ПФР, столько затем работник при наступлении пенсионного возраста получает с этого счета в виде пенсии.

     То  есть, чем больше период и объем  страховых отчислений, тем больше размер обязательств ПФР перед будущими пенсионерами. При сокращении числа работников, за которых уплачиваются страховые взносы, ПФР не будет располагать необходимыми доходными источниками для исполнения возросших обязательств перед предыдущим (более многочисленным) поколением.

     В условиях применения эквивалентной  пенсионной формулы меры по повышению  возрастной границы выхода на пенсию не только не принесут в долгосрочной перспективе существенной экономии средств на выплату пенсий, а как уже отмечалось, еще более усугубят дефицит ПФР.

     Негативное  влияние демографической ситуации и недостатков пенсионной системы  усугубляется неблагоприятной макроэкономической ситуацией: важнейшие для развития пенсионной системы макропараметры не достигнуты. Самый главный из них - доля фонда заработной платы в ВВП - остается на уровне 23-25% (в 2000 г. она составляла 19% и лишь в 2009 г. возросла до 27%) против прогнозировавшихся в начале 2000-х годов 38%. Цена рабочей силы остается крайне низкой (соотношение средней заработной платы в экономике с прожиточным минимумом трудоспособного населения в 2000 г. составляло 1,7, к 2008 г. оно возросло до 3,5), что не позволяет большинству населения осуществлять накопления (в том числе для пенсионных целей).

     Уровень безработицы, несмотря на снижение по сравнению с началом 2000-х годов (когда он превышал 13% численности экономически активного населения) на протяжении десятилетия остается крайне высоким (даже в наиболее стабильные 2007 - начало 2008 г.г. он составлял 6,1-6,4%), тем самым уменьшая возможности зарабатывания застрахованными лицами страхового стажа и, следовательно, большего объема пенсионных прав [8].

     Таким образом, в ответ на глобальные демографические  вызовы развитые зарубежные пенсионные системы осуществили параметрические реформы. Однако российская пенсионная система по причине объективных особенностей демографического и макроэкономического характера, а также огромного груза накопленных пенсионных обязательств советского периода должна реализовать уникальный комплекс мероприятий, который выходит далеко за пределы зарубежного опыта повышения пенсионного возраста или внедрения накопительного компонента. В ответ на демографические вызовы в отечественной пенсионной системе осуществлена социально-страховая пенсионная реформа, в ходе которой последовательно реализуются базовые принципы социального страхования.

     Необходимо  отметить, что не все запланированные  мероприятия пенсионной реформы 2002 г. были реализованы: остается нерешенной острейшая проблема реформирования досрочных пенсий путем вывода их из распределительной в профессиональные пенсионные системы.

     Кроме того, на данном этапе реформы не были созданы условия для полной реализации иных мероприятий, направленных на:

     - долгосрочную финансовую самостоятельность  бюджета ПФР;

     -обеспечение  надлежащего уровня компенсации  пенсионерам утраченного ими  заработка (соотношение трудовой  пенсии со средней заработной  платой в стране);

     - гарантию минимального уровня  жизни пенсионеров (соотношение  трудовой пенсии с прожиточным  минимумом пенсионера) [9].

     В то же время в целях снижения нагрузки на страхователей-работодателей были существенно сокращены отчисления на пенсионное обеспечение, что привело  к возникновению актуарной несбалансированности доходных источников и объема долгосрочных обязательств пенсионной системы.

     Подводя итог второй главе необходимо отметить, что за период, прошедший после  начала пенсионной реформы, основанной на принципах социального страхования, проявились как позитивные (ликвидирована  уравнительность пенсий, усилена стимулирующая роль страховых взносов, резко возрос уровень материального обеспечения пенсионеров, в первую очередь низкодоходных контингентов и многие др.), так и негативные результаты, обусловленные, как показывает анализ, не сущностными – страховыми, а внешними к пенсионной системе - демографическими и макроэкономическими факторами, включая глобальный финансовый кризис. 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В данном реферате была всесторонне расмотрена пенсионная реформа как главная социальная программа РФ на период до 2010года. На основании проведеннного исследования можно сделать ряд выводов.

     Современная пенсионная система в России остается лишь слегка модифицированной советской, ориентированной  на низко- и среднеоплачиваемых работников формального сектора. Россия стала страной с весьма высоким уровнем взносов на пенсионное обеспечение, при этом уровень реальных пенсий низок. Пенсионная система не приспособлена к удовлетворению потребностей растущего среднего класса, он исключен из обязательной системы и выполняет лишь роль донора. Пенсионная система не создает стимулов к легализации зарплат и сокращению рабочих мест с вредными условиями производства.

     Исходя  из выщесказанного сформулируем основные цели дальнейших пенсионных реформ:

  • обеспечение адекватности размеров пенсий, посильности бремени их финансирования, долгосрочной устойчивости системы, адаптивности;
  • необходимо сформировать комплексную пенсионную систему для групп с разными доходами (для средне- и высокодоходных категорий – с опорой на накопительный сегмент, при условии совершенствования его институтов);
  • необходимо радикальное повышение прозрачности пенсионной системы, в т.ч. посредством получения гражданами понятной информации об инвестиционных стратегиях и результатах ВЭБа и НПФ;
  • следует провести мягкое реформирование системы досрочных пенсий с введением и постепенным повышением дополнительного страхового тарифа для работодателей с рабочими местами;
  • необходимо плавное повышение пенсионного возраста.

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (№ 173-ФЗ от 17.12.2001, действующая редакция).
  2. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (№ 166-ФЗ от 17.12.2001, действующая редакция).
  3. Булатов А.С. Экономика: Учебник.– 3-е изд., перераб. и доп.–М.:Юристы, 2008. –591 с.
  4. Доходы населения и социальные услуги: неравенство, уязвимость, бедность? / Авт. коллектив; под ред. Л.Н. Овчаровой; Независимый институт социальной политики. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2009. – 127 с.
  5. Пенсионная реформа в России: история, результаты, перспективы. Аналитический доклад. / Независимый институт социальной политики. — М.: Поматур, 2009. – 75 с.
  6. Щуко Л.П. Новый расчет пенсий (9-е изд.). – СПб.: «Издательский дом Герда», 2009. – 336 с.
  7. Юргенс И. Российская экономика: из кризиса к модернизации (экспертный взгляд): доклад // И. Юргенс, Е. Гонтмахер, Н. Масленников, А. Блохин. – М.: Институт современного развития, 2009. – 75 с.
  8. http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/insurance/6 - Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации с учетом влияния мирового финансового кризиса
  9. http://pensiarf.ru/stati-pro-pensii/ - интернет портал, посвященный пенсионной системе в РФ.

Информация о работе Пенсионная реформа- главная социальная программа РФ на период до 2010 года