Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:17, реферат
Целью реферата является анализ пенсионной реформы РФ как главной социальной программы до 2010г.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические аспекты пенсионной реформы в РФ;
рассмотреть современные проблемы и перспективы пенсионной реформы в России;
СОДЕРЖАНИЕ
До недавнего времени в России действовала пенсионная система, существовавшая еще при Советском Союзе. При той системе работал принцип солидарности поколений, т.е. все пенсионные отчисления, собранные с работающего населения шли в «общую кассу», из которой выплачивались пенсии существующих пенсионеров. Но сейчас такая система становится все менее приемлемой. Начиная с того факта, что соотношение работоспособного населения и пенсионеров через 20-30 лет может почти что сравняться. А финансирования по старой системе для всех пенсионеров начинает не хватать уже сейчас.
Глобальный
процесс старения населения принципиально
меняет демографическую структуру
населения планеты и социально-
В России этот вопрос во всей остроте встал в середине 1990_х гг. Российская Федерация вступила в период экономических реформ с развитой пенсионной системой, которая формировалась на протяжении десятилетий и базировалась на так называемом принципе солидарности поколений, означающим перераспределение экономических ресурсов от работающего поколения в пользу населения пожилых возрастов, покинувших трудовую сферу и вышедших на пенсию. Наряду с серьезными социальными достижениями, к которым, прежде всего, относится создание всеобщей системы пенсионного обеспечения, охватывающей подавляющую часть населения, система характеризовалась целым рядом недостатков.
Все вышесказанное и обуславливает актуальность данной темы реферата, а также определяет цель и задачи исследования.
Целью реферата является анализ пенсионной реформы РФ как главной социальной программы до 2010г.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
В первой главе рассмотрены исторические аспекты пенсионной реофрмы в РФ. В данном контексте изучены основные этапы реформирования пенсионной системы, основные мероприятия и проблемы их реализации.
Во второй главе рассмотрены современные проблемы и перспективы пенсионной ревормы РФ, дана краткая характеристика итогов модернизации пенсионной системы в стране.
Теоретической
и методологической основой реферата
послужили соответствующие федеральные
законы в области пенсионного обеспечения,
а также данные официального сайта Миздравсоцразвития
России. Среди многочисленных работ по
пенсионной тематике особо следует отметить
диссертационное исследование А.В. Куртина
«Механизм формирования и использования
пенсионного фонда Российской Федерации».
В нем автор на основе анализа деятельности
различных систем социальной защиты развитых
стран и обобщении опыта функционирования
Пенсионного фонда РФ, обосновывает основные
принципы.
Широкая международная дискуссия о пенсионной реформе стартовала в 1994 году после публикации доклада Всемирного банка «Предупреждение всемирного кризиса старения» (AVERTING THE OLD AGE CRISIS). В докладе отмечалось, что с учетом сложившейся тенденции увеличения продолжительности жизни пенсионеров, большинство стран столкнутся с дефицитом пенсионной системы, построенной исключительно на принципах перераспределения средств между поколениями (солидарный принцип или Pay-As-You-Go).
Представители Всемирного банка в рамках реформирования национальных пенсионных систем предлагали введение обязательного накопительного элемента — накопительных пенсий. В течение ряда лет представители Всемирного банка (Worldbank), Международной организации труда (МОТ — ILO), Международной организации социального обеспечения (ISSA) спорили о соотношении накопительных и перераспределительных элементов в системе пенсионного обеспечения. Достигнутый к настоящему времени политический консенсус предполагает — что универсального рецепта не существует и каждая страна должна выбрать собственную модель, соответствующую национальной специфике и уровню экономического развития. По данной причине поиски эффективных пенсионных систем идут во всем мире [3, c.7].
В России этот вопрос во всей остроте встал в середине 1990_х гг. Российская Федерация вступила в период экономических реформ с развитой пенсионной системой, которая формировалась на протяжении десятилетий и базировалась на так называемом принципе солидарности поколений, означающим перераспределение экономических ресурсов от работающего поколения в пользу населения пожилых возрастов, покинувших трудовую сферу и вышедших на пенсию. Наряду с серьезными социальными достижениями, к которым, прежде всего, относится создание всеобщей системы пенсионного обеспечения, охватывающей подавляющую часть населения, система характеризовалась целым рядом недостатков. К числу наиболее существенных относятся следующие.
1.
Низкий уровень пенсионных
2.
Низкая дифференциация пенсий
как продолжение и
3.
Относительно ранний возраст
выхода на пенсию (60 лет для
мужчин и 55 лет для женщин),
что по мере старения
4.
Широко распространенная
Новое пенсионное законодательство, которое начало действовать в 1992 г., представляло собой логическое продолжение ранее действовавшей пенсионной парадигмы и имело ярко выраженную социальную направленность: унификация норм пенсионного обеспечения для всех категорий занятых; введение социальных пенсий для лиц, не имеющих трудового стажа; установление размера пенсии, в равной степени зависящего от предыдущего заработка и трудового стажа, некоторые другие нормы, связанные с порядком расчетов пенсионных выплат, а также расширение списка льготных категорий для более раннего выхода на пенсию. В результате новый Закон привел к существенному увеличению числа пенсионеров в возрастах до официального пенсионного возраста. Так, в 1992–1993 гг. по сравнению с 1991 г. число ранних пенсионеров увеличилось не менее чем на 30%.
Главное новшество заключалось в том, что была введена выплата полного размера пенсии всем работающим пенсионерам без исключения. В результате состав населения старше трудоспособного возраста стал практически однородным: пенсию стали получать почти все пожилые граждане, независимо от прежних трудовых заслуг. Все упомянутые нормы привели к резкому увеличению объема социальных обязательств государства по пенсионному обеспечению своих граждан.
Далее
в первую половину 1990_х гг. в сложных
социально-экономических
Уже в самые первые годы реформ события в пенсионной сфере начали приобретать драматические черты. Либерализация цен 1992 г. вызвала падение реальных доходов всех социальных групп, в том числе и пенсионеров. Реальный размер пенсионных выплат уже в первые месяцы 1992 г. Упал более чем в 2 раза. Резкое ухудшение макроэкономической ситуации и рост инфляции на рубеже 1994–1995 гг. привели к стремительному обесценению реальной покупательной способности пенсий, когда впервые с начала радикальной экономической реформы средний размер пенсии опустился ниже прожиточного уровня пенсионера. Естественно, это потребовало срочного повышения уровня пенсий. В результате Пенсионный фонд оказался не в состоянии выполнить свои обязательства, и 1995 г. стал началом кризиса задолженности ПФ [3, c.9].
Следующий 1997 г. стал наиболее продуктивным с точки зрения выработки конкретных предложений по реформированию пенсионной системы. Именно тогда стала ясна вся палитра возможных подходов к решению этой задачи и социально-экономическая и политическая ответственность выбора. В этой связи имеет смысл рассмотреть предлагаемые варианты реформирования более подробно.
В 1997 г. специально созданная рабочая группа Министерства труда и социального развития России, ориентируясь на успешный опыт чилийской пенсионной реформы и рекомендации Всемирного банка, разработала новую модель, получившую название трехуровневой концепции пенсионного обеспечения. Основное отличие новой концепции состояло во внедрении обязательного накопительного компонента финансирования пенсий на основе индивидуальных счетов и с передачей управления накоплением частным компаниям. Согласно этой модели новая пенсионная система должна включать три уровня.
Первый уровень: система унифицированных по размерам и условиям социальных пенсий, предоставляемых за счет общих налоговых поступлений и после обязательной проверки нуждаемости лишь тем лицам, которые не имели возможности накопить необходимые для проживания в старости средства и не имеют иных источников средств к существованию в пенсионном возрасте.
Второй уровень: обязательная накопительная система, охватывающая всех лиц, работающих по найму, построенная на принципе индивидуального финансирования пенсии каждым работником за счет отчисления процента от заработной платы и инвестиционного дохода, получаемого на протяжении всего периода трудовой деятельности.
Третий уровень: дополнительные пенсионные системы, включающие как обязательные для отдельных категорий работодателей, так и имеющие добровольный характер элементы, позволяющие достигать более высоких стандартов пенсионного обеспечения [3, c.12].
Очевидно, что при переходе к накопительной системе неизбежен период, когда обе системы — и распределительная, и накопительная — должны были сосуществовать, и было необходимо учитывать финансовые ограничения начального периода перехода, а также возможности привлечь дополнительные источники финансирования. Вопрос о стоимости перехода и источниках его финансирования — ключевой при принятии решения о темпах и масштабах преобразований. В свою очередь величина издержек перехода во многом зависит от того, какие возрастные когорты населения и на каких условиях включаются в новую систему, предполагающую использование накопительных принципов.
Помимо
негативного социального
На стадии проработки реформы отсутствовала сколько-нибудь ясная программа конкретных направлений инвестирования сбережений населения, которые могут быть аккумулированы в накопительной пенсионной системе. Практически не был проработан механизм начального осуществления реформы [9].
Для предотвращения проблем, связанных с пенсионным обеспечением российское правительство планомерно проводит пенсионную реформу, начало которой положил принятый в 2002 году федеральный закон о пенсиях. Этот закон положил основу для введения принципа накопительного пенсионного обеспечения, т.е. в итоге реформы существенная часть пенсии будет обеспечена за счет прошлой трудовой деятельности самого пенсионера. Стоит подробнее освятить, какие принципы были положены в основу ФЗ о пенсиях, федеральный закон о трудовых пенсиях провозглашает несколько иной принцип формирования пенсии россиянина. Если раньше пенсия состояла из двух частей, базовой составляющей и распределительной, то теперь составные части таковы: базовая, страховая и накопительная. Федеральный закон о пенсиях дал основу для введения обязательного пенсионного страхования, уже ставшего обычной вещью для каждого россиянина. Благодаря появлению 173 ФЗ о пенсиях решился вопрос о фиксации трудового стажа в случаях работы гражданина по трудовому договору. Теперь для начисления пенсии используют пенсионные страховые взносы от работодателей, перечисляемые в пенсионный фонд на имя работника при любом варианте трудовых взаимоотношений. Сейчас, в годы пенсионной реформы, постоянно происходят изменения в ФЗ о пенсиях, федеральный закон о трудовых пенсиях в 2008 году, например, ввел, наконец, накопительную составляющую пенсии в полном объеме. Т.е. теперь любой работающий гражданин имеет право не только вносить вклады в пенсионный фонд, но и распоряжаться своей накопительной частью. Накопительная система касается в первую очередь тех граждан России, которым еще не исполнилось 50 лет мужчинам или 45 лет женщинам. В более позднем возрасте участвовать в программах накопительной пенсии особого смысла нет и пенсия этим возрастным категориям будет начислена с учетом отсутствия этой возможности [3, c.21]. Все нюансы начисления трудовой пенсии можно почерпнуть из 173 ФЗ о пенсиях, касающегося начислению трудовых пенсий.
Информация о работе Пенсионная реформа- главная социальная программа РФ на период до 2010 года