Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 00:31, доклад
Рассматривая проблемы Пенсионной политики РФ, следует исходить из того, что две главные проблемы - дефицит бюджета ПФР и снижение среднего коэффициента замещения пенсией утраченного заработка – не могут быть полностью урегулированы внутри пенсионной системы без участия государства, т.к. являются производными от макроэкономической и демографической ситуации в стране.
НПФ и УК могут инвестировать средства пенсионных накоплений не только в государственные ценные бумаги, но и в акции, облигации российских организаций, а также иные финансовые инструменты, разрешенные законодательством.
Пропорция между теми, кто уже в предыдущие годы осознанно выбрал НПФ, и теми, кто оставил свои пенсионные накопления в государственной управляющей компании, Внешэкономбанке (ВЭБ), за последние годы составляет 8% против 92% граждан, имеющих накопительную часть пенсии. При этом только в 2009 году более 2 млн. человек перевели свои пенсионные накопления в НПФы и частные управляющие компании. Если вновь вернуться к дополнительным страховым взносам 2009 года, то средства на софинансирование пенсионных накоплений в сумме 2,5 млрд. руб. Пенсионный фонд России сначала распределил по пенсионным счетам 573 тыс. человек, уплативших взносы в рамках Программы, а затем передал их УК и НПФы (см. рис. № 2).
Рис.1
- Распределение средств на софинансирование
пенсионных накоплений в 2009 г.
Все перечисленное указывает на необходимость совершенствования действующей пенсионной системы в части развития накопительной части пенсии с участием граждан в формировании своих пенсионных накоплений. Сверхзадача, которую ставит перед собой Пенсионный фонд - это привить у молодежи и всех работающих россиян новую пенсионную культуру, чтобы каждый человек смолоду думал о своей будущей пенсии и стремился ее приумножить. Поставленную задачу можно реализовать только путем повышения финансовой грамотности населения посредством проведения информационных компаний в средствах массовой информации, финансовых семинаров для работодателей и работников, бюджетной поддержки издания популярного журнала, посвященного пенсионной тематике, запуска на ведущих телеканалах, введения соответствующих учебных курсов в средних школах и т.п.
Одновременно
должны быть приняты меры по повышению
уровня контроля со стороны государства
за соблюдением требований законодательства
участниками системы
Необходимо пересмотреть систему взаимоотношений между Пенсионным фондом, государством и работодателями. Сейчас льготные пенсии составляют определенную долю бюджета ПФР, однако их финансирование должно лечь на плечи отдельных профессиональных систем. Надбавки же к пенсиям таких категорий лиц, как например участники войны, должно выплачивать государство из бюджета, а не Пенсионный фонд. Особое значение имеет законодательное обеспечение пенсионной системы. Должна действовать четкая система защиты интересов пенсионеров. Необходимая составляющая политики экономического роста - усиление социальной ориентации системы государственного регулирования экономического развития, сопряжение социальных гарантий и финансовых возможностей. В политике доходов предстоит путем усиления государственного воздействия на распределительные процессы установить оптимальное соотношение в распределении вновь созданной стоимости по факторам производства, повысить долю оплаты труда в ВВП и издержках производства. В ряду преобразований необходимо отметить формирование современной структуры социальной поддержки населения, гармонизацию интересов государства, предпринимателей и граждан, расширение страховых форм защиты доходов россиян.
Преобразования необходимо разделить на два пункта:
1) требуется разработать научный инструментарий для оценки социальных рисков и обоснования соответствующих уровней социальных гарантий пенсионеров и для упорядочения на этой базе организационных, финансовых и правовых форм социального страхования, личного страхования и социальной помощи.
2)
необходимо предусмотреть
- повысить долю государства (за счет покрытия расходов по нестраховым периодам);
- снизить долю работодателей;
- поднять долю работников.
Необходима
целенаправленная работа по созданию
актуарной службы в Пенсионном фонде
России для определения
В
части совершенствования
В данной работе были изложены основные аспекты Пенсионного политики Российской Федерации, дана подробная характеристика источников и методов формирования его бюджета, рассмотрена существующая нормативно-правовая база и роль пенсионной реформы в процессе становления действующей пенсионной системы. На основании изученной литературы, а также поставленной цели и задач можно сделать следующие выводы:
1. Пенсионный фонд РФ - крупнейшая организация России по оказанию социально значимых услуг гражданам, созданная для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение. Создание ПФР стало вехой в решении одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы нашей страны - перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию. Общий бюджет ПФР второй по величине в нашей стране, пенсии занимают наибольшую долю в общем объеме социальных выплат.
2. Страховая природа пенсионных выплат, осуществляемых через систему ПФР, существенно изменила природу многих сторон деятельности пенсионной системы. Вместо ранее применявшихся методик учета трудового стажа в ПФР внедрена система индивидуального (персонифицированного) учета, где фиксируются все платежи, сделанные работодателями в интересах своих работников. Страховые взносы являются преобладающим источником доходов бюджета ПФР.
3. Дополнительное пенсионное обеспечение в Российской Федерации пока что не получило большого развития – более 90% пенсионных выплат осуществляется из ПФР. Аналогичная ситуация наблюдается и в сфере инвестирования пенсионных накоплений. По предложенным законодательством направлениям инвестирование, за исключением вложений в зарубежные активы, можно успешно реализовать только в условиях макроэкономической стабилизации в стране, укрепления позиций рубля, роста валового внутреннего продукта, что и будет являться залогом эффективного функционирования накопительной системы пенсионного обеспечения.
4. Анализируя бюджет предыдущего года, главной целью которого было обеспечение дальнейшего повышения материального благополучия отдельных категорий российских граждан, следует отметить, что его успешному исполнению во многом способствовали принятые новые федеральные законы в 2010 году. Были восстановлены основополагающие принципы формирования бюджета обязательного пенсионного страхования, а Пенсионному фонду приданы новые функции по администрированию страховых взносов. По прогнозам суммарные доходы ПФР, в 2010 во многом превысившие уровень 2009 года, в текущем году должны продолжать наращивать темпы роста. Средства, образованные за счет превышения доходов над расходами бюджета, будут направляться на формирование накопительной части трудовой пенсии будущих пенсионеров.
1.
Федеральный закон от 15 декабря
2001 года № 166-ФЗ "О государственном
пенсионном обеспечении в
2.
Федеральный закон от 15 декабря
2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном
пенсионном страховании в
3.
Федеральный закон от 24 июля 2002 г.
№ 111-ФЗ "Об инвестировании
средств для финансирования
4.
Федеральный закон от 30.04.2008 г.
№ 56-ФЗ «О дополнительных
5. Федеральный закон от 25.11.2008 г. № 214-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».
6. Федеральный закон от 30.11.2009 г. № 307-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».
7. Ковалев В.В. «Финансы»: Учебник. - М: Проспект, 2008.
8. Слепова В.А. «Финансы»: Учебник, 2-е издание, перераб. и доп. - М: «Экономистъ», 2008.
9. Шуляк П.Н., Белотелова Н.П. «Финансы»: Учебное пособие, 4-е издание, испр. и доп. - М: "Дашков и Ко", 2008.
10. Аналитический доклад «Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации с учетом влияния мирового финансового кризиса», Минздравсоцразвития, 17.01.2011г.
11. Ильина В.В., статья «К вопросу об эффективности Пенсионной реформы», журнал «Финансы», 2008 г., № 5, с. 47-51.
12. Невинная И., статья «Пенсионный занос», газета «Российская газета», 16.04.2009, № 67, с. 6.
13. Рогачев И.А., статья «Пенсионная реформа в России: Оценка результатов», журнал «Финансы и Кредит», 2008 г., № 237, с. 83-86.
14. Официальный сайт Пенсионного фонда РФ (электронный ресурс) - www.pfrf.ru
15. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (электронный ресурс)- www.gks.ru
16. Электронный ресурс - www.gosuslugi.ru