Пенсионная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 00:31, доклад

Описание работы

Рассматривая проблемы Пенсионной политики РФ, следует исходить из того, что две главные проблемы - дефицит бюджета ПФР и снижение среднего коэффициента замещения пенсией утраченного заработка – не могут быть полностью урегулированы внутри пенсионной системы без участия государства, т.к. являются производными от макроэкономической и демографической ситуации в стране.

Работа содержит 1 файл

Пенсионная государственная политика.doc

— 90.50 Кб (Скачать)

     Введение 

     Несмотря  на более чем десятилетнюю историю  российская модель выстраивания национальной пенсионной системы все еще далека от завершения. Наряду с очевидными успехами реформирования, такими как  переход от чисто распределительной  пенсионной системы к смешанной распределительно-накопительной, введение персонифицированного учета в обязательном пенсионном страховании, создание системы негосударственного пенсионного обеспечения и т.п., имеет место ряд существенных проблем, обусловленных не столько сущностными – страховыми, сколько внешними к пенсионной системе - демографическими и макроэкономическими факторами, включая глобальный финансовый кризис.

     Рассматривая проблемы Пенсионной политики РФ, следует исходить из того, что две главные проблемы - дефицит бюджета ПФР и снижение среднего коэффициента замещения пенсией утраченного заработка – не могут быть полностью урегулированы внутри пенсионной системы без участия государства, т.к. являются производными от макроэкономической и демографической ситуации в стране. Поэтому государственное регулирование макроэкономических и демографических факторов и финансовая поддержка федеральным бюджетом пенсионной системы на весь переходный период должны оставаться главным и обязательным условием успешной реализации пенсионной реформы. 

 

      Пенсионная государственная политика 

     Пенсия  по государственному пенсионному обеспечению  – ежемесячная государственная  денежная выплата, право на получение  которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы, при достижении установленной данным законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.1

     При назначении пенсии по государственному обеспечению учитываются стаж государственной службы – суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных служащих и при исчислении размера этой пенсии, а также среднемесячный заработок или денежное содержание, денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработная плата и другие доходы, которые учитываются для исчисления размера пенсии по государственному пенсионному обеспечению гражданина, обратившегося за назначением этой пенсии.

     Реформа пенсионной системы, начавшаяся в 2002 году, приблизила российскую пенсионную систему  к трехуровневой. В результате пенсионных реформ с 1 января 2010 года трудовая пенсия по старости состоит из двух частей - страховой и накопительной. Деление трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца на составляющие части не предусмотрено. При этом размеры страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяются с учетом фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности и фиксированного базового размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца соответственно.

     Таким образом, с 1 января 2010 года вместо базовой  части трудовой пенсии введен фиксированный  базовый размер трудовой пенсии (страховой  части трудовой пенсии по старости), как составная часть страховой  части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца. Фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) устанавливается в твердом размере. При этом применяется порядок его дифференциации, аналогичный ранее действовавшему в отношении базовой части трудовой пенсии.

     Условием  назначения трудовой пенсии по старости является наличие пяти лет страхового стажа и достижение установленного законодательством пенсионного  возраста. Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами I, II и III группы. Тарифы страховых взносов для лиц 1967 года и моложе распределяются следующим образом: 20% - на страховую часть трудовой пенсии, 6% - на накопительную часть трудовой пенсии. Для лиц 1966 года рождения и старше уплаченные работодателями страховые взносы в полном объеме поступают на страховую часть трудовой пенсии.

     Все средства фиксируются на лицевом  счете застрахованного лица: в  общей части - страховая часть, в  специальной - накопительная. Правила те же, что и для банковских вкладов, только эти деньги нельзя снять со счета, и вместо начисления процентов по вкладу пенсионный капитал ежегодно индексируется.2 К пенсионным накоплениям ежегодно добавляется инвестиционный доход, полученный от управления средствами накопительной части пенсии, управляющими компаниями. Государство гарантирует, что каждый учтенный на счете рубль уплаченных взносов и полученного инвестиционного дохода, зафиксированного на дату назначения пенсии, будет возвращен застрахованному лицу в виде пенсии.

     Таким образом, размер пенсии гражданина напрямую зависит от суммы на лицевом счете, сформированной за всю его трудовую деятельность.

     В 2010 году пенсии повышались четыре раза:

  • 1 января произведено увеличение размеров трудовых пенсий путем проведения валоризации, в результате чего увеличение среднего размера трудовой пенсии по старости составило около 1100 рублей.
  • 1 апреля проведена индексация трудовых пенсий на 6,3%. Средний размер трудовой пенсии по старости увеличился на 477 рублей и составил 8169 рублей. С начала года увеличение среднего размера трудовой пенсии по старости составило 1539 рублей, или 23,2%.
  • С 1 апреля на 8,8% увеличены размеры социальных пенсий, а также пенсии по государственному пенсионному обеспечению, социальные выплаты, размеры которых повышаются при увеличении соответствующих размеров социальных пенсий. Средний размер социальной пенсии в результате перерасчета повысился до 4600 рублей.
  • 1 июля 2010 года состоялась дополнительная индексация социальных пенсий на 3,41%. Средний размер социальной пенсии с 1 июля 2010 года повысился на 157 рублей и составил 4757 рублей, средний размер пении по инвалидности военнослужащих, проходивших службу по призыву, увеличился на 235 рублей и составил 7128 рублей, средний размер пенсии по случаю потери кормильца семьям военнослужащих, проходивших службу по призыву, возрос с 5777 рублей до 5974 рублей.

     Общее увеличение социальных пенсий за 2010 год  составило 12,51% (с учетом проведенной  с 1 апреля 2010 года индексации). С учетом проведенных и запланированных мероприятий по повышению уровня пенсионного обеспечения, в конце 2010 года средний размер трудовой пенсии составил свыше 7,8 тыс. рублей, при этом среднегодовой размер трудовой пенсии по отношению к прогнозной величине прожиточного минимума пенсионера составил 172 %. Это означает, что в 2010 году, как и в 2009 году, был обеспечен как номинальный, так и реальный рост пенсий.

     Таблица № 1

     Повышение уровня пенсионного обеспечения  в Российской Федерации с 01.02.20113

  Средний размер пенсии, руб. Увеличение  среднего размера пенсии с 01.02.2011, руб.
до 01.02.2011 после перерасчета  с 01.02.2011
Получатели  трудовой пенсии - всего 7820 8498 678
из  них:      
  • по старости
8177 8886 709
  • по инвалидности
5147 5600 453
  • по случаю потери кормильца
4813 5236 423
Получатели  двух пенсий:      
Инвалиды  вследствие военной травмы 19075 20016 941
Инвалиды - участники Великой Отечественной  войны  19278 20295 1017
Вдовы погибших военнослужащих 14169 14882 713
Инвалиды, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда» 14478 15348 870
 

     В 2011 году размеры пенсий были проиндексированы дважды:

  • 1 февраля 2011 года трудовые пенсии выросли на 8,8%.
  • 1 апреля 2011 года социальные пенсии выросли на 10,27%.

     С 2011г. начал действовать профессиональный закон « О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности». 18.07.2011г. Федеральным Законом №217-ФЗ в этот закон внесены поправки, которые снимают ограничение базы по зарплате с которой уплачиваются взносы. Как и по Федеральному Закону №155-ФЗ взносы будут уплачиваться со всей зарплаты без ограничения ее величины. В мае, июне, июле доплаты к пенсии шахтерам составляла от 129 руб. до 2680 руб. На август, сентябрь, октябрь максимальная доплата у них составит 4200 руб.

     По  Федеральному Закону №155-ФЗ в августе, сентябре, октябре 2011г. максимальная доплата  к пенсии будет 10349 руб. Коэффициент  сбора = 0,263471367. Как было сказано профессиональные пенсии непосредственно связаны  с вредными и опасными условиями труда. Такое рабочее место должно пройти аттестацию.4 В аттестационную комиссию, которая будет принимать решение в обязательном порядке должны быть включены представители работников – профсоюзы, представители государства и независимые эксперты. Цель аттестации рабочих мест понятна – сократить вредные рабочие места. Разобраться какое производство в настоящее время вредное, а какое не вредное, безусловно, нужно.

     В 2011 г. дефицит бюджета ПФР снизится до 1,8% ВВП и нехватка солидарной части тарифа на выплату фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии сократится до 50% дефицита бюджета ПФР. В дальнейшем дефицит будет неуклонно сокращаться, хотя совсем не исчезнет, если не будут приняты меры по дальнейшему развитию пенсионной реформы (в 2050 г. он составит 1,25% ВВП). Для ликвидации текущего дефицита (без учета совершенствования пенсионной системы), тариф должен поддерживаться на уровне 32-34% в зависимости от макроэкономических параметров. Избежать повышения тарифа для ликвидации дефицита на выплату фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии могло бы увеличение в 2011 г. соотношения работающих и пенсионеров с 1,27 до 1,89 (рост численности наемных работников должен составить 22,6 млн. чел.).

     Вторым  фактором дефицита бюджета ПФР являются возрастающие отчисления на формирование накопительной части трудовой пенсии для будущих пенсионеров (тариф на которые составляет 6% для лиц 1967 г. рождения и моложе). В текущем году страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии составят 24% от объема дефицита бюджета ПФР по распределительной составляющей.

     Одной из наиболее эффективных мер государственного регулирования финансовой устойчивости пенсионной системы в краткосрочном  периоде могла бы стать ликвидация скрытой заработной платы, которая за период с 2000 г. по 2009 г. возросла с 11,1% до 13,8% ВВП и достигла половины фонда заработной платы. Взимание страховых взносов с этой заработной платы позволило бы уже в 2011 г. снизить дефицит бюджета ПФР более чем на 0,9 трлн. рублей.

     Вторая  главная проблема пенсионной системы - снижение солидарного коэффициента замещения, который в России определяется соотношением среднего для всех получателей  размера пенсии в текущем году и средней заработной платы в  экономике за этот же период, выраженное в процентах. В результате реформы 2010 г. он увеличился до 38,4% в целом по России, но в последующие годы его снижение возобновится, и к 2050 г. он составит 22%. Обусловлена эта тенденция снижения, в первую очередь, демографическим старением населения, ведущим к росту числа пенсионеров и сокращению занятых и соответственно – расходованию уменьшающихся поступлений средств в пенсионную систему на больше число пенсионеров. Для поддержания коэффициента замещения на уровне хотя бы 35% потребуется либо постепенное увеличение тарифа страховых взносов: на 0,4 процентных пункта в 2015 г. и т.д., либо усиление внешних по отношению к пенсионной системе демографических факторов (резкий рост рождаемости и увеличение миграции).

     В действующей пенсионной системе  существует ряд положительных моментов, одним из которых является возможность влиять на формирование накопительной части пенсии не только денежными вкладами, но путем управлениями этими накоплениями. Граждане, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (имеющие страховое свидетельство) могут самостоятельно выбрать, кому доверить управление накопительной частью своей будущей пенсии. Граждане вправе формировать накопительную часть своей будущей пенсии:

  • через Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), выбрав: а) управляющую компанию, отобранную по результатам конкурса (УК). У таких управляющих компаний более широкий перечень активов, в которые могут быть размещены Ваши пенсионные накопления, чем у государственной управляющей компании;

    б) государственную  управляющую компанию (ГУК) - Внешэкономбанк. ГУК инвестирует средства пенсионных накоплений только в государственные ценные бумаги, что является менее доходным, но и менее рискованным видом управления пенсионными накоплениями.

Информация о работе Пенсионная политика