Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 00:31, доклад
Рассматривая проблемы Пенсионной политики РФ, следует исходить из того, что две главные проблемы - дефицит бюджета ПФР и снижение среднего коэффициента замещения пенсией утраченного заработка – не могут быть полностью урегулированы внутри пенсионной системы без участия государства, т.к. являются производными от макроэкономической и демографической ситуации в стране.
Введение
Несмотря
на более чем десятилетнюю историю
российская модель выстраивания национальной
пенсионной системы все еще далека
от завершения. Наряду с очевидными
успехами реформирования, такими как
переход от чисто распределительной
пенсионной системы к смешанной распределительно-
Рассматривая
проблемы Пенсионной политики РФ, следует
исходить из того, что две главные проблемы
- дефицит бюджета ПФР и снижение среднего
коэффициента замещения пенсией утраченного
заработка – не могут быть полностью
урегулированы внутри пенсионной системы
без участия государства, т.к. являются
производными от макроэкономической и
демографической ситуации в стране. Поэтому
государственное регулирование макроэкономических
и демографических факторов и финансовая
поддержка федеральным бюджетом пенсионной
системы на весь переходный период должны
оставаться главным и обязательным условием
успешной реализации пенсионной реформы.
Пенсионная государственная
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы, при достижении установленной данным законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.1
При назначении пенсии по государственному обеспечению учитываются стаж государственной службы – суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных служащих и при исчислении размера этой пенсии, а также среднемесячный заработок или денежное содержание, денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработная плата и другие доходы, которые учитываются для исчисления размера пенсии по государственному пенсионному обеспечению гражданина, обратившегося за назначением этой пенсии.
Реформа пенсионной системы, начавшаяся в 2002 году, приблизила российскую пенсионную систему к трехуровневой. В результате пенсионных реформ с 1 января 2010 года трудовая пенсия по старости состоит из двух частей - страховой и накопительной. Деление трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца на составляющие части не предусмотрено. При этом размеры страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяются с учетом фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности и фиксированного базового размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца соответственно.
Таким образом, с 1 января 2010 года вместо базовой части трудовой пенсии введен фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), как составная часть страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца. Фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) устанавливается в твердом размере. При этом применяется порядок его дифференциации, аналогичный ранее действовавшему в отношении базовой части трудовой пенсии.
Условием назначения трудовой пенсии по старости является наличие пяти лет страхового стажа и достижение установленного законодательством пенсионного возраста. Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами I, II и III группы. Тарифы страховых взносов для лиц 1967 года и моложе распределяются следующим образом: 20% - на страховую часть трудовой пенсии, 6% - на накопительную часть трудовой пенсии. Для лиц 1966 года рождения и старше уплаченные работодателями страховые взносы в полном объеме поступают на страховую часть трудовой пенсии.
Все средства фиксируются на лицевом счете застрахованного лица: в общей части - страховая часть, в специальной - накопительная. Правила те же, что и для банковских вкладов, только эти деньги нельзя снять со счета, и вместо начисления процентов по вкладу пенсионный капитал ежегодно индексируется.2 К пенсионным накоплениям ежегодно добавляется инвестиционный доход, полученный от управления средствами накопительной части пенсии, управляющими компаниями. Государство гарантирует, что каждый учтенный на счете рубль уплаченных взносов и полученного инвестиционного дохода, зафиксированного на дату назначения пенсии, будет возвращен застрахованному лицу в виде пенсии.
Таким образом, размер пенсии гражданина напрямую зависит от суммы на лицевом счете, сформированной за всю его трудовую деятельность.
В 2010 году пенсии повышались четыре раза:
Общее увеличение социальных пенсий за 2010 год составило 12,51% (с учетом проведенной с 1 апреля 2010 года индексации). С учетом проведенных и запланированных мероприятий по повышению уровня пенсионного обеспечения, в конце 2010 года средний размер трудовой пенсии составил свыше 7,8 тыс. рублей, при этом среднегодовой размер трудовой пенсии по отношению к прогнозной величине прожиточного минимума пенсионера составил 172 %. Это означает, что в 2010 году, как и в 2009 году, был обеспечен как номинальный, так и реальный рост пенсий.
Таблица № 1
Повышение уровня пенсионного обеспечения в Российской Федерации с 01.02.20113
Средний размер пенсии, руб. | Увеличение среднего размера пенсии с 01.02.2011, руб. | ||
до 01.02.2011 | после перерасчета с 01.02.2011 | ||
Получатели трудовой пенсии - всего | 7820 | 8498 | 678 |
из них: | |||
|
8177 | 8886 | 709 |
|
5147 | 5600 | 453 |
|
4813 | 5236 | 423 |
Получатели двух пенсий: | |||
Инвалиды вследствие военной травмы | 19075 | 20016 | 941 |
Инвалиды
- участники Великой |
19278 | 20295 | 1017 |
Вдовы погибших военнослужащих | 14169 | 14882 | 713 |
Инвалиды, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда» | 14478 | 15348 | 870 |
В 2011 году размеры пенсий были проиндексированы дважды:
С
2011г. начал действовать
По Федеральному Закону №155-ФЗ в августе, сентябре, октябре 2011г. максимальная доплата к пенсии будет 10349 руб. Коэффициент сбора = 0,263471367. Как было сказано профессиональные пенсии непосредственно связаны с вредными и опасными условиями труда. Такое рабочее место должно пройти аттестацию.4 В аттестационную комиссию, которая будет принимать решение в обязательном порядке должны быть включены представители работников – профсоюзы, представители государства и независимые эксперты. Цель аттестации рабочих мест понятна – сократить вредные рабочие места. Разобраться какое производство в настоящее время вредное, а какое не вредное, безусловно, нужно.
В 2011 г. дефицит бюджета ПФР снизится до 1,8% ВВП и нехватка солидарной части тарифа на выплату фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии сократится до 50% дефицита бюджета ПФР. В дальнейшем дефицит будет неуклонно сокращаться, хотя совсем не исчезнет, если не будут приняты меры по дальнейшему развитию пенсионной реформы (в 2050 г. он составит 1,25% ВВП). Для ликвидации текущего дефицита (без учета совершенствования пенсионной системы), тариф должен поддерживаться на уровне 32-34% в зависимости от макроэкономических параметров. Избежать повышения тарифа для ликвидации дефицита на выплату фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии могло бы увеличение в 2011 г. соотношения работающих и пенсионеров с 1,27 до 1,89 (рост численности наемных работников должен составить 22,6 млн. чел.).
Вторым фактором дефицита бюджета ПФР являются возрастающие отчисления на формирование накопительной части трудовой пенсии для будущих пенсионеров (тариф на которые составляет 6% для лиц 1967 г. рождения и моложе). В текущем году страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии составят 24% от объема дефицита бюджета ПФР по распределительной составляющей.
Одной
из наиболее эффективных мер
Вторая главная проблема пенсионной системы - снижение солидарного коэффициента замещения, который в России определяется соотношением среднего для всех получателей размера пенсии в текущем году и средней заработной платы в экономике за этот же период, выраженное в процентах. В результате реформы 2010 г. он увеличился до 38,4% в целом по России, но в последующие годы его снижение возобновится, и к 2050 г. он составит 22%. Обусловлена эта тенденция снижения, в первую очередь, демографическим старением населения, ведущим к росту числа пенсионеров и сокращению занятых и соответственно – расходованию уменьшающихся поступлений средств в пенсионную систему на больше число пенсионеров. Для поддержания коэффициента замещения на уровне хотя бы 35% потребуется либо постепенное увеличение тарифа страховых взносов: на 0,4 процентных пункта в 2015 г. и т.д., либо усиление внешних по отношению к пенсионной системе демографических факторов (резкий рост рождаемости и увеличение миграции).
В действующей пенсионной системе существует ряд положительных моментов, одним из которых является возможность влиять на формирование накопительной части пенсии не только денежными вкладами, но путем управлениями этими накоплениями. Граждане, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (имеющие страховое свидетельство) могут самостоятельно выбрать, кому доверить управление накопительной частью своей будущей пенсии. Граждане вправе формировать накопительную часть своей будущей пенсии:
б) государственную управляющую компанию (ГУК) - Внешэкономбанк. ГУК инвестирует средства пенсионных накоплений только в государственные ценные бумаги, что является менее доходным, но и менее рискованным видом управления пенсионными накоплениями.