Ответственность за хранение алкогольной продукции по договору хранения без соответствующей лицензии: правовые основы и арбитражная прак

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 01:06, доклад

Описание работы

Согласно пп. 5.3.2 Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 №154 «О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка» лицензирование и контроль за соблюдением лицензионных условий деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляет Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (далее – Росалкогольрегулирование).

Работа содержит 1 файл

хранение алкогольной продукции без лицензии.docx

— 28.26 Кб (Скачать)

Ответственность за хранение алкогольной продукции по договору хранения без соответствующей лицензии: правовые основы и арбитражная практика.

 

Согласно пп. 5.3.2 Постановления  Правительства РФ от 24.02.2009 №154 «О Федеральной  службе по регулированию алкогольного рынка» лицензирование и контроль за соблюдением лицензионных условий  деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной  и спиртосодержащей продукции осуществляет Федеральная служба по регулированию  алкогольного рынка (далее – Росалкогольрегулирование).

В соответствии с п.3 ст.49 Гражданского Кодекса РФ право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие  которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения  такой лицензии или в указанный  в ней срок и прекращается по истечении  срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии с п. 1 ст. 886 Гражданского кодекса РФ по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной  и спиртосодержащей продукции в  РФ регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 №171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции " (далее - Закон N 171-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 18 Закона №171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции.

Из норм п. 2 данной статьи следует, что деятельность по хранению этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции и деятельность по закупке, хранению и поставкам алкогольной и спиртосодержащей продукции являются самостоятельными видами деятельности, подлежащими лицензированию.

Письмом МНС России от 17.05.2000 №ВБ-6-32/379@ дано разъяснение, что хранение этилового спирта, хранение алкогольной и спиртосодержащей продукции как самостоятельные виды деятельности в соответствии с Законом №171-ФЗ должны лицензироваться. Наличие у организации лицензии на осуществление закупки, хранения и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции не дает право этой организации осуществлять по указанной лицензии хранение этилового спирта и алкогольной продукции, не являющихся собственностью данной организации.

Таким образом, хранение этилового  спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, не являющихся собственностью организации, подлежит лицензированию как самостоятельный вид деятельности. Следовательно, организация, имеющая  лицензию на осуществление закупки, хранения и поставки алкогольной  и спиртосодержащей продукции, не вправе хранить на собственном складе алкогольную  продукцию, принадлежащую поклажедателю, по договорам хранения.

В соответствии с Законом  №171-ФЗ и Постановлением Правительства  РФ №154 от 24.02.2009 г.  решение о выдаче лицензий на осуществление деятельности по хранению алкогольной продукции  принимается Росалкогольрегулированием.

Оборот, в том числе  хранение, алкогольной продукции  без соответствующей лицензии образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 4 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), п. 16 ст. 2 Закона №171-ФЗ. Аналогичное решение вынесено в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 17.10.2008 №Ф08-6308/2008.

Лицензия на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции  дает право на хранение лишь собственной  алкогольной продукции, поскольку  хранение в этом случае является необходимым  действием, которое лицензиат должен осуществить после закупки такой  продукции до момента ее поставки, а в силу пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по производству, розливу, хранению и обороту алкогольной продукции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.1998 N 727, оказание услуг по лицензируемым видам деятельности другим лицам запрещено. Данная правовая позиция подтверждается решением Верховного Суда Российской Федерации от 06.03.2008 №ГКПИ07-1425).

В соответствии с п.1 ст.26 Закона №171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной  и спиртосодержащей продукции запрещаются  в том числе производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий, а также передача лицензии другой организации и оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, другому лицу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

В соответствии с п.1 ст.18 Закона №171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или не связанных с производством указанной продукции целях и розничной продажи спиртосодержащей продукции.

В п.1 ст. 11 Закона №171-ФЗ указано, что производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется организациями при наличии соответствующих лицензий. Лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдается конкретному лицу и представляет собой форму государственной легализации его деятельности.

В силу ст.2 Закона №171-ФЗ под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.

Таким образом, оборот без соответствующей  лицензии, а равно с нарушением условий предусмотренных  лицензией является нарушением ст.19, п.1 ст.26 Закона №171-ФЗ.

Ответственность за данное нарушение квалифицируется  по ч.4 ст. 14.17 КоАП РФ промышленное производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти до ста тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства (оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых  установлена его вина.

Согласно ч. 2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие меры по их соблюдению. При этом лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

В настоящее время необходимо учитывать пункт 16.1 Постановления  Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших  в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в котором указано, что в отличие  от физических лиц в отношении  юридических лиц КоАП РФ формы  вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в  соответствующих статьях Особенной  части КоАП РФ возможность привлечения  к административной ответственности  за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в  отношении юридических лиц требуется  лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для  соблюдения правил и норм, за нарушение  которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты  все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно  к юридическим лицам установлению не подлежат.

Состав административного  правонарушения, предусмотренного статьей 14.17 КоАП РФ, является формальным. В связи с этим он не предусматривает материально-правовых последствий содеянного как обязательного составляющего объективной стороны правонарушения, и считается законченным правонарушением независимо от наступления вредных последствий.

Для оценки действий лица, привлекаемого  к административной ответственности, на предмет наличия признаков  формального состава эти последствия  не имеют правового значения.

Оборот алкогольной продукции  находится под особым контролем  государства, поскольку данная деятельность напрямую связана с жизнью и здоровьем населения. Государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции.

Так как состав правонарушения, предусмотренный статьей 14.17 КоАП РФ, предполагает нарушение требований законодательства, предъявляемых к производству и обороту алкогольной продукции, а именно требований о порядке соблюдения лицензионных условий, отсутствие причинения существенного вреда государственным и общественным интересам не может служить основанием для признания указанного нарушения малозначительным.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении  каких-либо материальных последствий  правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Данный вывод соответствует  правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Определение  от 09 апреля 2001 года №74-О, Определение  от 24.04.2002 №99-О), согласно которым правонарушения в сфере оборота алкогольной (спиртосодержащей) продукции обладают повышенной опасностью и понятие "малозначительность" к указанным правонарушениям  не применимо.

Согласно  п.3 Положения о лицензировании деятельности по производству, розливу, хранению и  обороту алкогольной продукции, утвержденному Постановлением Правительства  РФ №727 от 09.07.1998 г., лицензия является официальным документом, разрешающим осуществление указанных в ней видов деятельности, а также определяющим условия их осуществления. Оказание услуг по лицензируемым видам деятельности другим лицам запрещается (Определение Конституционного суда РФ №199-О-О от 24.02.2011 г., Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2009 г. по делу 09АП-4389/2009-АК).

Таким образом, организация, имеющая лицензию на закупку, хранение и поставку алкогольной  продукции, так же как и организация, имеющая лицензию на право осуществления хранения алкогольной продукции должны хранить данную продукцию только по адресам, указанным в лицензии, и не вправе передавать ее на хранение другим лицам.

При этом, наличие у организации лицензий на осуществление таких видов  деятельности как закупка, хранение и поставка алкогольной продукции  и отдельно хранение алкогольной  продукции, не даѐт право этим организациям осуществлять по указанным лицензиям хранение алкогольной продукции, не являющейся собственностью данной организации. Верховный Суд Российской Федерации в своѐм решении от 06.03.2008 года № ГКПИ07-1425 указал, что по закону организация не вправе хранить (передавать на хранение) алкогольную продукцию по адресам, не указанным в лицензии, включая еѐ обособленные подразделения (производства, склады). Следовательно, организация имеет право на хранение только той продукции, которая находится у неѐ в собственности, и только по тем адресам, которые указаны в лицензии. Факт наличия у организации соответствующей лицензии на хранение алкогольной продукции, не даѐт ей право на хранение алкогольной продукции, которая не является собственностью данной организации, так как другие организации также обязаны хранить продукцию по адресам, указанным в своих лицензиях.

Данная  правовая позиция подтверждается Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 16.04.2010 г. по делу А45-7027/2010, оставленному без изменения Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2010 г. 2010, вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда Москвы от 27.12.2011 г. по делу а40-118002/149-769 от 27.12.2011 г., Решением Арбитражного суда Московской области от 12.07.2010 г. по делу А41-21274/2010,  вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда г. Москвы от 05.10.2010 г. по делу А40-89087/10-130-500, вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда Брянской области по делу А09-6106/2011 от 13.10.2011 г., Решением Арбитражного суда Брянской области  от 20.10.2011 г. по делу А09-6181/2011, Решением Арбитражного суда Рязанской области  по делу А54-6513/2011.

КоАП РФ предусматривает конфискацию орудия совершения административного правонарушения в качестве одного из видов административного наказания, назначаемого судьей, и определяет ее как принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. При этом не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их собственнику, а также изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению (пункт 4 части 1 статьи 3.2, части 1 и 3 статьи 3.7 КоАП РФ).

Информация о работе Ответственность за хранение алкогольной продукции по договору хранения без соответствующей лицензии: правовые основы и арбитражная прак