Ответственность налоговых органов и их должностных лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Институт ответственности налоговых органов является чрезвычайно важным. Его значимость состоит в том, что нормы об ответственности дают налогоплательщику возможность реализовать свои права по взысканию убытков, которые были причинены неправомерными действиями фискальных органов и должностных лиц. До введения в действие первой части Налогового кодекса привлечь к ответственности налоговые органы было довольно проблематично из-за размытых формулировок и неопределенности российского законодательства. Этот недостаток устраняет Налоговый кодекс, описывая в разделе III общий порядок применения ответственности к налоговым органам.

Содержание

Содержание:
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Налоговые органы РФ…………………………………………………..4
Глава 2. Ответственность налоговых органов и их должностных лиц………..8
2.1. Ответственность налоговых органов………………………………….8
2.2 Ответственность должностных лиц налоговых органов…………….11
Глава 3 Практическая часть………………………………………………………16
Заключение…………………………………………………………………………21
Список литературы……………………….……………………………………….22

Работа содержит 1 файл

Серега курсяк.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

· факт возникновения убытков в виде реального ущерба или упущенной выгоды.[2;22]

Так, если предприятие из-за незаконного действия налогового органа не смогло вовремя расплатиться с контрагентами, это не является убытками по причине отсутствия его расходов. Обычно весьма трудно доказать убытки в вице упущенной выгоды, так как требуется обосновать, что те или иные доходы налогоплательщик непременно получил бы, если бы не действия налоговых органов;

· размер причиненных убытков и то, что налогоплательщик сделал все, от него зависящее, чтобы убытки минимизировать. Например, если убытки вызваны отсутствием средств на счете вследствие их списания налоговым органом, налогоплательщик должен доказать, что предпринимал различные действия по изысканию иных источников (обращался в банки за получением кредита и т.п.).   Мерами по предотвращению и снижению убытков могут быть и обжалования незаконных действий налоговых органов в административном или судебном порядке;

· причинно-следственную связь между незаконными действиями налоговых органов и убытками налогоплательщика. Отсутствие доказательства такой связи - наиболее частое основание для отказа в удовлетворении исковых требований о возмещении убытков.

              2.2. Ответственность должностных лиц налоговых органов

В соответствии со ст. 12 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации" за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами налоговых органов своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.[10;22]

Данная норма Закона имеет отсылочный характер, и порядок применения различных видов ответственности к должностным лицам налоговых органов регулируется нормами других отраслей законодательства.

Общий порядок дисциплинарной ответственности государственных служащих установлен в нормативных документах. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей (совершения должностного проступка) на работника налогового органа может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:

· замечания;

· выговора;

· строгого выговора;

· предупреждения о неполном служебном соответствии;

· увольнения.

До решения вопроса о применении дисциплинарной ответственности работник налогового органа может быть временно (но на срок не более одного месяца) отстранен от исполнения должностных обязанностей.[15;22]

Как наложение дисциплинарных взысканий, так и отстранение от исполнения служебных обязанностей осуществляет тот налоговый орган или руководитель, который имеет право назначать работника на государственную должность. Должностные лица налоговых органов подлежат материальной ответственности за причинение ущерба организации, с которой они состоят в трудовых отношениях. Порядок привлечения к материальной ответственности регулируется Трудовым кодексом РФ (ТК РФ).

Материальная ответственность наступает, как правило, при наличии следующих условий:

· предприятию причинен действительный, реальный (прямой) имущественный ущерб;

· ущерб причинен работником при исполнении трудовых (служебных) обязанностей;

· работник виновен в причинении ущерба;

· имеется причинная связь между действиями работника и причиненным материальным ущербом.

В соответствии со ст. 241 ТК РФ за ущерб, причиненный организации, работники, по вине которых причинен ущерб, несут материальную ответственность в размере прямого ущерба, но не более своего среднемесячного заработка. Случаи полной материальной ответственности специально оговорены в ст. 243 ТК РФ.[7;22]

Применительно к деятельности налоговых органов наиболее значимыми являются:

· ущерб причинен преступными действиями работника налогового органа, установленными приговором суда;

· имущественный вред причинен не при исполнении должностных обязанностей;

· ущерб причинен работником, находившимся в нетрезвом состоянии.

Как вытекает из ст. 248 ТК РФ, работник налогового органа возмещает ущерб по распоряжению руководителя налогового органа в размере, не превышающем его среднемесячного заработка. В остальных случаях меры материальной ответственности применяются путем предъявления иска в суд общей юрисдикции.[7;22]

Уголовная ответственность к должностным лицам налоговых органов применяется в общем порядке и на общих основаниях, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации.

Хотелось бы подчеркнуть, что в НК РФ отсутствуют правовые нормы, которые могли бы заставить сотрудников налоговых органов исполнять Кодекс, а именно нормы, обеспечивающие соблюдение налоговыми органами сроков проверок и сроков вынесения решения по ним. В свое время были отклонены и поправки, предусматривающие уголовную ответственность должностных лиц налоговых органов за вынесение заведомо незаконных решений и злоупотребление своими правами.

Внесение изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части установления ответственности сотрудников налоговых органов за вынесение заведомо незаконного решения, а также за превышение должностными лицами органов налогового контроля своих должностных полномочий обусловлено следующими обстоятельствами.

Реформа налогового администрирования, проведенная Правительством РФ и Государственной Думой летом 2006 г., предполагала реализацию положений Послания Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации в части прекращения "налогового терроризма" органов налогового контроля и надзора в отношении предпринимателей. Однако стоит еще раз отметить, что существенного улучшения условий для самостоятельного и добросовестного исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов, расширения законодательно закрепленных гарантий соблюдения прав и законных интересов налогоплательщиков по Закону N 137-ФЗ не произошло.

Наоборот, положение по отдельным статьям ухудшилось. К примеру:

- налоговые органы получили право взыскивать во внесудебном порядке штрафы с предпринимателей и организаций независимо от размера;

- активно практикуются директивы налоговых органов, как необходимо решать тот или иной экономической спор, направляемые арбитражным судам;

- разъяснения Минфина России и ФНС России зачастую входят в явное противоречие с нормами Налогового кодекса РФ.

В таких условиях установление ответственности стимулировало бы налоговые органы к неукоснительному соблюдению законодательства и способствовало предотвращению нарушений прав налогоплательщиков. В этом случае можно было бы говорить об определенном соотношении прав, обязанностей и юридической ответственности во взаимоотношениях налоговых органов с налогоплательщиками.

Основные составы преступлений, которые совершаются государственными служащими при исполнении должностных обязанностей, установлены в гл. 30 УК РФ "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления". Ими являются:

· злоупотребление должностными полномочиями - использование своих служебных полномочий вопреки интересам службы из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 285 УК РФ);

· превышение должностных полномочий - совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ст. 286 УК РФ);

· получение взятки должностным лицом в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а также за общее покровительство или попустительство по службе (ст. 290 УК РФ);

· халатность - неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе (ст. 293 УК РФ).[8;22]

              Тот или иной вид ответственности наступает в зависимости от характера правонарушения.

 


Заключение

Правовое регулирование ответственности в сфере налогообложения является
составной частью налогового законодательства и представляет собой
совокупность норм налогового и других отраслей права, возникающих в сфере
взаимодействия налоговых органов и участников налоговых правоотношений при
взимании налогов и затрагивающих имущественные интересы государства по
обеспечению доходной части бюджета.

.              По действующему законодательству, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу незаконными действиями государственных органов, а также их должностными лицами при исполнении ими своих обязанностей в области административного управления, возмещается на общих основаниях, если иное не предусмотрено законодательными актами.

              Анализ правовой основы регулирования налоговых правонарушений позволяет сделать вывод, что данные отношения регулируются большим количеством нормативных актов различного уровня, зачастую не согласованных между собой.

              Существуют также, так называемые, пробелы в законодательстве регулирующем вопросы налоговой   ответственности.       .

Предприниматели оправдывают инициативу тем, что налоговики получили слишком опасные полномочия (взыскание штрафов во внесудебном порядке, блокирование счетов и т.д.) и могут легко уничтожить бизнес. Однако часто налоговики обязаны руководствоваться ведомственной позицией, а не НК РФ.       Кроме того, такая криминализация (до 10 лет) их пусть и незаконных действий делает налоговиков более "общественно опасными субъектами", чем собственно налоговых уклонистов, а это явно перебор. Большинство экспертов считает, что в УК РФ достаточно статей, чтобы наказывать за явные "перегибы" налоговиков.

И в заключении хотелось бы сказать, что какие бы не вводились новые изменения, дополнения в налоговое законодательство, все равно они остаются недостатки, недоработки. Все это можно объяснить только тем, что налоговое право в нашей стране является «молодым» и еще находится в процессе активного развития.

Список литературы:

1.      Конституция Российской Федерации.- Ростов н/Д: «Феникс», 2007.- 64 с.;

2.      Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.- 176 с.;

3.      Бюджетный кодекс Российской Федерации.- Москва: Издательство «Омега-Л», 2007.- 224 с.;

4.      Гражданский кодекс Российской Федерации: Части первая, вторая, третья, четвертая.- М.: Юрайт-Издат, 2007.- 554 с.;

5.      Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях.- Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2007.- 352 с.;

6.      Налоговый кодекс Российской Федерации: в двух частях.- 8-е издание.- М.: «Ось-89», 2007.- 672 с.;

7.      Трудовой кодекс Российской Федерации.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.- 208 с.;

8.      Уголовный кодекс РФ.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.- 192 с.;

9.      ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» № 137 от 27.07.2006 г., (ред. от 30.12.2006 г.);

10. Закон РФ «О налоговых органах РФ» № 943-1 от 21.03.1991 г., (ред. от 27.07.2006 г.);

11. Постатейный комментарий к налоговому кодексу РФ.- М.: ГроссМедиа, 2007.-645 с.;

12. Налоговое право: учебник/ ред. С.Г. Пепеляев.- М.: Юристъ, 2004.- 591 с.;

13. Налоговые органы Российской Федерации: учеб. Пособие/ Л.П. Хозова; Тюм. гос. ун-т.- Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2003.- 140 с.;

14. Налоговое право России: учеб. Пособие/ А.В. Демин.- М.: Юрлитинформ, 2006.- 424 с.;

15. Налоговое администрирование: учеб пособие/ А.В. Передернин; Тюм. гос. ун-т.- Тюмень: 2006.- 388 с.;

16. Астахов С.А. «О пользе уголовной ответственности, или размышления у парадного подъезда», // Ваш налоговый адвокат.- 2007.- №5.;

17. Исаков В.Б. «Специальный доклад "Бизнес и Налоги"», Налоги и налогообложение.- 2007.- №4.;

18. Федосова О.В. «Ответственность публичных субъектов в налоговом праве», // Финансовое право.-2003.- №1.- с.40-45;

19. Щербакова О.Е. «Ответственность налоговых органов: Законодательная конституция и механизм ее реализации», // Адвокатская практика.- 2003.- №2.- с. 15-18;

20. Юрина Елена «Проблема ответственности налоговых органов: О внесении изменений в НК РФ», // Диалог «Бизнес-Власть»,- 2006.- №12.;

21. nalog.ru.;

22. nalog Port7.ru

 

 

 

2

 



Информация о работе Ответственность налоговых органов и их должностных лиц