Ответственность налоговых органов и их должностных лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Институт ответственности налоговых органов является чрезвычайно важным. Его значимость состоит в том, что нормы об ответственности дают налогоплательщику возможность реализовать свои права по взысканию убытков, которые были причинены неправомерными действиями фискальных органов и должностных лиц. До введения в действие первой части Налогового кодекса привлечь к ответственности налоговые органы было довольно проблематично из-за размытых формулировок и неопределенности российского законодательства. Этот недостаток устраняет Налоговый кодекс, описывая в разделе III общий порядок применения ответственности к налоговым органам.

Содержание

Содержание:
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Налоговые органы РФ…………………………………………………..4
Глава 2. Ответственность налоговых органов и их должностных лиц………..8
2.1. Ответственность налоговых органов………………………………….8
2.2 Ответственность должностных лиц налоговых органов…………….11
Глава 3 Практическая часть………………………………………………………16
Заключение…………………………………………………………………………21
Список литературы……………………….……………………………………….22

Работа содержит 1 файл

Серега курсяк.doc

— 92.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

“Ответственность налоговых органов и их должностных лиц”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Налоговые органы РФ…………………………………………………..4

Глава 2. Ответственность налоговых органов и их должностных лиц………..8

              2.1. Ответственность налоговых органов………………………………….8

              2.2 Ответственность должностных лиц налоговых органов…………….11

Глава 3 Практическая часть………………………………………………………16

Заключение…………………………………………………………………………21

Список литературы……………………….……………………………………….22

 


                                                                                    Введение

              Институт ответственности налоговых органов является чрезвычайно важным. Его значимость состоит в том, что нормы об ответственности дают налогоплательщику возможность реализовать свои права по взысканию убытков, которые были причинены неправомерными действиями фискальных органов и должностных лиц. До введения в действие первой части Налогового кодекса привлечь к ответственности налоговые органы было довольно проблематично из-за размытых формулировок и неопределенности российского законодательства. Этот недостаток устраняет Налоговый кодекс, описывая в разделе III общий порядок применения ответственности к налоговым органам.

Институт ответственности налоговых органов и их должностных лиц – комплексный институт, он содержит в себе нормы не только налогового, но и конституционного, гражданского, административного, трудового и  уголовного права.

Конституция  РФ в ст. 53 провозглашает право каждого на возмещение  государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти и их должностных лиц.

          Необходимо разделять ответственность налоговых органов как государственных организаций и ответственность их работников, поскольку виды и порядок применения ответственности в этих случаях совершенно различны.

              В своей курсовой работе я постараюсь раскрыть тему «Ответственность налоговых органов и их должностных лиц».                         .     
                            Глава 1. Налоговые органы РФ

              В России налоговые органы с 1991 года представляют собой единую централизованную систему, отделены от финансовых органов.

Согласно п.1 ст. 30 НК налоговыми органами в РФ являются Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные подразделения.[6;22]

Единую централизованную систему налоговых органов составляют:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (Федеральная налоговая служба - ФНС России).

Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России осуществляет общее руководство налоговыми органами, а также издает нормативно-правовые акты (инструкции, пояснения и т.п.)).

Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов Российской Федерации.

2) его территориальные органы (управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции (МИ ФНС), инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления (ИФНС), инспекции межрайонного уровня).[11;22]

Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы являются юридическими лицами, имеют бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, эмблему, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

              Единство системы налоговых органов обеспечивается тем, что функции контроля за взиманием налогов всех уровней на территории Российской Федерации выполняют органы МНС России. Создание налоговых органов, не входящих в систему МНС России, не допускается. Такое построение системы налоговых органов определено конституционным принципом единства налоговой политики и необходимо для единообразного применения налогового законодательства.[11;22]

              Налоговые органы представляют собой независимую систему контроля за соблюдением налогового законодательства. В данном случае независимость понимается прежде всего как независимость от местных органов власти и управления. Она является конкретным проявлением принципа разделения властей, системы "сдержек и противовесов": праву местных органов власти вводить местные налоги, устанавливать ставки платежей, определять льготы противостоит обязанность налоговых инспекций действовать в строгом соответствии с буквой и духом закона. Налоговые инспекции должны исполнять только те решения и постановления местных органов власти, которые приняты в соответствии с законом и в пределах предоставленных им прав. Местные органы власти и администрация не имеют права изменять или отменять решения налоговых органов, давать им руководящие указания.                              .
              Продолжая разговор о структуре налоговых органов, надо сказать, что на сегодняшний день налоговые органы представляют собой единую централизованную систему налоговых органов. Характеристика этой системы как единая означает, что никаких иных налоговых органов не может существовать, кроме МНС. Речь идет о субъектах РФ и о местном самоуправлении. Субъекты Федерации создавать собственные налоговые органы права не имеют. Что касается местного самоуправления, здесь сложнее вопрос. Есть закон о финансовых основах местного самоуправления, где предусмотрено создание муниципальных налоговых служб.

На федеральном уровне это само министерство, возглавляемое министром, министр назначается президентом. Таким образом, этот орган входит в число тех федеральных органов исполнительной власти, которые непосредственно подчиняются президенту.[13;22]

На уровне субъектов Федерации создаются управления МНС по субъектам Федерации и инспекции МНС по субъекту Федерации. Первоначально была практика, что каждый субъект Федерации имеет свой территориальный орган, но в последующем стали происходить изменения.                              .
Кроме того, на уровне субъектов Федерации могут создаваться межрегиональные инспекции МНС. Это тот уровень управления, который на сегодняшний день привязан к федеральным округам, где подобный межрегиональный орган может создаваться и уже создается.

МНС России является исполнительным органом. Служащих налоговых органов по их полномочиям принято делить на должностных лиц, оперативный состав и вспомогательный персонал.[12;22]

Должностными лицами налоговых органов являются граждане Российской Федерации — работники налоговых органов, которым в соответствии с квалификацией, стажем работы и занимаемой должностью присвоены классные чины.[15;22]

Ключевым должностным лицом налоговых органов является налоговый инспектор. Основной объем прав и обязанностей налоговых органов реализуется этими лицами.[21,22;23]

Инспекторы осуществляют все основные формы работы с налогоплательщиками — от приема налоговых расчетов до проведения проверок. В настоящее время в ряде инспекций практикуется разделение функций (с учетом зарубежного опыта): ряд инспекторов осуществляет только ревизорскую работу, другие — те функции, которые не связаны с выходом на предприятия (прием и камеральная проверка деклараций, расчет окладных налогов и др.).

К специалистам относятся работники бухгалтерии, юрисконсульты и т. д. Лица вспомогательного состава обеспечивают служебную деятельность должностных лиц и лиц оперативного состава (технические секретари и т. п.).[15;22]

В отличии от норм, устанавливающих ответственность налоговых органов до 1 января 1999 г., нормы Налогового кодекса устанавливают ответственность налоговых органов не только за неправомерные действия (решения), но и за бездействие указанных органов, которое повлекло причинение налогоплательщику убытков.

Следует отметить, что хотя ни Законом РФ № 943-1 «О Госналогслужбе РФ», ни Законом РФ № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ» не была предусмотрена ответственность налоговых органов за бездействие, которое повлекло причинение налогоплательщику убытков, данное обстоятельство не лишало налогоплательщика права обратиться в суд с иском о возмещении убытков на основании ст.16 ГК РФ в соответствии с которой убытки причиненные гражданину или юридическому лицу, как в результате незаконных действий так и бездействия государственных органов или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению из бюджета.[18,19;23]

Осталось без изменений положение о том, что должностные лица и другие работники налоговых органов за неправомерные действия или бездействие могут привлекаться к административной, дисциплинарной и уголовной ответственности. Данная норма имеет отсылочный характер, и порядок применения различных видов ответственности регулируется нормами других отраслей законодательства по общему правилу.[14,15;22]

Необходимо разделять ответственность налоговых органов как государственных организаций и ответственность их работников, поскольку виды и порядок применения ответственности в этих случаях совершенно различны.

Во второй главе я рассмотрю ответственность налоговых органов и их должностных лиц по отдельности.

 

 


Глава 2. Ответственность налоговых органов и их должностных лиц

2.1. Ответственность налоговых органов

Несмотря на то, что НК РФ содержит специальную статью об ответственности налоговых органов (ст. 35), а Закон "О налоговых органах Российской Федерации" отводит этому вопросу отдельную главу (гл. III "Ответственность налоговых органов"), в обоих законодательных актах предусмотрен лишь один вид ответственности налоговых органов - возмещение убытков, причиненных налогоплательщику незаконными действиями этих органов и их должностными лицами.[6,10;22]

Налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом и иными федеральными законами. Для наступления имущественной ответственности налоговых органов необходимо наличие следующих условий:

1) действий (решений) или бездействия этих органов или их должностных лиц (работников); неправомерность (незаконность) действий (решений) или бездействия;

2) причинение убытков налогоплательщику (или вреда его имуществу) при осуществлении должностным лицом (работником) своих служебных обязанностей;

3) причинная связь между неправомерными действиями (решениями) или бездействием и причиненными убытками (наступившим вредом).[12;22]

Убытки - это расходы лица, чьи права нарушены, произведенные для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Споры о возмещении убытков разрешаются в порядке гражданского судопроизводства в соответствии с гражданским или  Арбитражным Процессуальным законодательством. Так как налоговые органы являются федеральными органами исполнительной власти, причиненные ими убытки возмещаются за счет федерального бюджета в установленном законодательством порядке. Должностные лица (работники) налоговых органов непосредственной ответственности перед потерпевшим не несут. Налоговый орган (либо государство), возместивший убытки, вправе в порядке регресса взыскать выплаченные денежные суммы с виновного должностного лица (работника). Удовлетворение морального вреда должно быть истребовано с должностных лиц налоговых органов, и суд может возложить на них обязанность денежной компенсации указанного вреда.[13;22]

Таким образом, нормы налогового законодательства не устанавливают какой-либо специальной ответственности налоговых органов, а, по сути, повторяют положение ст. 53 Конституции РФ о том, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов.[1;22]

Понятие убытков и порядок их возмещения регулируются гражданским законодательством. Как вытекает из ст. 15 ГК РФ, убытки могут быть двух видов:

1) реальный ущерб - расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества;

2) упущенная выгода - неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.

Поскольку иное не предусмотрено законодательством, при нарушении прав налогоплательщика подлежат возмещению как реальный ущерб, так и упущенная выгода.

Налоговое законодательство не устанавливает особой процедуры предъявления требований о возмещении убытков, поэтому такие требования должны предъявляться в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Однако налоговые органы не обладают ни источником их возмещения (денежными средствами, которые могут быть направлены на эти цели), ни соответствующей компетенцией (ни одним нормативным актом такое право налоговым органам не предоставлено). Поэтому даже в случае признания налоговым органом требований налогоплательщика возмещение ему убытков возможно только через возбуждение искового производства.[14;22]

Ответчиком по делу о возмещении убытков является Российская Федерация, соответствующий субъект Федерации или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа (ст. 16 ГК РФ; п. 10 ст. 158 БК РФ). Убытки возмещаются за счет федерального бюджета (п. 1 ст. 35 НК РФ). Поэтому, строго говоря, рассматриваемую ответственность лишь условно можно считать ответственностью налоговых органов; действительным субъектом ответственности является государство, на которое Конституцией РФ и Гражданским кодексом Российской Федерации возложена обязанность отвечать за незаконные действия всех своих органов, включая налоговые.[3,4,6;22]

Обстоятельства, которыми истец обосновывает свои требования, должны доказываться самим истцом (п. 1 ст. 53 АПК РФ). Поэтому налогоплательщик, предъявляя иск о возмещении убытков, причиненных незаконным действием налогового органа, должен обосновать:

· незаконность действия налогового органа, повлекшего убытки налогоплательщика (например, ссылкой на судебный акт, признающий аналогичное решение налогового органа недействительным);

Информация о работе Ответственность налоговых органов и их должностных лиц