Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 19:22, курсовая работа
Целью работы является изучение проблемы формирования и основных черт открытой экономики, ее преимуществ и перспектив для Беларуси.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- Рассмотреть сущность открытой экономики;
- Осветить влияние внешнего сектора на основные макроэкономические показатели национальной экономики;
- Изучить состояние, проблемы и перспективы открытости экономики Беларуси.
Введение………………………………………...……………………………………3
Открытая экономика: понятие, критерии открытости, модели открытой экономики…………………….…………………….5
Влияние внешнего сектора на основные макропоказатели……………..……….13
Республика Беларусь как пример открытой экономики: состояние, проблемы и перспективы…………………………………………………………...……………30
Заключение……………………………………………………………………….…51
Список использованных источников…………………………………………...…53
Обратимся к институциональному аспекту обоснования открытости экономики РБ. Отметим, что оценка реальной открытости национальных экономик не может быть аргументирована без учета структуры экспорта и движения капиталов, а также таможенной, валютной, налоговой, кредитной и инвестиционной политик, влияющих на формы и масштабы взаимодействия стран с внешним миром.
Институциональными критериями открытости являются:
свободный выбор внутреннего и внешнего партнера в рыночных отношениях;
степень допуска на внутренний рынок иностранных конкурентов;
сопоставимость внутренних и мировых цен;
конвертируемость национальной валюты;
наличие финансового рынка и его инфраструктуры, отвечающих требованиям мировых стандартов. [4, c. 57-58]
Основные цели таможенного тарифа РБ:
· рационализация товарной структуры ввоза товаров в РБ;
· поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РБ;
· создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства
и потребления товаров в РБ;
· защита экономики РБ от неблагоприятного воздействия иностранной
конкуренции;
· обеспечение условий для эффективной интеграции РБ в мировую экономику.
Общий режим внешней торговли Республики Беларусь выглядит следующим образом: 1) средняя ставка тарифов составляет 14 %; 2) максимальная тарифная ставка равна 30 % (не считая 100 % тарифа на этиловый спирт); 3) минимальная тарифная ставка составляет 1 %, причем существуют и нулевые ставки; 4) ненулевые тарифные ставки распространяются примерно на 10 тыс. наименований продукции.
При анализе открытости экономики в первую очередь следует оценивать степень валютных, таможенных, лицензионных ограничений, косвенных налогов, торговых субсидий.
При анализе удельного веса доходов от внешнеэкономической деятельности в структуре бюджета РБ выявляется следующая особенность: варьирует от 6,9% до 5,7%. То есть по уровню положения бюджета удельный вес доходов от внешнеэкономической деятельности, он примерно равен доле подоходных налогов и даже акцизов. Для сравнения: в европейских странах, в частности в Германии, этот показатель составляет не более 2-3%. Следовательно, уровень протекционизма в РБ достаточно высок.
Концепция протекционизма, как способа поддержания отечественных производителей, весьма распространен в Беларуси, о чем свидетельствует высокий уровень таможенной пошлин и нетарифных ограничений для товаров из других стран, в том числе из стран СНГ.
Если в странах-участниках ВТО эти ограничения составляют 4-5%, то в странах таможенного союза стран СНГ – 14-15% (в 3 раза выше).
В теоретических курсах под малой открытой экономикой (МОЭ) понимают экономику, представляющую собой небольшую долю мирового рынка и не оказывающую влияния на мировую ставку процента. Эта часть определения МОЭ применима и к РБ. Однако этим не ограничивается определение МОЭ, оно имеет ряд расшифровок. К примеру ставка процента в МОЭ не уравновешивается инвестициями и сбережениями, как в закрытой экономике, а равна мировой ставке процента, преобладающей на мировых финансовых рынках. Эта характерная черта МОЭ не присутствует в РБ.[4, c. 59-60]
Но глобализация имеет не только положительные последствия. Ее развитие непредсказуемо и таит в себе множество скрытых экономических и социальных проблем. Новые риски и страх перед неизведанным объединяют антиглобалистов против глобализации. [16, с. 15]
В научных юридических исследованиях и действующем законодательстве Республики Беларусь, касающихся базовых подходов правового регулирования обеспечения внешнеэкономической безопасности государства, существует значительный пробел.
Единственным нормативным документом, отражающим основы обеспечения экономической безопасности государства в целом, является Концепция национальной безопасности Республики Беларусь. Частично касается направлений правового регулирования внешнеэкономической безопасности государства Закон «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь».
Исходя из национальных экономических интересов к основным внешнеэкономическим угрозам Республики Беларусь, которым необходимо дать правовую характеристику в действующем законодательстве, относятся: изоляция в мировом экономическом пространстве с дискриминацией в торговле со стороны международного сообщества (отсутствие суверенитета в торговой, денежно-кредитной, бюджетно-финансовой политике, нарушение экономических соглашений странами-партнерами и т. д.); низкий уровень конкурентоспособности национальной экономики (утрата производственного потенциала из-за износа основных фондов, снижение инновационной активности, недостаточное развитие отечественных систем сертификации и контроля качества экспортной продукции, реализуемой на рынках промышленно развитых государств, утрата внешнеэкономических позиций в результате вытеснения конкурентами и т. д.); дефицит внешнеторгового баланса и нерациональная структура импорта (зависимость от импорта технологий, отдельных комплектующих изделий, продовольствия, энергоносителей, стагнация аграрного сектора, значительная доля России во внешнеторговом обороте, изменение конъюнктуры мирового рынка и т. д.); отсутствие реальной сбалансированной системы мер по привлечению зарубежных финансовых (инвестиционных) ресурсов (втягивание в долговую зависимость из-за высокого внешнего долга и т. д.); недостаточный экспортный и валютный контроль, незамкнутость таможенной границы (утечка капитала, интеллектуальной собственности и т. д.); неразвитость финансовой, организационной, информационной и транспортной инфраструктуры, обслуживающей экспортно-импортные операции; правонарушения в сфере внешнеэкономической деятельности.
В целом правовое регулирование обеспечения внешнеэкономической безопасности должно способствовать созданию максимально благоприятных условий для использования преимуществ международных интеграционных процессов для стабилизации и восстановления прогрессивных тенденций развития экономической системы республики; повышению конкурентоспособности отечественного производства, органичному и не дискриминационному встраиванию в мировое хозяйство и, вместе с тем, гарантировать защиту национальных экономических интересов на внутреннем и мировых рынках, эффективное снижение степени уязвимости от внешнеэкономических угроз [2, с. 32-36].
В Республике Беларусь в соответствии с мировыми тенденциями также функционируют институты, осуществляющие регулирующее воздействие на наднациональном, региональном и международном уровнях.
Внешнеэкономическая политика разрабатывается с целью развития обеспечения конкурентных преимуществ, защиты национального производства и рынка, создания благоприятных условий для расширения своего влияния на внешних рынках и углубления международного бизнеса.
Среди стратегических целей внешнеэкономической политики:
• во-первых, развитие экспортного потенциала республики как предпосылки стабилизации экономического роста на базе повышения конкурентоспособности реального сектора экономики и сферы услуг, что обусловлено спецификой сложившейся структуры национальной экономики республики, ориентацией на вывоз готовой продукции, ввоз сырья и комплектующих изделий в связи с отсутствием своих природных ресурсов и зависимостью от внешних энергетических и сырьевых носителей. Собственные природные ресурсы в настоящее время покрывают 15 % от потребности в них. Импортируется около 92 % энергоносителей, 99 % черных металлов и т. д. Ограниченность природных ресурсов сочетается с использованием высоко энерго-, материало-, трудоемких технологий производства. Доля энергии в себестоимости продукции достигает 40 %, а материальных затрат - в пределах 50-85 % в зависимости от отраслей. В связи с этим экономика республики зависима, с одной стороны, от ввоза сырья и комплектующих изделий, с другой, от реализации производимой продукции. Это определило формирование в Республике Беларусь модели экспортоориентированного и импортозамещающего производства;
• во-вторых обеспечение всесторонней интеграции белорусской экономики в систему мирохозяйственных связей на основе формирования единого экономического пространства с Россией, ассоциированного членства в ЕС, ВТО и ОЭСР.
В связи с данными целями по-новому звучит роль государства. Принципами организации деятельности во внешнеэкономической сфере являются следующие:
- либерализация внешнеэкономических процессов;
- открытость экономики и встроенность в систему мирохозяйственных связей;
- интеграция в мировое экономическое сообщество и международное разделение труда;
- равномерное распределение приоритетов и сбалансированность внешнеэкономического сотрудничества;
- экономическая целесообразность и равноправие в торговле;
- экономическая безопасность республики;
- защита белорусских товаропроизводителей;
- доступ к международным ресурсам, имеющим стратегическое значение для экономического развития (капитал, технологии, товары и услуги) [18].
Разработка экономической стратегии в формировании более открытой экономики в РБ должна строиться в первую очередь с учетом следующих критериев:
1. Широкое использование внутренних и внешних инвестиций.
2. Разработка инновационной политики, направленной на постепенное обновление изношенных производственных фондов, внедрение передовых прогрессивных технологий, подготовка и рациональная реализация соответствующего кадрового потенциала, создание эффективного менеджерского и маркетингового обслуживания.
3. Формирование фискальной политики государства, налоговой системы, предполагающей соблюдение принципов регулируемой рыночной экономики и стимулирующей развитие хозяйства на всех уровнях
4. Вхождение РБ в мировое хозяйство с учетом внутреннего и международного разделения труда, состояния национальной экономики, ее потенциальных ресурсных и производственных возможностей с учетом экономического состояния, географического положения, национальных особенностей.
5. Создание конкурентоспособной продукции.
6. Формирование эффективной таможенной политики, учитывающей степень выгодности движения экспортной и импортной продукции.
7. Создание пакета законодательной базы, обеспечивающего углубление и расширение открытости национальной экономики. [3, с. 13-14]
Составной частью национальной стратегии развития Беларуси должны быть действия государственных и негосударственных институтов по приспособлению к неизбежным процессам глобализации. Институты должны больше внимания уделять внешним факторам, связанным с глобализацией. Ответом на вызовы и угрозы глобализации должны быть специальные механизмы, стимулирующие мировую конкурентоспособность предприятий страны, адаптацию к процессам, происходящим в мировой экономике и охраняющие их от внешних шоков. Внутренняя экономическая политика должна больше внимания уделять регулированию перетока иностранного капитала. Грамотная экономическая политика требует и эффективных негосударственных институтов ее реализации: профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей, банкиров, страховщиков и т. п.
Политика и институты должны способствовать трансферту в Беларусь высоких технологий. Инвестиционная политика должна быть направлена в первую очередь на привлечение ПИИ, которые повышают наукоемкость национальной экономики, обеспечивают доступ к высоким технологиям, включают страну в европейское и мировое научное пространство. Провозглашенная политика инновационного развития Беларуси может быть реализована только при условии интеграции Беларуси в европейское и мировое научное пространство, при условии привлечения иностранных инвестиций в сектор интеллектуальных услуг. По данным ЮНКТАД в 2004, 2005 гг. до двух третей ПИИ пошли в сектор услуг, что свидетельствует о переориентации потоков капитала из секторов добывающей и обрабатывающей промышленности в доминирующий в постиндустриальной экономике сектор услуг.
Активное участие Беларуси в международной торговле технологиями может позволить перейти от «перелива» новейших технологий в импортированных товарах к освоению новых знаний, воплощенных в импортированных машинах и оборудовании, а также технологий их изготовления. Такое освоение знаний и технологий, воплощения их в машины, для нас особенно важно, так как мы получаем в результате потенциальную возможность преодолеть свое технологическое отставание от более развитых стран мира.
Экономическая политика и институты не должны противопоставлять регионализацию глобализации. В случае Беларуси регионализация в Союз с Россией, а также в Евразэс должны стать двигателем для интеграции с другими регионально интегрированными экономиками. Беларусь наряду с Украиной должны стать своего рода мостом между Евразэс и ЕС.
Экономическая политика и институты должны способствовать повышению конкурентоспособности отечественных производителей на внешних рынках.
Итак, белорусская экономика, будучи глубоко вовлеченной в мировое хозяйство, естественно, попадает во все большую зависимость от состояния мировой конъюнктуры и национальных экономик, их глобализации и поэтому заинтересована не только в международной финансовой и экономической стабильности, но внимательно следит за происходящими в мире переменами.
Таким образом, оценка степени открытости экономики РБ весьма не однозначна. С одной стороны, по динамике количественных номинальных показателей, характеризующих внешнеторговую деятельность Беларуси, - ее можно оценить как малую открытую экономику. С другой стороны, в институциональном аспекте регулирование и формирование мирохозяйственных связей Беларусь, базируясь на протекционистских основах, имеет тенденцию к закрытости. Более того, обладая низким уровнем международной конкурентоспособности (присущим закрытым системам), а также протекционистской направленностью, - экономика Беларуси слабо адаптируется к изменениям внешней финансовой и экономической среды, не реагируя адекватно на импульсы мирового рынка.
Информация о работе Открытая экономика: критерии, факторы и последствия открытости