Отечественный и зарубежный опыт при бизнес-планировании инвестиционного проекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:23, реферат

Описание работы

В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и собственных перспективах и возможностях. При всем многообразии форм предпринимательства существуют ключевые положения, применимые практически во всех областях коммерческой деятельности для различных фирм. Необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться и обойти потенциальные трудности и опасности, тем самым уменьшив риск в достижении поставленных целей.

Работа содержит 1 файл

Отечественный и зарубежный опыт при бизнес.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

В процессе планирования отражается ожидание изменения в продажах, издержках, прибыли, активах и пассивах, но, главное, разрабатываются схемы денежных потоков, которые определяют внутреннее распределение обязанностей по учету и контролю за его расходами. Одновременно планирования денежных потоков служит инструментом контроля за ликвидностью [5].

Структура инвестиционного  плана выглядит следующим образом:

Титульный лист и оглавление.

Титульный лист имеет  следующее содержание:

    • заголовок плана;
    • дата его подготовки;
    • кто подготовил план, полное имя и адрес фирмы, а также имя предпринимателя и его домашний телефон;
    • для кого подготовлен план;
    • иногда рекомендуют включить в титульный лист заявление о том, что содержащиеся в документе сведения не подлежат разгласим, – так фиксируется право предпринимателя на свою идею.

Оглавление – это наиболее читаемая часть бизнес-плана, после титульного листа и резюме. Оно должно дать четкое представление о всем содержании бизнес-плана. Оглавление не должно быть перенасыщено деталями, однако необходимо выделить подзаголовки наиболее значимых отделов плана и не забыть пронумеровать страницы.

Резюме.

Резюме пишется в  последнюю очередь, после того как бизнес-план в целом составлен. Оно должно включать в себя основные положения и идеи бизнес-плана, выводы, к которым пришел предприниматель.

Структура резюме должна состоять из трех частей:

    • введение: включает цели плана, коротко выраженную суть проекта;
    • основное содержание: сжатое описание всех ключевых элементов бизнес-плана и его основных частей: род деятельности, прогноз спроса, стоимость проекта, источники финансирования и т.д.;
    • заключение: суммирует факторы будущего успеха предпринимателя, может включать описание основных способов действий предпринимателя.

Резюме – это ключевая часть документа, «продающая» его инвестору, и она должна быть составлена так, чтобы у читателя возникло желание продолжить чтение бизнес-плана. То есть резюме должно привлекать не количеством, а качеством, учитывать специфику деятельности и запросов потенциальных инвесторов.

Основными разделами  бизнес-плана являются:

    • Краткое описание.
    • Бизнес и его стратегия.
    • Рынок и маркетинговая стратегия (план-маркетинг).
    • Производство и эксплуатация.
    • Управление и процесс принятия решений.
    • Финансы (финансовый план).
    • Факторы риска.

Краткое описание.

Краткая история бизнеса, описывающая период его создания и роста краткое описание существующей стадии развития бизнеса и среды, в которой он ведется краткое описание распределения акций, ответственности и т.д., и участия руководства в принятии стратегических решений краткое описание целей бизнеса (например, указания о добавленной стоимости продукции при переработке и маркетинге) описание того, как было решено осуществлять предлагаемый бизнес-план и куда это может привести компанию.

Бизнес и его общая  стратегия. Этот раздел представляет собой  тщательное описание компании. Обычно он не превышает 5-ти страниц. Контрольный список вопросов для описания бизнеса и его общей стратегии: описание организации бизнеса, форм участия в нем, совета директоров, схемы управления и высокопрофессионального персонала, описание целей бизнеса, какими представляются экономические преимущества, будет ли являться добавленная стоимость производства продукции или услуг, характеристикой процесса переработки и маркетинга описание стратегии бизнеса на какой стадии находится бизнес в настоящее время какие стадии роста, могут быть, предсказаны на следующие 3-5 лет описание основных характеристик продукции и услуг: цены и качества стоимости в сравнении с конкурентами любых негативных характеристик бизнеса, и как они могут быть скорректированы или устранены правил и положений, и как их следует соблюдать описание стратегии управления и стратегии маркетинга, которым необходимо следовать.

Маркетинговый анализ. Предприниматель  должен показать, что он хорошо понимает рынок и требования рынка к  своей продукции. В этом разделе будет оцениваться предполагаемый доход бизнеса. Этот раздел должен состоять из:  анализа сектора промышленности структура данного сектора имеет большое влияние на успех бизнеса анализа нужд потребителей бизнес должен удовлетворять ожиданиям потребителей, таких, как розничные или оптовые торговцы, являющиеся собственниками магазинов или переработчиками продукции, и/или конечные пользователи [6].

 

 

 

 

 

 

2 Отечественный и зарубежный опыт при бизнес-планировании инвестиционного проекта

 

2.1 Отечественный опыт бизнес планирования

 

 

Бизнес-планирование  – явление новое в экономике Казахстана, несмотря на то, что многие понятия рыночной экономики уже вошли в деловую жизнь и практику наших предприятий (организаций). С развитием рынка в Казахстане необходимость бизнес-планирования стала настолько очевидной, что их применение становится массовым явлением.

Бизнес-планирование в Казахстане имеет свои особенности:

    • меняющиеся экономические отношения ставят руководителей перед необходимостью самим просчитывать свои будущие шаги и учиться вести борьбу с конкурентами;
    • появляется новое поколение руководителей, которые не были руководителями коммерческих организаций, и они плохо представляют весь круг ожидающих их экономических проблем, особенно в рыночной экономике;
    • казахстанские предприниматели должны научиться обосновывать свои заявки, доказывая инвесторам, что они могут просчитать все аспекты использования инвестиций не хуже бизнесменов из других стран.

 

  Однако  казахстанские предприниматели  часто не имеют необходимой профессиональной подготовки для написания бизнес-планов. У них большой опыт плановой и прогнозной работы, оценок экономической эффективности проектов. Но современная ситуация требует смещения акцента с производственной стороны проектов на рыночную. Необходимы оценка платежеспособного спроса на продукцию, состояние конкуренции, анализ экономической и финансовой устойчивости и результативность.   

Экономическая и социальная ситуация, в которой работают казахстанские предприятия, зачастую не позволяют им осуществлять прямое использование зарубежных методических разработок при составлении бизнес-планов. Необходима их адаптация к реальным хозяйственным, социальным, правовым и другим условиям нашей страны.  

Условия нарождающегося рынка  диктуют необходимость использования  общепринятой в других странах практики продвижения предпринимательских  проектов для инвестирования. К сожалению, казахстанская специфика инвестиционного климата даже усложняет процедуры разработки бизнес-планов и учета в них ряда трудно предсказуемых факторов.  

К ним можно отнести  уровни инфляции, различающиеся для  оцениваемых в бизнес-плане показателей (например: общая инфляция, инфляция на сбыт, на себестоимость продукции, на заработную плату, на основные фонды и т.д., плавающие банковские и налоговые ставки, перевод показателей тенге в твердые валюты, проблемы оплаты поставок из-за кризиса неплатежей, недостаточность информационных и статических данных)  

В месте с тем, зарубежный опыт и пока еще недостаточный  опыт отечественных предприятий  показывают, что даже в условиях переходного периода составить бизнес-планы заставляет сама жизнь, подвергающаяся экономическим и правовым воздействиям.  

Функционирование в ней предполагает необходимость разработки бизнес-плана для получения финансирования проекта. В кризисных же условиях переходного периода бизнес-план предприятия должен, прежде всего, решать задачи улучшения его финансового состояния или финансового оздоровления (санирования).  

Многие бизнесмены, проштудировавшие много зарубежным книг по разработке бизнес-планов и смело следовавшие изложенным в них советам и рекомендациям, столкнулись с не указанными в них, да и не известными на Западе трудностями. Казахстанская специфика бизнес-планирования заключается в следующем:

  • Обращаясь в фирму, занимающуюся составлением бизнес-планов и созданием новых предприятий необходимо учитывать, что такого рода фирмы предлагают типовой вариант бизнес-плана, который подходит не для всех организационно-правовых форм предприятий.
  • Многие стороны предпринимательской деятельности в Казахстане еще не урегулированы законодательно.
  • В Казахстане на данный момент ощущается нехватка квалифицированных специалистов по разработке, продвижению и реализации планов.
  • Необходимо особое внимание к юридическим вопросам разработки бизнес-планов и взаимоотношений с сотрудниками.
  • Требуются мероприятия по привлечению инвесторов, как внешних, так и иностранных.
  • Не следует во всем полагаться на зарубежный опыт бизнес-планирования, так как он не всегда учитывает особенности ведения и учета и процедуры финансирования.

Специальная литература, в которой рассматриваются различные  методические вопросы разработки бизнес-проектов, бизнес-планов и бизнес-справок, в основном переводная. В ней подробно излагаются вопросы бизнес-планирования применительно к фирмам, работающим по законам развитой рыночной экономики. У отечественных предприятий пока нет большого опыта разработки вопросов бизнес-планирования, да и рыночные отношения еще весьма далеки от желаемого уровня. Условия, в которых работают казахстанские предприятия, зачастую не позволяют им при составлении бизнес-планов напрямую использовать зарубежные методические разработки. Необходима их адаптация к реальным хозяйственным, социальным, правовым и другим ситуациям.

2.2 Зарубежный опыт бизнес планирования

 

 

 

  Американская специфика. Следует  помнить, что при переносе любых  зарубежных рекомендаций на казахстанскую почву необходима их корректировка с учетом казахстанских реалий. Наиболее  представляются следующие аспекты.

Первый аспект.  Для американца предпринимательская деятельность ассоциируется с такими понятиями, как свобода, независимость, самореализация и, если угодно, честь. В Америке предпринимательство является, прежде всего, образом жизни и только затем способом зарабатывать деньги. В США для предпринимателя начало собственного дела означает резкое снижение уровня жизни в первый период, по сравнению с уровнем при продолжении работы в чужой фирме. Американский руководитель подвержен столь сильному давлению конкуренции и рыночных механизмов, что фактически постоянно находится под контролем. Его деятельность определяется тем, насколько верно он способен оценить влияние этих факторов на его фирму, и в меньшей степени зависит от личных стремлений и симпатий.  Различно в США и Казахстане отношение к бухгалтерскому учету. В Казахстане учет – это прежде всего средство удовлетворить любопытство контролирующей инстанции, в США – инструмент для лучшего понимания своего бизнеса и поиска путей увеличения его доходности. Основным вопросом, волнующим западного предпринимателя, является живучесть бизнеса. Она определяется в первую очередь соотношением между стоимостью активов и суммарными обязательствами, т.е. балансом, что коренным образом отличается от привычного нам баланса, как соотношения расходов и доходов.

Второй аспект – гарантия того, что в кассе всегда будут наличные средства (этот вопрос особенно волнует западных предпринимателей). Имеется в виду не противопоставление наличных и безналичных денег, которого в Америке нет, а различие между тем, что вам заплатили, и тем, что еще должны заплатить.

Третий аспект – отдача от капитала. Если деньги вложены в свое дело, американец не испытывает морального удовлетворения без уверенности в том, что они принесут больший доход, чем если бы они были помещены в банк, потрачены на акции или пущены в рост каким-либо другим из общедоступных способов. Поэтому скрупулезно подсчитывается возврат капиталовложений, причем вернувшимися считаются и те средства, которые приходится немедленно реинвестировать в дело.  

Начинающий американский предприниматель находится в уникальных условиях в том смысле, что государство ему оказывает всемерную поддержку. Это в первую очередь информационное обслуживание и консультирование. В Казахстане необходимо компенсировать отсутствие государственных услуг собственной активностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Составление бизнес-плана – очень трудоемкое и ответственное дело. Необходимость соблюдения взаимосвязи между разделами, которые очевидны даже при кратком ознакомлении с разделами, ставят перед предприятием проблему выбора тех, кто должен составлять этот документ.

Многие зарубежные банки и инвестиционные фирмы вообще отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план был с начала и до конца составлен консультантом со стороны, а руководителем лишь подписан. Это объясняется тем, что инвестор отчетливо понимает, что если руководитель фирмы и ее специалисты не могут сами сделать бизнес-план, то уж дело они тем более не смогут поставить. При этом включаясь в работу лично, руководитель как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяя на крепость и сам замысел, и себя - хватит ли у него сил довести дело доуспеха и двигаться дальше. Конечно же, это не означает, что надо отказываться от услуг консультантов, наоборот, привлечение экспертов весьма приветствуется инвесторами.

В принципе нельзя назвать отрасли, в которой нельзя было бы использовать бизнес-план. В настоящее время едва ли не каждая российская компания хотя бы раз занималась составлением бизнес-плана. В подавляющем большинстве случаев к этому вынуждает желание привлечь внешние (как правило, иностранные) инвестиции. Характерно, что в подавляющем же большинстве случаев такие попытки бывают безуспешными.

Бизнес-план специальный  инструмент, который используется в современной рыночной экономике независимо от масштабов и сферы деятельности. Успех и в обычной рыночной торговле, и в выходе фирмы с новым продуктом на рынок невозможен без полного и ясного представления о перспективах предпринимаемого дела, без разработки надежных предварительных ориентиров и реального плана действий. Бизнес – план позволяет очертить круг проблем, с которыми столкнется фирма при реализации своих целей в изменчивой, неопределенной, конкурентной хозяйственно среде сформировать и обеспечить пути решения этих проблем.

Информация о работе Отечественный и зарубежный опыт при бизнес-планировании инвестиционного проекта