Отечественный и зарубежный опыт при бизнес-планировании инвестиционного проекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:23, реферат

Описание работы

В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и собственных перспективах и возможностях. При всем многообразии форм предпринимательства существуют ключевые положения, применимые практически во всех областях коммерческой деятельности для различных фирм. Необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться и обойти потенциальные трудности и опасности, тем самым уменьшив риск в достижении поставленных целей.

Работа содержит 1 файл

Отечественный и зарубежный опыт при бизнес.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на будущее  в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники  их получения, а также уметь четко  рассчитывать эффективность их использования в процессе работы фирмы.

В рыночной экономике  предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут  четко и эффективно планировать  свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как  о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и собственных перспективах и возможностях. При всем многообразии форм предпринимательства существуют ключевые положения, применимые практически во всех областях коммерческой деятельности для различных фирм. Необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться и обойти потенциальные трудности и опасности, тем самым уменьшив риск в достижении поставленных целей. Бизнес-план (БП) – комплексный документ, отражающий основные аспекты и показатели деятельности предприятия, дающие полное объективное представление о Деле (бизнесе).

Инвестиционное планирование обеспечивает взаимоувязку показателей  развития предприятия и поэтому  является сложным, трудоемким процессом, затрагивающим практически все  службы и подразделения.

Инвестиционное планирование обеспечивает необходимый контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов, создает необходимые условия для улучшения финансового состояния компании. Оно взаимосвязано с планированием хозяйственной деятельности и строится на основе других показателей плана (объема производства и реализации, сметы затрат на производство, плана капитальных вложений и др.). Однако составление инвестиционного плана является не простым арифметическим пересчетом показателей производства в финансовые показатели.

В процессе составления  проекта инвестиционного плана  осуществляется творческий подход к  показателям производственного  плана, выявляются и используются не учтенные в них внутрихозяйственные  резервы, находятся методы более  эффективного использования производственного потенциала компании, более рационального расходования материальных и денежных ресурсов, повышения потребительских свойств выпускаемой продукции и т.д.

Разработка инвестиционного  плана связана с определением затрат на реализуемую продукцию, выручки от реализации, денежных накоплений, амортизации, объема и источников финансирования, намечаемых на планируемый период инвестиций, потребности в оборотных средствах и источниках ее покрытия, распределении и использовании прибыли, взаимоотношений с бюджетом, банками.

1 Основы бизнес-планирования инвестиционного проекта

 

    1. Бизнес-план: сущность, понятие 

 

 

Бизнес-планирование представляет собой процесс написания бизнес-плана, в котором могут принимать  участие две заинтересованные стороны: инвестор, который хочет оценить эффективность вложения средств, и исполнители, в лице консультантов или персонала предприятия.

В первую очередь, бизнес-планирование необходимо инвестору, так как от этого в огромной мере зависит  судьба его предприятия, именно по этой причине бизнес-планирование не должно происходить без непосредственного участия инвестора [1].

Основные преимущества, которые дает предпринимателю бизнес-планирование:

    • дает возможность четко обдумать и оформить идеи, проверить их жизнеспособность на бумаге расчетным путем;
    • такой бумажный (виртуальный) вариант проверки идеи в конечном счете убережет предпринимателя от множества ошибок и ненужных затрат, сэкономит деньги, время и нервы;
    • позволяет предпринимателю гораздо лучше понять механизм работы предприятия и действовать в рыночной среде намного эффективнее;
    • после завершения процесса написания бизнес-плана, он будет служить предпринимателю, как схема или карта, точное следование которой позволит с большей вероятностью достигнуть намеченной цели.

Практика планирования выделяет несколько  типов бизнес-планов. Каждый тип  бизнес-плана имеет свои особенности. Выделяют четыре типа бизнес-планов.

    1. Внутренний бизнес-план фирмы.
    2. Бизнес-план для получения кредитов с целью пополнения оборотных средств (коммерческого кредита).
    3. Инвестиционный бизнес-план.
    4. Бизнес-план финансового оздоровления.

Возможны и другие классификации  типов бизнес-планов, например, по компонентам  менеджмента. Бизнес-планы согласно приведенной типологии разрабатываются  в различных модификациях в зависимости от назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или действующему)[2].

Следует отметить, что  бизнес-план финансового оздоровления предприятия составляется для неплатежеспособных предприятий в обязательном порядке, имеет свою структуру и логику изложения. Однако его разработка может оказаться полезной для всех казахстанских предприятий, большинство из которых испытывает значительные финансовые трудности.

Бизнес-план финансового оздоровления является основным документом для неплатежеспособных предприятий и служит:

    • для выработки стратегии выживания предприятия;
    • составления плана проведения реорганизационных процедур;
    • организации управления предприятием в условиях кризиса или в его предвидении;
    • обоснования необходимости и возможности предоставления предприятию государственной поддержки.

Бизнес-план состоит из следующих частей:

    1. Возможности фирмы (Резюме).
    2. Характеристика товаров (услуг).
    3. Характеристика рынка сбыта товаров (услуг).
    4. Конкуренция на рынках сбыта.
    5. План маркетинга.
    6. План производства.
    7. Организационный план.
    8. Оценка риска и страхования.
    9. Финансовый план.
    10. Стратегия финансирования.

 

 

    1. Инвестиционное планирование

 

 

Инвестиционное планирование обеспечивает необходимый контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов, создает необходимые условия для улучшения финансового состояния компании. Оно взаимосвязано с планированием хозяйственной деятельности и строится на основе других показателей плана (объема производства и реализации, сметы затрат на производство, плана капитальных вложений и др.). Однако составление инвестиционного плана является не простым арифметическим пересчетом показателей производства в финансовые показатели.

Инвестиционное планирование компании имеет следующую целевую направленность:

    1. Обеспечение финансовыми ресурсами и денежными средствами деятельности компании.
    2. Увеличение прибыли по основной деятельности и другим видам деятельности, если они имеют место.
    3. Организация финансовых взаимоотношений с бюджетом, внебюджетными фондами, банками, кредиторами и дебиторами.
    4. Обеспечение реальной сбалансированности планируемых доходов и расходов.
    5. Обеспечение платежеспособности и финансовой устойчивости.

Общий инвестиционный план разрабатывается сквозным образом с необходимыми промежуточными согласованиями по службам и подразделениям компании. Процедура инвестиционного планирования не сводится только к планированию финансовых показателей фирмы в целом, а включает также: планирование натуральных показателей и планирование по структурным подразделениям [3].

В процессе инвестиционного  планирования отслеживаются финансовые (на верхнем уровне), а также натуральные  показатели. В сводную службу поступают  итоговые показатели от каждого подразделения, которые при необходимости могут быть детализированы.

Основные задачи инвестиционного  планирования:

  1. обеспечение источниками финансирования основной деятельности предприятия (поддержание нормального уровня запасов сырья, материалов, готовой продукции, финансирование прироста оборотных средств, воспроизводства основных производственных фондов и т.д.);
  2. своевременное и в полном объеме выполнение обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами;
  3. обоснование эффективного вложения временно свободных денежных средств, поддержание остатка денежных средств недостаточном уровне;
  4. выявление резервов роста доходов предприятия;
  5. оптимизация использования прибыли;
  6. определение дивидендной политики;
  7. обоснование размера и условий привлечения внешних источников для финансирования инвестиционной деятельности предприятия;
  8. поддержание платежеспособности предприятия, обеспечение его финансовой устойчивости.

Методология инвестиционного  планирования на современном этапе предполагает решение предприятием ряда проблем:

  1. обоснование цели (системы целей) финансового плана, адекватной основным направлениям деятельности предприятия в перспективном периоде;
  2. определение системы актуальных для предприятия внутренних и внешних финансовых ограничений. В настоящее время одним из наиболее важных ограничений для большинства предприятий является критерий банкротства;
  3. определение горизонта финансового планирования;
  4. выбор методов планирования финансовых показателей и разработки финансовых планов;
  5. разработка процедуры финансового планирования: определение круга участвующих должностных лиц, меры их ответственности, оптимизация информационных связей и документооборота.

Цель инвестиционного  планирования предприятия конкретизируется в зависимости от длительности планируемого периода, результатов анализа его финансового состояния, на момент разработки финансового плана, динамики основных финансовых показателей в ретроспективе, результатов маркетинговых исследований, а также внешних условий (таких, как уровень инфляции, ставка рефинансирования Национального банка, курс тенге по отношению к твердым валютам, стабильность правового поля) [4].

Предприятие, имеющее  большую просроченную кредиторскую задолженность, финансовое положение  которого близко к критическому, при  разработке  инвестиционного плана  должно ориентироваться на обоснование антикризисных мероприятий, которые позволят избежать, банкротства. Организация, получающая стабильные доходы, финансово устойчивая, может при разработке финансового плана поставить цель – увеличить рентабельность продаж и производства в целом.

Вместе с тем система  целей инвестиционного планирования любого предприятия должна быть ориентирована  на увязку доходов и расходов, а  также обеспечение платежеспособности в краткосрочном периоде и (или) поддержание финансовой устойчивости в долгосрочном периоде.

При разработке инвестиционного  плана следует учитывать перечисленные  ниже факторы:

    1. стадии жизненного цикла продукта: внедрение, рост, зрелость, падение, а также идеи относительно новых продуктов;
    2. уровень конкуренции;
    3. человеческие ресурсы и взаимоотношения в коллективе;
    4. уровень предпринимательского и финансового риска;
    5. запасы на складе и оборачиваемость активов;
    6. маркетинговые и рекламные условия – в том числе, долю рынка;
    7. ценообразование на товары или услуги;
    8. потребности в финансировании и наличие средств;
    9. корпоративная и отраслевая стабильность, включая трудовые отношения между администрацией и профсоюзами, спрос на продукцию, государственное регулирование;
    10. особенности цикла и сезонные колебания, факторы политики и экономики;
    11. экономические и политические условия.

Основной целью инвестиционного  планирования является обеспечение  оптимального размера оборотных  средств, а также поддержание  ликвидности предприятия. Под ликвидностью понимается способность предприятия  осуществить денежные выплаты в объеме и в сроки, предусмотренные контрактами. Фирма, являющаяся ликвидной, в состоянии осуществлять свою текущую деятельность, т.е. у нее имеется достаточно средств, чтобы произвести необходимые выплаты работникам, поставщикам и инвесторам, заплатить налоги и т.д. И наоборот, фирма, не являющаяся ликвидной, не может в короткое время изыскать средства, необходимые для данных платежей, и это приводит к срыву текущих операций.

Заключительным этапом процесса стратегического инвестиционного  планирования является прогноз денежных потоков. Планирование денежных потоков является составной частью общего процесса планирования.

Информация о работе Отечественный и зарубежный опыт при бизнес-планировании инвестиционного проекта